Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ТНР.
Занятие по развитию лексико – грамматических категорий по теме: «Овощи – фрукты»
Цель: Упражнение в самостоятельном построении грамматически правильных предложений согласно предложенному образцу.
Задачи: Упражнять в умении словообразовывать относительные прилагательные по теме. Закрепить умение согласовывать имена прилагательными с существительными, а также с именами числительными. Учить подбирать однокоренные слова. Самостоятельно изменять существительные в родительном падеже множественного числа с предлогом без. Продолжать учить составлять описательные загадки используя схему. Развитие слухового и зрительного внимания. Воспитывать самоконтроль за своей речью.
Ход занятия:
Орг момент: Игра с мячом. «Нам не хватит витаминов без …(мн. число)
Например: Нам не хватает витаминов без огурцов.
Нам не хватает витаминов без апельсинов. И т. д.
«Реклама» По схеме:
Например: Мой зеленый овальный крупный огурец.
Моя фиолетовая круглая мелкая слива.
«Загадки – отгадки»
Логопед загадывает, обучая детей.
Например: Этот продукт зеленый как перец, но не перец. Круглый как апельсин, но не он. Крупный, как помидор, но не помидор.
Дети: Это …? (Зеленое, круглое, крупное яблоко)
«Считалки» Разделились на 3 группы (на ковре картинки – вокруг каждой по 6 детей) Присели, кто ответил встает и за руки, хороводик.
Считаем зеленые яблоки
сладкие тыквы
горькие перцы
Например: одно зеленое яблоко, два зеленых яблока, три зеленых яблока, четыре зеленых яблока, пять зеленых яблок.
Физминутка: См. мнемосхему «Будем мы варить компот»
Водящий ребенок сам придумывает движения, а другие повторяют.
«Подбираем однокоренные слова» Выстроились в 2 команды. Переправляемся на другой берег, правильно ответив кладут палочку для мостика.
Овощ Фрукт
Овощи фрукты
Овощной фруктик
Овощная фруктище
Овощное фруктовый
Овощные фруктовая
Овощевод фруктовое
Овощеводы фруктовые
Овощехранилище фрукторезка
овощерезка
«Вершки – корешки» Под стульчиками картинки овощей. Необходимо определить, какая часть овоща является съедобной. И пересесть в нужный ряд.
Ответы - У редьки съедобные корешки.
- У фасоли съедобные вершки.
Вершки Корешки
Помидор, огурец, перец, укроп, Картофель, редька, репка, тыква, петрушка, капуста, горох, редиска, свекла,
фасоль, баклажан, кабачок, салат морковка, (лук, чеснок)
«Мечта шеф – повара» Используя те же картинки.
Например: Я бы приготовил фасолевое пюре.
Я бы приготовил редьковое пюре.