Зайко Галина Анатольевна,
учитель географии
Конспект интегрированного урока по географии и биологии
для учащихся 10-х классов.
Тема урока: «Прогнозирование последствий антропогенного воздействия на атмосферу Земли».
«Проблемы, которыми занимаются исследователи, все чаще не укладываются в рамки отдельной определенной сложившейся науки, мы специализируемся не по наукам, а по проблемам»
В. И. Вернадский.
Цели урока:
развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни (умение критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников; анализировать различные стороны явлений)
формировать умения проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных и геоэкологических явлений и процессов;
развивать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов.
Технология развития критического мышления, элементы медиаобразовательной технологии.
Технологические приемы: «шляпы мышления», двухчастный дневник, презентация устного ответа.
Оборудование: компьютеры, информационные карточки (приложение 1), тексты научного характера (приложение 2), атласы, фрагмент видеофильма «Антропогенное воздействие на окружающую среду».
Ход урока.
Организационный момент (подготовка учащихся к работе, полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм).
1.Стадия вызова. Здравствуйте, ребята, сегодня вместо уроков географии и биологии мы вам предлагаем поработать в научно - исследовательском центре. Чтобы определить направление работы этого центра, просмотрите фрагмент видеофильма (название видеофильма не озвучено, ребята сами формулируют тему урока «Прогнозирование последствий антропогенного воздействия на атмосферу Земли»).
Учитель дедуктивным путем формулирует понятие «прогнозирование»:
Если об объекте прогноза нет достоверных сведений, и он не поддается математическому анализу, используют Метод экспертных оценок: будущее определяется на основании мнения квалифицированных специалистов (экспертов), использующих статистические, картографические, космические и другие материалы.
Для того, чтобы спрогнозировать последствия антропогенного воздействия на атмосферу Земли, какие задачи мы должны решить на уроке? Учитель на доске записывает, предложенные ребятами, задачи:
определить воздействие человечества на природные системы;
вынести суждения относительно поведения природных систем в будущем;
предложить пути решения снижения антропогенного воздействия на атмосферу Земли.
Решать этих задачи вы будете в роли экспертов, для этого вы должны выбрать образно «шляпу мышления». Все ученики делятся на 4 базовые группы. Каждой группе выдается шляпа определенного цвета. Цвет шляпы направляет мышление ученика в заданное русло. Цвет соотнесён с определенным заданием. В таб. 1 соотнесены цвета, а также возможные и ожидаемые действия, которые совершает группа, выбравшая шляпу того или иного цвета.
Таблица 1.
Цвет | Ожидаемые действия |
Белый (статистический отдел) | Нейтральный и объективный. Изложение фактов и статистики. |
Синий (аналитический отдел) | Аналитический. |
Зеленый (отдел моделирования) | Предлагает построить прогноз. |
Желтый (эксперты ЮНЕП ) | Подразумевает оптимизм. Обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего. |
Ребята сами выбирают, в какой группе они будут работать.
2. Стадия осмысления. Учитель предлагает ребятам вести двухчастный дневник в течение урока. Читая текст, слушая своих товарищей, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в своем двойном дневнике.
Двухчастный дневник
Какая часть информации произвела впечатление? | Комментарии (почему?) |
| |
Далее ребята работают в группах, учителя помогают разрешить текущие проблемы, возникающие в группах, но больше ведут наблюдения: кто активен, кто пассивен; как распределили обязанности, чтобы справиться с работой быстрее; выбран ли организатор, который будет руководить работой.
Группа самостоятельно работает с научным текстом (электронное приложение, подготовленные учителями, ссылки на сайт в Интернете) Материал расположен на нескольких страницах и сайтах в Интернете. Чтобы справиться с работой быстрее,
каждый ученик в базовой группе должен получить по одной странице, стараясь разобраться в них самостоятельно. Участник в экспертной группе должен сделать следующее:
- выделить и осмыслить главное в прочитанном (определить, какую информацию, сведения, факты и прочее необходимо сообщить одноклассникам);
- предложить наиболее приемлемые методы и приемы для объяснения;
- сформулировать ожидаемые вопросы, которые ему могут быть заданы.
При обсуждении информации каждый ученик старается донести содержание своего текста до окружающих в базовой группе так, чтобы те поняли его. Далее каждая группа создает поисково – исследовательскую презентацию, где представлен собранный материал в доступном изложении.
Следующий этап урока – представление продукта своей деятельности в виде презентации.
3.Стадия рефлексии.
Учащимся предлагается прочитать записи со своего двухчастного дневника.
Обсуждение вопросов: «Достигли ли вы намеченной цели?», «Что дал урок?»
Домашнее задание. Д. Медоуз писал: «У нас есть поговорка: «Думай глобально, действуй локально». Очевидно, что ни одиночка, ни большая группа единомышленников (будь они даже гениальны) не могут решить все проблемы. Но если мы, каждый из нас чуть – чуть изменит свое поведение, привычки, умерит аппетит, то, я убежден, большинство проблем можно будет решить» Мы вам предлагаем в течение одной недели вести экологический дневник, где вы будите записывать: «Мой личный вклад в сохранении окружающей среды»
Приложение 1.
Информационная карточка 1.
Статистический отдел (белая шляпа).
Задачи:
1. Определить главные антропогенные загрязнители и источники химического загрязнения атмосферы Земли.
Найдите в тексте необходимый статистический материал, который поможет вам проанализировать источники химического загрязнения атмосферы Земли. Изобразите информацию графически(1. составьте таблицу в Excel. 2.На основании таблицы постройте диаграмму).
Используя приведенные в тексте данные, составьте диаграмму «вклады» газов в парниковый эффект. Изобразите информацию графически (1. составьте таблицу в Excel. 2.На основании таблицы постройте диаграмму).
2. Обсудите и обобщите полученные результаты.
3. Представьте полученные результаты в виде презентации.
4. Выберите участника, который будет представлять продукт вашей деятельности.
Ссылки на источники информации:
http://www.geo-site.ru/
http://www.mednovosti.by/
http://ru.wikipedia.org/
Научный текст.
Информационная карточка 2.
Аналитический отдел (синяя шляпа).
Задачи:
Проанализируйте влияние антропогенных выбросов на здоровье человека, растительный и животный мир.
Установите причинно-следственные связи последствий глобального загрязнения атмосферы.
Используя карту атласа «Экологические проблемы мира» (стр. 26.), нанесите на электронную контурную карту мира районы выпадения кислотных дождей, промышленно-городского загрязнения атмосферы, радиоактивного загрязнения.
Обсудите и обобщите полученные результаты.
Представьте полученные результаты в виде презентации.
Выберите участника, который будет представлять продукт вашей деятельности.
Ссылки на источники информации:
http://www.geo-site.ru/
http://www.mednovosti.by/
http://ru.wikipedia.org/
Научный текст.
Информационная карточка 3.
Отдел моделирования (зелёная шляпа).
Задачи:
1.Используя метод картографического моделирования, спрогнозируйте поведение природных систем в результате антропогенного воздействия на атмосферу
2. На электронных картах мира покажите модель Земли после изменения природных систем.
3.Обсудите и обобщите полученные результаты.
4. Представьте полученные результаты в виде презентации.
5.Выберите участника, который будет представлять продукт вашей деятельности.
Ссылки на источники информации:
http://www.geo-site.ru/
http://www.mednovosti.by/
http://ru.wikipedia.org/
Научный текст.
Информационная карточка 4.
Эксперты ЮНЕП (Желтая шляпа)
ЮНЕП – программа ООН по окружающей среде, где разработаны основы и методы комплексного научного планирования и управления ресурсами биосферы.
Задачи:
Выявите принципы концепции устойчивого развития.
Приведите примеры международного сотрудничества в решении проблем природопользования.
Оцените три главных пути в решении экологических проблем.
Обсудите и обобщите полученные результаты.
Представьте полученные результаты в виде презентации.
Выберите участника, который будет представлять продукт вашей деятельности.
Ссылки на источники информации:
http://www.geo-site.ru/
http://www.mednovosti.by/
http://ru.wikipedia.org/
Научный текст.
Приложение 2.
Научный текст.
Вопрос о воздействии человека на атмосферу находится в центре внимания экологов всего мира, так как крупнейшие глобальные экологические проблемы современности — «парниковый эффект», нарушение озонового слоя, выпадение кислотных дождей, связаны именно с антропогенным загрязнением атмосферы.
Под загрязнением атмосферного воздуха следует понимать любое изменение его состава и свойств, которое оказывает негативное воздействие на здоровье человека и животных, состояние растений и экосистем. Оно может быть естественным (природным) и антропогенным (техногенным).
Естественное загрязнение воздуха вызвано природными процессами. К ним относятся: вулканическая деятельность, ветровая эрозия, массовое цветение растений, дым от лесных и степных пожаров и др.
Антропогенное загрязнение связано с выбросом загрязняющих веществ в результате деятельности человека. По масштабам оно значительно превосходит природное загрязнение воздуха и может быть местным, характеризующимся повышенным содержанием загрязняющих веществ на небольших территориях (город, район и др.), региональным — когда под воздействие попадают большие пространства планеты, и глобальным — это изменения во всей атмосфере.
Главные антропогенные загрязнители атмосферного воздуха, на долю которых приходится около 98% в общем объеме выбросов вредных веществ, — диоксид серы (SO), диоксид азота (N0), оксид углерода (СО), и твердые частицы. Вклад различных газов в парниковый эффект таков: диоксид углерода — 55%, метан — 15, фреоны — 17, закись азота — 6, прочие — 7%.Именно концентрации главных загрязнителей наиболее часто превышают допустимые уровни во многих городах России. Суммарный мировой выброс в атмосферу в 2010 г. составил 401 млн. т, а в России — 26,2 млн. т. Но помимо них, в атмосфере городов и поселков наблюдается еще более 70 наименований вредных веществ: свинец, ртуть, кадмий и другие тяжелые металлы (источники выброса: автомобили, плавильные заводы и др.); углеводороды (CnHm), среди них наиболее опасен бензапирен, обладающий канцерогенным действием (выхлопные газы, топка котлов и др.), альдегиды и в первую очередь формальдегид, сероводород, токсичные летучие растворители (бензины, спирты, эфиры) и др. В настоящее время воздействие канцерогенных факторов атмосферного воздуха испытывают миллионы людей.
Наиболее опасное загрязнение атмосферы — радиоактивное, обусловленное в основном глобально распределенными долгоживущими радиоактивными изотопами — продуктами проводившихся испытаний ядерного оружия и с действующих АЭС в процессе их эксплуатации. Особое место занимают выбросы радиоактивных веществ в результате аварии четвертого блока на Чернобыльской АЭС в 1986 г., их суммарный выброс в атмосферу составил 77 кг (при атомном взрыве над Хиросимой их образовалось лишь 740 г).
В настоящее время основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят следующие отрасли: теплоэнергетика (тепловые и атомные электростанции, промышленные и городские котельные и др.), автотранспорт, предприятия черной и цветной металлургии, нефтедобычи и нефтехимии, машиностроение, производство стройматериалов и т. д. Объем энергетических выбросов очень велик. Так, современная теплоэлектростанция мощностью 2,4 млн. кВт расходует до 20 тыс. т угля в сутки и выбрасывает в атмосферу в сутки 680 т SO, и SO.; 120—140 т твердых частиц (зола, пыль, сажа); 200 т оксидов азота.
По оценкам экспертов ЮНЕП, вклад различных видов деятельности человека в выбросы парниковых газов в атмосферу за последние десятилетия таков: энергетика — 46%, промышленность — 24, лесное хозяйство — 18, сельское хозяйство — 9, прочие — 3%. Наибольший вклад энергетики связан с огромными выбросами диоксида углерода (6—7 млрд т), которые к 2025 г. могут возрасти до 11—15 млрд т.
Перевод установок на жидкое топливо (мазут) снижает выбросы золы, но практически не уменьшает выбросы оксидов серы и азота. Наиболее экологично газовое топливо, которое в 3 раза меньше загрязняет атмосферный воздух, чем мазут, и в 5 раз меньше, чем уголь. Еще более экологична в период безаварийной работы АЭС, но, тем не менее, она загрязняет воздух такими токсичными веществами, как радиоактивный йод, радиоактивные инертные газы и аэрозоли. Огромную потенциальную опасность представляют отходы ядерного топлива и аварии атомного реактора.
Черная и цветная металлургия. При выплавке только одной тонны стали в атмосферу выбрасывается 0,04 т твердых частиц, 0,03 т оксида серы и до 0,05 т оксида углерода, а также в небольших количествах такие опасные загрязнители, как свинец, фосфор, марганец, мышьяк, пары ртути и др. В процессе сталеплавильного производства улетучиваются парогазовые смеси из фенола, формальдегида, бензола, аммиака и других токсичных веществ.
Значительные выбросы отходящих газов и пыли, содержащих вредные вещества, отмечаются на заводах цветной металлургии при переработке свинцово-цинковых, медных, сульфидных руд, при производстве алюминия и др.
Химическое производство. Выбросы этой отрасли ввиду своей весьма высокой токсичности, значительного разнообразия и концентрированности представляют значительную угрозу для человека и всей биоты: оксиды серы, соединения фтора, аммиак, нитрозные газы (смесь оксидов азота), хлористые соединения, сероводород, неорганическая пыль и т.п. На предприятиях химической и нефтехимической промышленности накопилось 12 млн. т отходов, значительная часть из которых относится к категории опасных.
Выбросы автотранспорта. В мире — несколько сот миллионов автомобилей, которые сжигают огромное количество нефтепродуктов, существенно загрязняя атмосферный воздух, особенно в крупных городах. В России суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта составил более 35% от общей суммы выбросов. Выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания содержат огромное количество токсичных соединений: бензапирена, альдегидов, оксидов азота и углерода и особо опасных соединений свинца (из этилированного бензина). Ежегодно мировой парк автотранспорта выбрасывает в атмосферу свыше 0,4 млн. т свинца.
Интенсивное загрязнение атмосферного воздуха отмечается также при добыче и переработке минерального сырья, на нефте - и газоперерабатывающих заводах, при выбросе пыли и газов из подземных горных выработок, при сжигании мусора и горении пород в отвалах и т.д. В сельских районах очагами загрязнения воздуха являются животноводческие фермы, промышленные комплексы по производству мяса, распыление пестицидов и т.д. Ежегодное естественное (из болот) и антропогенное (70%: с рисовых полей, из районов добычи угля и нефти, от жизнедеятельности крупного рогатого скота) поступления метана составляет 500 млн т. Главные загрязнители — Китай и Индия. Передвижение загрязнителей в атмосфере «не соблюдает госграниц», т. е. трансгранично. Под трансграничными загрязнениями понимают загрязнения, перенесенные с территории одной страны на площадь другой. Только в 2010 г. на европейскую часть России из-за невыгодного ее географического положения выпало 1204 тыс. т соединений серы от Украины, Германии, Польши и других стран. В то же время в других странах от российских источников загрязнения выпало только 190 тыс. т серы, т.е. в 6,3 раза меньше.
Экологические последствия загрязнения атмосферы.
Загрязнение атмосферного воздуха воздействует на здоровье человека и на окружающую природную среду различными способами — от прямой и немедленной угрозы (смог и др.) до медленного и постепенного разрушения различных систем жизнеобеспечения организма. Во многих случаях загрязнение воздушной среды нарушает компоненты экосистемы до такой степени, что регуляторные процессы не в состоянии вернуть их в первоначальное состояние, и в результате гомеостатические механизмы не срабатывают.
Физиологическое воздействие на человеческий организм главных загрязнителей (поллютантов) чревато самыми серьезными последствиями. Так, диоксид серы, соединяясь с влагой, образует серную кислоту, которая разрушает легочную ткань человека и животных. Пыль, содержащая диоксид кремния (Si02), вызывает тяжелое заболевание легких — силикоз. Оксиды азота раздражают и разъедают слизистые оболочки глаз и легких, участвуют в образовании ядовитых туманов. Если они содержатся в воздухе совместно с диоксидом серы, то возникает эффект синергизма, т.е. усиление токсичности всей газообразной смеси.
Широко известно действие на человеческий организм оксида углерода (угарного газа): при отравлении возможен летальный исход. Благодаря низкой концентрации СО в атмосферном воздухе он не вызывает массовых отравлений, хотя и опасен страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Среди взвешенных твердых частиц наиболее опасны частицы размером менее 5 мкм, которые способны проникать в лимфатические узлы, задерживаться в альвеолах легких, засорять слизистые оболочки.
Весьма неблагоприятные последствия, которые могут сказываться на огромном интервале времени, связаны и с такими незначительными по объему выбросами, как свинец, бензапирен, фосфор, кадмий, мышьяк, кобальт и др. Они угнетают кроветворную систему, вызывают онкологические заболевания, снижают сопротивление организма инфекциям и т.д.
Последствия воздействия на организм человека вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей, весьма серьезны и имеют широчайший диапазон действия: от кашля до летального исхода. Тяжелые последствия в организме живых существ вызывает ядовитая смесь дыма, тумана и пыли — смог. Различают два типа смога: зимний смог (лондонский тип) и летний (лос-анджелесский тип).
Антропогенные выбросы загрязняющих веществ в больших концентрациях и в течение длительного времени наносят большой вред не только человеку, но и остальной биоте. Известны случаи массового отравления диких животных, особенно птиц и насекомых, при выбросах вредных загрязняющих веществ большой концентрации (особенно залповых).
Что касается растений, то выбросы вредных веществ действуют как непосредственно на их зеленые части, попадая через устьица в ткани, разрушая хлорофилл и структуру клеток, так и через почву — на корневую систему. Особенно опасен для растений диоксид серы (S07), под воздействием которого прекращается фотосинтез и гибнут многие деревья, особенно хвойные: сосны, ели, пихты, кедр.
«Парниковый эффект», наряду с нарушением озонового слоя и кислотными дождями, вызван глобальным техногенным загрязнением атмосферы. Многие ученые рассматривают их как крупнейшие экологические проблемы современности. Со второй половины XIX в. наблюдается постепенное повышение среднегодовой температуры, что связывают с накоплениями в атмосфере так называемых «парниковых газов» — диоксида углерода, метана, фреонов, озона, оксида азота и др.
Парниковые газы препятствуют длинноволновому тепловому излучению с поверхности Земли, и атмосфера, насыщенная ими, действует как крыша теплицы. Она, пропуская внутрь большую часть солнечного излучения, почти не пропускает наружу тепло, переизлучаемое Землей.
В связи со сжиганием человеком все большего количества ископаемого топлива (ежегодно более 9 млрд. т условного топлива) концентрация С02 в атмосфере постоянно увеличивается. За счет выбросов в атмосферу при промышленном производстве и в быту растет содержание фреонов (хлорфторуглеродов), метана, в меньшей степени — оксида азота.
Современное потепление климата, вероятно, связано с многовековым циклом, но антропогенное воздействие усиливает климатические сдвиги. Использование органического топлива способствует обеднению атмосферы кислородом и увеличивает накопление в ней углекислого газа. Содержание углекислого газа в атмосфере по сравнению с серединой XIX в. увеличилось на 10—12%. Большую часть углекислого газа поглощает Мировой океан, но современные выбросы С02 в три раза больше, чем он может поглотить. Каждый год количество выбросов возрастает на 4—5%. Накопление С02 вызывает парниковый эффект — повышение температуры у поверхности Земли (за последние 100 лет она возросла на 0,5—0,6 °С). Даже если антропогенная нагрузка стабилизируется на современном уровне, в будущем температура будет подниматься на 0,5 °С каждые 10 лет.
В докладе Международной группы ООН по проблемам климатических изменений утверждается, что к 2100 г. температура на Земле увеличится на 2—4 градуса. Масштабы потепления за этот относительно короткий срок будут сопоставимы с потеплением, произошедшим на Земле после ледникового периода, а значит, экологические последствия могут быть катастрофическими. В первую очередь, это повышение уровня Мирового океана вследствие таяния полярных льдов, сокращения площадей горного оледенения и т.д. Повышение уровня океана всего лишь на 0,5—2,0 м к концу XXI в., приведет к нарушению климатического равновесия, затоплению приморских равнин в более чем 30 странах, деградации многолетнемерзлых пород, заболачиванию обширных территорий и т.п.
На Международной конференции в Торонто (Канада) в 1985 г. перед энергетикой всего мира была поставлена задача сократить к 2005 г. на 20% промышленные выбросы углерода в атмосферу. На конференции ООН в Киото (Япония) в 1997 г. подтвержден установленный ранее барьер для выбросов парниковых газов. Но очевидно, что ощутимый экологический эффект может быть получен лишь при сочетании этих мер с глобальным направлением экологической политики — максимально возможным сохранением сообществ организмов, природных экосистем и всей биосферы Земли.
«Озоновые дыры» — это значительные пространства в озоновом слое атмосферы на высоте 20—25 км с заметно пониженным (до 50% и более) содержанием озона.
Истощение озонового слоя признано всеми как серьезная угроза глобальной экологической безопасности. Оно ослабляет способность атмосферы защищать все живое от жесткого ультрафиолетового излучения, энергии одного фотона которого достаточно, чтобы разрушить большинство органических молекул. Поэтому в районах с пониженным содержанием озона многочисленны солнечные ожоги, увеличивается количество заболеваний раком кожи и т.д.
Предполагается как естественное, так и антропогенное происхождение «озоновых дыр». Последнее, по мнению большинства ученых, более вероятно и связано с повышенным содержанием хлорфторуглеродов (фреонов). Фреоны широко применяются в промышленном производстве и в быту (хладоагрегаты, растворители, распылители, аэрозольные упаковки и др.). В атмосфере фреоны разлагаются с выделением оксида хлора, губительно действующего на молекулы озона.
По данным международной экологической организации «Гринпис», основными поставщиками хлорфторуглеродов (фреонов) являются США (30,85%), Япония (12,42%), Великобритания (8,62%) и Россия (8,0%). В последнее время в США и в ряде западных стран построены заводы по производству новых видов хладореагентов (гидрохлорфторуглеродов) с низким потенциалом разрушения озонового слоя. Согласно международным протоколам во многих странах, в том числе и в России, предусматривается значительное снижение выбросов.
Ряд ученых продолжают настаивать на естественном происхождении «озоновой дыры». Причины ее возникновения одни видят в естественной изменчивости озоносферы, циклической активности Солнца, другие связывают эти процессы с рифтогенезом и дегазацией Земли, т.е. с прорывом глубинных газов (водород, метан, азот) через рифтовые разломы земной коры.
«Кислотные дожди» образуются при промышленных выбросах в атмосферу диоксида серы и оксидов азота, которые, соединяясь с атмосферной влагой, образуют разбавленную серную и азотную кислоты. В результате дождь и снег оказываются подкисленными (число pH ниже 5,6).
Суммарные мировые антропогенные выбросы SO, и NOx составляют ежегодно более 255 млн. т. Закисление природной среды негативно отражается на состоянии экосистем. Под действием кислотных осадков из почвы выщелачиваются не только питательные вещества, но и токсичные металлы: свинец, кадмий, алюминий и др. Далее они сами или их токсичные соединения усваиваются растениями и почвенными организмами, что ведет к весьма негативным последствиям.
Воздействие кислотных дождей снижает устойчивость лесов к засухам, болезням, природным загрязнениям, что приводит к их деградации как природных экосистем. Пятьдесят миллионов гектаров леса в 25 европейских странах страдают от действия сложной смеси загрязняющих веществ. Гибнут хвойные горные леса на Северных Аппалачах и в Баварии. Отмечены случаи поражения хвойных и лиственных лесов в Карелии, Сибири и в других районах нашей страны.
Примером негативного воздействия кислотных осадков на природные экосистемы является закисление озер. Особенно интенсивно оно происходит в Канаде, Швеции, Норвегии и Финляндии. Объясняется это тем, что значительная часть выбросов серы в США, ФРГ и Великобритании выпадает именно на их территории.
В России площадь закисления — несколько десятков миллионов гектаров. Известны случаи закисления озер Карелии. Повышенная кислотность осадков наблюдается вдоль западной границы (трансграничный перенос) и на территории ряда крупных промышленных районов. Например, в районе города Норильска и на Северном Урале огромные площади тайги и лесотундры стали почти безжизненными из-за выбросов диоксида серы Норильским горно-химическим комбинат.
Концепции устойчивого развития.
Устойчивое развитие — это развитие общества, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без ущерба для будущих поколений. При устойчивом развитии воздействие на окружающую среду не превышает ее хозяйственной емкости. Поэтому устойчивое развитие есть предпосылка долговременного прогресса человечества с улучшением экологических условий.
Принципы устойчивого развития:
уважать все живое и заботиться обо всем сущем на Земле;
повышать качество жизни человека;
сохранять жизнеспособность и разнообразие всего живого на Земле;
свести до минимума использование невозобновимых ресурсов;
развиваться в пределах потенциальной емкости экосистем Земли;
изменять сознание человека и стереотипы его поведения;
поощрять заинтересованность общества в сохранении среды обитания;
выработать концепцию интегрирования социально-экономического развития и охраны окружающей среды;
способствовать достижению единства действий на мировом уровне.
Авторы «Стратегии» призывают каждого оценить свое личное поведение в соответствии с моделью устойчивого развития, а также провести оценку политики и практики тех гражданских групп, обществ, наций, к которым они принадлежат. Если осознана необходимость в изменении поведения, все должны работать в этом направлении.
«Забота о Земле. Стратегия устойчивого существования» представляет собой и анализ ситуации, и план действий. Это весьма общее и в то же время практическое руководство в области политики, которую необходимо выработать, и конкретных действий по ее выполнению. «Стратегия» основана на заботе о природе и человечестве. Она опирается на взаимодействие всех людей на индивидуальном, региональном и международном уровнях.
Международного сотрудничества в решении проблем природопользования.
Проведение международных конференций и форумов (Всемирные конференции ООН по окружающей среде).
Подписание межд. конвенций, соглашений:
Всемирная хартия охраны природы (1980), декларация по окружающей среде и развитию (в ходе конференции в Рио де Ж. в 1992 г.), Хельсинский протокол (поставил задачу уменьшения выбросов CO2), Киотский протокол (1997 - ограничил выброс в атмосферу парниковых газов), Хартия Земли (2002) и т.п.
Создание и деятельность международных правительственных и неправительственных организаций, программ (Гринпис, ЮНЕП)
Строгое природоохранное законодательство в ряде стран + внедрение природоохранных технологий и т.п.
Развитые страны тратят на «экологию» 1-1.5% ВВП
Они отчисляют на «экологию» в бедные страны 0.3% ВВП (должны 0.7%)
Многие развивающиеся страны, все еще находятся на экстенсивном пути развития и не могут позволить тратить деньги на «экологизацию».
Решение природоохранных проблем:
Первый путь заключается в создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200—300 м и более, рекультивации земель и др. Однако даже самые современные сооружения не обеспечивают полного очищения. А сверхвысокие дымовые трубы, снижая концентрацию вредных веществ в данном месте, способствуют распространению пылевого загрязнения и кислотных дождей на гораздо более обширные территории: труба высотой в 250 м увеличивает радиус рассеивания до 75 км.
Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной («чистой») технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Так, переход от прямоточного (река — предприятие — река) водоснабжения к оборотному и тем более к «сухой» технологии может обеспечить сначала частичное, а затем и полное прекращение сброса сточных вод в реки и водоемы. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды. Но он требует огромных расходов, непосильных для многих стран.
Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении так называемых «грязных» производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды. К числу «грязных» производств, прежде всего, относятся химическая и нефтехимическая, металлургическая, целлюлозно-бумажная промышленность, тепловая энергетика, производство стройматериалов. При размещении таких предприятий особенно необходима географическая экспертиза.