1. 1.1 | Вводная часть Организационно- мотивационный этап. | -Саша, посмотри, что я нашла! (поднимаю с пола сердечко из бумаги). - Чье это сердечко? Кто потерял? - Посмотри, на обратной стороне загадка! Попробуем отгадать? Кто приходит к вам с утра? Кто сказал: «Вставать пора»? Кашу кто успел сварить? Чай в бокальчик вам налить? Кто косички вам заплёл? Целый дом один подмёл? Кто цветов в саду нарвал? Кто тебя поцеловал? Кто ребячий любит смех? Кто на свете лучше всех? | подходит и рассматривает находку вместе со взрослым. -- не знаю, чье и откуда. -Да!. - Мама. | 2 мин. |
1.2 | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия. | - Правильно, конечно, мама. Похоже, кто-то очень любит маму и нарисовал ей сердечко! А ты любишь маму? Почему? - Правильно, Саша! Мама - это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек! А ещё наши мамы самые трудолюбивые! Мы уже рассматривали иллюстрации, где мамы постоянно трудятся. Несмотря на то, что мамы работают: кто в больнице, кто в аптеке, кто в школе, кто в библиотеке, кто в магазине, - они также справляются со множеством домашних дел. Мамы очень устают, и мы должны помогать им. - А как ты дома помогаешь маме? | - Любим! -Она добрая! Заботится о мне, любит, жалеет! - убираю за собой игрушки, поливаю цветы, ухаживаю за животными. -Я помогаю маме пылесосить, протирать пыль. - Я мою посуду, потом протираю её. - Я помогаю маме нести домой покупки. | 2 мин. |
2. 2.1 | Основная часть. Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам ОД. | - какие мы молодцы. любим своих мамочек, стараемся не огорчать их. А как ещё можно маме помочь, чтобы она меньше уставала и чаще улыбалась? - Все это хорошо! Маме приятно послушать песенки и стихи, и цветы, и чай ее порадуют. Но есть другое, о чем нужно вспомнить Я предлагаю послушать стихотворение, и тогда ты поймешь, о какой помощи я говорю. | - песенки ей петь; - чай принести - цветы подарить; и т.д. Ребёнок не дают правильный ответ. | 2 мин. |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие нового знания). | Выразительное чтение стихотворения Елены Благининой «Посидим в тишине». Мама спит, она устала… Ну и я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу. Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой. А по маминой подушке Луч крадется золотой. И сказала я лучу: – Я тоже двигаться хочу! Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать, Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать, Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу. Луч метнулся по стене, А потом скользнул ко мне. – Ничего, – шепнул он будто, – Посидим и в тишине. После прочтения стихотворения нужно сделать небольшую паузу. - Понял литы о какой помощи идет речь? | садимся на коврик, ребёнок слушает стихотворение. -Надо давать мамам отдыхать, спать, чтобы у них было хорошее настроение. | 2 мин. |
2.3 | Проверка восприятия услышанного. | - Саша, тебе понравилось стихотворение? - Как оно называется? - О ком стихотворение? -Почему девочка сидела в тишине и не играла? - Правильно, молодец. Я предлагаю выучить это стихотворение и потом рассказать папе, брату, сестре, чтобы они тоже знали, как надо заботиться о маме. | - Да. - «Посидим в тишине». -О маме. - Потому что мама устала, и девочка хотела, чтобы она отдохнула. Дети соглашаются. | 2 мин. |
2.4 | Динамическая пауза | Но сначала отдохнём, а заодно и маме поможем! Физминутка «Дружно маме помогаем». Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, затем полощем, отжимаем. Подметаем все кругом и бегом за молоком. Маму вечером встречаем, двери настежь открываем, очень крепко обнимаем. | (Подражательные движения по тексту.) | 1 мин. |
2.5 | Работа с мнемотаблицей: 1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: осуществление чтения стихотворения, пересказа сказки или рассказа по заданной теме. | А чтобы вам легче было запомнить стихотворение, я приготовила для тебя таблицу – подсказку. Давай её рассмотрим. Что ты видишь в первом квадрате? -Почему мама спит? Вспомним первые строки стихотворения: «Мама спит, она устала..» (ребёнок повторяет) - Что изображено во 2-м квадрате? - Как говорится об этом в стихотворении? (Сначала проговаривает строку взрослый, потом вместе с ребёнком). И так далее рассматриваются поочередно все квадраты в составе таблицы, с хоровым проговариванием строк за взрослым. Ещё раз читаю стихотворение, водя указкой по квадратам таблицы. Далее задаю вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз. - Как ты понимаеь фразу: луч крадётся золотой? - Как ты понимаешь фразу: луч метнулся по стене? Упражняю в чтении стихотворения на память, при помощи таблицы вначале вместе, а затем самостоятельно. Контролирую процесс, если ребенок затрудняется, помогаю Далее обговариваются средства выразительности. -Каким голосом надо читать начало стихотворения, чтобы мы поняли, что мама устала и спит? - Каким голосом девочка говорит лучу: " Я тоже двигаться хочу!" - Каким голосом надо читать: "- Ничего, шепнул он будто, - Посидим и в тишине!.." - Саша попробуй прочитать слова из текста "Мама спит, она устала...». Надо прочитать так, чтобы мы поняли, что шуметь нельзя, она хочет отдохнуть. (Дети читают). | Рассматриваем таблицу. -Мама спит, потому что устала. - Игрушки, которые зачеркнули. Ребёнок рассматривает изображения, старается объяснить их значение. Затем повторяет за взрослым строки стихотворения. Ребёнок слушает и следит за указкой. - Солнечный луч ползёт по маминой подушке. - Солнечный луч пополз по стене. ребёнок проговаривает стихотворение вместе со взрослым. Затем ребенок сам водит указкой по таблице и пытается прочитать стихотворение самостоятельно. - Тихим сочувствующим голосом. - С упрёком, что луч не понимает ничего. - Тихим голосом, чтобы никого не разбудить. | 10 мин. |