СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 9 классе по теме "Повторение изученного в 5-8 классах"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 9 классе по теме "Повторение изученного в 5-8 классах" на материале текста "Слово о полку Игореве"

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 9 классе по теме "Повторение изученного в 5-8 классах"»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В 9 КЛАССЕ

ТЕМА: « Повторение изученного в 5 - 8 классах" (на материале текста «Слово о полку Игореве»)

ЦЕЛИ:

- повторить материал, изученный в 5 - 8 кл, в разделах «Фонетика», «Графика», «Орфография», «Лексика», «Фразеология»; подготовка к ГИА;

- развивать познавательную активность, кругозор, мышление, воображение, устную и письменную речь, творческие способности; интерес к ономастике;

- воспитывать гражданскую позицию, уважительное отношение к национальным традициям, художественному творчеству.

Оборудование: тексты «Слова» в разных переводах (Н. Заболоцкого, В. Жуковскиого )

Подготовка к уроку: домашнее задание даётся по группам, выступления учащихся на 2-3 минуты

1 группа собирает информацию о славянских языческих богах: Трояне, Даждьбоге, Стрибоге, Хорсе, Велесе (Волосе) и др.;

2 группа ищет объяснение прозвищ князей: Ярослав Мудрый, Ярослав Осмомысл, Олег Гориславич, буй тур Всеволод;

3 группа занимается поиском фразеологизмов со словом меч, объясняет их значение.

ХОД УРОКА:

I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ.

- Сегодня на уроке мы повторим материал по основным разделам языкознания, изученный в 5-8 классах. Поможет нам в этом произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Князь Игорь отправился в поход, и мы с вами отправляемся в путешествие по разделам языкознания.

III. ПОВТОРЕНИЕ материла, изученного в 5-8 классах (1 слайд)

1.Работа над отрывком: (2 слайд)

И настала тяжкая година,

Поглотила русичей чужбина,

Поднялась Обида от курганов

И вступила девой в край Троянов.

- Прочитайте выразительно отрывок, определите, о каком времени здесь говорится

(Ответ: речь идёт о временах, наступивших после поражения князя Игоря).

1 остановка – станция «Фонетика».

- Что изучает фонетика?

- В каких словах звонкие согласные звуки находятся в слабой позиции?

( Ответ: тя[ш]кая - согласный [ж] стоит перед глухим согласным, поэтому происходит оглушение; такой же процесс происходит в словах [ф]ступила, [ф] край; Трояно[ф] –оглушение согласного на конце слова ).

- Найдите слова, в которых не совпадает количество звуков и букв. Затранскрибируйте их.

(тяжкая– 6 б., 7 зв.; поднялась – 9 б., 8 зв.; Троянов – 7 б., 8 зв.)


2 остановка. Нас ждут уже на станции «Синтаксис».

- Что изучает синтаксис?


- Определите, простое это или сложное предложение (сложное, т.к. содержит несколько грамматических основ)

- Выпишите все грамматические основы (настала година, поглотила чужбина, Обида поднялась и вступила )

- Охарактеризуйте каждое простое предложение, укажите вид связи

( Ответ: 1 простое предложение двусоставное, 2 предложение двусоставное, 3 предложение двусоставное, осложнено однородными сказуемыми. Между 1 и 2 , 2 и 3 предложениями связь бессоюзная)

- Прочитайте выражения, определите, какие из них не являются

словосочетаниями (слайд 3)

Тяжкая година;

поглотила русичей;

чужбина поглотила;

в край Троянов;

поднялась и вступила;

вступила в край;

поднялась от курганов;

вступила девой

(Ответ: поднялась и вступила, чужбина поглотила)

- Запишите словосочетания, графически укажите главное и зависимое слово, определите вид подчинительной связи


- Книжное выражение тяжкая година замените стилистически нейтральным (Ответ: трудное время) (слайд 4)


А вот и «Морфемика» со «Словообразованием».

-Что изучают эти разделы языкознания?


- К слову година подберите и запишите однокоренные слова, выделите корень (год, годовщина, годик, погодки, годовалый, ежегодно, погодовая (запись)

- Определите способ образования слова година

( Ответ: год + ин (а) година, это имя существительное, образованное суффиксальным способом)


- Назовите имена собственные в этом отрывке (Обида, Троянов (край) (слайд 5)

- Образ девы - обиды, лебеди- девушки, плещущей лебедиными крыльями типичен для народной поэзии

Проверка домашнего задания.

1 группа учащихся

(сообщает информацию о славянских языческих богах: Трояне, Даждьбоге, Стрибоге - бог ветра, Хорсе (Хресови) - бог Солнца, Велесе (Волос) – одновременно пастуший бог и бог поэзии и др.)

  • Троя́н — персонаж южнославянского фольклора.

Обида является в образе черной лебеди — птицы печали и горя, как воплощение всего отчаяния, которое сопутствует человеку в его жизни.

  • Хорс — олицетворённое солнце

  • Дажьбог — солнечное божество, замыкает зиму и отмыкает весну, покровитель свадеб, предок русских людей от князя до земледельца

  • Стрибог — божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром)

  • Волос ~ Велес — часто отождествляются, однако по источникам у них разные функции:

    • Волос — «скотий бог», покровитель скота.

    • Велес — бог-покровитель] сказителей и поэзии


(Учитель объясняет выражения, в которых встречается собственное имя Троян.

«были вечи Трояни» - были языческие времена

«рища во тропу Трояни» - носясь по божественным путям

«на землю Трояню» - на Русскую землю

«на седьмом веци Трояни» - на последнем веке язычества, напоследок языческих времён).


-Вспомним, как называется наука, которая изучает имена? (ономастика), географические названия?(топонимика)


А вот и «Лексика». Что изучает этот раздел?


2. Сравнение значения слова полк в древнерусском языке и современном русском языке

- Как бы вы объяснили название «Слово о полку Игореве»? (ответы учащихся) (слайд 6)

- В древнерусском языке слово полк имело несколько значений: , ,, , . В названии берётся значение (повествование о походе Игоря)

- Найдите в толковом словаре сколько значений имеет это слово сейчас (прямое значение и переносное , )


- Подберите однокоренные слова к слову полк, выполните морфемный разбор слов

(Ответ: полководец, ополчение, полковой, ополчиться, ополченец, полковник)



3 . Сравнение русского полногласия и церковнославянского неполногласия (слайд 7)

- Прочитайте предложение, найдите слова одного и того же корня:

«Дети бесови кликом поля перегородиша, а храбрии русици преградиша черлёными щиты»

- В русском языке слова церковнославянского происхождения и чисто русского дают различные оттенки значения. Это увеличивает богатство и гибкость языка, позволяя выражать различные, очень незначительные оттенки значения, особенно важные в художественной речи. Два глагола перегородиша и преградиша имеют также каждый свои оттенки. Русские преградили (создали преграду) поля своими щитами, они преграждают путь половцам, а половцы поля перегородили кликом и свистом, хотят напугать русских.

- Образуйте пары слов русского полногласия и церковнославянского неполногласия: (слайд 8)

Сторож – страж, город – …( град ), берег – …( брег ), золото – …( злато ), волосы- …( власы ), ворота – …( врата), дерево – … ( древо).

…( Шелом ) – шлем, …( голова ) – глава, …( ворон ) – вран, …(боронь) – брань, …(соловей) – славий, …(ворог) – враг.


4 . Объяснение прозвищ князей.

- Найдите в текстах отрывки, объясняющие, почему получили такие прозвища: Ярослав Мудрый, Ярослав Осмомысл, Олег Гориславич, буй тур Всеволод (слайд 9-12)


Проверка домашнего задания.

3 группа (объясняет прозвища князей: Ярослав Мудрый, Ярослав Осмомысл, буй тур Всеволод, Олег Гориславич.

- Ярослав Мудрый был деятельный князь. При нем ещё сохранялось политическое единство Руси, высокого развития достигли литература, ораторское искусство, ремесло. Прочным и могущественным было международное положение Руси.

Прозвище Ярослава Осмомысла имеет несколько толкований: от большого количества его мыслей, забот; от знания нескольких языков; от того, что он вообще был умён «за восьмерых».

Буй тур Всеволод. «Турами» в древней Руси называли два вида диких быков: первобытный бык и зубр. Тур в Древней Руси был символом мужества и силы. Охота на туров считалась очень опасной.

Олег Гориславич прославился тем, что принёс горе братоубийственными войнами и походами. О нём говорится в тексте памятника, что он «мечом ковал крамолу». Меч был символом войны, но и чести. Олег своими крамолами (мятеж, смута) обесчестил меч. Попробуйте современным языком растолковать этот фразеологизм (достигать желаемого любыми средствами и др.)


Проверка домашнего задания (слайд 13)

3 группа учащихся

( сообщает, какие удалось найти фразеологизмы со словом меч, объясняет их толкование )

Огнём и мечом - …, перековать мечи на орала - …, Дамоклов меч - …,

вложить меч в ножны - …, взявший меч от меча и погибнет - …, поднять меч - …, меч правосудия - …

- Запишите, рядом напишите краткое толкование

(Ответ: например, беспощадно уничтожить, перестроиться на мирный лад, постоянная опасность, окончить войну, за зло будет дан отпор, начать войну, честный суд)


5 . Повторение изобразительных средств языка. (слайд 14)

Установите соответствия:

1 эпитет

2 метафора

3 сравнение

4 фразеологизм

5 олицетворение

6 гипербола

а) Серым волком по полю кружил,

Как орёл под облаком парил.

б) растекаться мыслию по древу

в) Вещие персты он подымал

И на струны возлагал живые

г) стоном стонет мать- земля сырая

д) Мужество избрал себе опорой

е) Оседлал вершины ты Карпат

И подпёр железными полками


(Ответы: 1 – в, 2 – д, 3 – а, 4 – б, 5 – г, 6 – е ). (слайд 15)

IV. РЕФЛЕКСИЯ (слайд 16)

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (слайд 17)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!