«Автоматизация звука «С» во фразах и связной речи».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед здоровается с ребёнком.
Логопед: - В гости к нам на занятие приехал мальчик Саша. Он приехал на велосипеде. Но в пути он наехал на гвоздь и пробил колесо.
Он очень удивился. Покажи, как Саша удивился. (Ребёнок изображает удивлённого Сашу)
Логопед: - Потом Саша огорчился, а потом разозлился. (Ребёнок изображает сначала огорчение, потом злость).
А потом Саша вспомнил, что у него есть насос и, он может накачать колесо.
Саша обрадовался. (Ребёнок изображает радость).
Логопед: – Саша взял насос и накачал колесо.
Упражнение «Насос».
Исходное положение: встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища.
Выполнить вдох, выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука с-с-с-с, руки скользят вдоль туловища (5раз).
2. Основная часть.
Логопед: - Вспомни, над каким звуком мы работали на прошлом занятии. Подойди к своему рабочему месту, произнося на каждый шаг слово на звук «С».
Логопед: - Саша, когда ехал к нам, встретил осу. Он хочет, чтобы ты рассказал ему чистоговорку про осу. Чтобы язычок двигался легко и свободно мы сделаем артикуляционную зарядку.
Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).
Упражнения:
- для челюсти: медленное открывание и закрывание рта, язык у нижних зубов;
- для губ: «трубочка» - улыбка (5раз);
- для языка: «почистить нижние зубки; язык упирается в нижние зубы и движется слева направо;
- дуть на нижние зубы: с-с-с-с.
Упражнение «Рифмушка». Придумать слово в рифму и повторить всё стихотворение.
Са-са-са, летит …. (оса).
Сы-сы-сы не боимся мы …(осы).
Су-су-су а я боюсь (осу).
Сы-сы-сы убегаю от …. (осы).
Логопед: – Саша хочет, чтобы ты выполнил ещё одно задание. Слова в предложении поссорились, поменялись местами. Давай «помирим» слова в предложении и поставим их на свои места.
Куст, аист, стоять, под. - Аист стоит под кустом.
Мост, за, высокий, сад. - За садом высокий мост.
Сад, стоять, в, аист. - В саду стоит аист.
Кони, под, стоять, мост. - Кони стоят под мостом.
Мост, ехать, под, автобус. – Автобус едет под мостом.
Логопед: - А теперь научим Сашу, как можно делать зарядку для пальчиков:
Гости.
По очереди соединять большой палец с другими пальчиками, приговаривая:
Братья в гости приходили
И подарки приносили:
Этот брат принёс калач,
Он и вкусен и горяч.
Этот брат принёс медок.
Мёдом полон туесок.
Этот брат принёс с утра
Свежих сливок два ведра.
Ну а этот спозаранку
Притащил с собой сметанку.
Затем пальцы сжать в щепоть.
Будут братья рисовать,
Будут песни распевать.
Логопед: (обращаясь к ребёнку) - Мальчик Саша принёс тебе сказку.
Упражнение «Расскажи – ка».
Предложить ребёнку послушать сказку, пересказать её, стараясь передать интонацию героев голосом. Предложить закончить сказку тремя новыми предложениями. Назвать слова со звуком «С».
Сорока и медведь.
- Эй, медведь, на вопрос ответь!
- Какой вопрос, стрекотуха?
- Почему тебя медведем зовут? Глухарь – он весной глухой, понятно. Заяц-беляк - он зимой белый, понятно, а вот медведь – непонятно.
- Ха – ха – ха! Бестолковая ты птица. Мед – ведь. Значит мёд ведающий. Знаю, где в лесу мёд спрятан.
- А где, где он, мёд?
- Так я тебе и сказал. Ты же всем расскажешь сразу. Все вы тогда в лесу медведями станете...
3. Итог занятия. Логопед подводит итог занятия. Отмечает, что Саше очень понравилось занятие и ответы ребёнка.