«Сколько звуков в слове?»
Цель: развивать фонематический слух
Учитель читает стихи С.Я. Маршака:
Дама сдавала багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Детям раздаются картинки с изображением перечисленных предметов. Учитель обращается к каждому из них с вопросом: сколько звуков в слове? Давайте скажем это слово вместе.
«Перекличка»
Цель: учить слышать звук и находить его место в слове.
Педагог называет вперемежку разные звуки – гласные и согласные. Дети, имена которых начинаются с названного звука, встают.
«Телеграф»
Цель: закрепить умение делить слова на слоги.
Основным игровым действием является отхлопывание в ладоши количества слогов в слове. Сначала учитель называет слова, а дети отхлопывают количество слогов.
Родственные слова»
Цель: закрепить знания о родственных словах.
Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.
Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол.
Антонимы
Цель – учить подбирать антонимы.
Пары слов, которые мы можем подобрать по противоположному признаку- это антонимы. Дополните рифмы.
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада
А зовут меня.( прохлада)
Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета.
Хоть люблю мороз сама.
Потому что я.(зима)
Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я.(конец).
Я антоним к слову смех
Не от радости, утех
Я бываю, поневоле.
От несчастья и от боли.
От обиды, неудач.
Догадались? Это.(плач)
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна.
Да и в школе я нужна,
Называюсь.(тишина)
Какие слова спрятались в сетке букв? (кресс-кросс)
Цель – развивать словотворчество.
Чтобы разгадать такой кресс-кросс, нужно внимательно посмотреть сетку букв: слова могут читаться справа - налево и слева- направо, сверху - вниз и наоборот, по диагонали и даже ломаться.
Побеждает тот, кто больше найдет слов.
Э | Л | Е | Д | Ы | М | К | С |
X | 3 | В | Е | 3 | Д | Ы | О |
О | С | М | Е | С | Я | Ц | С |
Р | О | С | А | В | В | Д | У |
Е | Я | П | А | Р | О | О | Я |
К | Н | А | Р | Е | Л | Ж | Ь |
А | Ц | Р | А | М | Н | Д | К |
Т | Е | Н | Ь | С | Н | Е | Г |
(Ответы:
слева-направо: лед, дым, звезды, месяц, роса, пар, земля, тень, снег;
справа-налево: зев, сор, нет;
сверху-вниз: эхо, хорек, река, солнце, пар, время, волна, дождь, сосулька; снизу-вверх: Лара, рожь, темень, суд, двор и т.д.)
Кроссворд
В огороде
По вертикали
2. Внизу под землёй
птица гнездо свила,
Яиц нанесла.
3. Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь.
Желта, как мёд,
Да вкус не тот.
7. Он и в дождик, он и в зной
Прячет клубни под землёй.
Клубни вытянешь на свет –
Вот и завтрак, и обед.
По горизонтали
1. Что сверху красно,
А внутри бело?
4. Летом в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою в бочке,
Крепкие, солёные.
5. Висят стручки,
На концах крючки,
В середине рядышком
Сочные ядрышки.
6. Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
Ответы: 1. мак, 2. огурец, 3. репа,
4. капуста, 5. горох, 6. тыква,
7. картофель.
Категория: Начальные классы
0