СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного урока по географии и биологии для учащихся 10-х классов. Тема урока: «Прогнозирование последствий антропогенного воздействия на атмосферу Земли».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока по географии и биологии для учащихся 10-х классов. Тема урока: «Прогнозирование последствий антропогенного воздействия на атмосферу Земли».»

Зайко Галина Анатольевна,

учитель географии


Конспект интегрированного урока по географии и биологии

для учащихся 10-х классов.

Тема урока: «Прогнозирование последствий антропогенного воздействия на атмосферу Земли».


«Проблемы, которыми занимаются исследователи, все чаще не укладываются в рамки отдельной определенной сложившейся науки, мы специализируемся не по наукам, а по проблемам»

В. И. Вернадский.



Цели урока:


  • развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни (умение критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников; анализировать различные стороны явлений)

  • формировать умения проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных и геоэкологических явлений и процессов;

  • развивать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов.

Технология развития критического мышления, элементы медиаобразовательной технологии.


Технологические приемы: «шляпы мышления», двухчастный дневник, презентация устного ответа.


Оборудование: компьютеры, информационные карточки (приложение 1), тексты научного характера (приложение 2), атласы, фрагмент видеофильма «Антропогенное воздействие на окружающую среду».


Ход урока.

Организационный момент (подготовка учащихся к работе, полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм).


1.Стадия вызова. Здравствуйте, ребята, сегодня вместо уроков географии и биологии мы вам предлагаем поработать в научно - исследовательском центре. Чтобы определить направление работы этого центра, просмотрите фрагмент видеофильма (название видеофильма не озвучено, ребята сами формулируют тему урока «Прогнозирование последствий антропогенного воздействия на атмосферу Земли»).

Учитель дедуктивным путем формулирует понятие «прогнозирование»:





Если об объекте прогноза нет достоверных сведений, и он не поддается математическому анализу, используют Метод экспертных оценок: будущее определяется на основании мнения квалифицированных специалистов (экспертов), использующих статистические, картографические, космические и другие материалы.

Для того, чтобы спрогнозировать последствия антропогенного воздействия на атмосферу Земли, какие задачи мы должны решить на уроке? Учитель на доске записывает, предложенные ребятами, задачи:

  • определить воздействие человечества на природные системы;

  • вынести суждения относительно поведения природных систем в будущем;

  • предложить пути решения снижения антропогенного воздействия на атмосферу Земли.

Решать этих задачи вы будете в роли экспертов, для этого вы должны выбрать образно «шляпу мышления». Все ученики делятся на 4 базовые группы. Каждой группе выдается шляпа определенного цвета. Цвет шляпы направляет мышление ученика в заданное русло. Цвет соотнесён с определенным заданием. В таб. 1 соотнесены цвета, а также возможные и ожидаемые действия, которые совершает группа, выбравшая шляпу того или иного цвета.

Таблица 1.


Цвет

Ожидаемые действия


Белый

(статистический отдел)

Нейтральный и объективный. Изложение фактов и статистики.

Синий (аналитический отдел)

Аналитический.

Зеленый

(отдел моделирования)

Предлагает построить прогноз.

Желтый (эксперты ЮНЕП )

Подразумевает оптимизм. Обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего.

Ребята сами выбирают, в какой группе они будут работать.


2. Стадия осмысления. Учитель предлагает ребятам вести двухчастный дневник в течение урока. Читая текст, слушая своих товарищей, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в своем двойном дневнике.

Двухчастный дневник


Какая часть информации произвела впечатление?

Комментарии (почему?)






Далее ребята работают в группах, учителя помогают разрешить текущие проблемы, возникающие в группах, но больше ведут наблюдения: кто активен, кто пассивен; как распределили обязанности, чтобы справиться с работой быстрее; выбран ли организатор, который будет руководить работой.

Группа самостоятельно работает с научным текстом (электронное приложение, подготовленные учителями, ссылки на сайт в Интернете) Материал расположен на нескольких страницах и сайтах в Интернете. Чтобы справиться с работой быстрее,

каждый ученик в базовой группе должен получить по одной странице, стараясь разобраться в них самостоятельно. Участник в экспертной группе должен сделать следующее:

- выделить и осмыслить главное в прочитанном (определить, какую информацию, сведения, факты и прочее необходимо сообщить одноклассникам);

- предложить наиболее приемлемые методы и приемы для объяснения;

- сформулировать ожидаемые вопросы, которые ему могут быть заданы.

При обсуждении информации каждый ученик старается донести содержание своего текста до окружающих в базовой группе так, чтобы те поняли его. Далее каждая группа создает поисково – исследовательскую презентацию, где представлен собранный материал в доступном изложении.

Следующий этап урока – представление продукта своей деятельности в виде презентации.


3.Стадия рефлексии.

Учащимся предлагается прочитать записи со своего двухчастного дневника.

Обсуждение вопросов: «Достигли ли вы намеченной цели?», «Что дал урок?»


Домашнее задание. Д. Медоуз писал: «У нас есть поговорка: «Думай глобально, действуй локально». Очевидно, что ни одиночка, ни большая группа единомышленников (будь они даже гениальны) не могут решить все проблемы. Но если мы, каждый из нас чуть – чуть изменит свое поведение, привычки, умерит аппетит, то, я убежден, большинство проблем можно будет решить» Мы вам предлагаем в течение одной недели вести экологический дневник, где вы будите записывать: «Мой личный вклад в сохранении окружающей среды»



Приложение 1.

Информационная карточка 1.

Статистический отдел (белая шляпа).

Задачи:

1. Определить главные антропогенные загрязнители и источники химического загрязнения атмосферы Земли.

  1. Найдите в тексте необходимый статистический материал, который поможет вам проанализировать источники химического загрязнения атмосферы Земли. Изобразите информацию графически(1. составьте таблицу в Excel. 2.На основании таблицы постройте диаграмму).

  2. Используя приведенные в тексте данные, составьте диаграмму «вклады» газов в парниковый эффект. Изобразите информацию графически (1. составьте таблицу в Excel. 2.На основании таблицы постройте диаграмму).

2. Обсудите и обобщите полученные результаты.

3. Представьте полученные результаты в виде презентации.

4. Выберите участника, который будет представлять продукт вашей деятельности.


Ссылки на источники информации:


http://www.geo-site.ru/

http://www.mednovosti.by/

http://ru.wikipedia.org/

Научный текст.


Информационная карточка 2.

Аналитический отдел (синяя шляпа).

Задачи:

  1. Проанализируйте влияние антропогенных выбросов на здоровье человека, растительный и животный мир.

  2. Установите причинно-следственные связи последствий глобального загрязнения атмосферы.

  3. Используя карту атласа «Экологические проблемы мира» (стр. 26.), нанесите на электронную контурную карту мира районы выпадения кислотных дождей, промышленно-городского загрязнения атмосферы, радиоактивного загрязнения.

  4. Обсудите и обобщите полученные результаты.

  5. Представьте полученные результаты в виде презентации.

  6. Выберите участника, который будет представлять продукт вашей деятельности.

Ссылки на источники информации:


http://www.geo-site.ru/

http://www.mednovosti.by/

http://ru.wikipedia.org/

Научный текст.


Информационная карточка 3.

Отдел моделирования (зелёная шляпа).

Задачи:

1.Используя метод картографического моделирования, спрогнозируйте поведение природных систем в результате антропогенного воздействия на атмосферу

2. На электронных картах мира покажите модель Земли после изменения природных систем.

3.Обсудите и обобщите полученные результаты.

4. Представьте полученные результаты в виде презентации.

5.Выберите участника, который будет представлять продукт вашей деятельности.


Ссылки на источники информации:


http://www.geo-site.ru/

http://www.mednovosti.by/

http://ru.wikipedia.org/

Научный текст.


Информационная карточка 4.

Эксперты ЮНЕП (Желтая шляпа)

ЮНЕП – программа ООН по окружающей среде, где разработаны основы и методы комплексного научного планирования и управления ресурсами биосферы.

Задачи:

  1. Выявите принципы концепции устойчивого развития.

  2. Приведите примеры международного сотрудничества в решении проблем природопользования.

  3. Оцените три главных пути в решении экологических проблем.

  4. Обсудите и обобщите полученные результаты.

  5. Представьте полученные результаты в виде презентации.

  6. Выберите участника, который будет представлять продукт вашей деятельности.

Ссылки на источники информации:

http://www.geo-site.ru/

http://www.mednovosti.by/

http://ru.wikipedia.org/

Научный текст.

Приложение 2.

Научный текст.


Вопрос о воздействии человека на атмосферу находится в центре внимания экологов всего мира, так как крупнейшие гло­бальные экологические проблемы современности — «парнико­вый эффект», нарушение озонового слоя, выпадение кислот­ных дождей, связаны именно с антропогенным загрязнением атмосферы.

Под загрязнением атмосферного воздуха следует понимать любое изменение его состава и свойств, которое оказывает не­гативное воздействие на здоровье человека и животных, со­стояние растений и экосистем. Оно может быть естественным (природным) и антропогенным (техногенным).

Естественное загрязнение воздуха вызвано природными процессами. К ним относятся: вулканическая деятельность, вет­ровая эрозия, массовое цветение растений, дым от лесных и степных пожаров и др.

Антропогенное загрязнение связано с выбросом загрязняющих веществ в результате деятельности че­ловека. По масштабам оно значительно превосходит природ­ное загрязнение воздуха и может быть местным, характери­зующимся повышенным содержанием загрязняющих веществ на небольших территориях (город, район и др.), региональ­ным — когда под воздействие попадают большие пространства планеты, и глобальным — это изменения во всей атмосфере.

Главные антропогенные загрязнители атмо­сферного воздуха, на долю которых приходится около 98% в общем объеме выбросов вредных веществ, — диоксид серы (SO), диоксид азота (N0), оксид углерода (СО), и твердые частицы. Вклад различных газов в парниковый эффект таков: ди­оксид углерода — 55%, метан — 15, фреоны — 17, закись азо­та — 6, прочие — 7%.Именно концентрации главных загрязнителей наибо­лее часто превышают допустимые уровни во многих городах России. Суммарный мировой выброс в атмосферу в 2010 г. составил 401 млн. т, а в России — 26,2 млн. т. Но помимо них, в атмосфере городов и поселков наблюдается еще более 70 наименований вредных веществ: свинец, ртуть, кадмий и другие тяжелые ме­таллы (источники выброса: автомобили, плавильные заводы и др.); углеводороды (CnHm), среди них наиболее опасен бензапирен, обладающий канцерогенным действием (выхлопные га­зы, топка котлов и др.), альдегиды и в первую очередь фор­мальдегид, сероводород, токсичные летучие растворители (бен­зины, спирты, эфиры) и др. В настоящее время воздействие канцерогенных факторов атмосферного воздуха испытывают миллионы людей.

Наиболее опасное загрязнение атмосферы — радиоактив­ное, обусловленное в основном глобально распределенными долгоживущими радиоактивными изотопами — продуктами проводившихся испытаний ядерного оружия и с действующих АЭС в процессе их эксплуатации. Особое место занимают вы­бросы радиоактивных веществ в результате аварии четвертого блока на Чернобыльской АЭС в 1986 г., их суммарный выброс в атмосферу составил 77 кг (при атомном взрыве над Хироси­мой их образовалось лишь 740 г).

В настоящее время основной вклад в загрязнение атмосфер­ного воздуха вносят следующие отрас­ли: теплоэнергетика (тепловые и атомные электростанции, про­мышленные и городские котельные и др.), автотранспорт, пред­приятия черной и цветной металлургии, нефтедобычи и нефте­химии, машиностроение, производство стройматериалов и т. д. Объем энергетических выбросов очень велик. Так, современ­ная теплоэлектростанция мощностью 2,4 млн. кВт расходует до 20 тыс. т угля в сутки и выбрасывает в атмосферу в сутки 680 т SO, и SO.; 120—140 т твердых частиц (зола, пыль, сажа); 200 т оксидов азота.

По оценкам экспертов ЮНЕП, вклад различных видов деятельности человека в выбросы парниковых газов в атмосферу за последние десятилетия таков: энергетика — 46%, промышленность — 24, лесное хозяйство — 18, сельское хозяйство — 9, прочие — 3%. Наибольший вклад энергетики связан с огромными выбросами диоксида углерода (6—7 млрд т), которые к 2025 г. могут возрасти до 11—15 млрд т.

Перевод установок на жидкое топливо (мазут) снижает вы­бросы золы, но практически не уменьшает выбросы оксидов серы и азота. Наиболее экологично газовое топливо, которое в 3 раза меньше загрязняет атмосферный воздух, чем мазут, и в 5 раз меньше, чем уголь. Еще более экологична в период беза­варийной работы АЭС, но, тем не менее, она загрязняет воздух такими токсичными веществами, как радиоактивный йод, ра­диоактивные инертные газы и аэрозоли. Огромную потенци­альную опасность представляют отходы ядерного топлива и аварии атомного реактора.

Черная и цветная металлургия. При выплавке только одной тонны стали в атмосферу выбрасывается 0,04 т твердых частиц, 0,03 т оксида серы и до 0,05 т оксида углерода, а также в небольших количествах такие опасные загрязнители, как свинец, фосфор, марганец, мышьяк, пары ртути и др. В процессе сталеплавильного производства улетучиваются парогазовые смеси из фенола, формальдегида, бензола, аммиака и других токсичных веществ.

Значительные выбросы отходящих газов и пыли, содержа­щих вредные вещества, отмечаются на заводах цветной метал­лургии при переработке свинцово-цинковых, медных, сульфид­ных руд, при производстве алюминия и др.

Химическое производство. Выбросы этой отрасли ввиду своей весьма высокой токсичности, значительного разнообра­зия и концентрированности представляют значительную угро­зу для человека и всей биоты: оксиды серы, соединения фтора, аммиак, нитрозные газы (смесь оксидов азота), хлористые со­единения, сероводород, неорганическая пыль и т.п. На пред­приятиях химической и нефтехимической промышленности на­копилось 12 млн. т отходов, значительная часть из которых от­носится к категории опасных.

Выбросы автотранспорта. В мире — несколько сот мил­лионов автомобилей, которые сжигают огромное количество нефтепродуктов, существенно загрязняя атмосферный воздух, особенно в крупных городах. В России суммарный выброс заг­рязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта составил более 35% от общей суммы выбросов. Выхлопные газы двига­телей внутреннего сгорания содержат огромное количество ток­сичных соединений: бензапирена, альдегидов, оксидов азота и углерода и особо опасных соединений свинца (из этилиро­ванного бензина). Ежегодно мировой парк автотранспорта выб­расывает в атмосферу свыше 0,4 млн. т свинца.

Интенсивное загрязнение атмосферного воздуха отмечает­ся также при добыче и переработке минерального сырья, на нефте - и газоперерабатывающих заводах, при выбросе пыли и газов из подземных горных выработок, при сжигании мусора и горении пород в отвалах и т.д. В сельских районах очагами загрязнения воздуха являются животноводческие фермы, про­мышленные комплексы по производству мяса, распыление пес­тицидов и т.д. Ежегодное естественное (из болот) и антропогенное (70%: с рисовых полей, из районов добычи угля и нефти, от жизне­деятельности крупного рогатого скота) поступления метана составляет 500 млн т. Главные загрязнители — Китай и Ин­дия. Передвижение загрязнителей в атмосфере «не соблюдает госграниц», т. е. трансгранично. Под трансграничными загряз­нениями понимают загрязнения, перенесенные с территории одной страны на площадь другой. Только в 2010 г. на европей­скую часть России из-за невыгодного ее географического поло­жения выпало 1204 тыс. т соединений серы от Украины, Германии, Польши и других стран. В то же время в других стра­нах от российских источников загрязнения выпало только 190 тыс. т серы, т.е. в 6,3 раза меньше.

Экологические последствия загрязнения атмосферы.

Загрязнение атмосферного воздуха воздействует на здоро­вье человека и на окружающую природную среду различными способами — от прямой и немедленной угрозы (смог и др.) до медленного и постепенного разрушения различных систем жиз­необеспечения организма. Во многих случаях загрязнение воз­душной среды нарушает компоненты экосистемы до такой сте­пени, что регуляторные процессы не в состоянии вернуть их в первоначальное состояние, и в результате гомеостатические ме­ханизмы не срабатывают.

Физиологическое воздействие на человеческий организм главных загрязнителей (поллютантов) чревато самыми серьез­ными последствиями. Так, диоксид серы, соединяясь с вла­гой, образует серную кислоту, которая разрушает легочную ткань человека и животных. Пыль, содержащая диоксид кремния (Si02), вызывает тя­желое заболевание легких — силикоз. Оксиды азота раздража­ют и разъедают слизистые оболочки глаз и легких, участвуют в образовании ядовитых туманов. Если они содержатся в воз­духе совместно с диоксидом серы, то возникает эффект синер­гизма, т.е. усиление токсичности всей газообразной смеси.

Широко известно действие на человеческий организм ок­сида углерода (угарного газа): при отравлении возможен ле­тальный исход. Благодаря низкой концентрации СО в атмо­сферном воздухе он не вызывает массовых отравлений, хотя и опасен страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Среди взвешенных твердых частиц наиболее опасны час­тицы размером менее 5 мкм, которые способны проникать в лимфатические узлы, задерживаться в альвеолах легких, засо­рять слизистые оболочки.

Весьма неблагоприятные последствия, которые могут ска­зываться на огромном интервале времени, связаны и с такими незначительными по объему выбросами, как свинец, бензапирен, фосфор, кадмий, мышьяк, кобальт и др. Они угнетают кроветворную систему, вызывают онкологические заболевания, снижают сопротивление организма инфекциям и т.д.

Последствия воздействия на организм человека вредных ве­ществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей, весьма серьезны и имеют широчайший диапазон действия: от кашля до летального исхода. Тяжелые последствия в организме жи­вых существ вызывает ядовитая смесь дыма, тумана и пыли — смог. Различают два типа смога: зимний смог (лондонский тип) и летний (лос-анджелесский тип).

Антропогенные выбросы загрязняющих веществ в больших концентрациях и в течение длительного времени наносят боль­шой вред не только человеку, но и остальной биоте. Известны случаи массового отравления диких животных, особенно птиц и насекомых, при выбросах вредных загрязняющих веществ большой концентрации (особенно залповых).

Что касается растений, то выбросы вредных веществ дей­ствуют как непосредственно на их зеленые части, попадая че­рез устьица в ткани, разрушая хлорофилл и структуру клеток, так и через почву — на корневую систему. Особенно опасен для растений диоксид серы (S07), под воздействием которого прекращается фотосинтез и гибнут многие деревья, особенно хвойные: сосны, ели, пихты, кедр.

«Парниковый эффект», наряду с нарушением озонового слоя и кислотными дождями, вызван глобальным техноген­ным загрязнением атмосферы. Многие ученые рассматривают их как крупнейшие экологические проблемы современности. Со второй половины XIX в. наблюдается постепенное повы­шение среднегодовой температуры, что связывают с накопле­ниями в атмосфере так называемых «парниковых газов» — ди­оксида углерода, метана, фреонов, озона, оксида азота и др.

Парниковые газы препятствуют длинноволновому тепло­вому излучению с поверхности Земли, и атмосфера, насыщен­ная ими, действует как крыша теплицы. Она, пропуская внутрь большую часть солнечного излучения, почти не пропускает на­ружу тепло, переизлучаемое Землей.

В связи со сжиганием человеком все большего количества ископаемого топлива (ежегодно более 9 млрд. т условного топ­лива) концентрация С02 в атмосфере постоянно увеличивает­ся. За счет выбросов в атмосферу при промышленном производстве и в быту растет содержание фреонов (хлорфторуглеродов), метана, в меньшей степени — оксида азота.


Современное потепление климата, вероятно, связано с многовековым циклом, но антропогенное воздействие усиливает климатические сдвиги. Использование органического топлива способствует обеднению атмосферы кислородом и увеличивает накопление в ней углекислого газа. Содержание углекислого газа в атмосфере по сравнению с серединой XIX в. увеличилось на 10—12%. Большую часть углекислого газа поглощает Мировой океан, но современные выбросы С02 в три раза больше, чем он может поглотить. Каждый год количество выбросов возрастает на 4—5%. Накопление С02 вызывает парниковый эффект — повышение температуры у поверхности Земли (за последние 100 лет она возросла на 0,5—0,6 °С). Даже если антропогенная нагрузка стабилизируется на современном уровне, в будущем температура будет подниматься на 0,5 °С каждые 10 лет.

В докладе Международной группы ООН по проблемам климатических изменений утверждается, что к 2100 г. температура на Земле увеличится на 2—4 градуса. Мас­штабы потепления за этот относительно короткий срок будут сопоставимы с потеплением, произошедшим на Земле после ледникового периода, а значит, экологические последствия мо­гут быть катастрофическими. В первую очередь, это повыше­ние уровня Мирового океана вследствие таяния полярных льдов, сокращения площадей горного оледенения и т.д. Повышение уровня океана всего лишь на 0,5—2,0 м к концу XXI в., приве­дет к нарушению климатического равновесия, затоплению при­морских равнин в более чем 30 странах, деградации многолет­немерзлых пород, заболачиванию обширных территорий и т.п.

На Международной конференции в Торонто (Канада) в 1985 г. перед энергетикой всего мира была поставлена задача сократить к 2005 г. на 20% промышленные выбросы углерода в атмосферу. На конференции ООН в Киото (Япония) в 1997 г. подтвержден установленный ранее барьер для выбросов пар­никовых газов. Но очевидно, что ощутимый экологический эф­фект может быть получен лишь при сочетании этих мер с гло­бальным направлением экологической политики — максималь­но возможным сохранением сообществ организмов, природных экосистем и всей биосферы Земли.

«Озоновые дыры» — это значительные пространства в озо­новом слое атмосферы на высоте 20—25 км с заметно пони­женным (до 50% и более) содержанием озона.

Истощение озонового слоя признано всеми как серьезная угроза глобальной экологической безопасности. Оно ослабляет способность атмосферы защищать все живое от жесткого ульт­рафиолетового излучения, энергии одного фо­тона которого достаточно, чтобы разрушить большинство ор­ганических молекул. Поэтому в районах с пониженным содер­жанием озона многочисленны солнечные ожоги, увеличивается количество заболеваний раком кожи и т.д.

Предполагается как естественное, так и антропогенное происхождение «озоновых дыр». Последнее, по мнению большин­ства ученых, более вероятно и связано с повышенным содержанием хлорфторуглеродов (фреонов). Фреоны широко приме­няются в промышленном производстве и в быту (хладоагрегаты, растворители, распылители, аэрозольные упаковки и др.). В атмосфере фреоны разлагаются с выделением оксида хлора, губительно действующего на молекулы озона.

По данным международной экологической организации «Гринпис», основными поставщиками хлорфторуглеродов (фре­онов) являются США (30,85%), Япония (12,42%), Великобри­тания (8,62%) и Россия (8,0%). В последнее время в США и в ряде западных стран построены заводы по производству новых видов хладореагентов (гидрохлорфторуглеродов) с низким по­тенциалом разрушения озонового слоя. Согласно международ­ным протоколам во многих странах, в том числе и в России, предусматривается значительное снижение выбросов.

Ряд ученых продолжают настаивать на естественном про­исхождении «озоновой дыры». Причины ее возникновения одни видят в естественной изменчивости озоносферы, циклической активности Солнца, другие связывают эти процессы с рифтогенезом и дегазацией Земли, т.е. с прорывом глубинных газов (водород, метан, азот) через рифтовые разломы земной коры.

«Кислотные дожди» образуются при промышленных вы­бросах в атмосферу диоксида серы и оксидов азота, которые, соединяясь с атмосферной влагой, образуют разбавленную сер­ную и азотную кислоты. В результате дождь и снег оказыва­ются подкисленными (число pH ниже 5,6).

Суммарные мировые антропогенные выбросы SO, и NOx составляют ежегодно более 255 млн. т. Закисление природной среды негативно отражается на состоянии экосистем. Под дей­ствием кислотных осадков из почвы выщелачиваются не толь­ко питательные вещества, но и токсичные металлы: свинец, кадмий, алюминий и др. Далее они сами или их токсичные соединения усваиваются растениями и почвенными организ­мами, что ведет к весьма негативным последствиям.

Воздействие кислотных дождей снижает устойчивость лесов к засухам, болезням, природным загрязнениям, что приво­дит к их деградации как природных экосистем. Пятьдесят мил­лионов гектаров леса в 25 европейских странах страдают от действия сложной смеси загрязняющих веществ. Гибнут хвойные горные леса на Северных Аппалачах и в Баварии. Отмечены случаи поражения хвойных и лиственных лесов в Карелии, Си­бири и в других районах нашей страны.

Примером негативного воздействия кислотных осадков на природные экосистемы является закисление озер. Особенно ин­тенсивно оно происходит в Канаде, Швеции, Норвегии и Фин­ляндии. Объясняется это тем, что значительная часть выбро­сов серы в США, ФРГ и Великобритании выпадает именно на их территории.

В России площадь закисления — несколько десятков мил­лионов гектаров. Известны случаи закисления озер Карелии. Повышенная кислотность осадков наблюдается вдоль запад­ной границы (трансграничный перенос) и на территории ряда крупных промышленных районов. Например, в районе города Норильска и на Северном Урале огромные площади тайги и лесотундры стали почти безжизненными из-за выбросов диок­сида серы Норильским горно-химическим комбинат.

Концепции устойчивого развития.

Устойчивое развитие — это развитие общества, при котором достигает­ся удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без ущер­ба для будущих поколений. При устойчивом развитии воздействие на окру­жающую среду не превышает ее хозяйственной емкости. Поэтому устойчи­вое развитие есть предпосылка долговременного прогресса человечества с улучшением экологических условий.

Принципы устойчивого развития:

  • уважать все живое и заботиться обо всем сущем на Земле;

  • повышать качество жизни человека;

  • сохранять жизнеспособность и разнообразие всего живого на Земле;

  • свести до минимума использование невозобновимых ресурсов;

  • развиваться в пределах потенциальной емкости экосистем Земли;

  • изменять сознание человека и стереотипы его поведения;

  • поощрять заинтересованность общества в сохранении среды обитания;

  • выработать концепцию интегрирования социально-экономического развития и охраны окружающей среды;

  • способствовать достижению единства действий на мировом уровне.

Авторы «Стратегии» призывают каждого оценить свое личное поведение в соответствии с моделью устойчивого развития, а также провести оценку политики и практики тех гражданских групп, обществ, наций, к которым они принадлежат. Если осознана необходимость в изменении поведения, все должны работать в этом направлении.

«Забота о Земле. Стратегия устойчивого существования» представляет собой и анализ ситуации, и план действий. Это весьма общее и в то же время практическое руководство в области политики, которую необходимо вырабо­тать, и конкретных действий по ее выполнению. «Стратегия» основана на заботе о природе и человечестве. Она опирается на взаимодействие всех людей на индивидуальном, региональном и международном уровнях.

Международного сотрудничества в решении проблем природопользования.

Проведение международных конференций и форумов (Всемирные конференции ООН по окружающей среде).

Подписание межд. конвенций, соглашений:

Всемирная хартия охраны природы (1980), декларация по окружающей среде и развитию (в ходе конференции в Рио де Ж. в 1992 г.), Хельсинский протокол (поставил задачу уменьшения выбросов CO2), Киотский протокол (1997 - ограничил выброс в атмосферу парниковых газов), Хартия Земли (2002) и т.п.

Создание и деятельность международных правительственных и неправительственных организаций, программ (Гринпис, ЮНЕП)

Строгое природоохранное законодательство в ряде стран + внедрение природоохранных технологий и т.п.

Развитые страны тратят на «экологию» 1-1.5% ВВП

Они отчисляют на «экологию» в бедные страны 0.3% ВВП (должны 0.7%)

Многие развивающиеся страны, все еще находятся на экстенсивном пути развития и не могут позволить тратить деньги на «экологизацию».

Решение природоохранных проблем:

Первый путь заключается в создании разного рода очист­ных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничто­жении и переработке мусора, строительстве дымовых труб вы­сотой 200—300 м и более, ре­культивации земель и др. Одна­ко даже самые современные сооружения не обеспечивают полного очищения. А сверхвысо­кие дымовые трубы, снижая кон­центрацию вредных веществ в данном месте, способствуют рас­пространению пылевого загряз­нения и кислотных дождей на го­раздо более обширные террито­рии: труба высотой в 250 м увеличивает радиус рассеивания до 75 км.

Второй путь состоит в раз­работке и применении принци­пиально новой природоохрани­тельной («чистой») технологии производства, в переходе к ма­лоотходным и безотходным про­изводственным процессам. Так, переход от прямоточного (ре­ка — предприятие — река) во­доснабжения к оборотному и тем более к «сухой» технологии мо­жет обеспечить сначала частич­ное, а затем и полное прекраще­ние сброса сточных вод в реки и водоемы. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьша­ет, а предупреждает загрязнение окружающей среды. Но он тре­бует огромных расходов, непо­сильных для многих стран.

Третий путь заключается в глубоко продуманном, наибо­лее рациональном размещении так называемых «грязных» про­изводств, оказывающих отрица­тельное воздействие на состоя­ние окружающей среды. К чис­лу «грязных» производств, прежде всего, относятся химическая и нефтехимическая, металлургическая, целлюлозно-бумажная про­мышленность, тепловая энергети­ка, производство стройматериа­лов. При размещении таких пред­приятий особенно необходима географическая экспертиза.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!