Использование кейс-технологии
на уроках истории
как средство развития учебных и социальных компетенций обучающихся
Выполнила: Степанова О.Н.
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназия» г. Верещагино
Верещагино, 2019
Использование кейс-технологии
на уроках истории
как средство развития учебных и социальных компетенций обучающихся
История – наука, которая состоит из фактов. Добыть эти факты нам помогают разные исторические источники. Одним из таких источников является текст. Ни для кого не секрет, что сегодня обучающиеся неохотно работают с текстовой информацией. Желание читать, изучать письменный источник, да еще и попробовать проанализировать его воспринимается как сложная, а иногда просто скучная задача.
На своих уроках я также столкнулась с проблемой нежелания работать с историческим документом, текстом
Одна из основных задач сегодня в рамках ФГОС – повышение качества школьного исторического образования
Историко-культурный стандарт предполагает
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему отечеству – многонациональному российскому государству;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Курс отечественной истории вносит определяющий вклад в решение общих задач изучения предмета.
Исходя из возникшей на уроках проблемы, а также задач ФГОС и требований ИКС, я поставила перед собой цель - усилить мотивацию и заинтересованность ученика при работе с историческим источником, повысить его ответственность за результат труда.
Для достижения цели я выбрала технологию кейс обучения как одну из наиболее эффективных технологий современного образования, позволяющих также повысить качество обучения, активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать критическое мышление.
Актуальность метода заключается в том, что содержание КИМов ОГЭ и ЕГЭ сформировано так, что обучающимся необходимо показать в первую очередь умения работы с текстом, знаковыми системами и навыки решения учебных задач.
Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Кейс обучение как технология возникло в США в школе бизнеса Гарвардского университета. Студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации в своей практике и обдумывали способы выхода из них. В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации, студенты легко находили пути решения проблемы. У нас в России кейс - технологии называют ещё методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.
Структура процесса обучения по КТ
Школьникам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный)
- он должен быть проблемным
- имеющий прецеденты,
- должен допускать альтернативные варианты решения
- кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки, карикатуры, сценарии ролевых и деловых игр и т. д
ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса, самостоятельный поиск информации - ученики учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать, анализировать.
Выявляется ПОЗИЦИЯ школьника по сути ситуации (формируется альтернативное мышление).
Структура кейса, предлагаемого учащимся, включает в себя:
Краткое, запоминающееся название («Последний дворцовый переворот», «Эпоха Великих реформ», «Быть или не быть?»).
Введение (сведения о действующих лицах кейса, факты и события, проблема, гипотеза).
Основная часть (информация для анализа ситуации).
Заключение (ситуация, требующая решения проблемы).
Вопросы для обсуждения.
Инструкции по работе с кейсом.
В ходе работы над кейсом у обучающихся формируются ключевые компетентности. Создавая проблемную ситуацию, учитель направляет учащихся на ее решение.
Таким образом, каждый школьник на уроке, ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Основанные на фактах реальной жизни кейс – технологии помогают формировать у школьников
ценностно- смысловые компетенции, развивать способность ребенка видеть и понимать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принятия решений. Казнить или помиловать? Такой непростой аргументированный совет необходимо дать в деле об убийстве Александра II.
Учебно-познавательные компетенции формируются у школьников в ходе самостоятельной работы над содержанием кейса. Ученики добывают знания непосредственно из описываемых жизненных ситуаций, анализируют, пытаются отличить факты от оценочных суждений, планируют свои действия в нестандартной ситуации.
Кейс – технология предполагает работу в группах, а это формирует у школьников коммуникативные компетенции. Обучающиеся приобретают навыки работы в группе, коллективе. Учатся задавать вопросы, вести дискуссии, выступать и отстаивать свое мнение, взаимодействуют с окружающими и удаленными событиями и людьми.
Информационные компетенции формируются в ходе критического анализа большого объема неупорядоченной информации предлагаемого ученикам кейса.
На уроках обществознания и права, при использовании кейс - технологии, формируются и социально-трудовые компетенции. Учащиеся учатся анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с ролью гражданина, наблюдателя, представителя, избирателя, потребителя, производителя, члена семьи и т.д. Большое значение имеет для школьников приобретение навыков владения этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Хочется отметить, что работа с кейс технологией повысила результаты обучающихся по истории и обществознанию.
ОГЭ, История, 2017 год
Кучукбаев Руслан – 40 баллов
Аликина Елизавета – 37 баллов
2. ОГЭ, История, 2018 год
3.ЕГЭ, Обществознание.
Учебный год | Средний балл |
2015-2016 | 62 |
2016-2017 | 63 |
2017-2019 | 65 |
4. Ученики принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах города Перми и края.
Однако можно выделить и недостатки кейс-технологии.
Проблемный вопрос: какие недостатки
предполагает работа на уроке, выстроенная в рамках кейс-технологии?
Сложность в обеспечении дисциплины на занятиях
Непроизвольные подсказки со стороны учителя
Обсуждение требует больших временных затрат
Заключительная фраза.
«Объясню, как смогу, но не буду говорить ничего окончательного и определённого, подобно оракулу Аполлона, а будучи всего слабым смертным, укажу только правдоподобные предположения».
М.Т. Цицерон.
Литература
Архипова, В. В. Взаимосвязь образовательных и информационных технологий / В. В. Архипова // Открытое образование. – 2006. - № 5. – С. 68 – 71.
Зырянов, Г. П. Опыт и ближайшие перспективы дистанционного повышения квалификации педагогов / Г. П. Зырянов // Вопросы интернет образования. – 2002. - № 10. - С. 74 – 82.
Казюлина, О. В. Использование кейс – метода на уроках литературы с целью Пинчукова, М. В. Подготовка учителей – предметников к использованию дистанционных технологий в учебном процессе / М. В. Пинчукова // Информатика и образование. – 2013. – № 3. – С. 67 – 74.
Рейнгольд, Л. В. За пределами CASE — технологий / Л. В. Рейнгольд // Компьютерра.- , 2000. - №13. – 15 с.
Русских, Г. А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие / Г. А. Русских // – М., Ладога - 100, - 2001. – 67 с.
Шимутина, Е. В. Кейс – технологии в учебном процессе / Е. В. Шимутина // Народное образование. – 2009. - №2 . – С. 172 - 179