Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: «Автоматизации звука [с] в слогах и словах»
Цель: автоматизация звука [с]
Задачи:
Коррекционно - обучающие:
- автоматизировать звук [с] в слогах и словах;
- упражнять в выделении звука из слов;
- формировать навыки фонематического анализа и синтеза;
- закрепить понятие одушевлённых и неодушевлённых существительных.
Коррекционно - развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- продолжить формировать фонематический слух и восприятие;
- развивать память, мышление, внимание;
- развивать тонкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию, желание правильно произносить звук [с];
- воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: зеркало, картинный материал, игрушка - бабочка, рисунок по точкам «Собака», поезд с вагонами, на вагонах цифры: 1, 2, 3. Картинки: собака, сом, нос, сорока, капуста, сумка, сук, совы, лиса, сок. Картинки: матрос, оса, сын, лиса; колбаса, колесо, весы, бусы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: К нам в гости прилетела бабочка. Давай покажем, бабочке, какие упражнения делает наш язычок, чтобы быть сильным и послушным.
2. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
Логопед: Свои зубки покажи и заборчиком держи.
Упражнение «Заборчик». Упражнение «Трубочка».
Чередование «Заборчик-Трубочка». Упражнение «Качели».
Упражнение «Лопатка». Упражнение «Киска сердится».
Упражнение «Часики». Упражнение «Чистим зубки».
Упражнение «Посчитаем зубки». Упражнение «Хрустим язычком».
3. Формирование воздушной струи.
Логопед: Пока мы делали упражнения, бабочка сидела на цветочке. Помоги взлететь бабочке.
4. Изолированное произнесение звука [с].
Логопед: Чтобы летать, бабочке нужен ветерок. Покажи, как дует ветерок.
Ребенок: (произносит длительно) С-с-с-с-с-с-с-с-с
5. Автоматизация в слогах
Логопед: Пока наша бабочка летала, она забыла все слова, которые знала. Давай поможем ей их вспомнить. Я буду говорить начало слова, а ты будешь добавлять окончание (са, сы, ос, ус,).
Логопед: Ли… Ко… О… Ве… Ча… Бу… У… Абрик… Какт… Автоб…
Ребенок: са…са… са…сы… сы… сы… сы… ос… ус …ус
6. Развитие фонематического восприятия: Д/и «Поймай звук»
Логопед: я буду произносить звуки (слоги, слова). Как только услышишь звук [c], «поймай его - хлопни в ладоши».
Ряд звуков: [с, ш, р, с, т, м, с, л, с, …],
Ряд слогов: ла, са, ры, вы, сы, мо, со, ру, …
Ряд простых слов: сок, дом, санки, сумка, кот ...
7. Автоматизация в словах.
Логопед: Бабочка принесла нам картинки. Давай посмотрим и назовем что на них нарисовано:
Ребенок: Сани, сапоги, сундук, сумка, собака.
Логопед: А теперь назови каждое слово ласково.
Ребенок: Саночки, сапожки, сундучок, сумочка, собачка.
8. Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась (тянем ручки вверх)
Улыбнулась, потянулась (улыбаемся друг другу)
Раз - росой она умылась (показываем, как она умывается)
Два - изящно покружилась (делаем круг вокруг своей оси)
Три - нагнулась и присела (нагибаемся и присядем)
На четыре – улетела (машем ручками, показывая как бабочка летит).
9.Игра «Поезд».
Логопед: Наша гостья очень хочет покататься на поезде. А ты хочешь прокатиться вместе с ней? (вагоны с цифрами 1, 2, 3, картинки: собака, сом, нос, сорока, капуста, сумка, сук, совы, лиса, сок.) Это волшебный поезд. Он везет слова-картинки. Поезд отправится в путь только тогда, когда слова-картинки правильно займут свои места. В первый вагон должны войти картинки - слова из одного слога, во второй - из двух, в третий - из трех слогов. Давай поможем картинкам занять свои места. И все вместе отправимся в путь. Назови картинки. Выбери картинки, в названии которых один слог, и положи их в первый вагон (так же отбираются картинки во второй и третий вагоны). Все картинки заняли свои места. Поезд отправляется!
10. Дифференциация одушевленных и неодушевленных существительных.
Логопед: Тебе нравится наше путешествие? А нас ждёт новое задание!
На доске два ряда картинок:
1 ряд: матрос, оса, сын, лиса;
2 ряд: колбаса, колесо, весы, бусы.
Логопед задает вопрос к каждой из картинок первого ряда: Кто это? Какой вопрос я задавала к этой картинке?
Также формулируются вопросы к картинкам второго ряда: Что это? Какой вопрос я задавала к этим картинкам?
Посмотри на картинки первого и второго ряда. К картинкам первого ряда я задавала вопрос: Кто? А к картинкам второго ряда я задавала вопрос: Что? Чем они отличаются?
Картинки первого ряда изображают, какие предметы: живые или неживые? А картинки второго ряда?
Вывод: о живых предметах мы спрашиваем: Кто? О неживых предметах: Что?
11. Развитие мелкой моторики.
Логопед: Бабочка принесла тебе ещё одно задание. Обведи рисунок по точкам и назови кто это. (Ребенок: Собака)
12. Итог занятия.
– Сегодня ты научилась произносить слова со звуком [С]. Давай попробуем их вспомнить.
– А сейчас попробуй назвать слова со звуком [С], которые отвечают на вопрос – кто? (что?).
– Какое задание тебе понравилось больше всех? Какое задание было самым трудным?
– У тебя сегодня всё получилось, ты молодец!