Конспект интегрированного занятие в подготовительной группе
«Государственные символы России»
Цель: Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине.
Задачи:
- закрепить знания детей о государственных символах России – флаге, гербе, гимне;
-формировать уважительное отношение к государственным символам;
- воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну – Россию;
- развивать внимание, память, мышление при помощи игровых упражнений.
Интеграция образовательных областей:
Приоритетная область – «Социально-коммуникативное развитие», интегрируемые - «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа:
- чтение и разучивание стихотворений о Родине, России;
- слушание и разучивание гимна России;
-дидактические игры по теме: «Государственные символы России», «Государственные праздники России»;
- рассматривание иллюстраций: «Москва – столица нашей Родины», «Символы России» и др.
- прослушивание песен о Родине;
Активизация словаря: государственные символы, флаг, герб, гимн, Россия.
Работа с родителями:
Маршрут выходного дня «Государственные символы России на улицах моего города»
Оборудование:
Презентация, аудиозапись государственного гимна России.
Ход занятия
(Под маршевую музыку дети заходят в зал и рассаживаются по местам.)
Воспитатель:
- Сегодня мы поговорим о нашей Родине. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия.
КАРТА. (слайд 1)
Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина? (Родина – значит, родная сторона, место, где мы родились, где мы живем. Это Отчизна, Отечество. Родина у человека одна)
-Какие пословицы о Родине вы знаете?
Родина краше солнца, дороже золота.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
- Все вы знаете, что мы живем в Российской федерации. На ее территории проживают более 100 наций и народностей, и каждый любит свою Родину - Россию. 12 июня м будем отмечать государственный праздник – день России. Сейчас в нашем зале прозвучат стихи о нашей Родине.
Дети читают стихи о Родине (слайд2)
«Наша Родина - Россия»
Наша Родина – Россия!
Здесь родились мы на свет,
Нет земли для нас красивей
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья!
Должен Родину, как мать,
Ты беречь и защищать! (О. Емельянова)
«Родина»
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина. (Т. Бокова)
- А сейчас прозвучит песня о России
Дети исполняют песню «Что зовём мы Родиной?»
(слова и музыка Т. В. Бокач)
Воспитатель:
- В каждом государстве есть самый главный город. Столица России …(Москва). (слайд3)
Ребёнок читает стихотворение
В Москве на Красной площади
Крепость возвышается.
С башнями красивыми –
Кремль называется.
А на башне со звездой
Каждый час мы слышим бой.
Часы огромные время отбивают:
Их Курантами люди называют.
(Звучит бой курантов)
Воспитатель:
- Как вы понимаете поговорку: «Москва – сердце России»?
- Почему Москву называют сердцем?
- Ребята, в Москве в столице нашей Родины работает правительство Российской Федерации и наш президент.
- Как зовут президента РФ? (ответ) (слайд4)
Физкультминутка «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы - высокие (Встать на носочки, тянуться руками вверх)
Реки глубокие (Наклониться вниз, руками достать пола)
Просторы широкие (Расставить широко руки)
Леса большие, (Показать руками обхват)
А мы - ребята вот такие (Большим пальцем знак хорошо)
Воспитатель:
- Каждое государство имеет свои отличительные знаки – государственные символы.
- Назовите государственные символы России (флаг, герб и гимн). (слайд 5)
Как мы чтим символы России? (в группе на центральной стене расположены символы, как проявление любви и уважения к своей Родине, гордости принадлежностью к гражданам России, папы вывешивают флаги на домах и на машинах во время государственных праздников)
Государственный флаг - один из символов государственной независимости. (слайд 5)
- Назовите цвета Российского флага? (Ответы детей)
-Что означает белый цвет флага? (мир, чистоту, совесть, благородство)
-Что означает синий цвет флага? (небо, веру, духовность, правду)
- Что означает красный цвет флага? (огонь, мужество, отвагу, героизм). (слайд 6)
Ребёнок читает стихотворение
«Флаг России»
Флаг у нас прекрасный —
Белый, синий, красный!
Белый — мир и чистота,
Синий — верность, небеса,
Красный — мужество, отвага…
Вот цвета родного флага!
Воспитатель:
- Нашему бело-сине-красному флагу более трехсот лет. А 22 августа - праздник - День государственного флага Российской Федерации.
- Российский флаг – символ доблести и чести российского народа.
- А знаете ли вы, ребята, где можно увидеть государственный флаг России?
(ответы детей: он поднят на зданиях органов власти, его вывешивают в дни государственных праздников, флаг развевается на мачтах российских кораблей. Трехцветное изображение флага изображено на самолетах и космических кораблях.) (слайд 7)
Дидактическая игра «Узнай наш флаг» (слайд 8)
На наборное полотно или слайд выставляются крупные изображения флагов разных стран, похожих с российским. Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на наборном полотне.
Воспитатель:
- Второй символ государства - это герб.
Герб - отличительный знак, официальная эмблема государства. (слайд 9)
- Давайте вспомним, что изображено на гербе Российской Федерации
Ребёнок читает стихотворение
«Герб России»
Герб страны – орел двуглавый гордо крылья распустил,
Держит скипетр и державу, он Россию сохранил.
На груди орла щит красный, дорог всем: тебе и мне.
Скачет юноша прекрасный на серебряном коне.
Развевается плащ синий, и копье в руке блестит.
Побеждает всадник сильный, злой дракон у ног лежит
Подтверждает герб старинный независимость страны.
Для народов всей России наши символы важны. (В. А. Смирнов)
Воспитатель:
- Скажите, а где можно встретить изображение герба? (Ответы детей: на знаменах, печатях, открытках, значках, на паспорте гражданина России, на свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, на правительственных наградах, официальных документах).
Игра «Собери герб» (пазл).
Звучит гимн
Воспитатель:
- Какая прозвучала музыка? (Торжественная, неторопливая, величавая)
- Вы узнали её? (гимн России)
- Когда исполняется Государственный гимн? (Ответы детей: на торжественных праздниках, на военных парадах, перед началом спортивных соревнований, при награждении его включают в честь победителей, которые отстаивали честь страны). Стихи гимна написал Сергей Владимирович Михалков. Музыку гимна написал Александр Васильевич Александров.
Государственный гимн - один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения - все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием. Гимн всегда поют и слушают стоя. Давайте и мы сейчас встанем и послушаем главную песню нашей Родине.
(слайд 10)
Все встают, звучит «Государственный гимн РФ»
Воспитатель:
- А сейчас мы с вами проведём викторину.
Викторина «Я живу в России»
1. Какие государственные символы вы знаете?
2. Какие цвета на флаге России? Назовите по порядку.
3. Что обозначают цвета Российского флага.
4. Когда и как используется флаг страны? Где его можно увидеть.?
5. Что изображено на нашем гербе?
6. О чем нам может рассказать герб России?
7. Как можно охарактеризовать орла? Какие черты характера с ним связывают?
8. Что означает всадник на коне, изображенный на груди орла?
9. Где встречается изображение герба?
10.Что держит в лапах двуглавый орел?
11.Что означают скипетр и держава?
12. Кто написал слова гимна?
13. Кто написал музыку гимна России?
14. В каких случаях исполняется гимн нашей страны?
- Сегодня мы поговорили о государственных символах - флаге, гербе и гимне. Это и история страны, и её сегодняшний день. Ко всем символам государства надо относится с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Все мы - граждане большой страны. Мы гордимся её достижениями, переживаем вместе с ней горе и радости, стараемся сделать её сильной и богатой. Вы будущее нашей страны - это вы будете делать нашу Родину сильной и богатой–Вы – маленькие россияне. Вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, и дружно скажем (торжественно):
«Если дружба велика – будет Родина крепка!»