СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку русского языка по теме: " Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода" (3класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет учителю подготовиться к уроку по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку русского языка по теме: " Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода" (3класс)»

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по УМК «Перспектива» на тему: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».

Войнаровская Елена Ивановна

учитель начальных классов

БОУСОШ с УИОП №38 имени Е. А. Болховитинова

город Воронеж Российская Федерация

Целевые установки урока.

Предметные:

- сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;

-проверить сформированность понятий «Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме», «Разделительный мягкий знак»;

-расширить представления детей о роли мягкого знака;

-формировать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

-создать у учащихся мотивацию к уроку;

-формировать умение формулировать тему и цели урока;

-формировать умение принимать учебные задачи;

-развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;

-формировать умение работать по инструкции;

-развивать речь и обогащать её словарный запас;

-мотивировать детей к развитию устной речи;

-развивать умение работать в паре и группе;

-формировать умение слушать и вступать в диалог.

Личностные:

-уважительно относиться к иному мнению;

-развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и взрослыми;

-осваивать духовно-нравственные ценности при работе с пословицами;

-формировать мотивацию к обучению и познанию;

-формировать способность детей к саморазвитию;

-стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру.

Оборудование:

* учебник «Русский язык» часть 2 и «Рабочая тетрадь» авторы Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина Москва «Просвещение» 2013 год;

* карточки с заданиями разного уровня, кроссвордом;

* карточки с образцами написания букв;

* электронное приложение к учебнику;

*проектор, компьютер, экран.

Ход урока.



  1. Вводная часть.

-Организационный блок.

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу

Я от вас друзья не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

(учащиеся повторяют правила посадки)


-Мотивационный блок.

(Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.)

Я прилагаю всё старание.

Хочу понять правописание.

Но вызывает тем не менее

Правописанье удивленье.

-А ну, не плачь, кончай-ка плач!

Синяк пройдёт, - сказал мне врач.

Но прежде, чем пропал синяк,

Исчез из плача мягкий знак!

Я прилагаю всё старание,

Я проявляю прилежание,

Но очень часто, тем не менее,

Я прихожу в недоумение.

Объясните, почему «исчез» из плача мягкий знак? Вспомните все случаи правописания мягкого знака в словах.

-Актуализация знаний. Чистописание.

На доске записаны буквы, а у детей на карточках: О ь О Щ М П

Составьте слово, запишите, образуйте однокоренные слова (помощь, помощник, помогать). Докажите, что эти слова однокоренные? Выделите корень.

Почему в слове помощь пишется «ь»? (версии детей)

Сформулируйте тему урока, цели (узнать, в каких случаях после шипящих в именах существительных пишется мягкий знак, научиться писать существительные с шипящими на конце; развивать память, речь, мышление, внимание, орфографическую зоркость; воспитывать самостоятельность, умение работать в парах и группах) При помощи каких средств будем добиваться целей? (учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение)

2.Основная часть.

-Информационный блок.

Постановка проблемы. Открытие детьми нового знания.

Наш помощник на каждом уроке – это словарь.

Cловарный диктант. (электронное приложение урок №29)

Запись слов: карандаш, картина, песок, картофель, магазин, малина, метро, молоко, победа, сирень.

Взаимопроверка. ( обменялись тетрадями, проверяем работу товарища)

Выставление отметок. (Дети проговаривают критерии отметок. «5» - за письмо без ошибок и исправлений. «4» - за 1 ошибку или 1-2 исправления. «3» - за 2 ошибки. «2» - за 3 и более ошибок)

Учитель: Что общего у записанных слов? (все имена существительные) Дайте определение имени существительному как части речи. На какие группы можно разделить эти имена существительные? (одушевлённые, неодушевлённые; мужского, женского, среднего рода) Почему в слове карандаш «ь» не пишется. А какие в словаре есть ещё слова на эту орфограмму. (товарищ, овощ) Докажите, почему «ь» не пишется.


Работа с правилом.

Сформулируйте правило. Прочитаем его в учебнике на странице 13. Послушаем объяснения Профессора Самоварова. (электронное приложение урок № 21)

Работа в парах. (ученики рассказывают друг другу правило)

Работа в «Рабочей тетради» на странице 33. Прочитаем диалог. С кем согласны? Прочему?


- Аналитический (практический) блок.

Работа в группах. Упражнение 21 учебника. (Дети в группах объясняют смысл пословицы, командир группы назначает того, кто будет отвечать. Отвечающий объясняет смысл пословицы, объясняет орфограммы. Ученики записывают в тетради те, которые понравились).


Этой пословице уже много лет - ещё на Руси прощали виновных, если они публично каялись. Действительно, тот, кто умеет признавать свои ошибки и промахи, достоин прощения. Старайся не совершать плохих поступков, а если уж провинишься, честно признайся. Тогда и на душе станет легче, и тебя, возможно, простят за честность и смелость.

«Повинную голову и меч не сечёт»

« Глупая речь – не пословица»

« Не тереть, не мять – не получится калач»

«Слово не нож, а сделать больно может»

Умный товарищ – половина дороги»

- Физкультминутка.

Учитель: Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце. Если назову существительное женского рода, встают девочки. Если услышите существительное мужского рода, встают мальчики.

Слова: ёж, лещ, дичь, мышь, товарищ, молодёжь, кирпич, помощь, ночь, уж, тишь, борщ, печь, беречь.



Индивидуальная работа. Разноуровневые задания. Самопроверка. Самооценка.

I уровень: Прочитайте написанные слова. Вставь пропущенные буквы.

Борщ…, ключ…, лещ…, мелоч…, дич…, лож…, уж…



II уровень: Прочитайте написанные слова. Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок .

Кожаный ____, резиновый ____, золотая _____, острый_____, тёмная____.

(Слова для справок: нож_, плащ_, брош_, мяч_, ноч_)



III уровень: Прочитайте написанные слова. Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные

Cкорая _______, дорогая____, железный_____, верный _____, глазной ______.



Разгадывание кроссворда на карточках.




1





2





3





4





Загадки.

  1. Он орудует так быстро:

Аккуратно, тонко, чисто.

Режет, режет всё подряд:

Фрукты, овощи, салат.

На пилу чуть-чуть похож.

Осторожно, острый...

( Нож).

  1. Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).


  1. Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).


  1. Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки; боится кошки.

(Мышь).


Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:

На юге она и темна, и черна.

На севере белой бывает она. (Ночь.)


3.Заключительная часть.

Домашнее задание.

По выбору упражнение 18 или упражнение 20 в учебнике, страница13 – правило.

-Рефлексивный блок.

* Достигли мы целей урока?

* Что было легко? Что было трудно? Какое задание особенно понравилось?

* Кого из учеников могли бы отметить за помощь?


Ключевое слово при разгадывании кроссворда у нас было слово ночь.


Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Прикрепите соответствующую звездочку к доске:

  1. Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – жёлтую (самую яркую).

  2. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – зелёную.

  3. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – синюю.

Дети под музыку П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик» прикрепляют свои звёздочки, которые изготовили на уроке технологии, на доску.


Список литературы: учебник «Русский язык» часть 2 и «Рабочая тетрадь» авторы Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина Москва «Просвещение» 2013 год, «Методическое пособие с поурочными разработками» авторы Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина Москва «Просвещение» 2013 год, «Учимся играя» В.В. Волина Москва «Новая школа» 1994 год, «Словарь русских пословиц» под редакцией В.М. Мокиенко АСТ «Астрель» 2007 год.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!