КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
В 9 КЛАССЕ
ТЕМА: « Повторение изученного в 5 - 8 классах" (на материале текста «Слово о полку Игореве»)
ЦЕЛИ:
- повторить материал, изученный в 5 - 8 кл, в разделах «Фонетика», «Графика», «Орфография», «Лексика», «Фразеология»; подготовка к ГИА;
- развивать познавательную активность, кругозор, мышление, воображение, устную и письменную речь, творческие способности; интерес к ономастике;
- воспитывать гражданскую позицию, уважительное отношение к национальным традициям, художественному творчеству.
Оборудование: тексты «Слова» в разных переводах (Н. Заболоцкого, В. Жуковскиого )
Подготовка к уроку: домашнее задание даётся по группам, выступления учащихся на 2-3 минуты
1 группа собирает информацию о славянских языческих богах: Трояне, Даждьбоге, Стрибоге, Хорсе, Велесе (Волосе) и др.;
2 группа ищет объяснение прозвищ князей: Ярослав Мудрый, Ярослав Осмомысл, Олег Гориславич, буй тур Всеволод;
3 группа занимается поиском фразеологизмов со словом меч, объясняет их значение.
ХОД УРОКА:
I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ.
- Сегодня на уроке мы повторим материал по основным разделам языкознания, изученный в 5-8 классах. Поможет нам в этом произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».
Князь Игорь отправился в поход, и мы с вами отправляемся в путешествие по разделам языкознания.
III. ПОВТОРЕНИЕ материла, изученного в 5-8 классах (1 слайд)
1.Работа над отрывком: (2 слайд)
И настала тяжкая година,
Поглотила русичей чужбина,
Поднялась Обида от курганов
И вступила девой в край Троянов.
- Прочитайте выразительно отрывок, определите, о каком времени здесь говорится
(Ответ: речь идёт о временах, наступивших после поражения князя Игоря).
1 остановка – станция «Фонетика».
- Что изучает фонетика?
- В каких словах звонкие согласные звуки находятся в слабой позиции?
( Ответ: тя[ш]кая - согласный [ж] стоит перед глухим согласным, поэтому происходит оглушение; такой же процесс происходит в словах [ф]ступила, [ф] край; Трояно[ф] –оглушение согласного на конце слова ).
- Найдите слова, в которых не совпадает количество звуков и букв. Затранскрибируйте их.
(тяжкая– 6 б., 7 зв.; поднялась – 9 б., 8 зв.; Троянов – 7 б., 8 зв.)
2 остановка. Нас ждут уже на станции «Синтаксис».
- Что изучает синтаксис?
- Определите, простое это или сложное предложение (сложное, т.к. содержит несколько грамматических основ)
- Выпишите все грамматические основы (настала година, поглотила чужбина, Обида поднялась и вступила )
- Охарактеризуйте каждое простое предложение, укажите вид связи
( Ответ: 1 простое предложение двусоставное, 2 предложение двусоставное, 3 предложение двусоставное, осложнено однородными сказуемыми. Между 1 и 2 , 2 и 3 предложениями связь бессоюзная)
- Прочитайте выражения, определите, какие из них не являются
словосочетаниями (слайд 3)
Тяжкая година;
поглотила русичей;
чужбина поглотила;
в край Троянов;
поднялась и вступила;
вступила в край;
поднялась от курганов;
вступила девой
(Ответ: поднялась и вступила, чужбина поглотила)
- Запишите словосочетания, графически укажите главное и зависимое слово, определите вид подчинительной связи
- Книжное выражение тяжкая година замените стилистически нейтральным (Ответ: трудное время) (слайд 4)
А вот и «Морфемика» со «Словообразованием».
-Что изучают эти разделы языкознания?
- К слову година подберите и запишите однокоренные слова, выделите корень (год, годовщина, годик, погодки, годовалый, ежегодно, погодовая (запись)
- Определите способ образования слова година
( Ответ: год + ин (а) година, это имя существительное, образованное суффиксальным способом)
- Назовите имена собственные в этом отрывке (Обида, Троянов (край) (слайд 5)
- Образ девы - обиды, лебеди- девушки, плещущей лебедиными крыльями типичен для народной поэзии
Проверка домашнего задания.
1 группа учащихся
(сообщает информацию о славянских языческих богах: Трояне, Даждьбоге, Стрибоге - бог ветра, Хорсе (Хресови) - бог Солнца, Велесе (Волос) – одновременно пастуший бог и бог поэзии и др.)
Обида является в образе черной лебеди — птицы печали и горя, как воплощение всего отчаяния, которое сопутствует человеку в его жизни.
Хорс — олицетворённое солнце
Дажьбог — солнечное божество, замыкает зиму и отмыкает весну, покровитель свадеб, предок русских людей от князя до земледельца
Стрибог — божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром)
(Учитель объясняет выражения, в которых встречается собственное имя Троян.
«были вечи Трояни» - были языческие времена
«рища во тропу Трояни» - носясь по божественным путям
«на землю Трояню» - на Русскую землю
«на седьмом веци Трояни» - на последнем веке язычества, напоследок языческих времён).
-Вспомним, как называется наука, которая изучает имена? (ономастика), географические названия?(топонимика)
А вот и «Лексика». Что изучает этот раздел?
2. Сравнение значения слова полк в древнерусском языке и современном русском языке
- Как бы вы объяснили название «Слово о полку Игореве»? (ответы учащихся) (слайд 6)
- В древнерусском языке слово полк имело несколько значений: , ,, , . В названии берётся значение (повествование о походе Игоря)
- Найдите в толковом словаре сколько значений имеет это слово сейчас (прямое значение и переносное , )
- Подберите однокоренные слова к слову полк, выполните морфемный разбор слов
(Ответ: полководец, ополчение, полковой, ополчиться, ополченец, полковник)
3 . Сравнение русского полногласия и церковнославянского неполногласия (слайд 7)
- Прочитайте предложение, найдите слова одного и того же корня:
«Дети бесови кликом поля перегородиша, а храбрии русици преградиша черлёными щиты»
- В русском языке слова церковнославянского происхождения и чисто русского дают различные оттенки значения. Это увеличивает богатство и гибкость языка, позволяя выражать различные, очень незначительные оттенки значения, особенно важные в художественной речи. Два глагола перегородиша и преградиша имеют также каждый свои оттенки. Русские преградили (создали преграду) поля своими щитами, они преграждают путь половцам, а половцы поля перегородили кликом и свистом, хотят напугать русских.
- Образуйте пары слов русского полногласия и церковнославянского неполногласия: (слайд 8)
Сторож – страж, город – …( град ), берег – …( брег ), золото – …( злато ), волосы- …( власы ), ворота – …( врата), дерево – … ( древо).
…( Шелом ) – шлем, …( голова ) – глава, …( ворон ) – вран, …(боронь) – брань, …(соловей) – славий, …(ворог) – враг.
4 . Объяснение прозвищ князей.
- Найдите в текстах отрывки, объясняющие, почему получили такие прозвища: Ярослав Мудрый, Ярослав Осмомысл, Олег Гориславич, буй тур Всеволод (слайд 9-12)
Проверка домашнего задания.
3 группа (объясняет прозвища князей: Ярослав Мудрый, Ярослав Осмомысл, буй тур Всеволод, Олег Гориславич.
- Ярослав Мудрый был деятельный князь. При нем ещё сохранялось политическое единство Руси, высокого развития достигли литература, ораторское искусство, ремесло. Прочным и могущественным было международное положение Руси.
Прозвище Ярослава Осмомысла имеет несколько толкований: от большого количества его мыслей, забот; от знания нескольких языков; от того, что он вообще был умён «за восьмерых».
Буй тур Всеволод. «Турами» в древней Руси называли два вида диких быков: первобытный бык и зубр. Тур в Древней Руси был символом мужества и силы. Охота на туров считалась очень опасной.
Олег Гориславич прославился тем, что принёс горе братоубийственными войнами и походами. О нём говорится в тексте памятника, что он «мечом ковал крамолу». Меч был символом войны, но и чести. Олег своими крамолами (мятеж, смута) обесчестил меч. Попробуйте современным языком растолковать этот фразеологизм (достигать желаемого любыми средствами и др.)
Проверка домашнего задания (слайд 13)
3 группа учащихся
( сообщает, какие удалось найти фразеологизмы со словом меч, объясняет их толкование )
Огнём и мечом - …, перековать мечи на орала - …, Дамоклов меч - …,
вложить меч в ножны - …, взявший меч от меча и погибнет - …, поднять меч - …, меч правосудия - …
- Запишите, рядом напишите краткое толкование
(Ответ: например, беспощадно уничтожить, перестроиться на мирный лад, постоянная опасность, окончить войну, за зло будет дан отпор, начать войну, честный суд)
5 . Повторение изобразительных средств языка. (слайд 14)
Установите соответствия:
1 эпитет 2 метафора 3 сравнение 4 фразеологизм 5 олицетворение 6 гипербола | а) Серым волком по полю кружил, Как орёл под облаком парил. б) растекаться мыслию по древу в) Вещие персты он подымал И на струны возлагал живые г) стоном стонет мать- земля сырая д) Мужество избрал себе опорой е) Оседлал вершины ты Карпат И подпёр железными полками |
(Ответы: 1 – в, 2 – д, 3 – а, 4 – б, 5 – г, 6 – е ). (слайд 15)
IV. РЕФЛЕКСИЯ (слайд 16)
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (слайд 17)