- специальная форма и обувь для занятий.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
1.Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности | Учитель: «Там где красота, там действуют законы математики». Наука и искусство - два основных начала в человеческой культур, две дополняющие друг друга формы творческой деятельности человека. Я начала наш урок словами английского математика Годфри Харолда Харди для того, чтобы включить в работу творческие рецепторы вашего головного мозга, так необходимые нам на сегодняшнем занятии. Сегодня у нас интегрированный урок, мы узнаем, как математика связана с хореографией. Тема урока: «Математика и классический танец». И начнём мы наше занятие с поклона. | Обучающиеся входят танцевальным шагом в зал и выстраиваются по линиям. Учащиеся исполняют поклон. | Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию. Проявлять дисциплинированность. Метапредметные: планировать свою деятельность в соответствии с целью урока. Предметные: расширение музыкального, хореографического и общего культурного кругозора; знание правил техники безопасности, требований, предъявляемых к учащимся на уроке. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений | Учитель: Танец имеет много общего с такой наукой как математика, поскольку ритм, темп, фигуры танца подчиняются определенным математическим законам и понятиям. Еще один факт, подтверждающий связь танца и математики, - это использование общих терминов: линии, диагонали, понятия параллельно или перпендикулярно, симметрично, точка, центр. За танцевальной пластикой можно увидеть не только создание поз, геометрических фигур, рисунка, но и точный математический расчет силы прыжка, количество поворотов в туре, длины и ширины шага. Многие танцевальные движения легче исполнять, зная их математическую составляющую. В течение урока мы назовем самые значимые точки соприкосновения. Для подготовки мышц к работе, мы начинаем урок с разминки лицом к станку, которая сегодня будет в духе темы нашего урока. Музыкальный размер, который мы используем на уроке: 2/4 (полька), 3/4 (вальс), 4/4 (адажио), 4/4 (марш), а также длительности нот одновременно являются названиями обыкновенных дробей. Например, целая – 4/4, половинная – 1/2, четвертная – 1/4, восьмая – 1/8. Доли в музыке складываются (восьмая + восьмая = четвертная), как и дроби в математике (1/8 + 1/8 = 1/4). Вопрос: определите какой музыкальный размер соответствует упражнениям для разогрева стоп и battement c degаge. Учитель: Продолжаем разогрев, выполняя наклоны корпуса в сторону и прогибы назад с руками, работаем над гибкостью Вопрос: определите музыкальный размер для наклонов и перегибов корпуса. Вопрос: какой ещё музыкальный размер используется для исполнения пор де бра? Это правильные ответы. | Ученики, стоя лицом к станку исполняют упражнения для разогрева стоп, батман тандю battement tendu)с переходом (degage) по 2 позиции и другие для разогрева мышц ног. Определяют музыкальный размер – 2/4. Выполняют упражнения для развития гибкости корпуса. Определяют музыкальный размер: 3/4. 4/4 медленный темп в характере адажио. | Личностные: готовность и способность к личному самоопределению; готовность к самообразованию. Развивать готовность к сотрудничеству. Метапредметные: организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; ориентироваться в своих знаниях. Предметные: формирование основ хореографической культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; развитие творческих способностей. |
3.Постановка учебной задачи | Учитель: Мы подготовили мышцы к основной работе, переходим к экзерсису у станка - комплексу упражнений, от которых во многом зависит ваше исполнительское мастерство. Вспомним понятие параллельности двух прямых в математике. Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются. Вопрос: В каких моментах мы должны помнить определение параллельных прямых при исполнении комбинации плие? Комбинация плие (plié). Учитель: В каждом танце важен счёт, а считать мы учимся только с помощью математики. Без счета трудно разобрать танцевальные комбинации на составные части. Мы разбиваем музыку и движения на квадраты (четыре счета) и восьмерки. Правильный счет улучшит ваше понимание танца и именно здесь вам и пригодится математика. Когда вы слышите музыку, вы должны правильно рассчитывать свои движения, чтобы попадать в ритм, а сбиваться вы перестанете, когда поймете счет танца. Все движения соответствуют музыке («подчиняются» такту)- выделяются сильные доли и плавно «прорабатываются» слабые. Выполняем комбинацию батман тандю (battement tendu) и комбинацию батман тандю жете (battement tendu jeté). Вопрос: определить на какой счет исполняется одно движение и какую долю такта занимает? Учитель: Комбинация ронд де жамб пар терр (rond de jambe par terre). Вопрос: какую геометрическую фигуру описывает рабочая нога? Учитель: Еще одно понятие в математике и в танце: углы. В математике выделяют следующие виды углов на плоскости в зависимости от градусной меры угла: Прямой – угол равный 90°; Острый –угол менее 90°; Тупой –угол более 90°; Развёрнутый –угол равный 180°. Вспомните, какие виды углов между опорной и рабочей ногами представлены в танце: Исполняем комбинации: батман фондю (battement fondu), батман фраппе (battement frappe), пти батман (petit battement sur le cou-le-pied). Учитель: Оборот - этот термин подразумевает поворот вокруг своей оси на 360° - (один оборот), пол-оборота - поворот на 180°, четверть - на 90°, два оборота - 720°, и т.д. Мы выполняем полуповороты (180°) к станку и от станка, полный поворот и пируэты (360°). Вопрос: на сколько градусов надо довернуться до положения эпольман круазе (epaulement croise) и эффасе (effecee)? Учитель: Исполняем комбинацию пируэтов из V позиции. Один пируэт на один такт 2/4, счет « раз и два и». | Ответы: первая и вторая позиции ног параллельны второй позиции рук; стопы параллельны в пятой и четвертой позициях ног; бедра параллельны полу при исполнении гранд плие (grand plié) Исполняют комбинацию плие с двух ног. Исполняют комбинации. Определяют, на какой счет исполняется одно движение: на «и раз», начинается из-за такта. Занимает ¼ такта. Выполняют комбинацию ронд де жамб пар терр (rond de jambe par terre), Отвечают на вопрос: круг, окружность от себя и к себе. Ответы: батман тандю – 30°; батман тандю жете, батман фраппе – 45°; батман фондю и 45° и 90°; гранд батман жете выше 90°; растяжка на шпагат – развернутый угол 180°. Исполняют комбинации. Ответ учеников: на 45° к станку или от станка, и на середине зала на 45°лицом в точку 8 или в точку 2. Исполняют комбинацию пируэтов. | Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; стремление преодолевать себя; осваивать умение самостоятельно выполнять задания. Метапредметные: самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности; учитывать разные мнения и основывать собственную позицию. Предметные: формирование мотивационной направленности на хореографически - творческую деятельность; делать обобщения, искать и выделять необходимую информацию; находить ответы на поставленные вопросы; |
4.Построение проекта выхода из затруднения Практическая работа | Учитель: А теперь у станка исполняем адажио и гранд батман жете (grand battement jete′) в эпольман эфасе (epaulement efface), экарте (ecartee). По ходу исполнения комбинаций учитель делает замечание по технике исполнения, помогает исправить ошибки. Практически показывает, исполняя отдельные сложные элементы, объясняя методику исполнения. | Учащиеся исполняют комбинации. Ученики повторяют отдельные моменты или всю комбинацию по заданию учителя. | Личностные: способность ставить цели и строить планы; готовность к самовоспитанию; доброжелательное отношение к окружающим. Метапредметные: построение индивидуальной образовательной траектории; осуществлять контроль по результату и оценивать выполнение действий. Предметные: развитие хореографических способностей обучающихся, их творческого воображения; освоение техники исполнения. |
5.Реализация построенного проекта | Учитель: подумайте и разберите с точки зрения математики построение позы классического танца - IV арабеск (arabesque) | Ответы обучающихся: при исполнении четвертого арабеска нога поднимается назад на 90 градусов; руки и рабочая нога параллельны; корпус доворачивается на 45 градусов до положения эпольман круазе. | Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого характера; научиться оформлять свои мысли в устной форме. Предметные: формирование мотивационной направленности на творческую деятельность; |
6.Первичное закрепление | Учитель. Давайте проведем проверку теоретических знаний, а потом попробуем применить их на практике. В какой позе мы исполняем средние прыжки сиссон ферме (sissonne fermee) и сценический сиссон (sissonn)? Что такое пор де бра (port de bras)? Учитель. Вспоминаем и исполняем комбинации маленьких и средних прыжков. Вращения по диагонали. | Ответ: мы исполняем прыжки в позе первого арабеска. Ответ: Пор де бра это упражнения для рук, головы и корпуса. Учащиеся выполняют задания учителя. | Личностные: умение проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей; социальные компетенции. Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Предметные: знание понятий и терминов классического танца; владение методикой исполнения танцевальных элементов. |
7.Включение в систему знаний и повторение | Учитель. Подумайте и скажите, какое математическое понятие объединяет аттитюд (attitude) и вращение тур шене (tour chane)? Учитель: Кроме видимых геометрических фигур и алгебраических форм, у танцующего всегда присутствует ощущение равновесия, центра, точки, то есть танцор всегда находится в системе координат. Учитель: На протяжении сегодняшнего урока мы использовали математические знания, которые, я надеюсь, не только сделали наше занятие интересным и увлекательным, но и помогли развивать не только физические данные, но и включить в работу ваше творческое воображение. Учитель: Что общего у математики и танца? Учитель. Урок завершается исполнением II и IV форм пор де бра (port de bras). | Ответ учеников: их объединяет понятие «точка». Необходимо держать точку, исполняя вращения. И выполняя позу аттитюд, мы как бы застываем в позе, фиксируем точку. Ответы учеников: Танец содержит фигуры, дроби, точки, градусы. Это использование общих терминов: линии, диагонали, параллельные и перпендикулярные прямые, симметрия, центр тяжести. Ученики исполняют пор де бра. | Личностные: осознание личной значимости учебного материала; готовность к выбору профильного образования. Формировать потребности к ЗОЖ. Метапредметные: самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу действия; обосновать собственную позицию, учитывая разные мнения. Предметные: умение координировать свои движения; освоение способности самостоятельно исполнять задания. |
8.Рефлексия учебной деятельности | Учитель. Подводим итог: на уроке была выявлена математическая составляющая танца. Многие танцевальные движения легче исполнять, зная их математическую составляющую. Учитель: Танец – это и здоровый образ жизни, и красота, и точный математический расчёт. Наш урок закончен. Поклон. | Исполняется поклон. Учащиеся выходят из зала. | Личностные: установление обучающимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов. Метапредметные: умение давать определение понятиям; развитие коммуникативных способностей. Предметные: ориентироваться в своих знаниях; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к классической и современной хореографии. |