СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного урока русского языка в 7 классе на тему: "Морфологический разбор деепричастия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок интегрированный. Материал урока опирается на ранее изученную учащимися повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока русского языка в 7 классе на тему: "Морфологический разбор деепричастия"»

Урок русского языка в 7 классе по теме

«Морфологический разбор деепричастия».

I. Организационная часть.

Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ль в порядке: ручки, книжки и тетрадки, а теперь садитесь, с усердием трудитесь!

Ребята, перед вами слово, (слайд 1) из которого убежали согласные, попробуйте найти их. Подскажу вам, что это слово обозначает название одного из разделов русского языка. (морфология). Где у нас находится подсказка? (на форзаце учебника)

Что же изучает морфология? (части речи)

А какую часть речи мы с вами изучали на прошедших уроках? (деепричастие)

Ребята, используя эти 2 слова, можете ли вы сказать, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте тему. («Морфологический разбор деепричастия»)

Откройте тетради, запишите число и тему нашего сегодняшнего урока п.31 стр.90

Ребята, а каковы вы цели нашего урока? (научиться выполнять морфологический разбор деепричастии) – одна из целей урока. (запись на доске)

- Ребята, прочитайте слова Н.В.Гоголя, вынесенные в эпиграф нашего сегодняшнего урока и скажите, как вы понимаете смысл данного высказывания? О чем?

Нет слова, которое было бы так замашисто,

бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца,

так бы кипело и животрепетало,

как метко сказанное русское слово.

Н.В. Гоголь

–Какое оно, русское слово? (Замашистое, бойкое, кипящее, животрепещущее, вырывающееся из-под самого сердца, метко сказанное).

Что вы можете сказать о человеке, так сказавшем о родном слове? (Так мог сказать человек, любящий свой язык; человек чуткий, внимательный к слову)

Ребята! - В какой речи – устной или письменной – чаще употребляются деепричастия? (в письменной)
- А в каких стилях? – (в книжном и художественном)

Да, действительно, употребление деепричастий и деепричастных оборотов характерно для книжного и художественного стиля.

А с каким художественным произведением мы с вами познакомились на литературе? (с повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)

Давайте же сегодня на примере деепричастий, использованных писателем в своей повести, сделаем вывод, действительно ли русское слово такое бойкое, меткое, замашистое и важна ли вообще для нашей такая часть речи, как деепричастие. (цель!!!)

Это будет своеобразной подготовкой к домашнему сочинению по повести. Ну а результатом вашей работы на уроке должны стать хорошие оценки, чего я всем желаю.


II. Фронтальный опрос по теме «Деепричастие»

- Итак, ребята, тема нашего урока?..

Что же мы должны знать, чтобы правильно произвести морфологический разбор? Вспомните 3 его основных пункта. (что обозначает, какие морфологические признаки имеет и какую синтаксическую роль в предложении выполняет)

2.1. Самостоятельная работа с таблицей.

Предлагаю вам обобщить ваши знания о деепричастии и заполнить таблицу. В качестве подсказки можете использовать знакомое вам стихотворение - загадку об этой части речи. Кто хочет рассказать?

Мама – наречие,

Папа – сам глагол,

Их сыночек родненький

В них двоих пошел.

Их двоих вопросики

Сынок всем раздает.

Добавочное действие

Сказуемому дает.

Этому ребенку

С рожденья не повезло:

Как мама, не имеет он

Род, падеж, число.

Вид имеет он,

Как родной отец.

Имя отгадаешь –

Будешь молодец!

Итак, работаем с таблицей. (слайд 5)

Деепричастие

что обозначает

признаки глагола

признаки наречия

роль в предложении






Проверка:

- Что такое деепричастие, что обозначает? (стр.77 самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом).

- А как эту часть речи называл Михаил Васильевич Ломоносов? (гибридной)

Почему? (совмещает в себе морфологические признаки двух частей речи: наречия и глагола)

– Какие признаки глагола есть у деепричастия? (вид).

- Как узнать вид? (по вопросу).

Индивидуальное задание (у доски): перед вами кроссворд, разгадать который можно, образовав от глаголов деепричастия указанного вида.

Все остальные - работаем с текстом: прочитайте предложения, найдите деепричастия. Сколько их? Карточка с текстом №1, работаем в парах.

1. Оглядываться (несов. в.)
2. Сверкать (несов. в.)
3. Уметь (несов. в.)
4. Купить (сов. в.)
5. Прочитать (сов. в.)
6. Увидеть (сов. в.)
7. Назначать (несов. в.)
8. Оторваться (сов. в.)
9. Освободить (сов. в.)
10. Стучать (несов. в.)
11. Играть (несов. в.)
12.Приехать (сов. в.)

Проверка.

2. 2. Выборочный диктант (слайд 6)

Проверка.

- Сколько деепричастий в следующих отрывках из повести Гоголя? (7) Назовите.

А сейчас определите устно их вид и выпишите в тетрадь: 1 вариант – деепричастия совершенного вида, 2 - несовершенного, выделите суффиксы.

«Да он славно бьется! – говорил Бульба, остановившись».

Андрий едва двигался в темном и узком земляном коридоре, следуя за татаркой и таща на себе мешки хлеба.

Напрасно старались занять и развеселить Тараса; напрасно бородатые, седые бандуристы, проходя по два и по три, расславляли его козацкие подвиги. Сурово и равнодушно глядел он на все и, тихо, понурив голову, говорил он: «Сын мой! Остап мой!»


Он глядел на нее, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь.

Взаимопроверка: (слайд 7)

Ребята, написали? А теперь проверьте своего соседа по парте, не записал ли он ваше слово, т.е.деепричастие вашего вида, а заодно и себя, а не прихватили ли вы лишнее слово соседа?!

…назови деепричастия совершенного вида

Совершенный вид – остановившись, понурив, потерявшись. (3)

…назови деепричастия несовершенного вида

Несовершенный – следуя, таща, проходя, обтирая. (4)

– Продолжаем проверять таблицу. Чем деепричастие похоже на наречие? (не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается)


Игра «Третье лишнее»

Предлагаю сыграть в игру «Третье лишнее». Вам надо найти лишнее слово в каждой тройке:

Кино, пальто, окно

Везде, поле, плохо

Потеряв, потерявший, теряя

Проверка.


- Какова синтаксическая роль деепричастия? (является обстоятельством)

Произведите синтаксический разбор последнего предложения (используя памятку):

Он глядел на нее, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь.


Проверка. (пов,невос,прост,распр,осложнено обособл. обст.,выраженным деепрч.об.)


III. Изучение нового материала.

3.1.Работа с учебником.

- Итак, мы вспомнили с вами все о деепричастии, теперь можно смело переходить непосредственно к теме урока:

познакомьтесь с планом морфологического разбора деепричастия и сравните его (используя памятку) с морфологическими разборами других самостоятельных частей речи, например, с причастием.

- Заметили ли вы отличия в 1 пункте разбора? Что не указываем? (начальную форму). А почему? (деепричастие не изменяется)

- Что указываем потом, во 2 пункте? (морфологические признаки). - Чем отличается эта часть разбора деепричастия от разбора других частей речи (нет деления на постоянные и непостоянные признаки, указывается только, что это неизменяемая форма и вид).

- Чем завершаем морфологический разбор? (указываем синтаксическую роль). Есть ли различия в этом пункте? Чем является деепричастие? (только обстоятельством) А причастие? (может быть определением, а может - сказуемым)


- Выполним морфологический разбор деепричастия «остановившись» из первого предложения (1 у доски с комментарием, остальные в тетрадях).

- Что вы можете сказать о правописании безударных гласных в корне этого слова? (проверочные слова: встать, остановка)

    1. Работа с текстом.

Продолжим работу. Прочитайте предложения и скажите, о каком эпизоде из повести идет речь? (слайд 9)

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы, и, подбоченившись, выезжали паны, окруженные несметными слугами. Толстый полковник отдавал приказы. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами.

О чем? (о наступлении неприятельского войска)


- Ребята! Какое художественное средство использует в этом отрывке писатель, чтобы усилить звуковой эффект описываемых событий? (Аллитерация- один из видов звукописи. Аллитерация выделяет отдельные слова и строки, которые становятся поэтому особенно выразительными)

- Что мы слышим? ( грохот литавр (что такое литавры?) и труб, звон медных доспех - аллитерация на р -10, свист пуль от пищалей (что такое пищали?) – аллитерация на с- 12)

Действительно, аллитерация помогает услышать звуки и как нельзя лучше отражает весь тот ужас, который несет за собой война.

- С помощью каких частей речи показываются основные действия неприятельского войска? (с помощью глаголов) Сколько их в данном отрывке? (4) Назовите.

- А сколько деепричастий? (6) Какую роль они выполняют? (Деепричастия обозначают добавочное действие) Для чего нужны? (они уточняют и конкретизируют основные действия, выраженные глаголами, передают стремительность, динамику одновременных действий)

- Сколько здесь одиночных деепричастий? (2: подбоченившись и грозя) Произведите, используя памятку, их морфологический разбор

по вариантам: 1 вариант – подбоченившись, 2 - грозя

(у доски – двое, остальные – в тетрадях)

- Почему в слове подбоченившись пишем и? Вспомните орфограмму: (с. 46 в учебнике + «Знайкина тетрадь»):

Перед суффиксом –вш- у причастия и –в, вши- у деепричастия пишется та же гласная, что и в неопределенной форме.

- А что такое деепричастный оборот? Сколько их в данном отрывке? (4) Обозначьте их границы (в тексте!) и назовите.

- Согласны ли вы, что деепричастные обороты не такие привередливые в постановке знаков препинания, чем причастные?

(Да, действительно они всегда выделяются запятыми).

- А причастные? (Причастные обороты выделяются запятыми, если стоят после определяемого слова!!!!)

Сравните:

Шарик, летящий в небе. Летящий в небе шарик

- Знаменитый русский писатель Константин Георгиевич Паустовский говорил, (слайд 10) что «Знаки препинания – это как нотные знаки». Согласны ли вы с его мнением? Приведите примеры.

- Вспомните крылатое выражение: «Казнить нельзя помиловать!» От чего зависела судьба лентяя и двоечника Виктора Перестукина из мультфильма «В стране невыученных уроков»? (от правильной постановки запятой)

(Лентяй и двоечник Виктор Перестукин не желает учиться, а хочет приключений. Однажды его желание сбывается — его собственные школьные учебники отправляют Перестукина в Страну невыученных уроков. Если он не справится с приключениями, которые встретит по дороге, то останется в Стране навсегда. В Стране невыученных уроков Перестукин встречается со своими прежними школьными ошибками — коровой, которую он назвал «плотоядным животным», получившейся в ответе задачи «половиной землекопа», попавшим на юг белым медведем и так далее. В конце приключений его жизнь висела на волоске: добравшемуся до Дворца грамматики Перестукину вынесли приговор, который заканчивался предложением: «Перестукина казнить нельзя помиловать». Однако ему дали шанс переделать смертный приговор в помилование. Для этого ему надо было в правильном месте поставить запятую. Перестукин поставил запятую в последнем предложении между словами «нельзя» и «помиловать», после чего Витя вернулся домой и пообещал впредь хорошо учиться.)

Давайте вспомним синтаксическую загадку о завещании древнего правителя. Что меняло в завещании постановка запятой?

(Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашёл выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть. Попробуйте и вы найти это решение.


Правитель не поставил запятую. А потому один из сыновей предположил такое прочтение: «Поставьте на моей могиле статую золотую, чашу держащую», что и потребовало бы очень много золота. Другой же сын решил, что запятая должна стоять в другом месте: «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую». В таком случае золотой оказывалась лишь чаша.)

Действительно, есть разница: вся статуя из золота или только чаша.

- Есть ли в тексте этой загадки деепричастие или д/о? (д/о не нарушая запрета отца) + морфологический разбор (у доски)


- Да, действительно, знаки препинания играют большую роль. Казалось бы, простая закорючка – запятая, а сколько может значить!

Тематическая физкультминутка:

Делаем 2 хлопка, если в словосочетании, которое я называю, есть причастие, если деепричастие – 2 пристукивания.


Учившиеся в бурсе, смотревшие исподлобья, подумав, вспыхнув, стоявшая у порога, повесив голову, лишенная надежды, поседевшая голова, увидев незнакомца, потупив глаза, высохшее лицо, поужинав, полюбовавшись, с открытыми головами, потеряв терпение, дрожа всем телом.

Потянулись, сели. Продолжаем работу.

IV. Закрепление нового материала.

4.1.Восстановительный диктант. (слайд 11)

В следующем задании вам надо правильно расставить знаки препинания. Но для начала необходимо восстановить пословицы, вставив подходящие по смыслу деепричастия (используя слова для справок).

(Не)посеяв семени хлеба (не)добудешь.

(Не)наклонившись до земли грибка (не)подымешь.

(Не)поднявшись на гору (не)увидишь и равнину.

(Не)заходя в воду плавать (не)научишься.

(Не)учась и лаптя (не)сплетёшь.

Для справок: заходя, учась, посеяв, поднявшись, наклонившись

- Какой темой объединены эти пословицы? (темой труда)

- Чему они учат, какой мудрости? (надо учиться, чтобы много знать, надо хорошо трудиться, чтобы хорошо жить).

- Какие еще пословицы на эту тему вы знаете? (Без труда не вынешь рыбку из пруда. Не потопаешь - не полопаешь.)

- Спишите понравившуюся пословицу, расставив знаки препинания, раскрыв скобки, произведите морфологический разбор деепричастия (один у доски!)

- Какую орфограмму нужно было применить, что правильно раскрыть скобки в этих предложениях? (правописание частицы не) С какими частями речи не пишется раздельно? ( С глаголом и деепричастием).

- Всегда ли раздельно? (Нет, если слово без не не употребляется, то слитно). Например? (ненавидеть, ненавидя).

- Есть такие слова в данных пословицах? Значит, как надо было написать все эти слова: слитно или раздельно? Проверьте!

Самопроверка (слайд 12)

4.2. Правописание не.

- А как не пишется с причастиями? (слайд 13) Вспомните алгоритм, которым мы пользовались на уроке.


Не с причастием

Слитно

раздельно

1.не употребляется без не

1.краткая форма

2.нет противопоставления с союзом а, нет зависимого слова

2.есть противопоставление с союзом а или есть зависимое слово = п/о


- На практике проверить можно точно,

кто мог теорию усвоить прочно.

Проверим ваши знания с помощью графического диктанта (с или р?) (1 у доски!)

Ненавидя, не забывая, не согретая солнцем, несбывшиеся, не дающие тепла, не успокоившись, не распустившийся, а засохший; невспаханный, не прочитал, не засеявший, а распахавший; незаписанные; еще не скошенные; незаряженное; не зная. (14)

Проверка.

С, р, р, с, р, р, р, с, р, р, с, р, с, р.

С- 5; Р- 9.

4.3.Занимательная грамматика.

- А теперь давайте немного отдохнем и вспомним еще об одном жанре устного народного творчества - о загадках.

Разгадайте загадки.

  1. Маленькая собачка свернувшись лежит не лает не кусает а в дом не пускает. (Замок)

  2. Упираясь в берега лежит радуга - дуга. (Мост)

  3. Задрав носок бегут в лесок. (Лыжи)

- (слайд 14) Скажите, как эти загадки связаны с темой нашего урока? (в них есть деепричастия). Сколько? (3) + морфологический разбор (у доски 3 человека!)

- Спишите, расставляя знаки препинания, обозначая (зеленой пастой!!!!!!!) орфограммы в глаголах и деепричастиях.

Проверка.

4.4. Работа с текстом.

- (слайд 15) Проанализируем следующий отрывок.

Они приблизились уже к лобному месту. Остап остановился... Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко: «Дай же, Боже, чтобы … ни один из нас не промолвил ни одного слова!»

После этого он приблизился к эшафоту…

Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно…

Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!»


- Как можно озаглавить этот эпизод? (казнь Остапа)

- Что мы можем сказать об Остапе, какую дать характеристику ему? (Храбрый, стойкий. Он смело гибнет за веру, за отечество.)

- Какой троп использует Гоголь, чтобы показать стойкость Остапа? (сравнение)

Этимологическая пятиминутка.


Исполин

Что обозначает это слово? Каково его лексическое значение?

Человек очень высокого роста, крупного телосложения

Каким синонимом можно заменить?

великан, богатырь, гигант

Этимология


Слово исполин произошло от ст.-слав. «сполъ» и связано с именем древнего племени сполов, представители которых отличались высоким ростом.


- А какие слова характеризуют внутреннее состояние Тараса? Какая часть речи? (наречие «одобрительно» и деепричастные обороты: «потупив голову и в то же время гордо приподняв очи» - характеризуют внутреннее состояние героя, показывают, что отец гордится своим сыном, одобряет его поступок, ведь запорожцы боролись за свою веру, за отечество, хотя, конечно, ему очень жаль своего сына.)

- Какую же роль выполняют деепричастия в данном отрывке? (они передают внутреннее состояние героя, эмоционально окрашивают действие)


- Объясните знаки препинания в последнем предложении, почему нет запятой перед союзом «и»? (между однородными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, запятая не ставится)

(2 д/о, соединенных союзом и, и прямая речь) Схема!

4.5. Аукцион фразеологических оборотов.

- Ребята! А что такое фразеологические обороты? (Устойчивые сочетания слов, имеющие чаще всего переносное значение).

- (слайд 16) Вспомните, из какой сказки эти слова «И ушел волк не солоно хлебавши»? («Волк и семеро козлят»: А козлятки отвечают:"Слышим, слышим - не матушкин голосок! И не так она поёт!" И не отворили дверь волку. Так и ушел волк не солоно хлебавши).

-Найдите ф/о и объясните, что он обозначает?

  • Уйти (остаться) ни с чем, не добиться желаемого - Не солоно хлебавши

- (слайд 17) А о каких фразеологических оборотах идет речь, судя по этой картинке?

  • Бежать быстро, (мчаться) - Сломя голову

(слайд 18) -А на этой?

  • Работать хорошо - Засучив рукава.

  • Работать плохо - Спустя рукава

- А сейчас давайте запишем следующее высказывание: «Нельзя жить сложа руки».

Прямое или косвенное значение имеет оборот сложа руки?

Что мы знаем о пунктуации при фразеологических оборотах? (На письме запятой не выделяются, даже если в их составе есть деепричастие).

Как вы понимаете смысл этого высказывания? Связано ли оно с пословицами, о которых мы говорили?

Это должно быть нашим девизом, девизом каждого человека! Трудиться, чтобы хорошо жить!

- Перестройте предложение так, чтобы ф/о стал д/о. (Зарядка!) Какое значение он должен иметь?

Сядьте, сложа руки на коленях. Изменились ли теперь мы знаки препинания?


4.6. (слайд 19) Следующий этап работы – конструирование слова (кто быстрее составит и запишет слово):

- от слова премудрый взять - приставку;

- от слова описать – приставку о;

- от слова долина – корень;

- от слова лететь – суффикс;

- от слова отдавать – суффикс;

- от слова таять – суффикс.

(преодолевая).

-Что означает глагол преодолевать? (осиливать, …..)

- Вспомните этимологию этого слова, почему пишется преодолевать? (от слова доля)


- Идем к конструированию деепричастного оборота: заполните кластер. (слайд 20) Что можно преодолевать? (Трудности, лень, страх, себя, боль, рок, препятствия).

- Вспомните сцену убийства Тарасом своего сына Андрия. Что преодолевал Тарас? (боль, свои отцовские чувства).

- Составьте и запишите предложение, используя данный д/о. + морфологический разбор (1 - у доски остальные в тетрадях!)

Тарас, преодолевая боль, убивает своего сына.

А почему тарас убивает своего родного сына?

Конечно, Тарасу было больно убивать своего родного сына, но он не мог простить предательства. Ведь Андрий даже перед смертью произносил имя не отчизны, не матери или братьев, а имя прекрасной полячки, ради которой предал своих. И потому Тарас выстерелил)

- Вспомните, какие сравнения использовал Гоголь, описывая смерть Андрия?

(слайд 21) Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

- Есть ли деепричастия в данном отрывке? (не сказавши – устаревшая форма, не сказав + морфологический разбор (у доски!)

-Остальные спишите, графически объясняя знаки препинания!!!! (2 причастных оборота и 1 деепричастный)

4.7. Роль деепричастий в художественном тексте.

- (слайд 22) Прочитайте данный отрывок и подумайте, каким настроением он проникнут? Найдите ключевое слово, помогающее лучше понять это.

Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы, и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюет хищная подорожная птица и за каждый кусочек которых, за каждую каплю крови она отдала бы все. Рыдая, глядела она им в очи, которые всемогущий сон начинал уже смыкать…

- Какое слово можно назвать ключевым? (рыдая)

- А почему? О ком говорится в данном отрывке? (О матери, которая провожает сыновей в Запорожскую Сечь и материнским сердцем предчувствует, что не увидит больше детей).

- Как можно озаглавить этот эпизод? («Мать у изголовья сыновей своих…»)

-Какая часть речи рыдая? (деепричастие) + морфологический разбор все!!!!!!!!!

(1 – у доски).

Рыдая – деепричастие.

    1. Глядела (как?), рыдая.

    2. Морф. призн.: неизм. ф., несов. вид

III. Глядела (как?), рыдая.


- Какова же роль деепричастия в данном отрывке?

- Деепричастие, обозначая добавочное действие, эмоционально окрашивает высказывание, выделяет важные детали. Мать не просто глядела на сыновей, а глядела, рыдая, не тоскуя, не плача, а именно рыдая. Это слово помогает нам понять всю глубину материнского страдания.

Давайте же (используя материал урока и наши наблюдения) сделаем вывод: так ли важна в языке такая часть речи, которая обозначает всего лишь добавочное действие?

Деепричастия и д/о, хоть и обозначают добавочное действие, являются средством смыслового и эмоционально-экспрессивного выделения важных деталей сообщения. Они делают нашу речь более точной, выразительной, дописывают, дорисовывают основное действие, выраженное глаголом. Помогают понять внутреннее состояние.

Ребята, а что об оборотах речи говорит А. С. Пушкин, прочтите его высказывание: « Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем  лучше для искусного писателя». Для чего поэты и писатели используют деепричастия и деепричастные обороты в своих произведениях? Какой они делают нашу речь? (они делают язык богаче, придают речи образность и выразительность)

- Какое средство выразительности использует Гоголь в этом отрывке? (слайд 23) (Сравнение ) С чем сравнивается мать? ( «Она с жаром, с страстью, как степная чайка вилась…» ) «Чайка» - это символ любви, жизни. Чему она противостоит? «хищной подорожной птице» - символу битв, войны, крови, смерти. –

Как называется такой прием в литературе? (антитеза)

- Что этим противопоставлением, этой антитезой хотел сказать автор? (война – это проверка на прочность, с другой стороны - война жестока по отношению к чувству женщины, матери, т.к. несет страдание, горе, смерть.) (слайд 24) Отрывок, посвященный матери, как бы «отходит» от основного идейного смысла повести: любовь к Родине, величие человеческого духа, он несет как бы вторую идейную линию – одиночество женщины в мире патриотов – мужчин, жестокость войны по отношению к чувству матери.


- Н.В.Гоголь был мастером построения предложений, мастером стилистических фигур, которые помогали ему добиться выразительности речи.

- Вспомните его слова, вынесенные в эпиграф (слайд 25) Докажите правильность этого суждения, используя в качестве доказательств деепричастия, о которых мы с вами говорили сегодня на уроке, о их роли, действительно ли они метко придуманы писателем.

-Составьте синквейн «Деепричастия»


Слабоуспевающим ребятам: используя слова эпиграфа, составьте синквейн «Русское слово».


Проверка.


Деепричастия

Выразительные, образные,

Уточняют и конкретизируют, выделяют,

Эмоционально окрашивают действие.

Очень важны.


Русское слово

Бойкое, метко сказанное,

Создаваясь, кипит и животрепещет,

Вырывается из-под самого сердца.

Родное!

ВЫВОД:

Языковая система исполнена красоты и гармонии, каждое слово имеет свое значение, играет большую роль. Вы доказали это своими творческими работами.


V. Домашнее задание:

- Какая тема следующего урока? (повторение). Значит, что нужно сделать дома в первую очередь? (ответить на вопросы стр. 91-92) + упр.188 (какое задание?)

VI. Рефлексия

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Чем сегодняшний урок отличался от других уроков?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Предлагаю вам оценить себя, выбрав одну из трех сигнальных карточек:
Красную – Тема урока мною не понята (сигнал SOS! Срочна нужна помощь!)

Желтую – Мне понятна тема урока, но кое-что надо прояснить. (необходимо на следующем уроке устранить ваши пробелы)

Зеленую – Тема урока мною понята хорошо. (Можно смело двигаться дальше по океану знаний)


Выставление оценок за урок.

Заключительное слово учителя:

(слайд 26) Спасибо, ребята, вам, за творчество, глубину понимания нашего совместного исследования. Всего доброго! Любите русский язык!


15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!