СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного урока "Математика и классический танец"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка интегрированного урока по предмету "Классический танец" для учащихся хореографического отделения. На уроке рассматриваются точки соприкосновения математики и танца.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока "Математика и классический танец"»


План-конспект интегрированного урока по предметной области «Классический танец» по теме


«Математика и классический танец»



Учитель хореографических дисциплин МБОУ «ЦО №22-Лицей искусств» г.Тулы

Оборотова Г.А.



Тема урока: Математика и классический танец.

Класс: 8 «Б» класс хореографическая группа, 15 обучающихся, разных по уровню физического развития, работоспособности, концентрации устойчивости внимания, темпераменту, характеру.

Рабочая программа учебного предмета «Классический танец» для учащихся 5 – 8 классов разработанная в соответствии с требованиями: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; программы, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации: «Ритмика и танец для начальной и средней школы». М.: 2010 г.; примерной программы по учебному предмету «Классический танец», рекомендованной Министерством культуры Российской Федерации для хореографических отделений детских школ искусств (2013).

Тип урока: урок закрепления знаний.

Вид урока: комбинированный.

Цель урока: создание условий для развития хореографических способностей учащихся средствами интеграции математики и хореографии на примере изучения движений классического танца, основанных на построении геометрических фигур с точки зрения математической точности, раскрытие математической составляющей танца.

Задачи урока, направленные на реализацию результатов:

  • личностных: воспитание дисциплины и самостоятельности; формирование общительности, трудолюбия, честности, чувства собственного достоинства; способности адекватного выражения своего эмоционального состояния;

  • метапредметных: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; умение договариваться и распределять функции и роли в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • предметных: изучение танцевальных движений на основе математических знаний; развитие музыкально-ритмической координации, мышечного чувства, музыкально-двигательной памяти; развитие умения работы в ансамбле (чувства партнерства), двигательно-танцевальных способностей, артистизма.

Актуальность: математические задачи развивают мышление, логику, умение группировать предметы, раскрывать закономерности, определять связи между явлениями, принимать решения. Танцы благотворно влияют не только на физическую форму, но и на умственные способности, пространственное воображение. Таким образом, разумное совмещение занятий танцами и математикой позволяют развивать умственные способности. Многие танцевальные движения легче исполнять, зная их математическую составляющую.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы обучения: практический, наглядный, словесный, активный метод логического мышления, метод контроля и самоконтроля.

Техническое обеспечение урока:

- хореографический зал, оснащенный зеркалами и учебными станками;

- музыкальный инструмент – рояль;

- компьютерная техника, телевизор;

- специальная форма и обувь для занятий.

Технологическая карта урока классического танца

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

1.Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности

Учитель: «Там где красота, там действуют законы математики». Наука и искусство - два основных начала в человеческой культур, две дополняющие друг друга формы творческой деятельности человека. Я начала наш урок словами английского математика Годфри Харолда Харди для того, чтобы включить в работу творческие рецепторы вашего головного мозга, так необходимые нам на сегодняшнем занятии. Сегодня у нас интегрированный урок, мы узнаем, как математика связана с хореографией. Тема урока: «Математика и классический танец».

И начнём мы наше занятие с поклона.

Обучающиеся входят танцевальным шагом в зал и выстраиваются по линиям.








Учащиеся исполняют поклон.

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию. Проявлять дисциплинированность.

Метапредметные:

планировать свою деятельность в соответствии с целью урока.

Предметные: расширение музыкального, хореографического и общего культурного кругозора; знание правил техники безопасности,

требований, предъявляемых к учащимся на уроке.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений

Учитель: Танец имеет много общего с такой наукой как математика, поскольку ритм, темп, фигуры танца подчиняются определенным математическим законам и понятиям. Еще один факт, подтверждающий связь танца и математики, - это использование общих терминов: линии, диагонали, понятия параллельно или перпендикулярно, симметрично, точка, центр. За танцевальной пластикой можно увидеть не только создание поз, геометрических фигур, рисунка, но и точный математический расчет силы прыжка, количество поворотов в туре, длины и ширины шага. Многие танцевальные движения легче исполнять, зная их математическую составляющую.

В течение урока мы назовем самые значимые точки соприкосновения.

Для подготовки мышц к работе, мы начинаем урок с разминки лицом к станку, которая сегодня будет в духе темы нашего урока.

Музыкальный размер, который мы используем на уроке: 2/4 (полька), 3/4 (вальс), 4/4 (адажио), 4/4 (марш), а также длительности нот одновременно являются названиями обыкновенных дробей. Например, целая – 4/4, половинная – 1/2, четвертная – 1/4, восьмая – 1/8. Доли в музыке складываются (восьмая + восьмая = четвертная), как и дроби в математике (1/8 + 1/8 = 1/4).

Вопрос: определите какой музыкальный размер соответствует упражнениям для разогрева стоп и battement c degаge.

Учитель: Продолжаем разогрев, выполняя наклоны корпуса в сторону и прогибы назад с руками, работаем над гибкостью

Вопрос: определите музыкальный размер для наклонов и перегибов корпуса.

Вопрос: какой ещё музыкальный размер используется для исполнения пор де бра?

Это правильные ответы.
















Ученики, стоя лицом к станку исполняют упражнения для разогрева стоп, батман тандю battement tendu)с переходом (degage) по 2 позиции и другие для разогрева мышц ног.




Определяют музыкальный размер – 2/4.


Выполняют упражнения для развития гибкости корпуса.


Определяют музыкальный размер: 3/4.

4/4 медленный темп в характере адажио.

Личностные: готовность и способность к личному самоопределению; готовность к самообразованию.

Развивать готовность к сотрудничеству.

Метапредметные:

организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; ориентироваться в своих знаниях.

Предметные: формирование основ хореографической культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; развитие творческих способностей.













3.Постановка учебной задачи



Учитель: Мы подготовили мышцы к основной работе, переходим к экзерсису у станка - комплексу упражнений, от которых во многом зависит ваше исполнительское мастерство.


Вспомним понятие параллельности двух прямых в математике. Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются.

Вопрос: В каких моментах мы должны помнить определение параллельных прямых при исполнении комбинации плие?







Комбинация плие (plié).


Учитель: В каждом танце важен счёт, а считать мы учимся только с помощью математики. Без счета трудно разобрать танцевальные комбинации на составные части. Мы разбиваем музыку и движения на квадраты (четыре счета) и восьмерки. Правильный счет улучшит ваше понимание танца и именно здесь вам и пригодится математика. Когда вы слышите музыку, вы должны правильно рассчитывать свои движения, чтобы попадать в ритм, а сбиваться вы перестанете, когда поймете счет танца.

Все движения соответствуют музыке («подчиняются» такту)- выделяются сильные доли и плавно «прорабатываются» слабые.

Выполняем комбинацию батман тандю (battement tendu) и комбинацию батман тандю жете (battement tendu jeté).

Вопрос: определить на какой счет исполняется одно движение и какую долю такта занимает?





Учитель: Комбинация ронд де жамб пар терр (rond de jambe par terre). Вопрос: какую геометрическую фигуру описывает рабочая нога?



Учитель: Еще одно понятие в математике и в танце: углы. В математике выделяют следующие виды углов на плоскости в зависимости от градусной меры угла: Прямой – угол равный 90°; Острый –угол менее 90°; Тупой –угол более 90°; Развёрнутый –угол равный 180°.

Вспомните, какие виды углов между опорной и рабочей ногами представлены в танце:







Исполняем комбинации: батман фондю (battement fondu), батман фраппе (battement frappe), пти батман (petit battement sur le cou-le-pied).

Учитель: Оборот - этот термин подразумевает поворот вокруг своей оси на 360° - (один оборот), пол-оборота - поворот на 180°, четверть - на 90°, два оборота - 720°, и т.д. Мы выполняем полуповороты (180°) к станку и от станка, полный поворот и пируэты (360°).

Вопрос: на сколько градусов надо довернуться до положения эпольман круазе (epaulement croise) и эффасе (effecee)?


Учитель: Исполняем комбинацию пируэтов из V позиции.

Один пируэт на один такт 2/4, счет « раз и два и».





Ответы: первая и вторая позиции ног параллельны второй позиции рук;

стопы параллельны в пятой и четвертой позициях ног;

бедра параллельны полу при исполнении гранд плие (grand plié)

Исполняют комбинацию плие с двух ног.


















Исполняют комбинации. Определяют, на какой счет исполняется одно движение: на «и раз», начинается из-за такта.

Занимает ¼ такта.





Выполняют комбинацию ронд де жамб пар терр (rond de jambe par terre), Отвечают на вопрос: круг, окружность от себя и к себе.





Ответы: батман тандю – 30°;

батман тандю жете, батман фраппе – 45°; батман фондю и 45° и 90°; гранд батман жете выше 90°; растяжка на шпагат – развернутый угол 180°.


Исполняют комбинации.







Ответ учеников: на 45° к станку или от станка, и на середине зала на 45°лицом в точку 8 или в точку 2.

Исполняют комбинацию пируэтов.


Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; стремление преодолевать себя; осваивать умение самостоятельно выполнять задания.

Метапредметные:

самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности; учитывать разные мнения и основывать собственную позицию.

Предметные:

формирование мотивационной направленности на хореографически - творческую деятельность; делать обобщения, искать и выделять необходимую информацию; находить ответы на поставленные вопросы;














































4.Построение проекта выхода из затруднения

Практическая работа



Учитель: А теперь у станка исполняем адажио и гранд батман жете (grand battement jete′) в эпольман эфасе (epaulement efface), экарте (ecartee).

По ходу исполнения комбинаций учитель делает замечание по технике исполнения, помогает исправить ошибки. Практически показывает, исполняя отдельные сложные элементы, объясняя методику исполнения.

Учащиеся исполняют комбинации.


Ученики повторяют отдельные моменты или всю комбинацию по заданию учителя.

Личностные: способность ставить цели и строить планы; готовность к самовоспитанию; доброжелательное отношение к окружающим.

Метапредметные:

построение индивидуальной образовательной траектории; осуществлять контроль по результату и оценивать выполнение действий.

Предметные: развитие хореографических способностей обучающихся, их творческого воображения; освоение техники исполнения.

5.Реализация построенного проекта



Учитель: подумайте и разберите с точки зрения математики построение позы классического танца -

IV арабеск (arabesque)

Ответы обучающихся: при исполнении четвертого арабеска нога поднимается назад на 90 градусов;

руки и рабочая нога параллельны;

корпус доворачивается на 45 градусов до положения эпольман круазе.

Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

освоение способов решения проблем творческого характера; научиться оформлять свои мысли в устной форме.

Предметные: формирование мотивационной направленности на творческую деятельность;

6.Первичное закрепление



Учитель. Давайте проведем проверку теоретических знаний, а потом попробуем применить их на практике.

В какой позе мы исполняем средние прыжки сиссон ферме (sissonne fermee) и сценический сиссон (sissonn)?

Что такое пор де бра (port de bras)?



Учитель. Вспоминаем и исполняем комбинации маленьких и средних прыжков.

Вращения по диагонали.



Ответ: мы исполняем прыжки в позе первого арабеска.

Ответ: Пор де бра это упражнения для рук, головы и корпуса.

Учащиеся выполняют задания учителя.

Личностные: умение проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей; социальные компетенции.

Метапредметные:

готовность слушать собеседника и вести диалог; определять наиболее эффективные способы достижения результатов.

Предметные: знание понятий и терминов классического танца; владение методикой исполнения танцевальных элементов.

7.Включение в систему знаний и повторение



Учитель. Подумайте и скажите, какое математическое понятие объединяет аттитюд

(attitude) и вращение тур шене (tour chane)?


Учитель: Кроме видимых геометрических фигур и алгебраических форм, у танцующего всегда присутствует ощущение равновесия, центра, точки, то есть танцор всегда находится в системе координат.

Учитель: На протяжении сегодняшнего урока мы использовали математические знания, которые, я надеюсь, не только сделали наше занятие интересным и увлекательным, но и помогли развивать не только физические данные, но и включить в работу ваше творческое воображение.

Учитель: Что общего у математики и танца?









Учитель. Урок завершается исполнением II и IV форм пор де бра (port de bras).

Ответ учеников: их объединяет понятие «точка». Необходимо держать точку, исполняя вращения. И выполняя позу аттитюд, мы как бы застываем в позе, фиксируем точку.







Ответы учеников:

Танец содержит фигуры, дроби, точки, градусы.

Это использование общих терминов: линии, диагонали, параллельные и перпендикулярные прямые, симметрия, центр тяжести.

Ученики исполняют пор де бра.

Личностные: осознание личной значимости учебного материала; готовность к выбору профильного образования.

Формировать потребности к ЗОЖ.

Метапредметные:

самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу действия; обосновать собственную позицию, учитывая разные мнения.

Предметные: умение координировать свои движения; освоение способности самостоятельно исполнять задания.

8.Рефлексия учебной деятельности

Учитель. Подводим итог: на уроке была выявлена математическая составляющая танца. Многие танцевальные движения легче исполнять, зная их математическую составляющую.

Учитель: Танец – это и здоровый образ жизни, и красота, и точный математический расчёт.

Наш урок закончен. Поклон.







Исполняется поклон. Учащиеся выходят из зала.

 Личностные: установление обучающимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов.

Метапредметные:

умение давать определение понятиям; развитие коммуникативных способностей.

Предметные: ориентироваться в своих знаниях; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к классической и современной хореографии.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!