СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха на материале звука [Р]

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект разработан для индивидуальной коррекционной работы по развитию фонематического слуха.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха на материале звука [Р]»

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха на материале звука [р]



Тема: Звук [Р]

Этап работы: автоматизация

Вид занятия: индивидуальное

Цель: формировать умение различать звук [р] среди близких и далёких по артикуляции звуков.


Задачи:

  1. Закрепить умение удерживать язык в заданном положении, за верхними резцами;

  2. Закрепить умение различать звук [Р] на уровне ряда звуков (Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р);

  3. Формировать умение различать звук [Р] на уровне ряда слогов (РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР);

  4. Формировать умение различать звук [Р] на уровне ряда слов (арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар; малина, глаз, стол, руки, лампа, мыло, тигр, мухомор, роза; торт, радуга, морковь, мороженое, помидор, комар, сыр, лягушка, колесо, лиса, лев);

  5. Формировать умение определять позицию (начало, середина, конец) заданного звука [Р] в словах (раковина, каракатица, рак, сардина, краб, водоросли, кораллы, телевизор, сыр, помидор)


Оборудование: большое зеркало, игрушка робота, картинки со звуком [Р] и [Л] (малина, глаз, стол, руки, лампа, мыло, тигр, мухомор, роза), картинки (сыр, бор, рак, мак), магнитная удочка, картинки (роза, ракета, торт, радуга, морковь, мороженое, помидор, комар, сыр, лягушка, колесо, лиса, лев).


План занятия:

  1. Организационный момент

    1. Объявление темы занятия

  1. Основной этап

    1. Артикуляционная гимнастика

    2. Уточнение артикуляции звука [Р]

    3. Игра «Поймай звук»

    4. Игра «Шаловливый ветерок»

    5. Исключить лишнее слово

    6. Игра «Поймай рыбку»

    7. Игра «Голова, плавник, хвост»

  1. Подведение итогов занятия

Ход занятия:


  1. Организационный момент.

Приветствие с ребёнком.

- Сегодня в гости к нам пришёл робот.

- Он вместе с тобой будет справляться с заданиями, которые я для тебя приготовила.

1.1 Объявление темы занятия.
- А теперь послушай внимательно стихотворение, которое рассказал мне робот.
(Прочесть стихотворение насыщенное звуком [Р], обращая внимание своим произношением на звук).
Ранним утром кое-как
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.
- Скажи, пожалуйста, какой звук я произносила чаще?

- Правильно, сегодня мы будем на нашем занятии искать звук [Р] в слогах и словах.

  1. Основной этап.

2.1 Артикуляционная гимнастика

-Но сначала давай мы поиграем с язычком.

Чашечка (под счет)

Откроем наш ротик. Широкий язычок поднимем к верхней губке и сделаея язычок в виде чашечки.

(Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края).

Грибок

Давай с тобой улыбнёмся нашему роботу так, чтобы были видны наши красивые зубки, язычок прижмём к верху и откроем ротик.

(Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот).

Гармошка

Ротик откроем, сильно прижмём наш язычок к верху, улыбнёмся с тобой и теперь открываем ротик и закрываем. Как крышечка у сундучка откроем сундучок, закроем сундучок

(Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская язык вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке).

Лошадка

-А теперь давай с тобой поцокаем как лошадка

(Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть не подвижна).

(Перед зеркалом)

2.2 Уточнение артикуляции звука [Р]

Сейчас давай покажем нашему роботу как красиво мы говорим звук [Р].

- губки растянем в улыбке;

- между зубками у нас небольшое расстояние;

- кончик языка поднят к верху и вибрирует;

- по середине язычка идет сильная воздушная струя, которую мы ощущаем на ладони.

 (несколько раз с ребенком  пробуем отработать артикуляцию).



    1. Игра «Поймай звук»

- Ты должен хлопнуть в ладошки, когда услышишь звук [Р]. А мы с роботом будем следить чтобы, ты всё делала правильно.
а) на уровне ряда звуков:
Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
б) на уровне ряда слогов:
РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР
в) на уровне слов:
арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.

2.4 Игра «Шаловливый ветерок»

- Смотри перед тобой лежат картинки. На них подул ветерок и они перепутались. Надо их сложить так, чтобы в одной стороне были слова со звукам [р], а в другой со звуком [л]:
малина, глаз, стол, руки, лампа, мыло, тигр, мухомор, роза.

2.5 Исключить лишнее слово

-Давай поможем нашему роботу, смотри он не может найти лишнее слово на этих картинках: сыр, бор, рак, мак.

А почему лишнее это слово?

2.6 Игра «Поймай рыбку»

- Сейчас ты и робот будите ловить рыбку, но поймать и взять с собой нужно только тех рыбок, в названии которых есть звук [Р]. ( Ребёнок с помощью магнитных удочек ловит рыбок, логопед произносит названия пойманных рыб, малыш топает, если слышит в словах звук [Р].

Картинки: роза, ракета, торт, радуга, морковь, мороженое, помидор, комар, сыр, лягушка, колесо, лиса, лев.

2.7 Игра «Голова, плавник, хвост»

- Сейчас я буду произносить слова со звукам [Р], а ты должен при этом держать руки на голове – если звук [Р] стоит в начале слова, руки на поясе плавничками – если в середине слова, руки за спиной хвостиком – если в конце слова.

(Раковина, каракатица, рак, сардина, краб, водоросли, кораллы, телевизор, сыр, помидор).

  1. Подведение итогов занятия.

-Какой звук мы сегодня искали?

-Кто у нас был в гостях?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!