СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и материалы заданий (приложения) для урока математики_Математика семейного бюджета

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном файле содержится конспект, материалы заданий для групп участников, все приложения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект и материалы заданий (приложения) для урока математики_Математика семейного бюджета»

Конспект урока и материалы с заданиями для учеников:

(на экране слайд №1)

(Учитель) Добрый день, уважаемые гости, мои замечательные ученики и их родители! Я рада приветствовать вас на нашем открытом уроке математики.

От своих учеников я часто слышу один и тот же вопрос: «Зачем нам это? Для чего мне эта математика с её формулами, графиками, доказательствами, анализом данных и т.д.?» Многие из наших детей уверенны, что если они не собираются стать бухгалтером, экономистом, банкиром или учителем математики, то и изучать её попросту не нужно. Сегодня мы пригласили наших родителей, чтобы обратиться к ним за помощью в решении данного вопроса.

(Учитель) Уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста, своим жизненным опытом. Какие математические знания и навыки полученные в школе, вы применяете в повседневной жизни и в какой сфере?

Родители отвечают на вопросы: (варианты ответов: Какие, где и как часто вы их применяете, могли бы обойтись без них и каковы бы были последствия? Доп. Вопросы для развернутого ответа родителей).

(Учитель) Спасибо вам что, поделились с нами своим опытом.

Как вы думаете о каких задачах мы сегодня будем говорить?

Ученики отвечают: (варианты ответов: о финансовых, о денежных, связанных с бюджетом).

(Учитель) Как бы вы сформулировали тему для сегодняшнего урока математики, на котором мы будем решать эти важные задачи?

Участники: (Предлагают варианты темы)

(Учитель) Объединяя все, что вы высказали, предлагаю кротко назвать этот урок: «Математика семейного бюджета» (слайд 2)

(Учитель) Но прежде, чем мы начнем решать финансовые задачи. Предлагаю ученикам освежить в памяти, те математические знания, которые им сейчас понадобятся для решения.

Ученики: (выполняют интерактивное задание на устный счет)

(Учитель) Молодцы, все отлично справились, и теперь можно приступать к выполнению основных заданий урока. Для их решения, я предлагаю ученикам разделиться на 2 группы, по цвету выбранных вами при входе фигур.

- за 1 стол садятся, те кто выбрал фигуры желтого цвета

- за 2 стол садятся те, кто выбрал фигуры зеленого цвета.

Ученики: (рассаживаются по группам)

(Учитель) Сегодня мы с вами поможем семье Петровых оценить их финансовые возможности, понять какие затраты они себе смогут позволить и хватит ли им имеющихся у них денежных средств.

Сбережения семьи Петровых на дополнительные расходы составляют:

70 000 руб.

При этом перед летними каникулами они планируют съездить на выходные в гости к родственнице в Санкт-Петербург и первой команде предстоит найти самый выгодный вариант для путешествия.

Так же возникли не предвиденные расходы на ремонт дачи, где дети с бабушкой хотели провести летние каникулы, а родители будут приезжать к ним каждые выходные, вторая команда поможет найти наиболее экономичный вариант данных расходов.

Родителям я предлагаю выступить в роли наставников, консультантов, и при необходимости помочь ребятам в решении задач.

У каждой команды на столе есть описание ситуации для решения, чтобы сэкономить время предлагаю вам разделить обязанности,

  • пусть те у кого «круги» решают задачу выбора билетов на поезд, а во второй команде на выбор организации поставщика для ремонта дачи.

  • Тогда у кого «квадраты» из 1 команды выберут билет на самолет, а во второй команде найдут наиболее экономичный вариант для поездки родителей общественным транспортном на лето.

После того как все закончат решение, для проверки, ответы необходимо внести в GOOGLE таблицу (Приложение 1), в соответствующие ячейки, и рассказать о том как и какие задачи вам пришлось выполнить, каков результат.

Если появятся вопросы обращайтесь ко мне или к родителям-консультантам. Желаю успеха, приступайте к решению.











Задание для первой группы участников 1.1 (желтый круг).

  • Прочитайте текст и ответьте на вопросы, ответы внесите в GOOGLE таблицу, расположенную в компьютере.

Дети, мы с мамой хотим предложить на праздничные дни отправиться всем вместе в Санкт-Петербург. За три выходных дня мы сможем познакомиться с этим городом и интересно провести время, – сказал за ужином папа.

Ой, как это здорово! – обрадовались девятилетний Андрей и одиннадцатилетняя Катя.

Жить мы будем у нашей родственницы, она давно звала нас к себе погостить, – поддержала беседу мама.

А вот выбор транспорта, которым мы будем добираться до Санкт-Петербурга и обратно, остаётся за нами.

Мы так давно никуда не ездили на поезде, – включилась в разговор Катя.

Я так люблю этот вид транспорта!

А я всегда мечтал полетать на самолёте, – оживился Андрей.

Ваши предпочтения, конечно, важны, но для пользы семейного бюджета необходимо рассчитать, какой вид транспорта будет наиболее финансово выгоден, – заметил папа.

А в чём должна состоять выгода для семейного бюджета? – задумался Андрей.

Например, авиабилет можно за дополнительную плату поменять на другую дату, если вдруг нашу маму не отпустят с работы, – уточнил папа.

ОБЩИЙ ВОПРОС 1: Почему обмен на другую дату авиабилета за дополнительную плату папа считает финансово выгодным условием?

ОТВЕТ внесите в электронную таблицу



  • Выполняя следующую часть задания, я предлагаю вам разделить обязанности, пусть те, кто выбрал круги, решают часть задачи связанной с билетами на поезд, а те кто выбрал квадраты, рассчитают билеты на самолет. Крайнее задание, вы вновь выполните все вместе.

БИЛЕТЫ НА ПОЕЗД:

Цены на железнодорожные билеты могут быть разными, – заметила мама.

Цена зависит не только от расстояния, которое необходимо на поезде преодолеть, но и от типа поезда и вагона.

Кроме того, стоимость билетов будет ещё зависеть от времени отправления поезда, – уточнил папа.

Билеты на ночные поезда до Санкт-Петербурга в полтора раза дороже, чем на дневные.

Когда мы знаем условия и цены на билеты, мы можем выбрать те, которые нам наиболее выгодны, – обрадовалась Катя.

Вот посмотрите, на сайте компании, продающей билеты, можно сравнить их стоимость:

ВОПРОС 1: На какой поезд, в какой вагон и на какое время выгоднее семье приобрести билеты? Выберите один верный вариант ответа, и внесите его в эл. таблицу

  • Сидячий вагон в скором поезде в ночное время

  • Плацкартный вагон в скором поезде в дневное время

  • Сидячий вагон в скоростном поезде в дневное время

  • Купе в скоростном поезде в ночное время




А ещё на детские билеты и на поезд, и на самолёт предоставляется скидка 50 %, – заметила мама. – Но только детские билеты на поезд рассчитаны на детей до 10 лет, а на самолёт – до 12 лет. Это значит, что для девятилетнего Андрея в любом случае можно купить льготный билет, а для одиннадцатилетней Кати по льготной цене можно купить только билет на самолёт.

Давайте подсчитаем, какую сумму необходимо будет потратить на билеты на поезд нашей семье с учётом этой льготы:

ВОПРОС 2: Произведите расчеты стоимости билетов, с учетом льготы, при покупке билетов на поезд.

Внесите результат в эл. таблицу



  • Для итогового выбора билетов, продолжите решать задачу вместе со второй подгруппой

    ОБЩИЙ ВОПРОС 2: Каким транспортом семье с двумя детьми девяти и одиннадцати лет будет дешевле добраться до Санкт-Петербурга?

    • Поездом

    • Самолётом


    ОБЩИЙ ВОПРОС 3: Сколько денег сэкономит семья, выбирая более дешёвый для себя вид транспорта?

    Ответы внесите в эл. таблицу

    ОБЩИЙ ВОПРОС 4: Какова сумма затрат на данную поездку?

  • Ответ внесите в электронную таблицу, расскажите остальным участникам урока, какую задачу вам пришлось решать, с какими вопросами вы столкнулись, какой вывод вы сделали по результатам ваших вычислений.

Задание для первой группы участников 1.2 (желтый квадрат).

  • Прочитайте текст и ответьте на вопросы, ответы внесите в GOOGLE таблицу, расположенную в компьютере.

Дети, мы с мамой хотим предложить на праздничные дни отправиться всем вместе в Санкт-Петербург. За три выходных дня мы сможем познакомиться с этим городом и интересно провести время, – сказал за ужином папа.

Ой, как это здорово! – обрадовались девятилетний Андрей и одиннадцатилетняя Катя.

Жить мы будем у нашей родственницы, она давно звала нас к себе погостить, – поддержала беседу мама.

А вот выбор транспорта, которым мы будем добираться до Санкт-Петербурга и обратно, остаётся за нами.

Мы так давно никуда не ездили на поезде, – включилась в разговор Катя.

Я так люблю этот вид транспорта!

А я всегда мечтал полетать на самолёте, – оживился Андрей.

Ваши предпочтения, конечно, важны, но для пользы семейного бюджета необходимо рассчитать, какой вид транспорта будет наиболее финансово выгоден, – заметил папа.

А в чём должна состоять выгода для семейного бюджета? – задумался Андрей.

Например, авиабилет можно за дополнительную плату поменять на другую дату, если вдруг нашу маму не отпустят с работы, – уточнил папа.

ОБЩИЙ ВОПРОС 1: Почему обмен на другую дату авиабилета за дополнительную плату папа считает финансово выгодным условием?

ОТВЕТ внесите в электронную таблицу



  • Выполняя следующую часть задания, я предлагаю вам разделить обязанности, пусть те, кто выбрал круги, решают часть задачи связанной с билетами на поезд, а те кто выбрал квадраты, рассчитают билеты на самолет. Крайнее задание, вы вновь выполните все вместе.

БИЛЕТЫ НА САМОЛЕТ:

Мы с вами внимательно изучили всё, что связано с покупкой железнодорожных билетов, а теперь давайте посмотрим, как обстоят дела с покупкой авиабилетов, – предложил папа. – Одна из авиакомпаний предлагает несколько тарифов на перелёт до Санкт-Петербурга, – сказала мама.

Оказывается, цена на авиабилеты зависит от разных условий, – удивился Андрей.

ВОПРОС 1: Какой тариф из предложенных авиакомпанией будет выгоден семье при каждом из представленных условий? Запишите ответы в электронную таблицу.




А ещё на детские билеты и на поезд, и на самолёт предоставляется скидка 50 %, – заметила мама. – Но только детские билеты на поезд рассчитаны на детей до 10 лет, а на самолёт – до 12 лет. Это значит, что для девятилетнего Андрея в любом случае можно купить льготный билет, а для одиннадцатилетней Кати по льготной цене можно купить только билет на самолёт.

- Возможные варианты тарифов на билеты мы изучили, но нас все-же больше интересует самый экономичный вариант, поэтому от багажа можно отказаться – сказал папа.- И мама с работы уже отпросилась, поэтому рассчитаем самый экономичный вариант билетов на самолет, До Санкт-Петербурга и обратно.

ВОПРОС 2: Произведите расчеты стоимости билетов с учетом льготы при покупке билетов на самолет.

внесите результат в эл. таблицу

  • Для итогового выбора билетов, продолжите решать задачу вместе со второй подгруппой

    ОБЩИЙ ВОПРОС 2: Каким транспортом семье с двумя детьми девяти и одиннадцати лет будет дешевле добраться до Санкт-Петербурга?

    • Поездом

    • Самолётом


    ОБЩИЙ ВОПРОС 3: Сколько денег сэкономит семья, выбирая более дешёвый для себя вид транспорта?

    Ответы внесите в эл. таблицу

    ОБЩИЙ ВОПРОС 4: Какова сумма затрат на данную поездку?

  • Ответ внесите в электронную таблицу, расскажите остальным участникам урока, какую задачу вам пришлось решать, с какими вопросами вы столкнулись, какой вывод вы сделали по результатам ваших вычислений.

Какова итоговая сумма всех затрат семьи Петровых?

ответ запишите в эл. таблицу

Сможет ли семья Петровых осуществить свои планы используя только свои сбережения?

































Задание для второй группы участников 2.1 (зеленый круг).

  • Прочитайте текст и ответьте на вопросы, ответы внесите в GOOGLE таблицу, расположенную в компьютере.

В тёплый апрельский вечер, когда вся семья собралась за столом, папа обратился к младшим членам семьи – Кате и Андрею. – Дорогие дети, в выходные мы с мамой съездили на дачу. Увиденное нас огорчило: протекла крыша, намокли стены, одну из комнат надо ремонтировать. Комната немаленькая: высота 2,5 метра и большие стены, две из которых длиной по 4 метра, а две – по 5 метров. Стены лучше всего обить вагонкой – это такие гладкие деревянные доски, – пояснил папа. – Ремонт нужно завершить до июня, когда вы с бабушкой поселитесь на даче.

Нам предстоят траты, которые мы не планировали, и одна из них – покупка вагонки. На это потребуется приличная сумма. Чтобы сэкономить, мы решили в этом году крышу лишь залатать, а вот стены, покрытые плесенью, придётся менять, – продолжила разговор мама.

ОБЩИЙ ВОПРОС 1: Какую финансовую проблему нужно решить семье? Внесите один верный вариант ответа в эл. таблицу

  • Залатать протёкшую крышу

  • Сделать ремонт в доме

  • Убрать плесень со стен

  • Найти деньги на ремонт



Я правильно понял, что нам теперь придётся отказаться и от каркасного бассейна, и от велосипеда, и от празднования юбилея бабушки? – спросил Андрей.

Кое на что у нас, возможно, деньги и останутся. Однако расходы предстоят немаленькие, поэтому подумаем, на чём можно сэкономить.

Я думаю, что стоит проанализировать траты, которые мы запланировали, – предложил папа. – А мы планировали купить каркасный бассейн, дублёнку маме, так как старая износилась, и отпраздновать юбилей бабушки, который состоится в июле.

Ещё мы планировали купить Андрею велосипед, а мне к сентябрю новую форму, – добавила Катя. – И ещё вы хотели купить нам батут.

Значит, надо подумать, от каких трат в этом году мы можем отказаться, от каких не можем, а какие можно перенести на август, – предложила мама.

ОБЩИЙ ВОПРОС 2: От каких трат можно отказаться, какие можно отложить на август и от каких отказаться нельзя? Отметьте один ответ в каждой строке. (результат внесите в эл. таблицу)



  • Выполняя следующую часть задания, я предлагаю вам разделить обязанности, пусть те, кто выбрал «круги», решают часть задачи связанную с выбором фирмы поставщика, а те кто выбрал квадраты, рассчитают, как наиболее выгодно оплачивать проезд родителям все лето. Крайнее задание, вы вновь выполните вместе.



ВЫБОР ПОСТАВЩИКА

Теперь нам нужно решить, какую вагонку лучше купить. Просмотрев множество сайтов, семья остановилась на двух видах вагонки: из лиственницы и ангарской сосны. Вагонка из ангарской сосны была дороже, но семья приняла решение купить именно её.

ВОПРОС 1: В чём финансовая целесообразность покупки вагонки из ангарской сосны? Внесите ответ в электронную таблицу.



Я готов на этой неделе оплатить покупку. Мне посоветовали три фирмы, которые продают качественную вагонку из ангарской сосны. Давайте посмотрим, у какой компании целесообразно её купить, – предложила мама.

Вопрос 2: У какой из трёх фирм целесообразно купить вагонку?




Нам необходимо обшить вагонкой площадь четырёх стен комнаты, – сказал папа. – Высота стен в комнате, которую будем ремонтировать, 2,5 метра. Две стены длиной по 4 метра, а две – по пять. Одной упаковки вагонки хватает на 5 кв. м. Одна упаковка вагонки стоит 1750 руб.

Вопрос 3: Какая денежная сумма потребуется для покупки вагонки, необходимой для отделки площади четырёх стен комнаты дачного дома, без учета скидки от поставщика? (Скидка от поставщика полностью компенсирует доставку)

Внесите ответ в эл. таблицу



Я думаю, нам не нужно обшивать вагонкой всю площадь стен, – возразила мама. – Две стены будут не полностью обшиваться. Возможно, мы сможем обойтись меньшим количеством вагонки.

Вот смотрите: Дверь ширина 0,8 м, высота 2 м, итого 1,6 кв. м, Окно ширина 1,6 м, высота 1,2 м, итого 1,9 кв. м. Всего 3,5 кв. метра

На каждый квадратный метр уходит 2 доски. Значит, из упаковки, в которой 10 досок, нам 7 досок не понадобится, – сказала мама. – Выбранная нами кампания продает вагонку и упаковками, и поштучно. Цена 10 досок в упаковке 1750 рублей, цена 1 доски поштучно - 250 рублей.

ВОПРОС 4: Какова итоговая сумма покупки, если семья не станет приобретать ненужные ей 7 досок?

ответ запишите в эл. таблицу



  • Для итогового расчета суммы не предвиденных затрат, продолжите решать задачу вместе со второй подгруппой

ОБЩИЙ ВОПРОС 3: Какова сумма итоговых затрат на покупку вагонки и оплату проезда за город за все лето?

ответ запишите в эл. таблицу



Какова итоговая сумма всех затрат семьи Петровых?

ответ запишите в эл. таблицу

Сможет ли семья Петровых осуществить свои планы используя только свои сбережения?









Задание для второй группы участников 2.2 (зеленый квадрат).

  • Прочитайте текст и ответьте на вопросы, ответы внесите в GOOGLE таблицу, расположенную в компьютере.

В тёплый апрельский вечер, когда вся семья собралась за столом, папа обратился к младшим членам семьи – Кате и Андрею. – Дорогие дети, в выходные мы с мамой съездили на дачу. Увиденное нас огорчило: протекла крыша, намокли стены, одну из комнат надо ремонтировать. Комната немаленькая: высота 2,5 метра и большие стены, две из которых длиной по 4 метра, а две – по 5 метров. Стены лучше всего обить вагонкой – это такие гладкие деревянные доски, – пояснил папа. – Ремонт нужно завершить до июня, когда вы с бабушкой поселитесь на даче.

Нам предстоят траты, которые мы не планировали, и одна из них – покупка вагонки. На это потребуется приличная сумма. Чтобы сэкономить, мы решили в этом году крышу лишь залатать, а вот стены, покрытые плесенью, придётся менять, – продолжила разговор мама.

ОБЩИЙ ВОПРОС 1: Какую финансовую проблему нужно решить семье? Внесите один верный вариант ответа в эл. таблицу

  • Залатать протёкшую крышу

  • Сделать ремонт в доме

  • Убрать плесень со стен

  • Найти деньги на ремонт



Я правильно понял, что нам теперь придётся отказаться и от каркасного бассейна, и от велосипеда, и от празднования юбилея бабушки? – спросил Андрей.

Кое на что у нас, возможно, деньги и останутся. Однако расходы предстоят немаленькие, поэтому подумаем, на чём можно сэкономить.

Я думаю, что стоит проанализировать траты, которые мы запланировали, – предложил папа. – А мы планировали купить каркасный бассейн, дублёнку маме, так как старая износилась, и отпраздновать юбилей бабушки, который состоится в июле.

Ещё мы планировали купить Андрею велосипед, а мне к сентябрю новую форму, – добавила Катя. – И ещё вы хотели купить нам батут.

Значит, надо подумать, от каких трат в этом году мы можем отказаться, от каких не можем, а какие можно перенести на август, – предложила мама.

ОБЩИЙ ВОПРОС 2: От каких трат можно отказаться, какие можно отложить на август и от каких отказаться нельзя? Отметьте один ответ в каждой строке. (результат внесите в эл. таблицу)



  • Выполняя следующую часть задания, я предлагаю вам разделить обязанности, пусть те, кто выбрал «круги», решают часть задачи связанную с выбором фирмы поставщика, а те кто выбрал квадраты, рассчитают, как наиболее выгодно оплачивать проезд родителям все лето. Крайнее задание, вы вновь выполните вместе.

ВЫБОР СПОСОБА ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА:

Летом мы домашние задания делать не будем, можно перевести интернет на более дешёвый тариф, – сказал Андрей. – Кроме того, летом мы, в основном, на улице, – поддержала брата Катя. – Дни длинные, значит, свет будем зажигать поздно. – А нам с мамой по-прежнему нужно ездить на работу и ещё каждую неделю добираться к вам на дачу. Помимо оплаты городского транспорта мы будем вынуждены покупать билеты на электричку и загородный автобус.

- Нужно рассчитать наиболее дешевый вид оплаты проезда на загородный автобус и электричку - уточнила мама. - Необходимо посмотреть календарь на 2022 год, сколько недель приходится на летние месяцы, в которых есть выходные дни? Тогда сможем посчитать количество поездок летом.

Вопрос 1: По календарю 2022 года, определите количество летних недель, в которых есть выходные?

ответ запишите в эл. таблицу



- На сайте автоколонны я нашла возможные варианты оплаты проезда, они внесены в таблицу - сказала мама. – Какой вариант нам больше всех подойдет, если учесть, что в субботу мы будем приезжать на дачу, а в воскресенье возвращаться обратно?

Тарифы оплаты проезда загородного автобуса

Количество поездок

Стоимость карты оплаты

Дополнительные условия

1

115 руб.

Срок действия карты, 5 календарных дней

10

1050 руб.

При покупке 2 карт, предоставляется дополнительная скидка 5%, срок действия 70 календарных дней

30

2850 руб

Срок действия карты, 90 календарных дней

Не ограничено

3500 руб.

Срок действия карты, 30 календарных дней



ВОПРОС 2: Во сколько рублей обойдётся самый дешёвый вариант проезда в автобусе на одного из родителей?

ответ запишите в эл. таблицу



- Осталось посчитать какой тариф на электричку нам выбрать? – сказал папа. - На сайте РЖД предлагает на выбор несколько вариантов оплаты электрички.

Вопрос 3: Во сколько рублей обойдется самый дешевый вариант проезда на электричке одному из родителей?

ответ запишите в эл. таблицу

Вопрос 4: Сколько потратят оба родителя при оплате проезда на дачу за всё лето?



  • Для итогового расчета суммы не предвиденных затрат, продолжите решать задачу вместе со второй подгруппой

ОБЩИЙ ВОПРОС 3: Какова сумма итоговых затрат на покупку вагонки и оплату проезда за город за все лето?

ответ запишите в эл. таблицу



Какова итоговая сумма всех затрат семьи Петровых?

ответ запишите в эл. таблицу

Сможет ли семья Петровых осуществить свои планы используя только свои сбережения?







(Учитель) Прошу первую группу выйти к доске и рассказать всем остальным участникам какие задачи они выполняли, каков полученный результат.

Ученики: выходят и презентуют по таблице всю проделанную работу и полученный результат.

(Учитель) Прошу представителей из второй группы поделиться своими достижениями в решении предложенной им ситуации.

Ученики: выходят и презентуют по таблице всю проделанную работу и полученный результат.

(Учитель) После оглашения всех расчетов, давайте ответим на первый вопрос семьи Петровых «Хватит ли им средств?» и внесем сумму минимальных расходов в поле таблицы.

Ученики: суммируют результат и вносят итоговую сумму.

(Учитель) Благодарю всех за плодотворное сотрудничество! Прошу родителей оставить свой отзыв по QR-коду на программе семинара, а учеников заполнить лист оценки своих достижений при решении такого вида задач (Приложение 2)

Урок окончен.













Приложение 1:





















Приложение 2:

Рефлексия: Оцените по предложенной шкале свой личный вклад в работу группы, оцените полученный результат, довольны ли вы своим результатом? (ответ на вопрос напишите в комментариях)

Интерпретация результатов:

16 – 13 баллов, высокий уровень вклада в работу группы.

12 – 9 баллов, средний уровень вклада в работу группы.

8 – 5 баллов, низкий уровень вклада в работу группы.

4 – 0 баллов, недостаточный вклад в работу группы.

Комментарии: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!