СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект «Как разрушаются камни». Знакомство с окружающим миром.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:   познакомить учащихся с естественными процессами формирования рельефа Земли.

Просмотр содержимого документа
«Конспект «Как разрушаются камни». Знакомство с окружающим миром.»

Тема: Как разрушаются камни.

Цель: познакомить учащихся с естественными процессами формирования рельефа Земли.

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование: пинцет, монета, дощечка с двумя вбитыми гвоздями, фотографии с изображениями пещер, образцы гранита.

ПЛАН УРОКА:



Этап

1

Организационный момент

2

Повторение пройденного материала

3

Сообщение темы урока

4

Работа по теме урока

5

Самостоятельная работа

6

Итог урока

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.


Дети садятся на свои места и готовятся к уроку.

2.. Повторение пройденного материала

Дети выполняют задание № 10 на странице 11 «Тетради для проверочных работ» и задания № 1, 2 на странице 18 тетради «Проверим себя».

3. Сообщение темы урока

—От жидких веществ перейдем к твердым. Вероятно, одними из самых твердых веществ будут являться камни. Но и они разрушаются. Сегодня на уроке вы узнаете — отчего.

4. Работа по теме урока

—Мы с вами узнали о том, как изменяются газообразные и жидкие вещества при нагревании и охлаждении. Вспомните, как изменяется воздух при нагревании и охлаждении? Как изменяется вода? Что происходит с молекулами этих веществ?

Как вы думаете, что происходит с твердыми телами при охлаждении и нагревании?

Проделаем опыт, чтобы убедиться в правильности наших выводов.

Учитель демонстрирует опыт, описанный в учебнике на странице 62.

Какой вывод вы можете сделать? (Твердые тела, так же, как жидкости и газы, при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются.)

Что будет с молекулами твердых тел при этом? Изобразим расположение частиц твердого тела при изменении температуры.

Дети выполняют задание № 35 на странице 17 тетради «100 заданий по природоведению».

Учитель раздает детям образцы гранита.

- Вспомните, как называется эта горная порода? Что вы можете сказать о граните? Какой он? (Твердый.) Где человек использует гранит?

Учитель показывает кадры из диафильма «Горные породы»

Раз человек строит из гранита мосты, памятники, облицовывает им стены зданий и метрополитена, значит гранит очень прочный камень. Разрушается ли этот камень, как вы думаете? Из за чего могут происходить разрушения такой прочной горной породы? Посмотрите следующие кадры диафильма, после чего мы заполним схему «Причины разрушения горных пород».

Учитель показывает диафильм.

В результате обсуждения просмотренных кадров заполняется схема.

Причины разрушения горных пород

- Если горные породы разрушаются, то почему мы называем их прочными? (Это происходит очень долго, сотни лет.)

Прочитаем о том, как разрушаются камни.

Дети читают текст с середины страницы 62 до конца страницы 63.


— Как воздействует солнце на камни? Как воздух разрушает горные породы?

Вспомните, как ветер поднимает в воздух массы пыли с дорог. Он выдувает из трещин в скалах небольшие частички. Этот процесс называется выветривание. Но камень неоднороден, вспомните гранит. Есть в камне более крепкие частицы, такие, как кварц, а есть более рыхлые, такие, как известняк. Выветриваются более рыхлые. Конечно, один ветер действовать не может. Ему на помощь обязательно приходит вода.

Вода проникает в любые трещины, она растворяет частицы многих минералов.

Проходят столетия и горные хребты, утесы, камни меняются до неузнаваемости.

На Кавказе есть известное Дарьяльское ущелье. Местами его стены имеют высоту до 100 метров. На узком, сыром дне несется река Терек, которая с грохотом перекатывает камни. Терек создал эту колоссальную промоину Известный всему миру Ниагарский водопад «съедает» каждый год около 1 метра скалы, с которой он падает. За время существования он продвинулся более чем на 10 километров.

В местах, где есть водопады, разрушительная сила воды очень хорошо видна. Попробуйте понаблюдать за текущей водой во время сильного ливня. Что остается после такого дождя на земле? Что образуется на поверхности земли в результате такой работы воды? Как человек борется с образованием оврагов?

Мы с вами знаем, что вода есть не только на поверхности земли, но и под землей. Как вы думаете: может ли она что то разрушить под землей?

Проходя под землей, вода образует разнообразные лабиринты и ходы Большинство горных пород в воде не растворяется. Но каменная соль, известняк, гипс, мрамор — растворимы. Вода уносит их по маленькой частич­ке. Трещины расширяются и образуются подземные пещеры.

Крупнейшая в мире пещера — Хёллох — расположена в Альпах в Швейцарии. Длина всех ее проходов и залов — около 78 километров. Вторая по величине — Мамонтова пещера в США — 76 километров. В ней протекают 3 реки с 8 водопадами. В ее залах умещаются 3 подземных озера.

Расположенная в среднем течении Днестра Озерная пещера имеет дли­ну 21,6 километра, а гипсовая Кунгурская пещера на Урале протянулась на 5,6 километра. В ней находится 58 больших гротов и около 60 озер.

Многие пещеры очень красивы. Особенно впечатляют сталактитовые пещеры. С их потолков свисают сосульки — сталактиты. Навстречу им с пола поднимаются известковые столбы — сталагмиты. Со временем они становятся толще и длиннее. Срастаясь между собой, они образуют целые леса.

Учитель показывает фотографии пещер.

- Как образуется такая красота? Главным «строителем» опять же является вода. После дождя струйки воды просачиваются в трещины камня и текут вниз, к подземным ручьям. Капли повисают на потолке пещеры, а затем падают вниз. После всех капель на потолке пещеры остаются тончайшие, незаметные глазу пленочки. Со временем они нарастают друг на друга и появляется сосулька — сталактит, а под ней столбик — сталагмит.

Такие пещеры могут образоваться в тех местах, где распространены каменная соль, гипс, мел, мрамор, известняки и доломиты. Воды вымывают их и образуются провалы, гроты, канавы, котлованы. Могут образоваться даже пропасти, достигающие глубины 1,5 километра.

Если где-то земная кора сложена из этих горных пород, то под землю со временем могут провалиться реки, ручьи, озера. Или, наоборот, какие то реки могут «вынырнуть» на поверхность. Известны случаи, когда в такие промытые полости проваливались строения.

Такие провалы неоднократно происходили по железной дороге Москва – Нижний Новгород. Одна из возникших воронок имела диаметр 50 метров. Если обнаруживаются такие вымоины в местах застройки, то строители закачивают в образовавшиеся пустоты цемент, чтобы укрепить поверхность.

5. Самостоятельная работа

— Вспомните причины разрушения горных пород. Как проис­ходит вымывание, выветривание? Как влияют на разрушение камней солнце, растения? Что происходит с горами в течение длительного времени? Как деятельность человека влияет на из­менение рельефа поверхности?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!