СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного занятия «Я и моя семья» с использованием здоровьесберегающих технологий для детей с общим недоразвитием речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеггрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе для детей с ОНР

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного занятия «Я и моя семья» с использованием здоровьесберегающих технологий для детей с общим недоразвитием речи»

Конспект интегрированной организованной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: «Я и моя семья».

Цель: уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить детей с генеалогическим деревом семьи, историей возникновения имен, фамилий.

  • Учить строить элементарные родственные связи, ориентироваться в родственных отношениях.

  • Формировать умение моделировать схему родственных отношений, учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи.

  • Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.

  • Закреплять знания детей о том, что у каждого человека есть свое имя, отчество, фамилия.

  • Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье (генеалогическое древо, родословная, прадедушка, прабабушка, фамилия, отчество, семья).

Развивающие:

  • Развивать психические процессы (логическое мышление, связную речь, память, внимание).

  • Развивать общую и мелкую моторику.

  • Развивать умение рассуждать и доказывать, развивать мышление.

  • Побуждать открыто и искренне выражать свои чувства.

  • Звуковая культура речи: четко и внятно произносить все звуки родного языка.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к истории своей семьи, доброжелательное отношение к родным и близким.

  • Вызывать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.

Оборудование:

Раздаточный материал: схема родословного древа, карточки со схематическими изображениями членов семьи.

Демонстрационный материал:

плакат с изображением генеалогического древа, фотографии группового коллектива, мяч, куклы, лэпбук «Семья» (кармашек с характеристиками имен детей в художественном оформлении); групповой «Альбом ласковых имен»

Предварительная работа воспитателя:

- работа с родителями по составлению характеристик имени ребенка;

- создание лэпбука «Семья»;

- составление семейных альбомов, группового альбома «Ласковые имена»;

- изготовление атрибутов для занятия (плоскостное изображение родословного древа; схематичные картинки «членов семьи», «древа жизни» для практической деятельности детей);

- подбор стихов о родственниках.

Предварительная работа с детьми:

- составление рассказов о своей семье;

- рисование на тему: «Моя семья», «Портрет моей мамы», «Мой родственник»;

- рассматривание семейных альбомов с фотографиями;

- чтение художественной литературы;

- изготовление подарков для родителей, бабушек и дедушек к праздникам;

- заучивание стихотворений о семье, родственниках;

- беседы с детьми о семье;

- дидактические игры: «Моя семья», «Кто старше?», «Скажи ласково», «От младенчества до старости», «Собери цепочку», «Где-то в большом городе…»;

- игры с мячом «Кто ты?», «Назови ласково», «Назови отчество» и т.д.;

- сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Семейные хлопоты»;

- просмотр мультипликационного фильма «Мама для мамонтенка».


Ход занятия.

  1. Организационный момент.

(воспитатель звонит в колокольчик, дети встают в круг).

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

А теперь не зевай – свое имя называй!

(дети передают колокольчик друг другу и называют свои имена)

2. Воспитатель: Вот как много красивых и разных имен. А знаете ли вы, как появилось имя у человека?

- Сегодня, ребята, мы с вами поговорим об именах, фамилиях, о семье.

- У наших имен есть своя история и, чтобы ее узнать, мы отправимся на экскурсию в музей, где вы узнаете много интересного, а я буду вашим экскурсоводом.

- Пройдемте к этому столу (на столе – куклы со светлыми и темными волосами, фотография коллектива группы, лэпбук «Семья», «Альбом ласковых имен»)

- Посмотрите, у нас в музее есть фотография нашей группы.

- Как можно назвать того, кто изображен на фото? Как вы обращаетесь друг к другу? (по имени)

- Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека и обращаться к нему по имени. В Древней Руси имен было много, они отмечали особенности человека: светлые волосы – звали Светлана, темные – Чернава. А еще Пискун, Прыгунок, Рева...

- Как вы думаете, какого ребенка могли так назвать? (ответы детей)

- Ребята, почему человек стал придумывать имена? (ответы детей)

- Скажите, а кто выбирает имена детям? (родители)

- Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители хотят видеть ребенка сильным, умным, здоровым. Давайте посмотрим, что же означают ваши имена.

(воспитатель читает в лэпбуке значение имен присутствующих детей)

- Кроме имени у каждого человека есть отчество, оно переходит к нам от отца. Когда к человеку относятся с уважением, называют его по имени-отчеству. А знаете ли вы свое отчество, мы сейчас проверим.

Игра «Рамка»

(«рамка» сделана из мягких модулей в виде арки)

Воспитатель: Ребята, нам нужно перейти в другой зал музея, а попасть туда мы сможем, если пройдем вот в эту «регистрационную рамку». Она пропустит только тех, кто назовет свое имя и отчество (дети называют и проходят, садятся на стульчики)

- Мы попали в следующий зал музея. Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Ее никто не выбирает, она переходит к нам от отца. А как появилась у человека фамилия, на то есть своя история. Послушайте внимательно и подумайте, зачем человеку фамилия?

Воспитатель: Когда-то, очень давно, людей на земле было мало и, чтобы различать друг друга, у каждого было имя. Но людей становилось все больше, они стали жить семьями. А, чтобы отличить одну семью от другой, придумали фамилии. Некоторые придумали фамилию по имени отца: сын Ивана – Иванов; или по профессии: кузнец – Кузнецов, пастух – Пастухов; а некоторые по названию села, где жили: село Бабино – Бабины, село Пушкино – Пушкины.

В фамилиях различных лиц

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисютин, Раков, Рыбаков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

- И вот исстари фамилии стали переходить от отца к детям.

- Без фамилии не получишь документы. Какие? (паспорт, свидетельство о рождении)

- А без документов – никуда: не попадешь в детский сад и школу, не устроишься на работу.

- Так зачем же человеку фамилия? (ответы детей)

Воспитатель: Фамилия в переводе с латыни означает семья. Мир ребенка начинается с его семьи. А, что такое семья? (Семья – это очень близкие, родные люди, которые любят и заботятся друг о друге)

Ребенок: Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Игра с мячом «А ты мне кто?»

Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку, бросает ему мяч и спрашивает: «Я – мама (я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т. д.), а ты мне кто?». Ребенок ловит мяч и отвечает (Дочка, сын).

Воспитатель: Семьи бывают большие и маленькие, полные и неполные (один папа или одна мама). Но главное в семье всегда должно быть что? (любовь, забота)

Физкультминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною,

Летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй (шаг на месте)

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает (приседания)

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом)

А я сам бегу трусцой

И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашем музее растет необычное дерево (дети подходят к плакату с изображением генеалогического дерева)

- Чем оно необычно? (изображены люди)

- Это генеалогическое древо. Оно помогает нам увидеть состав нашей семьи, ее историю – или нашу родословную.

- Как называется дерево? Что мы видим на нем?

Психогимнастика

Представьте себе, что вы сморщенное семечко (дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками).

С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (дети начинают медленно подниматься).

У него раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянут вверх).

Растет стебелек (вытягивается тело).

Появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).

Наступает радостный момент – бутоны лопаются. (резко разжимаются кулачки).

Росток превращается в цветущее дерево.

Воспитатель: У каждого в семье есть корни. Видите сколько здесь корешков – это наши предки – прадедушки и прабабушки. Повторите кто наши предки?

Дальше - нижние ветки - это дети прабабушек и прадедушек - наши бабушки и дедушки.

- Сколько у нас бабушек и дедушек?

- Верхние ветки – это наши родители. Кто? (папа и мама)

- Кем приходятся мама и папа для бабушек и дедушек? (детьми)

- И самая макушка – это вы, дети. Вот такая дружная семейка живет на нашем дереве.

Гимнастика для глаз «Стрекоза»

(дети выполняют упражнения по тексту, стоя)

Воспитатель:

Это что за стрекоза, как горошины глаза,

Влево, вправо и вперед – ну совсем, как вертолет.

Мы летаем высоко, мы летаем низко.

Мы летаем далеко, мы летаем близко.

- Ребята, а хотите составить для истории свою родословную? Садитесь за столы и наклейте карточки с родственниками на ваши родословные дерева.

(дети выполняют работу)

Воспитатель: Кто расскажет нам о своей семье: сколько в ней человек, как их зовут, какие традиции у вас в семье? (рассказы детей)

3. Итог.

- Ребята, где мы сегодня побывали? (в музее)

- Что интересного вы узнали на экскурсии? (ответы детей)

- А что такое семья?

- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, а из ваших деревьев мы в группе посадим сад, чтобы все видели какие у нас дружные семьи.

Литература:

1. Журнал «Дошкольное воспитание» №12, 2007.

2. Т. Г. Кислицина «Русская семья», издательство «Белый город», 2008 г.

3. Художественная литература для чтения детям:

Аким Я. «Мой брат Миша»,

Воронкова Л. «Что сказала бы мама». «Как Вовка бабушек выручал»,

Газманов Р. «Мой дедушка»,

Дора Габе «Моя семья»,

Квитко Л. «Бабушкины руки»,

Михалков С. «А что у вас?»,

Осеева В. «Волшебное слово», «Сыновья»,

Толстой Л. «Старый дед и внучек»,

Яковлев А. «Мама».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!