Этапы урока | Речь и деятельность педагога | Речь и деятельность учащихся |
I.Организационная часть 1.Организационный момент | - Встали все. - Здравствуйте, ребята! - Присаживайтесь. -Меня зовут Виктория Владимировна, урок сегодня проведу у вас я. - Давайте проверим вашу готовность к уроку. У всех на столах должны быть учебник, тетрадь, ручка, карандаш. - Тогда мы начинаем . | Встали. Поздоровались. Сели Проверяют готовность к уроку |
II.Актуализация знаний | Минутка чистописания - Дети, откройте тетради. Запишите дату. Классная работа. - Давайте выполним минутку чистописания в тетрадях. - На слайде вы видите слоги -ца, -тся, -ться запишите их в тетради в строчку. Затем запишите следующие слова, вставляя в них пропущенные слоги. Далее спишите предложение. - Ребята, слово начинается, относиться к какой части речи? - Давайте у доски разберем это слово по составу. Все остальные выполняют в тетрадях. - Какую часть речи мы изучаем? - Что называется глаголом ? - Что такое неопределённая форма глагола? - Вспомним, что еще знаем о глаголе, выполним графический диктант, я буду читать вам высказывания, если вы согласны, то пишем +, если нет -. Графический диктант. 1. Глагол обозначает признак предмета. 2. Глаголы могут отвечать на вопросы что делает? что будет делать? 3. Глагол изменяется по числам и временам. 4. Глагол прошедшего времени изменяется по родам. 5. глаголы настоящего времени 3-го лица отвечают на вопрос что делает? 6. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? - Ребята, обменяйтесь тетрадями друг с другом, возьмите в руки карандаши, и посмотрите на слайд и смерьте ответы вашего соседа по парте с ответами на слайде. Нет ошибок — «5»; Одна ошибка — «4»; Две ошибки — «3»; Три и более ошибок — «2». - Обменяйтесь тетрадями обратно. | Открывают тетради и записывают число и классная работа. Записывают минутку чистописания в тетрадях. - Купаться, солнце, веселится. К глаголу Ученик выходит к доски и разбирает слова по составу. Слово начинается — это глагол. Окончивается на тся ( что делает?) Окончание -ет Основа слова начина и ся Корень начин Суффиксы -а, -ся. (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делал?, что делает?, что сделает?, что сделать? и т.д, и обозначает действие предмета. Н-р: стоял, стоит, постоят, стоять) (Это начальная неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола, отвечает на вопросы что делать? или что сделать?, и имеют ^ –ть или –ти. Н-р: везти, писать) Самостоятельно в тетрадях ставят + или -. - + + + + Обмениваются тетрадями и проверяют тетради своих соседей по парте. Слушают критерий оценивания и выставляют оценки друг другу. |
III. Cамоопределение к деятельности | - Обратите внимание на слайд. Грамоте, пригодит…ся, учит…ся - , всегда. - - Составьте из слов пословицу. - Как вы понимаете смысл пословицы? -Запишите пословицу, оставляя окошки в словах. - Что можете сказать о словах учиться, пригодится? - Какие это глаголы? - Что мы уже знаем о возвратных глаголах? - Чем интересен этот суффикс? - Какое значение приобретают глаголы с суффиксом – ся? - Вызвало ли у вас затруднение написание этих глаголов? - Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока? - Какую задачу поставим перед собой? - Молодцы ребята. Надо всё нам тут узнать -тся и –ться, ну как писать? И про мягкий знак хитрющий Поскорее всё узнать. | Грамоте учиться – всегда пригодится. - Грамота нужна на протяжении всей жизни. Образованным людям легче разбираться в каких-либо делах. Записывают пословицу - Это глаголы. - Возвратные. - У них есть суффикс –ся. - Он стоит в конце слова. Раньше был самостоятельным словом – местоимением, писался отдельно и обозначал «себя», «сам». - Обозначают действие, которое возвращается к себе или предмету. - Да, когда надо писать ь, а когда нет,ж ведь везде слышится [ца]. - Правописание –тся, -ться в возвратных глаголах. - Выяснить, когда у глаголов нужно писать – тся, а когда –ться. Слушают |
V. Применение знаний и умений в новой ситуации | - Ребята, откройте учебники на странице 103, найдите упражнение 215. - Прочитайте стиховорение. А где продается такая кровать, Чтоб рано ложиться и поздно вставать? Определите формы глаголовпродаётся и ложиться. - Спишите это стихотворени выделяя окончание в глаголах. - Теперь переверните станицу в учебнике и посмотрите на упражнение 216. - Прочитайте схему, которая там дана. - На какой вопрос отвечает каждый глагол? - К какому выводу пришли? - В какой форме глагол оканчивается на -тся, а в какой на -ться? - Прочитайте правило в рамочке. - Что можете сказать о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? что сделать? - Что можете сказать о глаголах, отвечающих на вопросы что делает? что сделает? | Открывают учебники Читают стихотворение. (Продаётся — настоящее время, 3-е лицо, единственное число; ложиться — неопределённая форма.) Списывают, выделяют окончание. Читают схему Что делать? Что сделать? - Если глагол отвечает на вопро что делать? то пишется – ться, а если на вопро что делает?, то – тся. Отвечают Читают правило. - Это глаголы неопределенной формы. - Это глаголы 3-го лица ед. и множ числа. |
Физкультминутка | - Ребята, вы наверное устали пришло время нам немного отдохнуть, проведем физкультминутку, встали из — за парт. -Я буду называть возвратные глаголы с сочетание –ца. Девочки приседают, если в глаголах есть ь, мальчики, если его нет. Бояться, боится, соревнуется, соревноваться, хвалится, хвалиться, играться, играются, слышится, торопится, получиться, кататься, торопится, пробежаться. | Выполняют физкультминутку |
| - Посмотрите на слайд, прочитайте слова.Давайте распределим эти слова в два столбика –тся, -ться, подчёркивая орфограммы. Два ученика выполнят это у доски, все остальные в тетрадях. Он хвалит…ся, вращат…ся, качат…ся, она боит…ся, они нравят…ся, прощат…ся. -тся -ться он хвалится вращаться она боится качаться они нравятся прощаться - Молодцы ребята. | Два ученика выходят к доске и распределяют слова по столбикам, все остальное в тетрадях. |
V. Применение знаний и умений в новой ситуации | - Найдите упражнение 217, на странице 104. - Прочитайте загадку. Назовите отгадку. - Назовите возвратные глаголы. Объясните их написание. Найдите имя существительное с выделенным буквосочетанием. Сравните написание и произношение выделенных буквосочетаний в глаголах и в имени существительном. Что вы можете сказать? - Выполните разбор слова повисли по составу. | Находят упраженение, читают загадку. (Коромысло.) Купаться ( что делать?) Купаются ( что делают?) Валяется ( что делает?) Выделенные буквосочетания в глаголах и имени существительном произносяться одинаково, но пишутся по-разному. (Правописание -тся и -ться в глаголах вляется орфограммой.) Повисли — глагол. Окончание - и. Основа — повисл ( все слово, без окончания). Корень — вис. Приставка — по. Суффикс -л. |
VI.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | - Переходим к следующему упражнению 218. - Прочитайте задание. -Прочитайте глаголы в неопределённой форме. - Назовите показатель неопределённой формы. Поэтому в возвратных глаголах неопределённой формы перед -ся пишется мягкий знак. — Назовите показатель глаголов 2-го лица единственного числа. - Поэтому в возвратных глаголах 2-го лица единственного числа перед -ся пишется мягкий знак. - Назовите показатель глаголов 3-го лица. Поэтому в возвратных глаголах 3-го лица единственного числа перед -ся не пишется мягкий знак. — Выполните письменное задание к упражнению. - Молодцы, вы хорошо справились с заданием. - Хорошо, правильно. | Читают задание. Здороваться, прощаться, извиниться. (Суффикс -ть.) (Окончание -ешь или -ишь.) (Окончание -ет или -ит.) Два ученика работают на откидной доске. Все остальные записывают в тетрадях. Проверка. Учащиеся у доски объясняют написание глаголов. 2-е лицо ( здороваешься,прощаешься, извиняешься) 3-е лицо ( здоровается, прощается, извиняется) - Прежде чем написать мягкий знак в глаголах, нужно поставить вопрос. Если в вопросе стоит мягкий знак, то и в слове пишем мяшкий знак, а если в вопрсе нет мягкого знако, то и в слове его не будет. |
VII.Закрепление изученного материала | - Посмотрите на упражнение 220. - Прочитайте стихотворение. Самостоятельно спишите его, вставляя пропущенные орфограммы. — Какие орфограммы встретились в тексте?Объясните их написание. | Смотряь на упражнение. Читают. Выполняют самостоятельно. Объясняют орфограммы. Встает стеною золотой, Волнуется пшеница, И каждый колос налитой К земле готов склониться. |
Домашнее задание | Откройте дневники, запишите домашнее задание страница 105, упражнение 219. | Открывают дневники, записывают домашнее задание. |
VIII. Проведение итогов урока | - Ну вот наш урок подошел к концу. - Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока? - Чему научились? - Ребята, у вас у каждого есть смайлик ученого, вам необходимо прикрепить этот смайлик, туда куда вам кажется наиболее лучше. Чемодан, мясорубка,корзина На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. Запомни! Прежде чем глагол писать Не забудь вопрос задать. Если мягкий знак в вопросе, То в глагол его мы вносим. | - Выяснить, когда у глаголов нужно писать - тся, а когда –ться. - Писать в глаголах –тся, -ться. Прикрепляют смайлик Слушают |