Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 комбинированного вида»
Конспект интегрированного занятия
«Зимний лес-полон звуков и чудес»
(средняя группа компенсирующей направленности)
Музыкальный руководитель: Максимова Татьяна Васильевна
Воспитатель: Кузьмина Ирина Руфовна
Учитель-логопед: Устинова Наталья Александровна
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять и уточнять словарь по лексической теме;
- закреплять навык составления предложений с простыми предлогами;
- способствовать совершенствованию навыка легкой плавной речи, согласованию слов и движений при выполнении заданий (темпо - ритмической стороны речи)
- закреплять умение двигаться в соответствии с характером музыки, упражнять в выполнении знакомых танцевальных движений.
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание, музыкальный слух (мелодический, динамический, тембральный, звуковысотный) и память через музыкально-дидактические игры, фонопедические упражнения.
- развивать умение чистого интонирования, петь песню согласованно, передавая ее характер.
Воспитательные:
-воспитывать общую, музыкальную, речевую, двигательную культуру, эстетическое отношение к окружающему миру.
Ход занятия.
У центральной стены – зимняя полянка, на которой стоит домик. Занавес закрыт так, что не видно пианино.
Музыкальный руководитель играет «Марш», музыка Е.Тиличеевой. Педагог группы выводит детей «змейкой» по залу в полукруг, лицом к гостям.
Воспитатель:
Утром все ребята встали
В детский садик свой пришли.
Вам мы рады, как всегда,
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь, друзья!
Дети: - Здравствуйте.
Выходит муз. руководитель, подходит к детям.
Муз. рук.: (поет) Здравствуйте!
Дети: (поют) Здравствуйте!
Муз. рук.
Мои милые друзья,
В круг скорей идите
И друг друга, не стесняясь,
За руки возьмите.
Глазками красивыми на меня глядите.
И улыбки мне свои каждый подарите!
Дети стоят по кругу, держась за руки.
Муз. рук.: Ребята, назовите мне какие вы знаете танцевальные движения?
Дети: Пружинка, кружение в парах, бег в парах по кругу, притопы, подскоки.
Муз. рук.: Давайте вспомним упражнение, в котором у нас танцует носок и пятка, под стихи.
Муз.рук.
Носок, пятку покажу.
Я танцором быть хочу.
Движение выполняется с другой ноги.
Я танцором быть хочу.
Носок, пятку покажу.
Каблучками я стучу
Пляску русскую учу
Пляска русская моя
За–ме – ча – тель – ная
Муз.рук. А остальные знакомые танцевальные движения вы выполните в танце под музыку.
Муз.рук. идет к инструменту и остается на полянке. Надевает накидку и аккомпанирует дальнейшие передвижения.
Воспитатель организовывает детей для танца.
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре пять,
Нужно танец показать.
Парами по кругу встаньте
Дружно танец начинайте.
Воспитатель с детьми танцует танец.
«Потанцуй со мной дружок», англ.нар.мел.,сл.А.Чугайкино.
Воспитатель хвалит детей. Берет снежную веточку со стола.
Воспитатель: Ребята, подойдите, посмотрите, какая красивая снежная веточка! Послушайте, что она мне рассказала.
За окном зима проснулась.
Белоснежно улыбнулась.
Тихо за руки взяла,
На прогулку позвала!
А позвала она нас в зимний лес-полный звуков и чудес!
Воспитатель: Друг за другом вы вставайте, кто за кем запоминайте.
Дети встают за воспитателем, двигаются «змейкой» по залу, проговаривая слова и выполняя движения.
Воспитатель:
Вот сугробы на пути – идут, высоко поднимая колени
Здесь ребятам не пройти! – высоко поднимают колени
Чтобы сделать нам дорожку, - имитируют
Покопаем мы немножко. - работу лопатками.
Ох, устали мы копать. - вытирают «пот» со лба,
Дорожку надо протоптать - двигаются за воспитателем - топающим шагом.
(Звучит русская народная мелодия, педагог и дети двигаются
топающим шагом. Воспитатель приводит детей к сугробу. За сугробом
спрятан зайка.
Воспитатель: Давайте с вами носиком вдохнем свежий воздух зимнего леса, а выдохнем
через рот и погреем свои ладошки.
Воспитатель: Что такое? У нас на пути вырос снежный сугроб!
(обращает внимание на сугроб, у которого лежат палочки)
-Ребята, посмотрите, какой сугроб и за ним кто-то прячется. (достает зайчика)
Воспитатель: Кто это?
Ответы детей.
Воспитатель: Хочет с нами зайка поиграть. А игра называется «Узнай музыкальный инструмент». Воспитатель усаживает зайчика на пенек.
( Муз.рук. включает в звукозаписи звучание муз.инструментов: металлофон, колокольчик, барабан. Дети угадывают.
Чем играют на барабане?
Ответ детей: Палочками.
Воспитатель:
1.Палочки веселые
В руки мы возьмем,
Палочку о палочку
Ударять начнем.
Вот так, вот так,
В руки мы возьмем,
Вот так, вот так,
Ударять начнем.
Постучим для всех.
Звучит музыка «Полянка», р.н.м. Дети стучат в ритм музыкального сопровождения. Низкий регистр - четвертями, высокий - восьмыми.
Музыка закончилась, педагог продолжает:
2. Музыка закончилась,
Тишина вокруг.
Палочкам веселым
Надо отдохнуть.
Палочки на место
Уберем опять
Пусть возьмет их зайка поиграть.
Воспитатель: Спасибо, зайка за игру? Ну, а мы пойдем дальше.
Муз.руководитель включает в звукозаписи «Вальс снежных хлопьев», музыка
П.И.Чайковского)
Воспитатель: Слышите, какая красивая музыка! Давайте пройдем осторожным
шагом и заглянем на зимнюю полянку.
Воспитатель открывает занавес.
Музыкальный руководитель в образе Зимы встречает детей.
Зима: Здравствуйте, друзья!
Проходите, отдохните на моей волшебной зимней полянке. Садитесь удобно.
Дети и воспитатель присаживаются на стулья.
Зима (муз. рук.)
Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Мои снежные объятья,
И деревья в белых платьях.
Стоит морозная погода.
Кто угадает время года?
Ответ детей: Это зима.
Зима: Да, зима. И я перед вами. Рада видеть вас в своем зимнем лесу. (обращается к воспитателю) А вот и моя снежная веточка. (воспитатель передает веточку зиме) Она помогла вам добраться до моей снежной полянки. Мой зимний лес полон звуков и чудес. Я предлагаю поиграть в игру «Волшебные звуки». Угадаете ли вы мои зимние звуки леса? ( взмахивает веточкой веточкой)
Воспитатель включает звукозапись.
-Это песня метели….(вой метели)
-Это хруст снега… (скрип снега)
-Это пение сосулек…(мелодия сосулек)
Воспитатель включает в звукозаписи фрагмент вальса «Снежных хлопьев»,
музыка П.И.Чайковского.
Дети узнают произведение, называют его, композитора.
Эй, ребята, не зевать,
Будем звуки повторять.
Будем звуки повторять,
Будем весело играть.
Упражнение на дыхание « Звуки»
Руки так: а-а-а!
Медленно поднимают руки вверх, соединяя их ладошками над головой.
-о-о-о!
Формируют ладонями круг, опускают перед грудью.
- и-и-и!
Раскрывают ладони, проталкивая их вперед.
- у-у-у!
Руки приближают к груди.
- э-э-э!
Опускают руки вниз.
Зима.(Муз.рук) Пропевевание вокализов.
Звуки вместе соберем
И распевочку споем
А-о-у-и-э- вверх
А-о-у-и-э- вниз
(поступенчатое поднятие звуков вверх, вниз. Пять звуков первой октавы)
Зима. Мы с вами и подышали, и спели распевочку. Наши голоса теперь готовы к пению. Вы знаете песню о зиме? Как она называется?
Ответ детей: «Пришла зима», написал ее композитор А.Филиппенко.
Зима. Давайте исполним ее стоя.
Дети исполняют песню. «Пришла зима», музыка А.Филиппенко.
Зима: А вы знаете стихотворения о зиме?
Девочка читает стихотворение.
Зима благодарит.
Воспитатель: Любишь ты, Зима, морозы и холод напускать. Почувствовали приближение морозов не только звери, но и птицы. Некоторые из них улетели в тёплые края. Ребята, как называют таких птиц?
Ответ детей: Перелётные.
Зима.: Остаются в моем лесу птицы,
Они меня не оставляют
и зимою навещают.
Для меня поют, воркуют.
Здесь в лесу они….
Дети: Зимуют.
Воспитатель: Как называются такие птицы?
Ответ детей: Зимующие.
Зима показывает колокольчик, позванивая в темп стиха.
Колокольчик ледяной,
Он везде, везде со мной.
Динь-дон, динь-дон,
Раздает загадки он.
Зима загадывает загадку про синичку.
На кормушку к нам зимой
Прилетает птица,
С желтой грудкой пуховой.
Шустрая….
Дети: Синица.
Воспитатель включает звукозапись голоса синицы.
Зима показывает игрушку-синицу.
Зима. (Муз.рук.):
Загадка про снегиря.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Дети: Это снегирь.
Воспитатель включает в звукозаписи голос снегиря.
Из домика выходит Снегирь (учитель-логопед.)
Снегирь: Здравствуйте, дети! (обращается к зиме)
Снегирь: Зимушка-зима, дети- то замерзать стали. Надо мне с ними поиграть.
Зима:
Идите, конечно, играйте,
Да меня не забывайте.
Зима машет рукой, дети отвечают на прощание тем же жестом.
Зима закрывает занавес и снимает накидку. Остается у инструмента.
Воспитатель выходит последний, выставляет плоскостное дерево. Ставит игрушку-снегиря. Накрывает небольшой белой накидкой и проходит к заранее поставленным столам для трудовой деятельности.
Снегирь подходит к детям. Они встают за Снегирем и выполняют логоритмику.
Дети идут за Снегирем, повторяя движения. (муз. рук. играет русскую народную мелодию «Ах, вы сени».)
По тропинке мы шагаем, - дети идут друг за другом
Друг за другом успеваем
А теперь на пальчиках - прыжки на носках
Прыгаем как зайчики
Справа – лес, - через сторону поднимают руки вверх
И слева – лес
Полон сказок и чудес - широкий шаг
По дороге мы шагали - маршируют
На поляну мы попали – наклон вперед с разведением рук в стороны
(Н.В.Нищева)
Снегирь подводит детей к дереву, за которым спрятана игрушка-снегирь.
Снегирь: Это мой друг-снегирь, мы любим с ним играть в прятки. Давайте вместе играть. Снегирь будет прятаться, а вы его искать и называть, где он находится.
Д/И « Где сидит снегирь»
Закрепление предлогов.
Ответы детей.
Снегирь сидит на дереве. На ветке.
Снегирь сидит под деревом.
Снегирь спрятался за дерево.
Снегирь спрятался за дерево.
Снегирь сидит у дерева. Около дерева.
Слетел с дерева.
После игры снегирь ставит игрушку под дерево и предлагает детям быть его друзьями.
Снегирь: Вы тихонько покружитесь, в снегирей вы превратитесь.
Музыкальная игра
«Снегири» (Н.В.Нищева)
Звучит музыка - летайте,
А не будет - отдыхайте.
Дети «летают» под фрагмент пьесы «Б» «Игра в жмурки», музыка Б.Флотова.
По окончании муз. фрагмента присаживаются на корточки.
Смотрите, пока вы были снегирями, мы прилетели в детский сад!
Снегирь: Вы тихонько покружитесь и в ребят превратитесь.
Воспитатель: Ребята, у нас в лесу есть много кормушек с кормом для зимующих птиц.
Эти кормушки сделали наши ребята вместе с родителями,
А кто в них кормится, мы сейчас пальчиками покажем.
Пальчиковая гимнастика
«Кормушка»
Сколько птиц в кормушке нашей Хлопки и удары кулаками попеременно.
Прилетело? Мы расскажем:
Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибают
Шесть щеглов и голубей, пальцы на обеих руках. Начиная с
Дятел в пестрых перышках. больших пальцев.
Всем хватило зернышек. Изображают, как крошат хлеб.
(Н.В.Нищева)
Воспитатель: Подходите, ребята, к столам. На столах приготовлены две тарелки и семечки. Мы сейчас с вами соберем корм на тарелки для зимующих птиц.
Дети делятся на две группы. Снегирь помогает второй группе детей.
Воспитатель: Снегирь, посмотри, сколько корма собрали дети для твоих друзей.
Снегирь: Спасибо, друзья,
В зимний лес мне пора!
Снегирь уходит на полянку, в домик.
Выходит музыкальный руководитель, подходит к детям.
Музыкальный руководитель:
Дети, за руки беритесь
В круг скорее становитесь.
- Понравилось вам путешествие в зимний лес-полный сказок и чудес? А какие звуки вам
запомнились больше всего? С кем вы там повстречались?
Муз. руководитель: Молодцы, ребята, вы сегодня были очень внимательными!
-Теперь давайте попрощаемся с гостями.
(Дети прощаются с гостями, вместе с взрослыми проговаривая текст).
Гости мы вам были рады,
Но прощаться нам пора.
До свиданья, до свиданья!
Рады видеть вас всегда!
Взрослые и дети (поют) До свидания!
Литература:
Е. Макшанцева
Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста «Скворушка
Н.В.Нищева
«Современная система коррекционной работы в логопедической группе»