СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и презентация учебного занятия по химии "Основания" 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект учебного занятия по "Химии" 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект и презентация учебного занятия по химии "Основания" 8 класс»


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рос. Известковый Амурского муниципального района Хабаровского края.

Учитель химии: Алябьева Анна Сергеевна

Дата проведения урока: 18 января 2023 г.

Класс: 8

Учебник: Химия – 8. Авторы: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.

Тема: Основания

Цель: изучить новый класс неорганических соединений – основания.

Задачи:

познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями; рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований.

развить у учащихся такие личностные качества как сосредоточенность, наблюдательность; умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицей растворимости.

воспитать у обучающихся умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её, умение слушать и уважать мнение товарищей.

Тип урока: изучение нового материала.

Учебно-наглядные пособия: твёрдые щелочи и их растворы (NaOH, KOH, Ca(OH)2, индикаторы, свежеполученные осадки гидроксидов нерастворимых оснований, соляная кислота, электронная таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», инструкция по технике безопасности при работе со щелочами.


Ход урока

I. Организационный этап.

(Учитель приветствует учащихся, настраивает класс, проводит беседу с дежурным.)


II. Проверка домашнего задания и усвоения основных понятий предыдущих уроков


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Учитель задает устные вопросы.

-Что такое бинарные соединения?

-Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов.

-Какие бинарные соединения вы знаете?

-Оксиды, сульфиды, нитриды, силициды, фториды, хлориды и гидриды.

-Какие же вещества называются оксидами?

-Вещества состоящая из двух элементов, и на втором месте кислород называются оксидами.

-На какие группы делятся оксиды?

-1) оксиды металлов

2) оксиды неметаллов

Далее выполняются тестовые задания 1 и 2 вариант

Формулы.

Na, K2O, FeS, NaOH, ZnCl2 KCl, CaO, KOH, Cu, Al2O3


CaCl2, Br2, Cu(OH)2, NaH, CuO Fe, Na2O, Fe(OH)3, CaF2

Учащиеся должны распределять их по группам. На слайде таблица



Простые вещества

Бинарные соединения

Не знакомые вещества

На выполнение 3 минуты. Учащиеся обмениваются листочками с ответами. Взаимопроверка другого варианта и оценивание.

В графе незнакомых веществ учащиеся пишут следующие: NaOH, KOH, Cu(OH)2,Fe(OH)3.

Эти формулы написаны на слайде.

3.Актуализация знаний, постановка познавательной задачи, определение темы.

Учитель обращает учащимся обратить внимание на экран.

-Почему этих формул вы не написали на бинарные или на простые?

Потому что, в состав этих веществ входит 3 элемента. Мы пока знаем только








Учащиеся открывают тетради, пишут число и тему урока.

-Правильно , ребята. Оставшиеся формулы веществ, пока вам не знакомы и сегодня нам на уроке предстоит задача познакомиться с этими веществами. Они относятся к классу «Оснований».

Учитель ставит перед классом познавательную задачу.

Учащиеся проговаривают цель урока и задачи.

-Какие же вещества относятся основаниям?











III. Изучение нового материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Состав и названия оснований

Какие же вещества относятся основаниям?

− Что общего между записанными на доске химическими формулами оснований?

− В состав химических формул оснований входят атомы металла, кислорода и водорода.


Учитель объясняет, что атомы кислорода и водорода входят в состав молекул оснований в виде гидроксогруппы (гидроксид-иона) OH-.

Учитель просит ребят определить суммарный заряд гидроксид-иона, записав степень окисления атомов водорода и кислорода -

Суммарный заряд гидроксид-иона «-1» (ОН-).

Общая формула оснований:

Men+(OH)n, где n – заряд иона металла, численно равный его степени окисления.

Записывают формулу оснований в тетрадь.

Учитель вместе с ребятами разбирают формулу на примере конкретного металла: калия, натрия, кальция, меди.

K+OH, Na+OH, Са2+(OH)2, Cu(OH)2.

Учитель подводит учащихся к самостоятельному формулированию определения оснований. Пытаются дать определение основаниям. Затем сравнивают с определением в учебнике §31

Основания − это сложные вещества, состоящие из атомов металла и связанных с ними гидроксогруппами (записывают в тетрадь).

Учитель разбирает номенклатуру оснований: «гидроксид» + (кого? чего?) металла

KOH – гидроксид лития,

NaOH – гидроксид алюминия,

Ca(OH)2 – гидроксид кальция,

Cu(OH)2 – гидроксид меди (II)


2. Классификация оснований

Учитель объясняет, что по растворимости в воде, все основания делятся на две группы: на растворимые и малорастворимые, или щёлочи и нерастворимые.


Учащиеся зрительно воспринимают схему (см.ниже).

Учитель знакомит и учит учащихся пользоваться таблицей растворимости.

Учащиеся помогают учителю соотнести вышеназванные формулы оснований к тому или иному типу оснований:

Основания



растворимые нерастворимые

(щёлочи) Сu(OH)2

NaOH

KOH



малорастворимые

(щёлочи)

Ca(OH)2

Учитель даёт задания по определению растворимости оснований: Mg(OH)2, Al(OH)3, Ba(OH)2.

Mg(OH)2 – нерастворимое,

Al(OH)3 – нерастворимое,

Ba(OH)2 – растворимое (щёлочь)

Учитель объясняет, что щёлочи являются едкими веществами – они сильно разъедают кожу, дерево, бумагу. Если раствор щёлочи попадёт на руку и его не смыть, кожу начинает щипать и вскоре образуется язва. Если щёлочь случайно попала на кожу, её надо немедленно смыть большим количеством проточной воды, а затем при необходимости протереть поврежденный участок кожи слабым раствором борной или уксусной кислоты. Поэтому, гидроксид натрия NaOH ещё известен под названием едкий натр, каустическая сода, каустик, а гидроксид кали KOH – как едкое кали. Сильно разбавленные растворы мыльные на ощупь.

Учащиеся слушают и запоминают.

Знакомятся с техникой безопасности.

Учитель предлагает провести эксперимент: испробовать действие индикаторов на гидроксид натрия. (Учащиеся в 3 пробирки с 2 мл раствора гидроксида натрия добавили по одной капли каждого индикатора. Полученные результаты записали в тетрадь).

При добавлении индикаторов к нерастворимым основаниям изменений окраски не происходит.




Учащиеся наливают в три пробирки раствор гидроксида натрия. Полученные результаты фиксируют в таблице:

Сравнительный признак

Щелочь

Взаимодействие с индикаторами:

а) бесцветный фенолфталеин;

б) фиолетовый лакмус;

в) метиловый оранжевый


а) малиновая окраска

б) синяя окраска

в) жёлтая



IV. Закрепление материала. Проверка усвоения учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Учитель проводит игру «Веришь-не веришь».

Отвечаем на вопросы «да» или «нет».

Верите ли вы, что-

В состав оснований входит металл и гидроксильная группа?

Гидроксид ион- это сложный анион?

Основание-это простое вещество?

Гидроксид меди(II) –растворимый гидроксид?

Лакмус оранжевого цвета?

В щелочной среде бесцветный фенолфталеин становится малиновым?

Гидроксид бария имеет формулу- Ba(OH)3

Гидроксид алюминия является щелочью?



Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

да

да

Нет

Нет

Нет

Да


Нет

да

нет


V. Итоги урока.

Учитель подводит итоги урока. Оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся, комментирует полученные учащимися оценки.


VI. Домашнее задание

§31 стр93-95 (до «химические свойства». Вопрос №1-5 стр 99


VII. Рефлексия.

Каждому учащемуся раздаются листочки с таблицей для последующего заполнения


Понравился ли урок?

Что узнали нового?

Что хотели бы узнать?












7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!