Муниципальное общеобразовательное учреждение "Невонская средняя общеобразовательная школа № 1" имени Родькина Николая Дмитриевича
Усть-Илимского района Иркутской области
Конспект урока алгебры
в 9 классе
"Целые уравнения"
Автор: Анкудинова Светлана Олеговна,
учитель математики
2019
Предмет: алгебра
Класс: 9
Тема: « Целые уравнения»
Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Цели урока:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, повторить изученные способы решения целых уравнений.
Содержательная: научить систематизации и обобщению полученных знаний, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению их связи с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Задачи урока:
образовательные: закрепить умения и навыки решать уравнения высших степеней с использованием разных приемов, в нестандартных ситуациях
развивающие: развить умения в применении знаний в конкретной ситуации; в проблемной ситуации; умение логически мылить, умение обобщать, конкретизировать, правильно излагать мысли;.
воспитательные: воспитать интерес к предмету через содержание учебного материала; умение работать в коллективе; взаимопомощь культуру общения, умение применять преемственность в изучении отдельных тем; воспитать настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в нестандартной ситуации.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка подготовленности к уроку.
2. Устный счёт - ликвидация пробелов в теме "Положительные и отрицательные числа".
На столах у учащихся карточки для устной работы (Приложение 1.)
Учащиеся по "цепочке" решают примеры. В случае затруднения повторяются
правила действий с положительными и отрицательными числами.
3. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности
Ребята, над какой темой мы работали на предыдущих уроках? (Целые уравнения)
С какой целью вы учились решать целые уравнения? (Они есть в тестах ОГЭ: задание № 6 и № 21).
Сегодня мы обобщим все полученные знания по данной теме и закрепим умения решать целые уравнения. Все уравнения, которые вы сегодня будете решать, взяты мною из открытого банка ОГЭ по математике ФИПИ.
Откройте тетради, запишите число и тему урока (Презентация. Слайд 1)
Древняя китайская мудрость гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Для того, чтобы наш урок был плодотворным, давайте последуем совету китайских мудрецов и будем работать по принципу: я слышу – я вижу – я делаю..»
4. Актуализация знаний и фиксирование затруднений
1)На доске и на столах у ребят - карточки с уравнениями (Приложение 2.)
Задание: Разбить уравнения на группы по способу их решения. (Ребята работают в парах: 2 человека у доски, остальные - на местах).
Давайте проверим, что у вас получилось. (Учащиеся на местах сравнивают свою работу с работой учащихся у доски, задают вопросы в случае несоответствия, исправляют допущенные ошибки).
1 группа - Способ: перенос с противоположными знаками неизвестных членов в левую, а известных – в правую часть уравнения 10х +9 = 7х; 19 - 5х = -6х + 8 3 группа - Способ: вынесение общего множителя за скобку х3 + 2х2 – 3х = 0; х5 + х4 – 6х3 = 0 | 2 группа - Способ: с помощью дискриминанта 18 + 3х2 - х = 0; 5х2 + 9х + 4 = 0 4 группа - Способ: группировка х3 - 3х2 – 4х +12 = 0; х4 - х3 - 16х2 + 16х = 0 |
5 группа - Способ: введение новой переменной (х2 – 5)2 – 3 (х2 – 5) – 4 = 0; (х2 + 6х)2 – 5(х2 + 6х) = 24 | 6 группа - Способ: не известен 4х4 - 5х2 +1 = 0; х4 - 6х2 +5 = 0 |
2) К определению способа решения уравнений 6-ой группы мы с вами вернёмся немного позже, а сейчас вспомните Как называются уравнения 1-ой и 2-ой группы. (Линейные уравнения и квадратные уравнения)
Правильно, 1-я группа - это линейные уравнения, которые вы изучали в 7-ом классе, а 2-ая группа - это квадратные уравнения, которые вы изучали в 8-ом классе.
Перед нашим уроком я попросила 2-ух учеников 7-ого класса решить одно линейное уравнение и они получили разные ответы. Внимание на экран. Определите, кто из ребят решил уравнение правильно, а кто допустил ошибку и в чём? (Презентация. Слайд 2)
Учащиеся проверяют решение и определяют, что ошибка у 1-го ученика при сложении чисел с разными знаками (Презентация. Слайд 3).
Правильно решил уравнение 2-ой ученик (Презентация. Слайд 4).
А ученица 8-го класса так решила квадратное уравнение ((Презентация. Слайд 5), проверьте её решение.
Учащиеся проверяют решение и определяют, что допущена ошибка в формуле корней квадратного уравнения (-b) (Презентация. Слайд 6) и предлагают правильное решение (Презентация. Слайд 7).
3) В этом году вы познакомились со способами решения целых уравнений выше 2-ой степени (группа 3, 4, 5).
Сейчас каждый ряд выбирает 1 уравнение (1 ряд из 3 группы, 2 ряд из 4 группы, 3 ряд из 5 группы) и решает его в тетради, а по 1- му представителю от ряда решают данные уравнения на доске.
Проверка решения уравнений на доске: учащиеся комментируют решение. Класс сравнивает своё решение, корректирует, оценивает решение учащихся на доске.
5. Музыкальная пауза
Вы хорошо поработали, а теперь немного отдохните, расслабьтесь, послушайте музыку и подумайте о чём-нибудь приятном. (Звучит "Лунная соната" Бетховена).
6. Открытие нового знания
Надеюсь, эта прекрасная музыка настроила вас на нужный лад. И сейчас я обращаю ваше внимание на 6-ую группу уравнений. Подумайте: какой из использованных сегодня на уроке способов решения целых уравнений можно бы было использовать для решения уравнений этой группы? (Способ введения новой переменной вместо х2).
Давайте произведем эту замену и посмотрим, что получится. (Получаются квадратные уравнения)
Абсолютно верно, а называются данные уравнения биквадратными (Презентация. Слайд 8).
Фронтальное решение уравнений 6 - ой группы на доске и в тетрадях.
Проанализируйте решение каждого уравнения и скажите какие способы вы использовали при решении этих уравнений. (Способ введения новой переменной, решение квадратного уравнения по дискриминанту и по теореме Виета).
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Учащиеся решают по одному уравнению из учебника: № 278 из учебника (1 ряд - а, 2 ряд - б, 3 ряд - в) и самостоятельно проверяют своё решение по эталону (Приложение 3.).
7. Домашнее задание. Выставление оценок
Ребята, наш урок заканчивается, запишите домашнее задание (Презентация. Слайд 9).
Оцените ребят, работающих сегодня у доски. (Выставляются оценки).
8. Рефлексия
А в заключении урока, я хочу прочитать вам притчу:
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил:
«Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу».
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма»
А что вы сегодня делали на уроке?
Поднимите руки, кто сегодня возил камни, т.е. вам было трудно, задания были очень тяжелыми.
Поднимите руки, кто добросовестно выполнял свою работу, т.е. вы с заданием справились, но уравнения можете решать только по образцу.
Поднимите руки, кто принимал участие в строительстве храма, т.е. вам все понятно и вы можете применять знания в нестандартной ситуации.
Спасибо за урок! До свидания! (Презентация. Слайд 10)