Конспект урока и материалы с заданиями для учеников:
(на экране слайд №1)
(Учитель) Добрый день, уважаемые гости, мои замечательные ученики и их родители! Я рада приветствовать вас на нашем открытом уроке математики.
От своих учеников я часто слышу один и тот же вопрос: «Зачем нам это? Для чего мне эта математика с её формулами, графиками, доказательствами, анализом данных и т.д.?» Многие из наших детей уверенны, что если они не собираются стать бухгалтером, экономистом, банкиром или учителем математики, то и изучать её попросту не нужно. Сегодня мы пригласили наших родителей, чтобы обратиться к ним за помощью в решении данного вопроса.
(Учитель) Уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста, своим жизненным опытом. Какие математические знания и навыки полученные в школе, вы применяете в повседневной жизни и в какой сфере?
Родители отвечают на вопросы: (варианты ответов: Какие, где и как часто вы их применяете, могли бы обойтись без них и каковы бы были последствия? Доп. Вопросы для развернутого ответа родителей).
(Учитель) Спасибо вам что, поделились с нами своим опытом.
Как вы думаете о каких задачах мы сегодня будем говорить?
Ученики отвечают: (варианты ответов: о финансовых, о денежных, связанных с бюджетом).
(Учитель) Как бы вы сформулировали тему для сегодняшнего урока математики, на котором мы будем решать эти важные задачи?
Участники: (Предлагают варианты темы)
(Учитель) Объединяя все, что вы высказали, предлагаю кротко назвать этот урок: «Математика семейного бюджета» (слайд 2)
(Учитель) Но прежде, чем мы начнем решать финансовые задачи. Предлагаю ученикам освежить в памяти, те математические знания, которые им сейчас понадобятся для решения.
Ученики: (выполняют интерактивное задание на устный счет)
(Учитель) Молодцы, все отлично справились, и теперь можно приступать к выполнению основных заданий урока. Для их решения, я предлагаю ученикам разделиться на 2 группы, по цвету выбранных вами при входе фигур.
- за 1 стол садятся, те кто выбрал фигуры желтого цвета
- за 2 стол садятся те, кто выбрал фигуры зеленого цвета.
Ученики: (рассаживаются по группам)
(Учитель) Сегодня мы с вами поможем семье Петровых оценить их финансовые возможности, понять какие затраты они себе смогут позволить и хватит ли им имеющихся у них денежных средств.
Сбережения семьи Петровых на дополнительные расходы составляют:
70 000 руб.
При этом перед летними каникулами они планируют съездить на выходные в гости к родственнице в Санкт-Петербург и первой команде предстоит найти самый выгодный вариант для путешествия.
Так же возникли не предвиденные расходы на ремонт дачи, где дети с бабушкой хотели провести летние каникулы, а родители будут приезжать к ним каждые выходные, вторая команда поможет найти наиболее экономичный вариант данных расходов.
Родителям я предлагаю выступить в роли наставников, консультантов, и при необходимости помочь ребятам в решении задач.
У каждой команды на столе есть описание ситуации для решения, чтобы сэкономить время предлагаю вам разделить обязанности,
пусть те у кого «круги» решают задачу выбора билетов на поезд, а во второй команде на выбор организации поставщика для ремонта дачи.
Тогда у кого «квадраты» из 1 команды выберут билет на самолет, а во второй команде найдут наиболее экономичный вариант для поездки родителей общественным транспортном на лето.
После того как все закончат решение, для проверки, ответы необходимо внести в GOOGLE таблицу (Приложение 1), в соответствующие ячейки, и рассказать о том как и какие задачи вам пришлось выполнить, каков результат.
Если появятся вопросы обращайтесь ко мне или к родителям-консультантам. Желаю успеха, приступайте к решению.
Задание для первой группы участников 1.1 (желтый круг).
Прочитайте текст и ответьте на вопросы, ответы внесите в GOOGLE таблицу, расположенную в компьютере.
– Дети, мы с мамой хотим предложить на праздничные дни отправиться всем вместе в Санкт-Петербург. За три выходных дня мы сможем познакомиться с этим городом и интересно провести время, – сказал за ужином папа.
– Ой, как это здорово! – обрадовались девятилетний Андрей и одиннадцатилетняя Катя.
– Жить мы будем у нашей родственницы, она давно звала нас к себе погостить, – поддержала беседу мама.
– А вот выбор транспорта, которым мы будем добираться до Санкт-Петербурга и обратно, остаётся за нами.
– Мы так давно никуда не ездили на поезде, – включилась в разговор Катя.
– Я так люблю этот вид транспорта!
– А я всегда мечтал полетать на самолёте, – оживился Андрей.
– Ваши предпочтения, конечно, важны, но для пользы семейного бюджета необходимо рассчитать, какой вид транспорта будет наиболее финансово выгоден, – заметил папа.
– А в чём должна состоять выгода для семейного бюджета? – задумался Андрей.
– Например, авиабилет можно за дополнительную плату поменять на другую дату, если вдруг нашу маму не отпустят с работы, – уточнил папа.
ОБЩИЙ ВОПРОС 1: Почему обмен на другую дату авиабилета за дополнительную плату папа считает финансово выгодным условием? | ОТВЕТ внесите в электронную таблицу |
Выполняя следующую часть задания, я предлагаю вам разделить обязанности, пусть те, кто выбрал круги, решают часть задачи связанной с билетами на поезд, а те кто выбрал квадраты, рассчитают билеты на самолет. Крайнее задание, вы вновь выполните все вместе.
БИЛЕТЫ НА ПОЕЗД:
– Цены на железнодорожные билеты могут быть разными, – заметила мама.
– Цена зависит не только от расстояния, которое необходимо на поезде преодолеть, но и от типа поезда и вагона.
– Кроме того, стоимость билетов будет ещё зависеть от времени отправления поезда, – уточнил папа.
– Билеты на ночные поезда до Санкт-Петербурга в полтора раза дороже, чем на дневные.
– Когда мы знаем условия и цены на билеты, мы можем выбрать те, которые нам наиболее выгодны, – обрадовалась Катя.
– Вот посмотрите, на сайте компании, продающей билеты, можно сравнить их стоимость:
ВОПРОС 1: На какой поезд, в какой вагон и на какое время выгоднее семье приобрести билеты? Выберите один верный вариант ответа, и внесите его в эл. таблицу | Сидячий вагон в скором поезде в ночное время Плацкартный вагон в скором поезде в дневное время Сидячий вагон в скоростном поезде в дневное время Купе в скоростном поезде в ночное время |
– А ещё на детские билеты и на поезд, и на самолёт предоставляется скидка 50 %, – заметила мама. – Но только детские билеты на поезд рассчитаны на детей до 10 лет, а на самолёт – до 12 лет. Это значит, что для девятилетнего Андрея в любом случае можно купить льготный билет, а для одиннадцатилетней Кати по льготной цене можно купить только билет на самолёт.
– Давайте подсчитаем, какую сумму необходимо будет потратить на билеты на поезд нашей семье с учётом этой льготы:
ВОПРОС 2: Произведите расчеты стоимости билетов, с учетом льготы, при покупке билетов на поезд. | Внесите результат в эл. таблицу |
Для итогового выбора билетов, продолжите решать задачу вместе со второй подгруппой
ОБЩИЙ ВОПРОС 2: Каким транспортом семье с двумя детьми девяти и одиннадцати лет будет дешевле добраться до Санкт-Петербурга? | |
ОБЩИЙ ВОПРОС 3: Сколько денег сэкономит семья, выбирая более дешёвый для себя вид транспорта? | Ответы внесите в эл. таблицу |
ОБЩИЙ ВОПРОС 4: Какова сумма затрат на данную поездку? |
Ответ внесите в электронную таблицу, расскажите остальным участникам урока, какую задачу вам пришлось решать, с какими вопросами вы столкнулись, какой вывод вы сделали по результатам ваших вычислений.
Задание для первой группы участников 1.2 (желтый квадрат).
Прочитайте текст и ответьте на вопросы, ответы внесите в GOOGLE таблицу, расположенную в компьютере.
– Дети, мы с мамой хотим предложить на праздничные дни отправиться всем вместе в Санкт-Петербург. За три выходных дня мы сможем познакомиться с этим городом и интересно провести время, – сказал за ужином папа.
– Ой, как это здорово! – обрадовались девятилетний Андрей и одиннадцатилетняя Катя.
– Жить мы будем у нашей родственницы, она давно звала нас к себе погостить, – поддержала беседу мама.
– А вот выбор транспорта, которым мы будем добираться до Санкт-Петербурга и обратно, остаётся за нами.
– Мы так давно никуда не ездили на поезде, – включилась в разговор Катя.
– Я так люблю этот вид транспорта!
– А я всегда мечтал полетать на самолёте, – оживился Андрей.
– Ваши предпочтения, конечно, важны, но для пользы семейного бюджета необходимо рассчитать, какой вид транспорта будет наиболее финансово выгоден, – заметил папа.
– А в чём должна состоять выгода для семейного бюджета? – задумался Андрей.
– Например, авиабилет можно за дополнительную плату поменять на другую дату, если вдруг нашу маму не отпустят с работы, – уточнил папа.
ОБЩИЙ ВОПРОС 1: Почему обмен на другую дату авиабилета за дополнительную плату папа считает финансово выгодным условием? | ОТВЕТ внесите в электронную таблицу |
Выполняя следующую часть задания, я предлагаю вам разделить обязанности, пусть те, кто выбрал круги, решают часть задачи связанной с билетами на поезд, а те кто выбрал квадраты, рассчитают билеты на самолет. Крайнее задание, вы вновь выполните все вместе.
БИЛЕТЫ НА САМОЛЕТ:
– Мы с вами внимательно изучили всё, что связано с покупкой железнодорожных билетов, а теперь давайте посмотрим, как обстоят дела с покупкой авиабилетов, – предложил папа. – Одна из авиакомпаний предлагает несколько тарифов на перелёт до Санкт-Петербурга, – сказала мама.
– Оказывается, цена на авиабилеты зависит от разных условий, – удивился Андрей.
ВОПРОС 1: Какой тариф из предложенных авиакомпанией будет выгоден семье при каждом из представленных условий? Запишите ответы в электронную таблицу. | |
– А ещё на детские билеты и на поезд, и на самолёт предоставляется скидка 50 %, – заметила мама. – Но только детские билеты на поезд рассчитаны на детей до 10 лет, а на самолёт – до 12 лет. Это значит, что для девятилетнего Андрея в любом случае можно купить льготный билет, а для одиннадцатилетней Кати по льготной цене можно купить только билет на самолёт.
- Возможные варианты тарифов на билеты мы изучили, но нас все-же больше интересует самый экономичный вариант, поэтому от багажа можно отказаться – сказал папа.- И мама с работы уже отпросилась, поэтому рассчитаем самый экономичный вариант билетов на самолет, До Санкт-Петербурга и обратно.
ВОПРОС 2: Произведите расчеты стоимости билетов с учетом льготы при покупке билетов на самолет. | внесите результат в эл. таблицу |
Для итогового выбора билетов, продолжите решать задачу вместе со второй подгруппой
ОБЩИЙ ВОПРОС 2: Каким транспортом семье с двумя детьми девяти и одиннадцати лет будет дешевле добраться до Санкт-Петербурга? | |
ОБЩИЙ ВОПРОС 3: Сколько денег сэкономит семья, выбирая более дешёвый для себя вид транспорта? | Ответы внесите в эл. таблицу |
ОБЩИЙ ВОПРОС 4: Какова сумма затрат на данную поездку? |
Ответ внесите в электронную таблицу, расскажите остальным участникам урока, какую задачу вам пришлось решать, с какими вопросами вы столкнулись, какой вывод вы сделали по результатам ваших вычислений.
Какова итоговая сумма всех затрат семьи Петровых? | ответ запишите в эл. таблицу |
Сможет ли семья Петровых осуществить свои планы используя только свои сбережения? |
Задание для второй группы участников 2.1 (зеленый круг).
Прочитайте текст и ответьте на вопросы, ответы внесите в GOOGLE таблицу, расположенную в компьютере.
В тёплый апрельский вечер, когда вся семья собралась за столом, папа обратился к младшим членам семьи – Кате и Андрею. – Дорогие дети, в выходные мы с мамой съездили на дачу. Увиденное нас огорчило: протекла крыша, намокли стены, одну из комнат надо ремонтировать. Комната немаленькая: высота 2,5 метра и большие стены, две из которых длиной по 4 метра, а две – по 5 метров. Стены лучше всего обить вагонкой – это такие гладкие деревянные доски, – пояснил папа. – Ремонт нужно завершить до июня, когда вы с бабушкой поселитесь на даче.
– Нам предстоят траты, которые мы не планировали, и одна из них – покупка вагонки. На это потребуется приличная сумма. Чтобы сэкономить, мы решили в этом году крышу лишь залатать, а вот стены, покрытые плесенью, придётся менять, – продолжила разговор мама.
ОБЩИЙ ВОПРОС 1: Какую финансовую проблему нужно решить семье? Внесите один верный вариант ответа в эл. таблицу | Залатать протёкшую крышу Сделать ремонт в доме Убрать плесень со стен Найти деньги на ремонт |
– Я правильно понял, что нам теперь придётся отказаться и от каркасного бассейна, и от велосипеда, и от празднования юбилея бабушки? – спросил Андрей.
– Кое на что у нас, возможно, деньги и останутся. Однако расходы предстоят немаленькие, поэтому подумаем, на чём можно сэкономить.
– Я думаю, что стоит проанализировать траты, которые мы запланировали, – предложил папа. – А мы планировали купить каркасный бассейн, дублёнку маме, так как старая износилась, и отпраздновать юбилей бабушки, который состоится в июле.
– Ещё мы планировали купить Андрею велосипед, а мне к сентябрю новую форму, – добавила Катя. – И ещё вы хотели купить нам батут.
– Значит, надо подумать, от каких трат в этом году мы можем отказаться, от каких не можем, а какие можно перенести на август, – предложила мама.
ОБЩИЙ ВОПРОС 2: От каких трат можно отказаться, какие можно отложить на август и от каких отказаться нельзя? Отметьте один ответ в каждой строке. (результат внесите в эл. таблицу) | |
Выполняя следующую часть задания, я предлагаю вам разделить обязанности, пусть те, кто выбрал «круги», решают часть задачи связанную с выбором фирмы поставщика, а те кто выбрал квадраты, рассчитают, как наиболее выгодно оплачивать проезд родителям все лето. Крайнее задание, вы вновь выполните вместе.
ВЫБОР ПОСТАВЩИКА
– Теперь нам нужно решить, какую вагонку лучше купить. Просмотрев множество сайтов, семья остановилась на двух видах вагонки: из лиственницы и ангарской сосны. Вагонка из ангарской сосны была дороже, но семья приняла решение купить именно её.
ВОПРОС 1: В чём финансовая целесообразность покупки вагонки из ангарской сосны? Внесите ответ в электронную таблицу. | |
– Я готов на этой неделе оплатить покупку. Мне посоветовали три фирмы, которые продают качественную вагонку из ангарской сосны. Давайте посмотрим, у какой компании целесообразно её купить, – предложила мама.
Вопрос 2: У какой из трёх фирм целесообразно купить вагонку? | |
– Нам необходимо обшить вагонкой площадь четырёх стен комнаты, – сказал папа. – Высота стен в комнате, которую будем ремонтировать, 2,5 метра. Две стены длиной по 4 метра, а две – по пять. Одной упаковки вагонки хватает на 5 кв. м. Одна упаковка вагонки стоит 1750 руб.
Вопрос 3: Какая денежная сумма потребуется для покупки вагонки, необходимой для отделки площади четырёх стен комнаты дачного дома, без учета скидки от поставщика? (Скидка от поставщика полностью компенсирует доставку) | Внесите ответ в эл. таблицу |
– Я думаю, нам не нужно обшивать вагонкой всю площадь стен, – возразила мама. – Две стены будут не полностью обшиваться. Возможно, мы сможем обойтись меньшим количеством вагонки.
Вот смотрите: Дверь ширина 0,8 м, высота 2 м, итого 1,6 кв. м, Окно ширина 1,6 м, высота 1,2 м, итого 1,9 кв. м. Всего 3,5 кв. метра
– На каждый квадратный метр уходит 2 доски. Значит, из упаковки, в которой 10 досок, нам 7 досок не понадобится, – сказала мама. – Выбранная нами кампания продает вагонку и упаковками, и поштучно. Цена 10 досок в упаковке 1750 рублей, цена 1 доски поштучно - 250 рублей.
ВОПРОС 4: Какова итоговая сумма покупки, если семья не станет приобретать ненужные ей 7 досок? | ответ запишите в эл. таблицу |
Для итогового расчета суммы не предвиденных затрат, продолжите решать задачу вместе со второй подгруппой
ОБЩИЙ ВОПРОС 3: Какова сумма итоговых затрат на покупку вагонки и оплату проезда за город за все лето? | ответ запишите в эл. таблицу |
Какова итоговая сумма всех затрат семьи Петровых? | ответ запишите в эл. таблицу |
Сможет ли семья Петровых осуществить свои планы используя только свои сбережения? |
Задание для второй группы участников 2.2 (зеленый квадрат).
Прочитайте текст и ответьте на вопросы, ответы внесите в GOOGLE таблицу, расположенную в компьютере.
В тёплый апрельский вечер, когда вся семья собралась за столом, папа обратился к младшим членам семьи – Кате и Андрею. – Дорогие дети, в выходные мы с мамой съездили на дачу. Увиденное нас огорчило: протекла крыша, намокли стены, одну из комнат надо ремонтировать. Комната немаленькая: высота 2,5 метра и большие стены, две из которых длиной по 4 метра, а две – по 5 метров. Стены лучше всего обить вагонкой – это такие гладкие деревянные доски, – пояснил папа. – Ремонт нужно завершить до июня, когда вы с бабушкой поселитесь на даче.
– Нам предстоят траты, которые мы не планировали, и одна из них – покупка вагонки. На это потребуется приличная сумма. Чтобы сэкономить, мы решили в этом году крышу лишь залатать, а вот стены, покрытые плесенью, придётся менять, – продолжила разговор мама.
ОБЩИЙ ВОПРОС 1: Какую финансовую проблему нужно решить семье? Внесите один верный вариант ответа в эл. таблицу | Залатать протёкшую крышу Сделать ремонт в доме Убрать плесень со стен Найти деньги на ремонт |
– Я правильно понял, что нам теперь придётся отказаться и от каркасного бассейна, и от велосипеда, и от празднования юбилея бабушки? – спросил Андрей.
– Кое на что у нас, возможно, деньги и останутся. Однако расходы предстоят немаленькие, поэтому подумаем, на чём можно сэкономить.
– Я думаю, что стоит проанализировать траты, которые мы запланировали, – предложил папа. – А мы планировали купить каркасный бассейн, дублёнку маме, так как старая износилась, и отпраздновать юбилей бабушки, который состоится в июле.
– Ещё мы планировали купить Андрею велосипед, а мне к сентябрю новую форму, – добавила Катя. – И ещё вы хотели купить нам батут.
– Значит, надо подумать, от каких трат в этом году мы можем отказаться, от каких не можем, а какие можно перенести на август, – предложила мама.
ОБЩИЙ ВОПРОС 2: От каких трат можно отказаться, какие можно отложить на август и от каких отказаться нельзя? Отметьте один ответ в каждой строке. (результат внесите в эл. таблицу) | |
Выполняя следующую часть задания, я предлагаю вам разделить обязанности, пусть те, кто выбрал «круги», решают часть задачи связанную с выбором фирмы поставщика, а те кто выбрал квадраты, рассчитают, как наиболее выгодно оплачивать проезд родителям все лето. Крайнее задание, вы вновь выполните вместе.
ВЫБОР СПОСОБА ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА:
– Летом мы домашние задания делать не будем, можно перевести интернет на более дешёвый тариф, – сказал Андрей. – Кроме того, летом мы, в основном, на улице, – поддержала брата Катя. – Дни длинные, значит, свет будем зажигать поздно. – А нам с мамой по-прежнему нужно ездить на работу и ещё каждую неделю добираться к вам на дачу. Помимо оплаты городского транспорта мы будем вынуждены покупать билеты на электричку и загородный автобус.
- Нужно рассчитать наиболее дешевый вид оплаты проезда на загородный автобус и электричку - уточнила мама. - Необходимо посмотреть календарь на 2022 год, сколько недель приходится на летние месяцы, в которых есть выходные дни? Тогда сможем посчитать количество поездок летом.
Вопрос 1: По календарю 2022 года, определите количество летних недель, в которых есть выходные? | ответ запишите в эл. таблицу |
- На сайте автоколонны я нашла возможные варианты оплаты проезда, они внесены в таблицу - сказала мама. – Какой вариант нам больше всех подойдет, если учесть, что в субботу мы будем приезжать на дачу, а в воскресенье возвращаться обратно?
Тарифы оплаты проезда загородного автобуса
Количество поездок | Стоимость карты оплаты | Дополнительные условия |
1 | 115 руб. | Срок действия карты, 5 календарных дней |
10 | 1050 руб. | При покупке 2 карт, предоставляется дополнительная скидка 5%, срок действия 70 календарных дней |
30 | 2850 руб | Срок действия карты, 90 календарных дней |
Не ограничено | 3500 руб. | Срок действия карты, 30 календарных дней |
ВОПРОС 2: Во сколько рублей обойдётся самый дешёвый вариант проезда в автобусе на одного из родителей? | ответ запишите в эл. таблицу |
- Осталось посчитать какой тариф на электричку нам выбрать? – сказал папа. - На сайте РЖД предлагает на выбор несколько вариантов оплаты электрички.
Вопрос 3: Во сколько рублей обойдется самый дешевый вариант проезда на электричке одному из родителей? | ответ запишите в эл. таблицу |
Вопрос 4: Сколько потратят оба родителя при оплате проезда на дачу за всё лето? |
Для итогового расчета суммы не предвиденных затрат, продолжите решать задачу вместе со второй подгруппой
ОБЩИЙ ВОПРОС 3: Какова сумма итоговых затрат на покупку вагонки и оплату проезда за город за все лето? | ответ запишите в эл. таблицу |
Какова итоговая сумма всех затрат семьи Петровых? | ответ запишите в эл. таблицу |
Сможет ли семья Петровых осуществить свои планы используя только свои сбережения? |
(Учитель) Прошу первую группу выйти к доске и рассказать всем остальным участникам какие задачи они выполняли, каков полученный результат.
Ученики: выходят и презентуют по таблице всю проделанную работу и полученный результат.
(Учитель) Прошу представителей из второй группы поделиться своими достижениями в решении предложенной им ситуации.
Ученики: выходят и презентуют по таблице всю проделанную работу и полученный результат.
(Учитель) После оглашения всех расчетов, давайте ответим на первый вопрос семьи Петровых «Хватит ли им средств?» и внесем сумму минимальных расходов в поле таблицы.
Ученики: суммируют результат и вносят итоговую сумму.
(Учитель) Благодарю всех за плодотворное сотрудничество! Прошу родителей оставить свой отзыв по QR-коду на программе семинара, а учеников заполнить лист оценки своих достижений при решении такого вида задач (Приложение 2)
Урок окончен.
Приложение 1:
Приложение 2:
Рефлексия: Оцените по предложенной шкале свой личный вклад в работу группы, оцените полученный результат, довольны ли вы своим результатом? (ответ на вопрос напишите в комментариях)
Интерпретация результатов:
16 – 13 баллов, высокий уровень вклада в работу группы.
12 – 9 баллов, средний уровень вклада в работу группы.
8 – 5 баллов, низкий уровень вклада в работу группы.
4 – 0 баллов, недостаточный вклад в работу группы.
Комментарии: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________