Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
в разновозрастной группе
Тема: «Моя семья»
Подготовила: воспитатель I-ой
квалификационной категории,
Старцева Анастасия Александровна,
2021г.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи
в разновозрастной группе по теме: «Моя семья».
Реализация содержания программы в образовательных областях:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая.
Цели деятельности педагога: Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе. О нравственных нормах, воспитание любви и уважения к родным и близким.
Программные задачи
Образовательная область «Речь»:
- формировать умение грамматически правильно строить и употреблять в речи сложные предложения;
- побуждать детей к высказыванию в виде полных предложений.
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Образовательная область «Познание»:
- дать первоначальные сведения о семье, родственных отношениях.
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.
Образовательная область «Коммуникация»:
- активизировать в речи детей названия родственников, имена и
отчества родителей.
Образовательная область «Социализация»:
- уточнить наиболее значимую информацию о родных ребёнка;
- воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
Методические приёмы:
Словесные – беседы, вопросы, объяснения.
Наглядные – рассматривание рисунков по теме: «Моя семья».
Практические – действия с дидактическим материалом.
Игровые – проведение игр «Добрые дела», пальчиковая игра «Кто приехал?», д/и «Радость и печаль».
Словарная работа: обогащать словарный запас такими словами как: семейка, семейство, родственники; правильно проговаривать пословицы и поговорки о семье.
Предварительная работа:
Закрепление знания фамилии, имени, отчества, о профессии родителей.
Чтение стихов и рассказов о семье.
Беседа с детьми о членах семьи и семейных взаимоотношениях.
Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
Совместное изготовление детей и родителей семейных рисунков.
Совместное обсуждение смысла пословиц и поговорок о семье.
Подбор фотографий для фотовыставки «Я с бабушкой своею».
Оборудование и оснащение необходимое на занятии:
Рисунки на тему: «Моя семья»; карточки солнышка и тучки, корзина, мягкая игрушка – сердце, микрофон.
Содержание организационной деятельности детей.
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим, я предлагаю образовать круг.
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Ребята с помощью рукопожатия я передаю всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к Славе, от Славы к Веронике и так далее по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы.
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в телестудию на детскую передачу, «Моя семья».
Вы согласны быть участниками этой передачи? (Ответы детей). А сейчас, потихоньку занимайте свои места (дети садятся на стульчики). Участники телепередачи, готовы? (Ответы детей). Тогда начинаем!
Воспитатель: Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Моя семья», и я, её ведущая Анастасия Александровна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята детского сада «Золотой петушок», разновозрастной группы. Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях.
Воспитатель: ребята, посмотрите на доску, и скажите, что на ней изображено? (Ответы детей).
Воспитатель: верно, семья. Давайте мы с вами поговорим о самом главном, что есть на земле – о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья. Но с начала я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?
Дети: имя.
Воспитатель: чем отличаются люди из разных семей?
Дети: фамилией.
Воспитатель: Ребята, кто сможет представиться гостям? 2 – 3 ребёнка.
Дети: меня зовут…, моя фамилия…, моё отчество…
Воспитатель: благодарю! Ребята, а вы знаете, как называют людей, живущих в одном доме, квартире? (Ответы детей: семья, семейство).
Воспитатель: ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живёте? (Ответы детей).
Воспитатель: семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек и бабушек, братьев и сестёр. Это наши родственники или можно сказать родня.
Воспитатель: послушайте внимательно стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким, а прочтёт Слава Березовский.
Слава.
Мама с папой – моя родня,
Нет роднее родни у меня,
И сестрёнка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем им подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щётка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестрёнке, конфетка – Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серёга мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра.
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.
Воспитатель: ребятки, как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Перечислите их. (Ответы детей).
Воспитатель: друг Серёга, он член семьи? Кем он приходится герою стихотворения? (Ответы детей).
Воспитатель: для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей. Кто такой Тишка? (Ответы детей?). Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи? (Ответы детей: он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения).
Воспитатель: Ребята, скажите, все ли семьи одинаковые или разные? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, все семьи разные: есть семьи маленькие, есть большие. И не важно, какая семья большая или маленькая главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.
Воспитатель: пока мы с вами так хорошо и душевно разговаривали, я вспомнила одну пальчиковую гимнастику, она мне очень нравиться и она тоже о семье, повторяйте за мной и тогда вы сможете выполнить её.
Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»
/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/
Кто приехал? /большими пальцами постукиваем друг о друга/
Мы, мы, мы / четырьмя пальцами обеих рук, кроме больших/
Мама, мама, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /указательными пальцами/
Папа, папа, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /средними пальцами/
Братец, братец, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да/ безымянными пальцами/
Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /мизинцами/
Вместе мы одна большая, дружная семья /большими пальцами/
Да, да, да /всеми пальцами/
Воспитатель: А сейчас ребята внимательно послушайте загадки и отгадайте, о ком говориться них…
Кто стирает, варит, шьёт,
На работе устаёт,
Просыпается так рано? –
Лишь заботливая … (мама)
Воспитатель: давайте скажем самые хорошие и добрые слова про маму, какая она у вас. (Передают сердце и говорят какая мама).
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым…(папа)
Воспитатель: кем вы приходитесь папе? (Ответы детей). Скажите самые хорошие слова о папе. Какой у вас папа? (Передают сердце, говорят слова о папе).
Кто носки внучатам вяжет,
Сказку старую расскажет,
С мёдом даст оладушки? –
Это наша …(бабушка)
Воспитатель: правильно бабушка. А какими ласковыми словами вас называют бабушки?
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый… (дед)
Воспитатель: А кем вы приходитесь своему дедушке? (Ответы детей).
Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая (старшая) … (сестрёнка)
Воспитатель: кем вы приходитесь сестрёнке? Какая она? (Ответы детей).
Кто весёлый карапузик? –
Шустро ползает на пузе?
Это младший (старший) мой …(братишка)
Воспитатель: Правильно. Кем вы приходитесь братишке? Какой он у вас? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы радуете меня своими знаниями. Скажите, а как мы выражаем любовь своим близким? (Ответы детей).
Воспитатель: верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость? И печаль? (Ответы детей: солнышко и тучка).
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру «Радость и печаль».
Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует – солнышко.
- Нарисовали красивую картину;
- подрались с другом;
- убрали беспорядок в комнате;
- съели манную кашу;
- порвали книгу;
- на прогулке замарали куртку;
- уступили место в автобусе бабушке;
- разбили чашку;
- убрали на место игрушки;
- отыскали потерянные бабушкой очки.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: посмотрите, у меня есть вот такая замечательная коробка, я предлагаю вам ребята собрать в неё добрые поступки, которые вы совершаете дома.
Игра «Коробка добрых поступков».
Цель игры: воспитание у детей доброжелательного отношения к членам семьи. Создание положительного эмоционального настроя; воспитание в детях умения замечать и ценить положительные поступки в самих себя.
Ход игры: воспитатель показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершённый кем – либо из детей. По очереди каждый ребёнок берёт кубик, называет любой хороший поступок, который он совершал по отношению к своей семье и кладёт его в коробку.
Воспитатель: молодцы ребята! Столько много добрых поступков выполняете.
Воспитатель: сегодня у нас на телепередаче открыта фотовыставка, многие из вас приготовили фотоколлажи своей семьи вместе с родителями. Нашим телезрителям будет очень интересно посмотреть и послушать рассказы о ваших семьях.
Рассказы детей. Дети рассказывают: кто изображён на рисунке; где находитесь, чем занимаетесь и т.д.
Воспитатель: ребята, а когда вы смотрите на свои рисунки, рассказываете о своих семьях, какие чувства вы испытываете? (Ответы детей).
Воспитатель: что же такое семья? Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним: (Ответы детей).
«Не нужен клад, коли в семье лад»
«Семьёй дорожить – счастливым быть»
«Вся семья вместе так и душа на месте»
«При солнышке тепло, при матери добро»
«В хорошей семье хорошие дети растут»
«В семье и каша гуще»
«В своём доме и стены помогают»
«В недружной семье добра не бывает»
9. «В гостях хорошо, а дома лучше»
10. «Семья сильна, когда на ней крыша одна»
11. «Семья – опора счастья»
12. «Человек без семьи, что дерево без плодов».
Итог занятия.
Воспитатель: как хорошо ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.
На этом наша телепередача закончилась. До свидания. До новых встреч дорогие гости и участники телепередачи «Моя семья».
Воспитатель: Ребята, кому понравилось на передаче «Моя семья», возьмите солнышко, кому было скучно и неинтересно, возьмите тучку.