СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного открытого занятия на тему «Игровые приёмы, применяемые в работе учителя- логопеда и учителя- дефектолога с учащимися начальных классов».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен конспект совместного открытого  занятия логопеда и дефектолога с учащимися начальных классов (класс- комплект), имеющих статус ОВЗ и лёгкую уо.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного открытого занятия на тему «Игровые приёмы, применяемые в работе учителя- логопеда и учителя- дефектолога с учащимися начальных классов».»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ленинградской области «Приозерская школа – интернат,

реализующая адаптированные образовательные программы»










Конспект интегрированного открытого занятия на тему

«Игровые приёмы, применяемые в работе

учителя- логопеда и учителя- дефектолога

с учащимися начальных классов».














Занятие подготовили:

учитель-логопед высшей квалификационной категории

В… С.В.

учитель- дефектолог 1 квалификационной категории

К… Е.В.









г.Приозерск

2021/2022 учебный год




Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о диких и домашних животных. Уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (закрепление навыка правильного употребления существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами;  образовывание прилагательных от существительных); различение и называние основных цветов, совершенствование слоговой структуры слов, диалогической речи, фонематического слуха, предпосылок овладения навыками чтения, письма и счёта (пространственного восприятия, различение, узнавание, знание геометрических форм и цифр; развитие операций анализа и синтеза), первоначальных навыков чтения.


Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, умения слушать инструкцию и правильно её выполнять, зрительного восприятия и внимания, мышления, мелкой и общей моторики, творческого воображения.


Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, любознательности. Воспитание заботливого отношения к окружающим и родным людям.


Оборудование: Маршрутный лист, карточки и пазлы «Дикие и домашние животные и их детёныши», картинки «Домик», «Ёлочка», куклы «Бабушка», «Волк», цветные следы из картона, краски, кисточки, пронумерованные пластиковые стаканчики с водой, верёвочка с колокольчиком, индивидуальные карты «Следы зверей» по числу детей, карточки «Цветовые ассоциации», карточки с изображением цветных баночек и фруктов/ягод, которые соответствуют цвету баночки, счётный материал, плоскостные фигуры основных геометрических форм, карточки для чтения,


Ход занятия:


1. Организационный момент.

Дефектолог: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады вас видеть. Мы хотим, чтобы наша встреча запомнилась хорошим настроением. Сегодня вы увидите, какие старательные наши ребята, они весь год трудились: учились красиво говорить, слушать, думать. Сегодня мы все вместе отправимся в сказку. Сказки бывают разные- весёлые и грустные, но все они обязательно с хорошим концом. Ведь добро всегда побеждает. А ещё в сказках происходят чудеса, вот и мы сегодня обязательно встретимся с чудесами.

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, какие вы знаете сказки? Какими словами чаще всего начинаются сказки? Вот и наша сказка начнётся словами: «Жила- была девочка. Такая хорошенькая, умная и послушная. Соседи про неё говорили: «Вот Красная шапочка идёт!» Как- то раз испекла мама пирожков и сказала дочке: «Сходи-ка ты, Красная шапочка к бабушке, отнеси её пирожков да горшочек масла, да проведай, здорова ли она?».

Красная шапочка отправилась к бабушке через густой лес. Путь был долгий. Давайте-ка и мы отправимся вслед за ней?! Эта карта нашего пути до домика бабушки. Каждое задание- это следующий шаг к цели.

Дефектолог: Ребята, а какая опасность может поджидать нас в лесу?

(В лесу могут быть старые, сломанные деревья, можно заблудиться, встретить опасных животных).


1)Дид.игры на знание названий цветов «Цветные следы».

Логопед: Всё верно вы говорите. Вот и я нашла какие-то невиданные следы. Да они ещё и разноцветные! Встаньте на тот след, который вам нравиться. Подумайте и назовите предметы, которые напоминают вам этот цвет.

Например, оранжевый, как морковь, как апельсин.

(Дети встают на следы выбранного цвета, называют соответствующие предметы. Педагог их хвалит за внимательность).


Дид.игра «Волшебные стаканчики».

Дефектолог: А теперь мы добавим немного чуда! Перед каждым из вас стаканчик с водой. Добавьте в воду жёлтую краску. Теперь слушайте внимательно! Те, у кого на стаканчике цифра «1» или «2» добавьте в воду зелёную краску. Ой, волшебство! Какой цвет теперь? (синий). У кого на стаканчике цифра «3 или «4» добавьте оранжевую краску. Какой цвет получился? (красный). Вот какие вы волшебники, умеете превращать один цвет в другой, а главное- правильно их называете.


2)Игра «Чистоговорки» (речь с движением).

Логопед: Ребята, а какие звери нам могут встретиться в лесу? (Дети их перечисляют). Молодцы. Всех их можно назвать одним словом, каким? (Дети: лесные или дикие). А теперь, чтобы нам было веселее в пути, давайте сочинять чистоговорки. Я буду начинать, а вы заканчивать мою чистоговорку. А после повторим её все вместе. Помним, что чистоговорки мы произносим, как? (Медленно и чётко). А ещё будем повторять мои движения.

Су-су-су – мы увидели лису

 Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

 Ла-ла-ла – в лесу белка жила.

 Ся-ся-ся – в чаще видели лося.

 Олк-олк-олк – в логове зимует волк.

 Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.

 Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь.

Ой-ой-ой- он просыпается весной.


Логопед: Нам встретилось слово «логово». Кто знает, что оно обозначает?

Дефектолог: Как хорошо вы придумываете и произносите чистоговорки. Во всех ваших чистоговорках главные герои были, кто? (Дети: животные). Как их можно назвать одним словом? (Дети: дикие).

Всё верно. А теперь мы с вами вспомним геометрические формы. И поиграем в игру «На что похоже?»


3)Дид.игра «На что похоже- послушай- собери?»

*Глазки у белочки похожи на…(круги). (Ребёнок находит круг).

*Ушки у волка как (треугольники). (Следующий ребёнок находит треугольник).

*Туловище у зайца как (овал).

*Домик у зайца похож на (квадрат).

*Дупло белочки похоже на..(круг).

*….похож на (прямоугольник).

Далее дети слушают инструкцию дефектолога и расставляют фигурки/геом.формы по инструкции.

(Положите фигурку животного посередине/ перед собой, справа от неё поставьте квадрат, на квадрат положите треугольник. Это домик. Справа от домика положите 4 палочки друг за другом. Это забор. Под домиком положите на 1 палочку меньше. Это ступеньки …и т.д.).



4)Дид.игра «Чьи детёныши?»

Логопед: Ребята, что я слышу? Плачут малыши- детёныши. Они потеряли своих мам. Давайте поможем им, найдем маму каждому малышу. Соберём пазлы. Как соберём пазл с животным, сразу назовём его детёныша: «У волчицы- волчата». Дети выполняют задание.

Ребята, всех этих животных можно назвать 1 словом, каким? (Дети: дикие). Правильно. Ребята, какие животные не могут нам встретиться в лесу? (Дети: домашние). Давайте найдём мам и домашним животным.

Продолжение игры, но с мячом «Домашние животные». У коровы- телята, у собаки- щенки, у лошади- жеребята, у кошки- котята, у овцы- ягнята.

У меня разбежались все животные! Помогите вернуть их на свои места: диких- в лес, а домашних- в домик. Как вернули (прикрепили) животное, ещё раз называйте его детёныша.


5)Физминутка «Колокольчик».


Дефектолог: Мы всё дальше идём в лес. Дорога непростая и опасная. Злой волк расставил капканы. Перед нами препятствие «Верёвочка и колокольчик». Вы должны пролезть под верёвочкой, чтобы колокольчик не зазвенел. Иначе волк услышит и прибежит к нам!


6)Дид.игра «Ритм».

Логопед:

-Ой, ребята, посмотрите!

Слышу, кто-то к нам уж мчится!


Логопед: Волк может бежать по-разному. Я буду хлопать-топать, показывая, как он бежит, а вы повторяйте.

//-/-//; /-//-// и т.д.


7)Дид.игра «Сосчитай следы».


Дефектолог: Сколько же следов оставил волк. Давайте их сосчитаем! Дети считают кол-во следов на своих карточках, находят, пишут соответствующую цифру, называют «соседей» своего числа, у кого самое большое/ самое маленькое число и т.д.


Появляется кукла «Волк».

Волк: -А ну, давайте, мне всё рассказывайте!

Дорогу к бабушке показывайте!

Ведь у меня давным- давно

Живот от голода свело!


Логопед:


-Волк, волк, послушай, серый,

Ты в лесу ведь самый смелый,

Но от жадности твоей

Нету у тебя друзей.

Хочешь с нами подружиться?


Волк: -Хочуууу! Но вы со мной не будете дружить! Вы и считать умеете, цифры знаете, наверное, и буквы уже знаете…А я только однуууу знаю букву: «УУУУУ»!


Логопед: Конечно, у нас ребята старательные, на уроках трудятся. Они уже много букв знают. Сейчас они тебе про них расскажут.


1-ый ребёнок:


Всем известна буква А-

Буква очень славная.

Да к тому же буква А

В алфавите главная!


2-ой ребёнок:


Добрый день, мои друзья!

Рад вас очень видеть я.

На меня вы посмотрите

И тихонько улыбнитесь:и-и-и!


3-ой ребёнок:


Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издаёт такой же звук:

Ж-Ж-Ж!


4-ой ребёнок:

Буква Ша совсем простая,

Как забор стоит, прямая,

Но шипит, шуршит, шумит,

Шепеляво говорит: Ш-Ш-ш!


5-ый ребёнок:

Словно месяц буква (эс) С

Улыбается с небес!


Волк: - А почему одни буквы в алфавите красного цвета, а другие чёрного/ синего?

Дети:- Буквы бывают гласные и согласные. Гласные легко произносятся, а согласные- с помощью преграды.


8)Дид.игра «Определи 1-ый звук».

Дефектолог: Ребята, давайте научим волка определять звук, с которого начинается слово. Я буду вам называть слова, а вы называйте 1-ый звук.

Слова: школа, Аня, Оля, улитка, ученик, сапоги, шапочка, бабушка, волк.


9)Дид.игра «Прочитай слово».

Логопед: Ребята, давайте покажем волку, что мы не только знаем звуки и буквы, но и умеем узнавать буквы в словах и читать их.

(Дети получают по несколько карточек со словами, читают, находят соответствующую картинку).


10)Дид.игра «Раздели слово».

Дефектолог, логопед: А еще мы знаем, что слова бывают короткие и длинные. И мы научились определять длину слов, делить слова на части/ отхлопывая их. Попробуем сосчитать, сколько частей в каждом слове, которое я назову? Приготовим ладошки.

Слова: дом, шапочка, мама, дорога, волк, лес, бабушка, пирожок.


11)Дид.игра «Какое варенье».


Логопед: Все слова, которые вы сейчас делили на части, относятся к сказке нашего сегодняшнего занятия. Вспомните, как она называется? Посмотрите, вы выполнили все задания и пришли к домику бабушки Красной шапочки.

Бабушка: Как я рада вас видеть ребятки! Сейчас я вас угощать буду вареньем. Но вот ведь, старенькая я стала! Забыла, где какое варенье. Поможете разобраться?

Дети раскладывают к баночкам разных цветов картинки с изображением ягод, фруктов (красная- малиновое, жёлтое- лимонное, синее- черничное).


III. Оценивание деятельности учащихся. Подведение итогов занятия.


Бабушка: Какие же вы молодцы! Такой дальний путь прошли.


Дефектолог: Да, бабушка, а сколько препятствий на нашем пути было. Мы сейчас тебе расскажем. Ребята, вспомните, какие задания вы делали, когда шли к бабушке? Вспомнить вам поможет карта. (Дети проговаривают задания, которые выполняли).


Логопед: Ребята ещё и злого волка сделали добрым. А почему, как вы думаете? (Потому что сами были дружными, быстрыми и сообразительными/умными/старательными).


Дефектолог: Какие задания были самыми сложными для вас? Какие самыми интересными? Кто был самым активным учеником сегодня? Вы все молодцы сегодня, старались, работали. И вот ещё одно чудо! Бабушка тоже приготовила вам угощение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!