Урок литературного чтения в 4 «г» классе
Тема: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» (итоговый урок)
Цель: 1. продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; обогащать словарный
запас обучающихся; учить характеризовать поступки
героев, замечать мотивы народных сказок в авторском тексте;
2.развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;
3.воспитывать любовь и уважение к близким.
Планируемые результаты:
Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т. Аксакова.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
1.Организационный момент. Психологический настрой обучающихся.
2.Актуализация знаний. Сообщение темы, постановка целей урока.
Дорогие ребята! Сегодня мы окунемся с вами в чудесный, волшебный мир. Сегодняшний наш урок необычный, сказочный и волшебный. На урок я пришла не с пустыми руками. У меня сюрприз! Волшебная шкатулка. Давайте, откроем её и посмотрим, что в ней.
Учитель достает из шкатулки предметы и спрашивает, что это (венец, зеркало, цветок, золотой перстень и часы).
-О чем они вам говорят? (эти предметы из сказки «Аленький цветочек»)
-В какой момент вы с ними встретились? (дети поочередно отвечают)
Работа с эпиграфом урока.
Обратите внимание на эти слова.
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
-Как вы понимаете смысл этих слов?
Итак, кто мне скажет, о чем мы с вами будем говорить на уроке? Какая тема нашего урока?
(Сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»)
Сегодня на уроке мы должны увидеть, где есть добро и какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”
-А вы знаете, как появилась на свет сказка «Аленький цветочек»?
(ответы детей)
Как-то к маленькому Серёже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея. Помолилась богу, села у печки и начала говорить немного нараспев: «В некотором царстве, в некотором государстве жил- был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, и было у того купца три дочери, все три красавицы писанные, а меньшая лучше всех…»
Пелагея- крепостная крестьянка. В поместье Аксаковых она была ключницей. Она следила за хозяйством в доме. Очень часто её приглашали в дом , чтобы она рассказывала сказки перед сном маленькому Серёже. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек». Он слушал её на протяжении нескольких лет не один десяток раз ,потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил её наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками. Вот так и появилась эта сказка.
- Назовем главных героев. ( Три сестры; купец; зверь лесной, чудо морское)
- Дадим им характеристику (проверка Д/з синквейн про сестёр, Настеньку, купца) Чтение отрывков из текста про Чудо Морское (+работа с иллюстрациями).
Зверь лесной, чудо морское.
–Перед вами три изображения этого персонажа (художники Н. Куприянов, Б. Диодоров, И. Цыганков). Кому из художников удалось точнее передать облик аксаковского героя? Почему?
-Найдите в тексте описание зверя лесного. Посмотрим, подтверждает или опровергает отрывок из текста ваше мнение.
- Да, Сергей Тимофеевич, так описал образ зверя лесного, чуда морского, что мы невольно представляем безобразное существо. Вызывает ли у вас этот герой чувство отвращения? (Нет)
Почему? А какие чувства он вызывает? Почему? (При своем внешнем безобразии этот герой был красив душой…)
Возможен просмотр отрывка из мультфильма.
- Молодцы, теперь мы познакомились с главными героями.
А какие же события происходят в сказке?
Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.
1 Жил купец и было у него три дочери. – С-1
2. Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки. – Р-2
3. Нашел купец подарки для старших сестер. – Е-3
4. Купец встретился со зверем лесным.- Д- 4
5. Младшая дочь у зверя лесного.- С-5
6. Скучает Настенька по батюшке и сестрам. –Т-6
7. Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо.-В-7
8. Честной купец дал свое благословение дочери меньшой, любимой, и молодому принцу-королевичу – А-8
-Какое же слово у вас получилось? (срЕдства)
- Задания такие же волшебные, как и сама сказка. Какие же художественные средства использованы писателем?
Но чтобы выполнить это задание, я вам дам отрывок из сказки и надо найти в этих отрывках
(дети составляют из букв названия тропов и каждый ряд получает своё задание)
- Автор использует в сказке такие художественные средства, как олицетворение, сравнение, эпитеты.
1 ряд--Сравнение – это когда один предмет сравниваем с другим предметом. Часто используем союзы: как, словно, как будто.
«свет как от месяца полного», «как среди бела дня», «Как от солнца было светло в темную ночь», «словно деревья расступаются», «Будто зарево огонь», «запах словно струя», «как у беркута».
2 ряд--Олицетворение – перенос признаков живого существа на неживой предмет.
«красота прибавлялась», «струя бежит», «земля зашаталась», «В сердце ужалило», «вылетел цветочек», «явились яства», «появились словеса», «пришли сумерки», «опустилось солнышко», «стояла тишина», «шумели ключи», «зверь закручинился», «затряслась земля».
3 ряд--Эпитет – это образное определение предмета, явления в виде сравнения.
Метафора – это скрытое сравнение. Признак метафоры - ее можно пересказать с помощью слов «как» и «похож».
«красавицы писаные, дочери пригожие, серебряной парчи, красоту поднебесную, тридевятое царство, тридесятое государство, венца самоцветного, хрусталя беспорочного, батюшка родимый, крепче прежнего, аленький цветочек, заветный гостинец, по лесу дремучему, непроездному, зайцу косому, смерть неминучая, чертог королевский, богатство несказанное, на белом свете, голосом диким, заповедный цветок, сыру землю, горе сердешное, тело безобразное, часу урочного, солнышко красное, глаза совиные, руки кривые, нос крючком и т.д.».
Ребята, а для чего нужно было столько всего в одной сказке? Давайте сделаем вывод. (Автор использовал художественные средства, которые придают сказке выразительность, делают ее волшебной).
Также необычность сказке придают устаревшие слова.
Самостоятельная работа по карточкам. (с последующей проверкой)
Задание: Установите соответствие между устаревшими словами и их значением.
1. Пригорок муравчатый. 1.Старая русская мера длины (2м13см)
2. Яства сахарные. 2.Спать легла.
3. Опочивать легла. 3.Шелковая ткань, расшитая
золотистыми нитями.
4. Челядь дворовая. 4.Стол с зеркалом.
5. Парча. 5. Еда, кушанье.
6. Тувалет. 6. Бугорок, поросший мягкой сочной травой.
7. Паче зеницы ока. 7.Слуги, дворовые.
8. Сажень. 8. Беречь больше глаза.
Пересказ отрывка сказки
- Какой момент сказки самый волнующий? Когда происходит превращение чудища в доброго молодца.
-Давайте расскажем, как это произошло. (Пересказ в лицах близко к тексту - индивидуальное домашнее задание.)
– Что же помогло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского? (Любовь девушки.)
- За что же полюбила девушка чудище? (За его душу, доброту)
– О чем главном рассказал С.Т.Аксаков в этой сказке?
Он рассказал о самоотверженной любви, верности и преданности.
Итог урока. Оценка результатов за урок.
Подведем итог нашего урока. На столах в каждой группе алые лепестки. Напишите по 1-му слову на лепестке от цветочка: чему научила вас сказка. Соберите в своей группе аленький цветочек, который приклейте к основанию из картона. (Готовые цветы прикрепляются на доске)
В душе у каждого человека должен быть Аленький цветочек. Посмотрите, сколько у нас на поляне Аленьких цветочков! Пусть они расцветут и в душе каждого из нас.
Рефлексия
У. Что на вас произвело наибольшее впечатление?
Что вы не знали, а сегодня на уроке узнали и это новое для вас?
Какие задания показались вам интересными?
Как вы думаете, пригодятся знания, приобретенные на этом уроке?
Для чего мы проделали такую большую работу со сказкой?
Ответы детей.
Домашнее задание.
Дети предлагают варианты.
Перечитать сказку
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
Нарисовать обложку к сказке.