СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме " Чёрная смерть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме " Чёрная смерть"

Просмотр содержимого документа
«ОМ»

Урок 14
«Чёрная смерть»

Педагогические цели: расширить знания об особенностях жизни в средневековой Европе: образ жизни людей, его здоровье, об эпидемиях средневековья.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся объяснять понятие «чёрная смерть», познакомятся с образом жизни людей Средневековья, сделают вывод на основе прочитанного, почему в средние века было много болезней.

Личностные: осознание ценности жизни и здоровья человека, понимание того, какие условия необходимы для здорового образа жизни.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: ставят учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий к тексту, отвечают на вопросы, используя текст учебника; познавательные: осмысливают цель чтения, отбирают нужный материал, отвечают на вопросы, опираясь на текст учебника; коммуникативные: аргументированно отвечают на вопросы, используя текст учебника, обосновывают свою точку зрения.

Оборудование: презентация.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

– Сегодня на уроке вернёмся в средневековую Европу. Вспомните, как жили сеньоры – рыцари, владельцы замков, каков был их быт, каким было их жилище? (См. учебник с. 33, последний абзац.)

II. Освоение нового материала.

1. Сообщение темы урока.

– Сейчас мы побываем на улицах крупного города того времени – Парижа, узнаем, какими были города в то время. (Слайд 1.)

2. Работа по теме урока.

а) Работа в микрогруппах.

– Разделитесь на микрогруппы, прочитайте текст с. 54–55 (от слов: «Вы бы увидели город-крепость…» до «Они буквально косили население Европы»).

Задание: определите причины, вызывавшие эпидемии. (Люди практически не мылись, не соблюдали правил личной гигиены; пили грязную воду из рек, не подвергая её очистке, а в воде были возбудители различных инфекционных заболеваний; не было больниц, больных людей не изолировали от здоровых.)

Люди могли мыться в грязной воде, нередко вся семья, а за ней и слуги мылись по очереди в одной воде. Королева Испании Изабелла Кастильская и вовсе признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы. А Людовик XIV тоже мылся всего два раза в жизни – и то по совету врачей. Однако мытье его ужаснуло и он зарекся этим заниматься.

Дело в том, что католическая церковь запрещала любые омовения кроме тех, что происходят во время крещения и перед свадьбой. Считалось, что при погружении в горячую воду, открываются поры, через которые в организм проникает вода, которая потом не найдет выхода. Таким образом тело якобы становится уязвимым для инфекций. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами, а то и вообще не знали воды. Вшей называли «божьими жемчужинами» и считали признаком святости.

По описанию многих гостей Парижа, среди которых был и великий Леонардо да Винчи, на улицах города стоял жуткий смрад. Доходило до того, что за неимением туалетов ночной горшок запросто выливали из окна прямо на улицу. Именно тогда появились широкополые шляпы, которые были не только данью моде, но и обычной необходимостью. Поскольку из-за отсутствия канализации содержимое ночных горшков выливалось прямо из окон. В конце XIII века в Париже был издан закон, который гласил: «Выливая ночной горшок из окна, нужно кричать: «Осторожно! Вода!».

В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».

Учитель организует фронтальную проверку.

– Трудно найти место на земном шаре, где не было бы мельчайших существ – бактерий. Их находили в струях гейзеров с температурой около 150°, в сверхсолёных озёрах, например в знаменитом Мёртвом море, в вечной мерзлоте Антарктики, где они пробыли 2–3 млн лет. Есть ряд болезней, причиной которых являются бактерии.

б) Работа в парах с учебником (с. 55).

– Прочитайте текст и найдите ответы на вопросы:

– Что такое эпидемия? (Эпидемия (греческое слово), массовое распространение инфекционного заболевания человека в какой-либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости.) Запишите это понятие в тетрадь в раздел «Мой словарь и справочник» (с. 45).

– Кто является возбудителем болезни чума? (Бактерии.)

– Как распространялась чума? (От блох, крыс, по воздуху.)

– Какой вред она принесла людям? (Погибали целые города.)

– Как люди пытались бороться с чумой? (Сжигали жилища, окуривали помещения.)

– Когда чума была занесена на Русь? (С XIV века.)

Учитель организует фронтальную проверку.

в) Дополнительное сообщение.

Чума – очень страшная болезнь (слайд 2). Первый случай заболевания чумой был отмечен в октябре 1347 г., когда 12 итальянских кораблей вернулись из плавания, а самый первый случай отмечен в 1330-е годы. В VI веке эпидемия чумы погубила 100 млн человек. Некоторые государства, например Византийская империя, почти полностью обезлюдели. С 1346 по 1351 г. От чумы («великого мора», как тогда говорили) погибло 24 млн человек – четвёртая часть населения тогдашней Европы. Все заболевшие чумой обязательно умирали.

В XIV веке в Италии был издан закон, запрещавший кораблям в течение сорока суток подходить к берегу. Суда, нарушившие закон, сжигались. Современные международные правила предписывают два раза в год производить дезинфекцию судов. Зачем нужны эти меры? (Выслушиваются мнения детей.)

Ещё одна страшная болезнь уносила жизни миллионов людей (слайд 3). Древние индийские и китайские рукописи доносят до нас описания страшных эпидемий чёрной оспы. У заболевшего начинался жар, возникала головная боль. Через 3–4 дня всё тело покрывалось наполненными жидкостями пузырьками (оспинками). Болезнь тянулась около 2 недель, причём до 40 % больных погибало. У переболевших на всю жизнь на теле оставались отметины болезни – рубцы (рябины). Иногда оспины высыпали на глаза, что вело к слепоте. В Европу оспа попала с Востока во времена Средневековья.

Оспа от императрицы, или Первая российская прививка. В 1980 году Всемирная организация здравоохранения объявила о победе над оспой. В России первую противооспенную прививку испробовала на себе императрица Екатерина Вторая. Шел октябрь 1768 года.А возбудителями этой болезни были вирусы. Что же такое вирусы? (Вирусы (от латинского слова virus – яд), мельчайшие неклеточные частицы, состоящие из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белковой оболочки. Вирусы – внутриклеточные паразиты. Распространены повсеместно. Вызывают болезни растений, животных и человека.)

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Какие факты и события жизни людей в средневековой Европе вас потрясли?

– О чём бы ещё хотели узнать?

IV. Определение домашнего задания.

Прочитать текст в учебнике на с. 56–57, ответить на вопросы 1–4.



Просмотр содержимого презентации
«ОМ»

Изабелла  Кастильская

Изабелла

Кастильская

Людовик XIV Король-солнце

Людовик XIV

Король-солнце

Эпидемия (греческое слово), массовое распространение инфекционного заболевания человека в какой-либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости

Эпидемия (греческое слово), массовое распространение инфекционного заболевания человека в какой-либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости

Екатерина II

Екатерина II

Вирусы (от латинского слова virus – яд), мельчайшие неклеточные частицы, состоящие из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белковой оболочки. Вирусы – внутриклеточные паразиты. Распространены повсеместно. Вызывают болезни растений, животных и человека.)

Вирусы (от латинского слова virus – яд), мельчайшие неклеточные частицы, состоящие из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белковой оболочки. Вирусы – внутриклеточные паразиты. Распространены повсеместно. Вызывают болезни растений, животных и человека.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!