СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного урока "Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока "Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом"»

Интегрированный урок в 9 классе (математика + русский язык)

Тема: «Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом на примере математических задач».

Цель урока: применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей.

Цели урока:

Образовательная: обобщение и систематизация знаний обучающихся по темам «Решение задач», «Языковой анализ текста»; закрепление языковедческого материала путем выполнения заданий к микротексту, аналогичных тем, что встречаются в демонстрационных материалах для подготовки к ОГЭ, отработка умений и навыков при решении задач.

Развивающая: развивать аналитическое и логическое мышление, сообразительность, внимательность, быстроту реакции, творческое воображение; развивать принципы мыслительной деятельности, развивать грамотность речи, правильность написания математических терминов; развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, культуру поведения; воспитывать интерес к русскому языку и математике; повышать интерес к предмету через нетрадиционные формы обучения.

Форма организации урока: урок-практикум.

Техническое оборудование урока:

компьютер,

мультимедийный проектор,

экран

Раздаточные материалы: листочки для выполнения заданий, самостоятельная работа, оценка уроку (анонимно) – можно числом (дань математике) или текстом (дань рус. языку), черновик.







Ход урока.

1. Организационный момент. 

Р: Урок русского языка и урок математики… «Что их может объединять?» … Перед началом урока у нас возник спор:


М.: Нет ничего важнее той науки,

Что люди математикой зовут.

Что людям могут дать пустые звуки?

Писать стихи… Но разве это труд?


Р.: Нет ничего ужасней чисел скучных,

Каких-то формул, множества нулей.

А слово нужное! Оно ведь лечит душу

И в трудный час нас делает сильней.

 ОГЭ по русскому важней намного

Даст он им путевку в институт

15.3, союзы, подчиненья скоро

Придется вам, ребята проходить.


М.: И математика - экзамен важный:

3 модуля решать им предстоит

Системы, уравнения, графики

Порог ОГЭ помогут преступить


Р.: Мои друг, не надо ссор

Не разрешить сейчас нам этот спор.


М.: Решение всего одно-

И лишь в гармонии оно.


Р.: Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Наверное, вы ждёте, когда же из нас кто-нибудь начнёт урок математики или русского языка. Верно? Сегодня будет всё не так. Сегодня мы будем вести урок вместе! Неожиданно? Согласна! Конечно, это будет не совсем обычный урок: два учителя по разным предметам. А мы решили попробовать, что же из этого получится. 


М: А вы как думаете, что из этого получится? Я предлагаю вам поделиться своими ожиданиями об этом уроке, ответьте нам на вопрос «Что вы ожидаете от урока?». Сформулируйте ответ одним словом, попробуйте.


2. Подведение к теме урока

Р.: На своих уроках мы редко говорим о других науках. А в жизни – наоборот, нам часто приходится решать вопросы разных областей знаний. Для того чтобы решить математическую задачу, нам нужны не только математические знания, но и определённая языковая культура, хорошее владение языком. Поэтому сегодня на уроке мы будем рассматривать математические задачи с позиции русского языка.


М.: Действительно, на уроках математики мы решаем уравнения, неравенства, текстовые задачи и т.д. Порой, не обращаем внимание на лексические значения слов, что затрудняет понимание условия задач. А ведь даже запятая или слово, поставленное в другом месте, меняет условие.

Чем лучше человек умеет работать с текстом, тем лучше он умеет решать математические задачи. Поэтому тема нашего урока

«Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом на примере математических задач».

-А эпиграфом нашего урока будут слова «Без слов и грамматики не учат математике».

Р.: Ребята, давайте запишем число и тему урока в ваши тетради.


М.: Ребята, внимательно посмотрите на тему и попытайтесь сформулировать цель урока.

( Разберем текст по заданиям ОГЭ на примере математических задач. Потренируемся в решении отдельных заданий.)


3. Словарная работа.

Р.: Начнем мы нашу работу со словарного диктанта.

Вставьте пропущенные буквы

К..сательная к окружности, равн..бедре..ый треугольник, арифметическая прогре..ия, диагональ пара..елогра..а, выехали одновреме..о, координатная пр..мая, хорда ..кружности, пр..моугольный треугольник.

Проверяем.


Распределительный диктант.

В данных словосочетаниях определите способ связи, указав определенную цифру. (слайд 1 -, 2-, 3 -). Прежде чем мы приступим к выполнению этого задания, давайте вспомним способы связи. Какие способы вы знаете? (1.согласование – способ связи при котором при изменении формы главного слова изменяется и зависимое;2. управление – способ связи при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже; 3.примыкание – способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу).

Проверим вместе.

- Какое задание мы повторили в рамках подготовки к ОГЭ?

4. Работа с терминами.

М.: Ребята, вы, наверное, сразу догадались, что все эти слова относятся к математике.

- Давайте вспомним определения всех этих понятий.

Задание: Установите соответствие

А. Касательная к окружности

1. прямая, имеющая с окружностью единственную общую точку.

Б. Равнобедренный треугольник

2. Отрезок, соединяющий две точки окружности

В. Диагональ параллелограмма

3.  треугольник, в котором один угол прямой

Г. Координатная прямая

4. это треугольник, у которого две стороны равны

Д. Хорда окружности

5. прямая, с выбранными на ней началом отсчета единичным отрезком и направлением.

Е. Прямоугольный треугольник 

6.Отрезок, соединяющий две вершины, не лежащие на одной стороне.

Правильный ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

1

4

6

5

2

3


Поднимите руку, кто сделал верно.

5. Работа с синтаксическими конструкциями.

Р.: Ребята, вы сейчас вспоминали математические определения слов. А если рассмотреть эти определения с точки зрения русского языка. Внимательно просмотрите определения и скажите, чем осложнены данные предложения? (Простые предложения осложнены обособленными определениями и обстоятельствами.)


- Выполнив это задание, мы повторили синтаксические конструкции, встречающиеся в ОГЭ.


М: Давайте отдельно остановимся на прямоугольном треугольнике.

Расскажи все, что знаете о прямоугольном треугольнике

В каких заданиях ОГЭ могут пригодиться эти знания? (задания по геометрии )

 

М.: Без знаний теории мы не можем решать задачи, и следующее задание:

-Какое из следующих утверждений верно?


1. Гипотенуза прямоугольного треугольника меньше его катета(нет)

2. Середина гипотенузы прямоугольного треугольника равноудалена от всех его вершин(да)

3. Если квадрат большей стороны треугольника больше суммы квадратов двух других его сторон, то треугольник прямоугольный(нет)

4. Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90°(да)

5. Треугольник АВС, у которого АВ = 12, ВС = 5, АС = 13, является прямоугольным (да)


Проверьте .



Обоснуйте выбор пункта №2

(Радиус описанной около прямоугольного треугольника окружности равен длине медианы, проведенной к гипотенузе.)

-В заданиях ОГЭ не только геометрические задания, но и задания из алгебры. Я сейчас мы предлагаем вам решить текстовую задачу, применив знания не только из области математики, но и русского языка

6. Языковой анализ текста.

Р.: Поработаем с текстом математической задачи.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Из А в В по течению реки отправился деревянный плот. (2)А через час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А.  (3)К этому времени  плот удалился от А на расстояние 24 км. (4)Пристань А расположена в 120 км. от пристани В.  (5)Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. (6)Ответ дайте в км/ч.

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет? (5)

Ответ:____________________

2. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «приближение»? (2)

Ответ:____________________

3. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».

Ответ: расположена

4. Замените словосочетание «деревянный плот», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «управление». Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: плот из дерева

5. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Ответ: отправилась яхта, повернула и возвратилась

5. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 2

6. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

Ответ: 2

7. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 5

Р.: Проверим. Какие задания повторили?


М.:. Текстовые задачи – наиболее трудный раздел математики. Для того, чтобы решить задачу необходимо:

понять смысл происходящего;

установить связь между объектами;

выбрать из текста задачи дополнительную информацию.

Для этого в математике есть алгоритм решения текстовых задач.

Давайте вспомним план решения задачи.

  • Прочитать задачу, выделить условие и вопрос .

  • Найти в условии данные и искомые.

  • Определить тип задачи.

  • Выбрать способ решения.

  • Построить модель задачи. Записать уравнение.

  • Записать решение.

  • Проверить решение задачи.

  • Записать ответ.

Прочитайте условие задачи и заполните таблицу известными данными.


Из А в В по течению реки отправился плот. А через час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А.  К этому времени  плот удалился от А на расстояние 24 км. Пристань А расположена в 120 км. от пристани В.  Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. Ответ дайте в км/ч.

 

S (км)

v (км/ч)

t (ч)

Плот

 

 

 

Яхта (по течению)

 

 

 

Яхта (против течения)

 

 

 


У доски _________________
Вспомогательный материал:

- Составьте и решите уравнение.

- Запишите ответ.

М.: Чтобы правильно решить такую текстовую задачу, нужно внимательно ее прочитать и понять смысл, чтобы не сделать ошибок.

Музыкальная пауза (на фоне музыки учитель русского языка легенду о рождении человека и новой звезды, обучающиеся ,закрыв глаза слушают):

«На земле рождается человек, на небе загорается новая звезда. И Бог сразу определяет его судьбу, и от этой судьбы человеку не уйти. Но мудрый создатель дает нам право выбрать между добром и злом, красотой и уродством, желанием любить других или только себя, приносить людям пользу или вред. От выбора человека зависит, насколько ярко или тускло будет гореть его звезда. И если это настоящая звездочка, то она будет неповторимой и необычайно сложной, будет ярко сверкать и наполнять мир и людские души теплом, светом и красотой. Закройте глаза. Мысленно представьте свою звезду, прикоснитесь к ней, ощутите ее тепло, радость, вдохновение. И пусть эти незабываемые чувства помогут вам сегодня на уроке и, конечно, при сдаче экзамена.





7. Самостоятельная работа.

Р.: Сейчас решим вторую задачу самостоятельно, выполнив задания по русскому языку и математике по вариантам.

Самостоятельная работа

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Прочитайте текст и выполните задания.

1) Вел…сипедист выехал с постоя…ой скор…стью из города А в город B ра…тояние между которыми 224 км. 2) Отдохнув он отправился обратно из А ув…личив скор…сть на 2 км/ч. 3) По пути он сделал остановку на 2 часа в результате чего затратил на обратный путь столько же врем…ни, сколько из А в В. 4) Найдите скорость вел…сипедиста из А в В.

2. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от последующей согласной.

Ответ:

3.Замените словосочетание «обратный путь» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «примыкание». Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:

4. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Ответ:

5. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

Действия

Отметка о выполнении

Верно выполнено задание 1


Верно выполнено задание 2


Верно выполнено задание 3


Верно выполнено задание 4


Верно выполнено задание 5



6. Решите задачу

Вел…сипедист выехал с постоя…ой скор…стью из города А в город B ра…тояние между которыми 224 км. Отдохнув он отправился обратно из А ув…личив скор…сть на 2 км/ч. По пути он сделал остановку на 2 часа в результате чего затратил на обратный путь столько же врем…ни, сколько из А в В. Найдите скорость вел…сипедиста из А в В.



 

v (км/ч)

t (ч)

S (км)

В ело А В

х

 

224

В ело В А

 

 

224

Решение:

Действия

Отметка о выполнении

Верно заполнена таблица


Верно составлено уравнение


Верен алгоритм решения


Верно выполнены вычисления


Верно записан ответ




Ответ:



М.: Давайте проверим правильность выполнения заданий для этого поменяемся решениями , сверьте его с ответвим. Оцените работу своего одноклассника.


Р.: Итак, ребята, сегодня мы с вами увидели, что такие, казалось бы, разные предметы как русский язык и математика, имеют точки соприкосновения….

IX. Подведение итогов урока.

М.: Давайте подведем итог урока.

Рефлексия.

Учитель русского языка. Вспомните, с чего начался урок. Это был урок русского языка или математики?

  • Что мы делали на уроке?

  • Что запомнилось?

  • Где пригодятся вам эти знания?

  • Чему научились? Что повторили?

  • Какой этап урока вам понравился больше всего?

  • Какой вызвал наибольшее затруднение?

  • Чем вы можете оказать помощь?

  • В чем чувствуешь затруднение?


Учитель математики

Подтвердились ли ваши ожидания? – напишите на стикерах о своих эмоциях, о своем отношении, настроении к сегодняшнему уроку. Хотите поставьте оценку сегодняшнему уроку, числом – это будет дань математике. Или словами – дань русскому языку.



XI. Домашнее задание.

1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания …. «Без слов и грамматики не учат математике».

2.Сформулируйте условие задачи, алгоритм решения которой задаётся следующим выражением:

(S/12+S/16+S/24):(12+16+24).

Подберите к тексту задачи 2-3 вопроса в формате заданий ЕГЭ по русскому языку

Приложение.

Языковой анализ текста.

1.Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Из А в В по течению реки отправился деревянный плот. (2)А через час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А.  (3)К этому времени  плот удалился от А на расстояние 24 км. (4)Пристань А расположена в 120 км. от пристани В.  (5)Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. (6)Ответ дайте в км/ч.

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет? (5)

Ответ:____________________

2. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «приближение»?

Ответ:____________________

3. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».

Ответ: 

4. Замените словосочетание «деревянный плот», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «управление». Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: 

5. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Ответ: 

5. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 

6. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

Ответ: 

7. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ:










Прочитайте условие задачи и заполните таблицу известными данными.


Из А в В по течению реки отправился плот. А через час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А.  К этому времени  плот удалился от А на расстояние 24 км. Пристань А расположена в 120 км. от пристани В.  Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. Ответ дайте в км/ч.

 

S (км)

v (км/ч)

t (ч)

Плот

 

 

 

Яхта (по течению)

 

 

 

Яхта (против течения)

 

 

 


У доски _________________

- Составьте и решите уравнение.

- Запишите ответ.































Самостоятельная работа

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Прочитайте текст и выполните задания.

1) Вел…сипедист выехал с постоя…ой скор…стью из города А в город B ра…тояние между которыми 224 км. 2) Отдохнув он отправился обратно из А ув…личив скор…сть на 2 км/ч. 3) По пути он сделал остановку на 2 часа в результате чего затратил на обратный путь столько же врем…ни, сколько из А в В. 4) Найдите скорость вел…сипедиста из А в В.

2. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от последующей согласной.

Ответ:

3.Замените словосочетание «обратный путь» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «примыкание». Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:

4. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Ответ:

5. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

Действия

Отметка о выполнении

Верно выполнено задание 1


Верно выполнено задание 2


Верно выполнено задание 3


Верно выполнено задание 4


Верно выполнено задание 5













6. Решите задачу

Вел…сипедист выехал с постоя…ой скор…стью из города А в город B ра…тояние между которыми 224 км. Отдохнув он отправился обратно из А ув…личив скор…сть на 2 км/ч. По пути он сделал остановку на 2 часа в результате чего затратил на обратный путь столько же врем…ни, сколько из А в В. Найдите скорость вел…сипедиста из А в В.



 

v (км/ч)

t (ч)

S (км)

В ело А В

х

 

224

В ело В А

 

 

224

Решение:

Действия

Отметка о выполнении

Верно заполнена таблица


Верно составлено уравнение


Верен алгоритм решения


Верно выполнены вычисления


Верно записан ответ




















Ответ:

Домашнее задание.

1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания …. «Без слов и грамматики не учат математике».

2.Сформулируйте условие задачи, алгоритм решения которой задаётся следующим выражением:

:(12+16+24)

Подберите к тексту задачи 2-3 вопроса в формате заданий ЕГЭ по русскому языку



Домашнее задание.

1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания …. «Без слов и грамматики не учат математике».

2.Сформулируйте условие задачи, алгоритм решения которой задаётся следующим выражением:

:(12+16+24)

Подберите к тексту задачи 2-3 вопроса в формате заданий ЕГЭ по русскому языку



Домашнее задание.

1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания …. «Без слов и грамматики не учат математике».

2.Сформулируйте условие задачи, алгоритм решения которой задаётся следующим выражением:

:(12+16+24)

Подберите к тексту задачи 2-3 вопроса в формате заданий ЕГЭ по русскому языку



Домашнее задание.

1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания …. «Без слов и грамматики не учат математике».

2.Сформулируйте условие задачи, алгоритм решения которой задаётся следующим выражением:

:(12+16+24)

Подберите к тексту задачи 2-3 вопроса в формате заданий ЕГЭ по русскому языку



Домашнее задание.

1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания …. «Без слов и грамматики не учат математике».

2.Сформулируйте условие задачи, алгоритм решения которой задаётся следующим выражением:

:(12+16+24)

Подберите к тексту задачи 2-3 вопроса в формате заданий ЕГЭ по русскому языку

Оценка уроку (анонимно)

– можно числом (дань математике) или текстом (дань русскому языку)





___________________________________________________________________

Оценка уроку (анонимно)

– можно числом (дань математике) или текстом (дань русскому языку)







Оценка уроку (анонимно)

– можно числом (дань математике) или текстом (дань русскому языку)





__________________________________________________________________________

Оценка уроку (анонимно)

– можно числом (дань математике) или текстом (дань русскому языку)





__________________________________________________________________________

Оценка уроку (анонимно)

– можно числом (дань математике) или текстом (дань русскому языку)





__________________________________________________________________________




















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!