СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект классного часа "Блокада Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час подготовлен и проведен в рамках Всероссийской Акции памяти "Блокадный хлеб"

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа "Блокада Ленинграда"»

Классный час «Блокада Ленинграда»

Цели:

1. Знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда.

2. Формирование патриотического чувства ребят к своей Отчизне.

3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Наглядные средства: мультимедийная презентация, видео, 250 гр. черного хлеба, морковный чай, карточки-помощники для чтения.

Ход классного часа:

1.Вступительное слово учителя

СЛАЙД Санкт-Петербург… Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву, многочисленные каналы. Стоит над Невой город Большой и красивый, город-герой, город-солдат, город-труженик.

Как вы думаете, ребята, почему на сегодняшнем мероприятии речь пойдет об этом удивительном городе? (27 января исполняется 76 лет со дня полного освобождения от фашистской блокады города Ленинграда).

СЛАЙД Защитникам и жителям блокадного Ленинграда и 76-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады посвящается наше мероприятие.

2. Начало войны.

СЛАЙД На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия  перейдя границу,  напала на Советский Союз. В четыре часа утра, когда мирные жители ещё спали, начался обстрел города  Киева. Первыми удар приняли воины Брестской крепости, которые в течение  месяца с 22 июня по 23 июля  1941 года  не сдавали крепость. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских  захватчиков.

         Начало войны было для нас неудачным. Враги наступали. Их армии шли вперёд.  Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа, поэтому захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить не только Северную столицу, но и побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. А сам город стереть с лица земли. Немцы   стремительно прорывались к городу.

 СЛАЙД  Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

В августе 1941 года город Ленинград оказался в блокаде, то есть в кольце фашистских полчищ.

   СЛАЙД  Посмотрите на карту! Земля нарисована коричневым, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды.

     В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны.  

Итак, почему Гитлер хотел захватить Ленинград?

3. О блокаде.

- Как вы понимаете слово «блокада»? (ответы детей)

- У вас на столах лежит толковый словарь Ожегова, давайте найдём определение понятия «блокада». Но для начала вспомним, как пользоваться словарём. (Один ученик зачитывает определение)

(Блокада - окружение войск противника, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его связи с внешним миром).

СЛАЙД Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.

Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции. Вышел из строя водопровод. 

Как вы думаете, как жили люди в эти страшные дни? Как спасались?

Не было топлива. Не было электричества. Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. 

СЛАЙД Ударили сильные морозы до -40 градусов. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

Итак, почему в Ленинграде сложилось тяжелое положение?

4. Блокадный хлеб

СЛАЙД Начался голод. Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.  

По Ленинграду ходила смерть. Смерть входила во все дома. Свыше 650 тысяч ленинградцев погибли от голода.

СЛАЙД 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. 

Вы бы наелись?

Это было трудно назвать хлебом. Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 50 процентов состояла из несъедобных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

Прочитайте, из чего изготавливали хлеб.

Состав блокадного хлеба:

пищевая целлюлоза – 10%,

жмых – 10%,

обойная пыль – 2%,

выбойки из мешков - 2%,

хвоя – 1%,

ржаная обойная мука – 75%.

Посмотрите на хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась. (Образцы хлебных карточек)

В музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга),  хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет.

Как вы думаете, что еще могли, есть люди?

Люди ели кошек, собак, крыс. Если люди умирали от истощения, холода, болезни, то крысы плодились и размножались. Они съедали запасы людей, нападали на спящих детей и стариков. У них не было голода, их становилось всё больше с каждым днём, это был еще один враг ленинградцев.

Как думаете, почему крыса – это враг? (съедала запасы, угроза эпидемии)

Блокадница Кира Логинова вспоминала, что «…тьма крыс длинными шеренгами во главе со своими вожаками двигались по Шлиссельбургскому тракту прямо к мельнице, где мололи муку для всего города. В крыс стреляли, их пытались давить танками, но ничего не получалось: они забирались на танки и благополучно ехали на них дальше. Это был враг организованный, умный и жестокий…»

В апреле 1943 года в город привезли 4 вагона дымчатых кошек, именно дымчатые кошки считались лучшими крысоловами. Выстраивались огромные очереди, чуть позже кошки были привезены из Сибири.

Местные жители и сейчас трепетно относятся к кошкам. Возвели немало памятников котам-спасителям. 

Еще одно «блюдо» - мучной клей. Раньше клей делали из муки. Муку смешивали с водой, и получалась клейкая масса, с помощью которой клеили обои, бумагу до войны. А во время войны клей сдирали и варили «суп».

Итак, чем питались жители блокадного Ленинграда?

Что вы узнали о блокадном хлебе?

5. Блокада и дети.

Но город жил…

СЛАЙД В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.

В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.


Девочка руки протянула
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова 
Уроки после похорон (Ю. Воронов)


Прочитайте, как ленинградские школьники помогали взрослым.


Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым

- Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.

- Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

- В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

- Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

Как же жили эти 900 дней дети, ваши сверстники?

Можно ли ребят блокадного Ленинграда назвать героями? Почему

6. Дух Ленинграда.

Посмотрите видео «Блокада Ленинграда глазами детей» и расскажите, какими были люди в те трудные времена.

ПРОСМОТР ВИДЕО

https://www.youtube.com/watch?v=kszCKv7JsE0

Что вам запомнилось из этого сюжета?

Что показалось вам удивительным?

Как вы думаете, о чём это говорит?

О каких качествах ленинградцев это говорит?

Город все же не сдавался! Работали заводы, школы и даже театры.

7. «Дорога жизни»

Ребята! Слышали ли вы о Дороге жизни, которая соединяла ленинградцев с большой землей? Что это была за дорога?

СЛАЙД Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера.

Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину льда на всём озере, но были не в силах ускорить его нарастание. 20 ноября толщина льда достигла 180 мм. На лёд вышли конные обозы… А потом и машины…

Машины могли взять не более 20-30 мешков муки. В день по Дороге жизни перевозилось 5-6 тонн грузов. Конечно, это было мало. Водители придумали, как взять груза больше. Прицепили к машине деревянные сани. Так и доставляли муку в город. Приходилось преодолевать путь длинной в 36 км. Днем и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики. Вела прицельный огонь вражеская артиллерия.

Но колонны шли и шли...

Зимой машины мчались вереницей,

И лед на Ладоге трещал,-

Возили хлеб для северной столицы,

И радостно нас Ленинград встречал.

И знаем мы, кровавая блокада

Исчезнет скоро, словно тень:

Растут и крепнут силы Ленинграда,

Растут и крепнут каждый день!

Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали Дорогой жизни.

По этой же дороге из города на Большую землю вывозили обессиленных людей. Было эвакуировано1мл. 376тыс. человек.

Что такое Дорога жизни?

Где она проходила? Что везли по Дороге жизни?

8. Блокада прорвана.

Целый год наша армия пыталась разорвать кольцо блокады, которая была прорвана только в январе 1944 года.

СЛАЙД Блокада закончилась 27 января 1944 года. Это было очень радостное событие для всех жителей города. Радовались дети, радовались женщины, радовались солдаты, которые наконец-то одолели врага.

За своё освобождение, Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

СЛАЙД Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник.  В вечном молчании, высоко-высоко поднялась  здесь  фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут 
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!

Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали "За оборону Ленинграда".


Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до счастливых дней, минутой молчания. Прошу всех встать.

7. Заключение.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Что вас впечатлило больше всего?

Сегодня мы узнали, что такое «блокада» и Дорога жизни. Познакомились с трагической и высокой судьбой ленинградцев. Перед вами открылась героическая страница из жизни нашего народа. Вы увидели, как проявляется мужество и патриотизм, гордость, преданность и любовь к своей родине. Сохраните это в своей памяти.

В заключение нашего мероприятия я хотела раздать кусочки хлеба и морковный чай, чтобы вы поняли, насколько мал этот кусочек в 125 граммов, который помог выжить в осажденном Ленинграде.







Блокада - окружение войск противника, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его связи с внешним миром.


Блокада - окружение войск противника, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его связи с внешним миром.


Блокада - окружение войск противника, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его связи с внешним миром.


Блокада - окружение войск противника, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его связи с внешним миром.


Блокада - окружение войск противника, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его связи с внешним миром.


Блокада - окружение войск противника, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его связи с внешним миром.


Блокада - окружение войск противника, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его связи с внешним миром.


Блокада - окружение войск противника, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его связи с внешним миром.


Блокада - окружение войск противника, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его связи с внешним миром.




Состав блокадного хлеба:

пищевая целлюлоза – 10%,

жмых – 10%,

обойная пыль – 2%,

выбойки из мешков - 2%,

хвоя – 1%,

ржаная обойная мука – 75%.


Состав блокадного хлеба:

пищевая целлюлоза – 10%,

жмых – 10%,

обойная пыль – 2%,

выбойки из мешков - 2%,

хвоя – 1%,

ржаная обойная мука – 75%.


Состав блокадного хлеба:

пищевая целлюлоза – 10%,

жмых – 10%,

обойная пыль – 2%,

выбойки из мешков - 2%,

хвоя – 1%,

ржаная обойная мука – 75%.


Состав блокадного хлеба:

пищевая целлюлоза – 10%,

жмых – 10%,

обойная пыль – 2%,

выбойки из мешков - 2%,

хвоя – 1%,

ржаная обойная мука – 75%.


Состав блокадного хлеба:

пищевая целлюлоза – 10%,

жмых – 10%,

обойная пыль – 2%,

выбойки из мешков - 2%,

хвоя – 1%,

ржаная обойная мука – 75%.



Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым

- Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.

- Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

- В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

- Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.



Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым

- Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.

- Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

- В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

- Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.



Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым

- Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.

- Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

- В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

- Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!