СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Русская матрешка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал направлен на приобщение детей к национально-культурным традициям посредсством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Русская матрешка"»

Конспект

интегрированного занятия в подготовительной к школе группе.

Тема: «Русская матрешка».

МБДОУ ЦРР - детский сад №5 «Мир детства» г. Тула

Воспитатель: Грязнова О.В.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.

Задачи:

Образовательные: обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы;

завершить с детьми изготовление плоскостной игрушки – матрешки, активно и творчески используя в работе ранее усвоенные способы и приемы изображения.

Развивающие: обогатить словарный запас детей существительными, обозначающими детали одежды матрешки;

активизировать в речи детей существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитательные: воспитывать у детей эстетический и художественный вкусы.

Методы и приемы:

Практические: Творческое задание «Изготовление плоскостной матрешки детьми». Исполнение частушек детьми.

Наглядные: рассматривание иллюстраций с изображением разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Сергиево-Посадской, Воронежской;

Обследование и рассматривание русских расписных кукол, материала (древесины, из которого они выточены)

Словесные: чтение стихотворений о матрешках, беседа.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: игрушка матрешка; иллюстрации с изображением разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской (Сергиево-Посадской) и Воронежской, образец плоскостной игрушки - матрешки; магазин сувениров;

Раздаточный: плоскостной силуэт игрушки - матрешки, краски, кисть, подставка для кисти, салфетка, баночка с водой.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы:

Воспитатель: Ребята, у нас с вами есть очень интересная тема для разговора. Говорить сегодня будем мы о сувенирах. Ребята, а что такое сувенир? (Подарок на память, художественное изделие, вещь как память о посещении страны, города.)

Воспитатель: Сувениры бывают разными, но каждый по-своему красив и дорог. Ребята, я предлагаю вам отправиться вместе со мной на экскурсию в магазин сувениров и посмотреть, какие сувениры там продаются.

3. Сюрпризный момент:

Воспитатель: Какой красивый магазин! Ребята, какие игрушки здесь продаются? (Ответы детей)

1-йребенок: (Соня)

Вот пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут –

Всех матрешками зовут.



2 ребенок: (Даша К.)

Ах, матрешка-сувенир

В расписных сапожках

Прогремела на весь мир

Русская матрешка.

Мастер выточил ее

Из куска березы

До чего ж она румяна

Щеки, словно розы.



3 ребенок: (Ксюша)

Хоть матрешки небольшие,

Они очень славные!

Все цветами расписные,

А одна – заглавная.



4-й ребенок: (Никита К.)

Эти куклы все с сюрпризом…

Посмотрите-ка, внутри

У матрешек-невеличек

Живут младшие сестрички.



4. Беседа «История возникновения матрешек»:

Воспитатель: Матрешка - удивительная игрушка! (Показ матрешки).

-Матрешка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек как память о нашей стране

-Из какого материала ее изготавливают?

- Ребята, вы хотите узнать, как в России появилась матрешка?

-Матрешке немногим более ста лет. Самый любимый и известный во всем мире русский сувенир, милая, веселая куколка, прячущая в себе своих сестриц.

С давних пор на Руси любили ярко раскрашенные, выточенные из дерева яйца - «писанки», которые составляли целые «семейства». Их дарили друг другу на праздники. (Показ иллюстрации)

Что-то подобное было и в Японии – игрушка из дерева, изображавшая грузного человека по имени Дарума. Это неваляшка, похожая на яйцо. Даруму продают в Японии с недорисованными глазами. Дети, загадав желание, рисуют ему один глаз, а второй обещают нарисовать, когда Дарума желание исполнит. (Показ иллюстрации)

Появление русской матрешки связывают с Елизаветой Григорьевной Мамонтовой, женой богатого промышленника. Она содержала магазин игрушек и была хозяйкой столярно-резничной мастерской. Ей пришла в голову идея соединить японскую и русскую игрушки и сделать игрушку-человечка, но в облике молодой крестьянской девушки.

Когда в московской игрушечной мастерской художник Сергей Малютин показал эскиз круглолицей краснощекой девушки в цветастом платке, сарафане и переднике, с петухом под мышкой, кто-то воскликнул: «Типичная Матрена!» Так ее и окрестили. (Показ иллюстрации)

Выточил ее мастер Василий Звездочкин, игрушечник из Сергиева Посада. Внутри матрешки – одна за другой – было еще семь куколок.

Прелестная, лукавая матрешка в расписном крестьянском сарафане, полушалке и переднике была так очаровательна, что сразу стала русским сувениром.

5. Исполнение частушек детьми:

Воспитатель: Сегодня в нашем магазине «Матрешечка» мы празднуем День рождения русского сувенира – матрешки. Дети дарят вам в подарок частушки о матрешках.

1. Дуйте в дудки, бейте в ложки –

В гости к нам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

2. Шли подружки по дорожке

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка.

3. Пыль клубится по дорожке –

Едут с ярмарки матрешки

На баранах, на быках,

Все с баранками в руках.

4. Ах, матрешки, ах матрешки

Раз, два, три, четыре, пять…

Все упали на пол с полки,

Я устала вас считать.

5. Собирала я матрешек,

Помещала их в одну…

Как они все поместились,

Я сама и не пойму…

6. Ах, матрешки, вы, матрешки

Ротик улыбается…

Что вы нравитесь всем детям,

Никто не сомневается…



6. Беседа «Виды и особенности росписи матрешек»:

Воспитатель: В матрешке отображается образ русской женщины. (Показ

иллюстрации).

Она одета в национальный русский костюм: рубаху – очень длинную кофту, платок, длинный сарафан, поэтому у матрешки ног не видно, иногда на сарафан одевали фартук. В разных местностях были свои особенности костюма, отсюда и разные названия матрешек. Наиболее распространенные Сергиево-Посадская, Полхов-Майданская, Семеновская, Воронежская матрешки.

Сергиево-Посадская матрешка.

Вот Загорская матрешка

Всех на свете краше!

Ей художниками дан

Яркий русский сарафан.

Знаменит платочек, ой,

Разноцветною каймой.

В городе Сергиеве Посаде Московской области есть центр по изготовлению матрешек, отсюда и название матрешки - Сергиево-Посадская, или Загорская по названию близлежащего села Загорск. Матрешки из Сергиева Посада имеют приземистую форму, “верх” плавно переходит в утолщающую нижнюю часть. Эти матрешки всегда в сарафанах, рубахи – с вышивкой. Платки матрешек украшает роспись. Фартук рисуют не всегда. Расписывают матрешек яркими гуашевыми красками, покрывают лаком. Часто в руках у матрешки какой-либо предмет - корзинка, хлеб-соль, букет цветов, самовар и прочее.

Семеновская матрешка.

Из города Семенова

Она в гости к вам пришла,

Букет цветов садовых

В подарок принесла.

Город Семенов Нижегородской области, как и Сергиев Посад, считается одним из основных центров по росписи матрешек. Матрешки из Семенова имеют большую стройность, “верх” резко переходит в утолщенный “низ”. При росписи матрешек мастера используют три цвета – красный, желтый и синий. Основой композиции в росписи семеновской матрешки считается фартук, на котором изображен пышный букет цветов, который несколько ассиметричен, смещен вправо. Расписывают семеновских матрешек анилиновыми красками, затем лакируют. Семеновская матрешка отличается своей вместительностью – в нее вкладывают до 15-18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72-местная матрешка, высота которой была 1 метр, а диаметр 0, 5 метра.



Полхов-Майданская матрешка.



Вот матрешка из Майдана.

Может стать звездой экрана.

Украшен ее наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными:

Спелыми и красными.

Форма Полхов-Майданской матрешки более вытянутая. У этих матрешек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле. На голове полушалок с цветами. При росписи матрешек чаще используют малиново-красный, зеленый, черный цвета.







Воронежская матрешка.

Рубаха, черная понева,

Яркий ситцевый платок.

«Это кукла из Воронежа! »

Смело скажет нам знаток.

Воронежская кукла появилась в конце 60 годов прошлого века. «Мамой воронежской матрешки» стала Елена Матвеева. Мастерскую она вместе с мужем Владиславом организовала в квартире, прямо на кухне. По форме матрешка напоминает пасхальное яйцо, что символизирует жизнь, бесконечность рода человеческого. Яйцеобразная форма получилась случайно: однажды она увидела бракованную матрешку слишком округлую по форме и вверху немного с сучком. На голове яркий ситцевый платок с цветами. Белая рубаха с вышивкой, часто ромбом, который символизирует солнце. Черная понева (юбка) с красными линиями, образующими клетки, – символизирует чернозем и земельные наделы. В костюме присутствует три цвета – белый, черный и красный.



Воспитатель:

Ох, и русские матрешки,

Хороши – не рассказать!

Очень любят с ними дети

В нашем садике играть.



7. Физкультминутка «Матрешки»:

Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)



8. Организация продуктивной деятельности:

Воспитатель: Давайте пройдем в мастерскую. Именно в мастерских художники украшают свои сувениры росписью. Посмотрите, мастера оставили свои работы незаконченными. Ребята, давайте поможем мастерам закончить работу над сувенирами. Будьте аккуратны и помните, что в любом деле лучшие помощники – тишина и терпение.

А сейчас, мастера,

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело –

Украшай матрешек смело.



9. Самостоятельная деятельность детей:

(Дети украшают матрешек узорами).



10. Подведение итогов:

Итогом работы является выставка рисунков, на которых изображены матрешки.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось расписывать матрешек? (Ответы детей). Ребята, что интересного вы узнали о матрешке? (Ответы детей). Сувениром какой страны является матрешка? (Ответы детей).





Литература:

«Русская матрешка» Т.Я.Шпикалова, изд. «Малыш», Москва, 1979г.

«Сестрицы матрешки» Н.Д.Тужилина.

Сайты: maam.ru, nsportal.ru
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!