Конспект
индивидуального логопедического занятия
с ребенком с моторной алалией.
Этап работы: четвертый: учить составлять предложение из 3-4 слов, освоение словообразования.
Тема: «Волшебные подарки»
Цель: Активизация устной речи ребёнка с моторной алалией. Автоматизация звука С в словах со стечением согласных.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать умение отвечать на вопросы «Кто это?», «Что делает?» «Какой?» с последующим составлением предложения из 3- 4 слов по схеме: сущ.+глагол+ дополнение;
- автоматизировать звук [С] в словах со стечением согласных;
- развивать навыки словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- формировать слоговую структуру слов: правильно произносить двусложные слова со стечением согласных в начале слова.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать речевое дыхание;
- развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движения рук и глаз;
- развивать мимику: умение передавать с помощью мимики разные эмоции (положительные и отрицательные);
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к занятиям;
- воспитывать контроль за собственной речью;
- формировать навыки сотрудничества со взрослым
Оборудование: 5-6 коробок с разными застёжками, 1 коробка с сюрпризом; 2 сюжетные картинки; снежинки; игрушка снеговик; панно с изображением предметов со стечением согласных; снег, стол, стул, стакан, снеговик, скамейка; снежок (сделанный из ваты), накидка для роли волшебника.
Подготовка к занятию: логопедический массаж, артикуляционная гимнастика: «Улыбка»- «Хоботок»; «Хомяк толстый и худой»; «Лопатка»- «Чашечка» , «Рыбка», «Лошадка», «Индюк» - все упражнения чередуются по 7 раз.
Предполагаемый результат занятия:
Ребенок умеет отвечать на поставленные вопросы простым распространенным предложением, правильно произносит слова со звуком С в позиции ССГ, умеет образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и правильно произносить двусложные слова со стечением согласных, умеет передавать разные эмоции –радость, удивление, гнев, уверенно проводит линии разной конфигурации, умеет действовать с застёжками разного типа, умеет взаимодействовать в совместной деятельности со взрослым.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед обращается к ребёнку- у малышей скоро праздник, давай сегодня будем волшебниками и приготовим для них подарки. (ребёнок и взрослый надевают накидки волшебника)
Игра «Волшебные подарки».
На столе различные предметы, которые ребёнок будет убирать в коробки или конверты.
II. Основная часть.
1. Логопед- смотри какие красивые снежинки, их можно подарить малышам? Как с ними можно играть? (ребёнок предлагает действия знакомые по предыдущему опыту использования- подуть на них) Давай попробуем! Дыхательная гимнастика «Подуем на снежинки» Снежинку держим напротив рта, спинка прямая, делаем вдох носом, плечики не поднимаем, щеки не надуваем и выдыхаем на снежинку.(ребёнок держит нитку, на конце которой привязана снежинка, и дует на неё. Упражнение выполняется три раза. Логопед выполняет упражнение вместе с ребёнком) Вот первый волшебный подарок для малышей, уберём его в красивую коробку.
Логопед – когда снежинок много и они падают с неба -это называется снегопад, всё вокруг покрывается снегом. Посмотри –какая интересная «заснеженная» картинка, а что это под снежинками?( Перед ребёнком панно с изображением различных предметов со стечением согласных звуков [С]- [Т]; [С]- [Н]; [С]- [К], которые закрыты снежинками, ему предлагается поднять с картинки снежинку и назвать слово. Вначале ребёнок произносит слова с одним слогом, затем с двумя и т.д., каждый раз отхлопывая слоги.) как ты думаешь, понравится этот подарок малышам? Упражнение «После снегопада»
3. Логопед- малыши маленькие и у них всё маленькое, давай назовём эти предметы ласково?(ребёнку предлагается назвать открывшиеся картинки ласково: снег-снежок, стул- стульчик, стол- столик и т.д., каждый раз отхлопывая слоги.) Упражнение «Назови ласково»
Логопед- смотри, кто это? ( игрушка Снеговик. Ребёнок слушает и с помощью мимики изображать эмоции радости, удивления, гнева) Упражнение- физкультминутка «Снеговик»
Я слепил Снеговика, (руками ребёнок изображает лепку комка)
Говорил ему любя: (с улыбкой грозит пальцем) Мы умеем улыбаться, ( мимикой изображает эмоции) Мы умеем удивляться, Сердимся мы иногда. Не кричим мы никогда! (указательный палец прикладывает к губам) (Игрушку убирает ребёнок в коробку.)
Логопед- посмотри какие красивые картинки , подарим их малышам? Расскажи- кто это?, что делает? (ребёнку предлагается составить предложение по картинке) Упражнение «Картинки-загадки»
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Логопед- смотри, ещё подарок- снежный комочек-снежок, давай им поиграем!
1,2,3,4 - (загибаем пальцы от мизинца ) Мы с тобой снежок лепили ( лепим снежок)
Круглый, крепкий, очень гладкий. (ладонями показываем шар, крепко сплетаем пальцы, потираем ладонями)
И совсем, совсем не сладкий; (грозим пальцем0
Раз - подбросим, два- поймаем, («подбрасываем» снежок, «ловим» его )
Три – уроним, не сломаем! (разводим руки в стороны ) (ребёнок убирает снежок в коробку.)
Упражнение «Летят снежинки» Логопед- посмотри ,какой интересный подарок! Что с ним делать? ( ребёнок предлагает действия знакомые по предыдущему опыту использования похожих картинок -предлагается нарисовать как «падают» снежинки - дорожки (сверху вниз, разной конфигурации).
III. Итог.
Логопед- (удивлённо) а эта коробка уже с подарком, наверно для тебя! (Ребёнку предлагается открыть коробку, в которой находится приз для него, завернутый в фольгу. Разворачивая фольгу, вместе со взрослым вспомнить, что сегодня делали на занятии, что понравилось больше всего)
Логопед Головина Ольга Валентиновна
МДОУ «Детский сад №1 «Теремок»
г. Гаврилов Ям, Ярославская обл.
Приложение
Самоанализ
индивидуального логопедического занятия
Характеристика ребенка. Никита Т. 2010 года рождения с диагнозом – моторная алалия, стертая дизартрия. Ребёнок от первой беременности, роды досрочные, асфиксия. Особенности раннего развития: держит голову с 3 мес., сидит -7 мес., ходит 1год, 4мес., Особенности речевого развития мама не помнит. Первые слова произнес в 4 года (папа, мама). Наследственных заболеваний у родителей нет. Ребёнок часто болеющий на первых годах жизни. Состояние слуха и зрения в норме. Воспитывается в полной семье.
Навыки самообслуживания на высоком уровне. В игре со сверстниками ребёнок на равных, проявляет лидерские качества, старается привлечь к себе внимание детей, выражает свои желания не понятными для взрослого словами, но дети понимают его. Двигательная активность, моторная ловкость на высоком уровне, утомляемость низкая, нарушена координация, мелкая моторика рук средняя - некоторыми, присущими этому возрасту умениями, не владеет (не умеет завязывать шнурки). Выполняет задания по шаговой инструкции взрослого, навыки самоконтроля развиты слабо.
Индивидуальные особенности , черты характера: ребёнок уравновешен, доброжелателен, но присутствует тревожность, стеснительный в общении с незнакомыми взрослыми.
Особенности речевого развития: пассивный словарь значительно шире активного, хорошее понимание обращенной речи на бытовом уровне, в словаре имеются односложные слова, двусложные, стал пользоваться простым предложением. Речь носит бытовой характер. Согласование слов в предложение отсутствует, словообразование на стадии развития, понимает, но не использует в речи предлоги. Звукопроизношение полиморфное, слоговая структура слова грубо нарушена. Речь смазана, голос грубый, не эмоциональный. Артикуляционный аппарат подвижен, упражнения выполняет с небольшими ошибками, язык расслаблен. Фонематические процессы не сформированы, навыки звукового анализа и синтеза отсутствуют. Связная речь не сформирована.
Этап работы и его задачи: четвертый: учить составлять предложение из 3-4 слов, освоение некоторых грамматических форм (словообразование сущ., им.п.; сущ, с умен. ласкат. суффиксами); введение предлогов –в, -на, -с, -под. Вся работа направлена на овладение ребенком элементарной разговорно-бытовой речью, то есть формирование коммуникативной функции речи.
Тема занятия: «Волшебные подарки»
Цель: Активизация устной речи ребёнка с моторной алалией. Автоматизация звука [С] в словах со стечением согласных
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать умение отвечать на вопросы «Кто это?», «Что делает?» с последующим составлением предложения из 3- 4 слов по схеме: сущ.+глагол+ дополнение;
- автоматизировать звук [С] в словах со стечением согласных;
- развивать навыки словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- формировать слоговую структуру слов: правильно произносить двусложные слова со стечением согласных в начале слова.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать речевое дыхание;
- развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движения рук и глаз;
- развивать мимику: умение передавать с помощью мимики разные эмоции (положительные и отрицательные);
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к занятиям;
- воспитывать контроль за собственной речью;
- формировать навыки сотрудничества со взрослым
Оборудование. 5-6 коробок с разными застёжками, 1 коробка с сюрпризом; 2 сюжетные картинки; снежинки; игрушка снеговик; панно с изображением предметов со стечением согласных; снег, стол, стул, стакан, снеговик, скамейка; снежок (сделанный из ваты)
Предполагаемый результат: Ребенок умеет отвечать на поставленные вопросы простым распространенным предложением, правильно произносит слова со звуком С в позиции ССГ, правильно произносить двусложные слова со стечением согласных, умеет передавать разные эмоции – радость, удивление, гнев, уверенно проводит линии разной конфигурации, умеет взаимодействовать в совместной деятельности со взрослым.
Испольуемые технологии:
Поскольку ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, то приоритет отдан технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, технология логопедического массажа.
Предлагаемые игры объединены единым игровым сюжетом, что повысило внутреннюю мотивацию ребёнка к совместной образовательной деятельности.
Приёмы работы соответствовали возрасту ребёнка и были подобраны с учётом его индивидуальных особенностей (общего развития, состояния интеллекта, внимания, степени утомляемости, личностных особенностей: тревожность, стеснительность ). Словесные инструкции предъявлялись кратко, точно и чётко.
При необходимости предлагалась помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом.
Предварительная работа проведена в утренний отрезок времени с целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата ребенка к занятию были использована технология логопедического массажа, артикуляционная гимнастика. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.
Для закрепления правильного произношения звука и развития мелкой моторики рук, а также речевого дыхания – использовались игровые приемы с применением игрушек, картинок (снежинка, снежок, снеговик, панно, сюжетные картинки )
На протяжении всего занятия у ребёнка поддерживался интерес, чему способствовала динамика занятия, сюрпризный момент – появление объектов.
Все задания были подобраны с опорой на опыт ребёнка, работу разных анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).
Анализ занятия. Занятие состоит из основных 3 частей. Первая часть-организационный момент, 2 основная часть состоит из 7 упражнений ,3 часть –итог занятия.
Первая часть. Организационный момент направлен на установление контакта с ребёнком с опорой на его опыт оказания помощи малышам, сообщение предстоящей деятельности. В начале, ребёнок настороженно принял предложение, затем согласился с ним.
Вторая основная часть. Основную часть занятия начали с первого упражнения- дыхательной гимнастики, направленной на развитие речевого дыхания, используя опыт действия с игрушкой для поддувания. Она предлагалась как подарок малышам. Для активизации речевой деятельности ребёнку предлагалось объяснить, как действовать и для чего тот или иной подарок. Для развития мелкой моторики рук необходимо убрать каждый подарок в коробку или конверт. Второе упражнение «После снегопада» направлено на расширение словаря и его активизацию, автоматизацию звука [C] в словах с одним, двумя, тремя слогами и совершенствование слоговой структуры слова-отхлопывали слоги. Ребёнок не сразу произнёс четко слова со звуком [С]. Много времени уделялось слову стакан, ребёнок устал. Поэтому упражнение «Назови ласково» по состоянию ребёнка не выполнено, а перешли сразу к физминутке «Снеговик», сменили вид деятельности. Занятие показало, что ребёнок не владеет мимикой лица- не смог передать чувства «удивление»-это связано с недостаточностью работы круговых мышц глаз ,это решается с помощью логопедического массажа. Следующее упражнение «Картинки загадки» направленно на развитие умения составления 3 словного предложения со знакомыми словами, ребёнок справился с ним ….следующее упражнение направлено на координацию мелкой моторики рук и речи -ребёнок выполнял знакомое упражнение , проговаривая слова и выполняя действия. Последнее упражнение «Летят снежинки» направлено на координацию руки и глаз. Ребёнок успешно справился с заданием. В заключении ребёнок получил за выполненные задания приз. Не удалось проговорить ,чем занимались так как ребёнок выразил положительные эмоции. Задачи поставленные в занятии выполнены не полностью, так как у ребёнка были явные признаки утомления, необходимо было сменить вид деятельность.
На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Считаю, что создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможности преодоления имеющихся трудностей, а также способствует переносу способов действия в другие условия, в социум. Другими словами, мною были созданы условия, способствующие созданию ситуации социального развития, а именно: поддерживалась инициатива ребенка и учитывались его индивидуальные особенности (стеснительность, тревожность), использовалась вариативность коррекционных приемов, ненавязчиво устанавливались правила взаимодействия в разных игровых ситуациях, в целом, обеспечивалось эмоциональное благополучие, учитывались, в том числе, требования ФГОС и требования САНПИНа и к созданию условий организации коррекционно- развивающей работы.