СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект классного часа для 6 класса на тему «Зеркала самооценки»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель классного часа :

Расширить представление детей о самопознании и самооценке; дать представление о методах самопознания и самооценки; способствовать развитию критического мышления, формированию адекватной самооценки; побуждать к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию, самоанализу, саморазвитию.

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа для 6 класса на тему «Зеркала самооценки»»

Конспект классного часа для 6 класса на тему «Зеркала самооценки»

У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности.

Виктор Гюго

Цели: расширить представление детей о самопознании и самооценке; дать представление о методах самопознания и самооценки; способствовать развитию критического мышления, формированию адекватной самооценки; побуждать к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию, самоанализу, саморазвитию.

Подготовительная работа: накануне классного часа провести письменный опрос детей - записать фамилии трех девочек и трех мальчиков, которых они считают самыми умными, самыми добрыми и самыми справедливыми. Проанализировать результаты, записать фамилии лидеров опроса.

Оформление: написать на доске тему, эпиграфы, «5 шагов» (см. раздел V данного классного часа); нарисовать таблицу для самодиагностики.

План классного часа

I. Вступительная беседа «В королевстве кривых зеркал».

II. Воспитывающая ситуация «Самый обыкновенный...».

III. Самодиагностика «Какой я?».

IV. Рейтинг «Самый-самый».

V. Беседа «Проект самосовершенствования».

VI. Упражнение «Мечтать не вредно».

VII. Заключительная беседа «Формула счастья».

VIII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительная беседа «В королевстве кривых зеркал»

Классный руководитель. Вспомните героиню повести «Королевство кривых зеркал» Олю. Она считала себя очень умной, красивой, справедливой девочкой, не замечала своих недостатков. А бабушка так хотела, чтобы Оля когда-нибудь увидела себя со стороны. И вот Оля попала в королевство кривых зеркал. В этих зеркалах толстяки видели себя стройными, худые и тщедушные - упитанными, уродливые казались себе красавцами, а злые и завистливые выглядели добрыми и симпатичными.

- Есть ли вокруг нас такие кривые зеркала?

- Почему люди видят себя не такими, какие они есть?

- Может ли человек правильно оценить себя?

(Дети высказываются.)

Героиня повести все-таки смогла увидеть себя не в кривом, а в хорошем зеркале. Это зеркало помогло ей правильно оценить себя, увидеть свои недостатки, а затем побороть их.

II. Воспитывающая ситуация «Самый обыкновенный...»

Классный руководитель. Самооценка - это оценка самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценку можно сравнить с зеркалом. Если зеркало кривое, то оно искажает отражение. Так и самооценке можно доверять только тогда, когда она правильная, а не заниженная и не завышенная. Завышенная или заниженная самооценка, как и кривое зеркало, мешает увидеть себя таким, каков ты есть. Как это случилось с двумя шестиклассниками...

...Все шестиклассники готовились к выставке «Мир моих увлечений». Санька хотел принести для этой выставки свою лучшую чеканку, да не решился - подумал, а вдруг работа кому-то не понравится и над ним будут смеяться. Он, вообще, человек робкий и стеснительный. Всегда готовится к урокам, а руку никогда не поднимает - боится, что ответит неправильно и класс поднимет его на смех. А уж спорить с учителем и доказывать свою правоту у него и язык не повернется.

То ли дело его сосед по парте Игорек. На всех уроках тянет руку и громче всех кричит, чтобы его вызвали. Уроков никогда не делает, а вызовут к доске - уверенным голосом несет какую-то околесицу. Если же учитель ставит ему тройку, возмущенно вопрошает: «За что? Я вам все рассказал!» Спорить с ним бесполезно - он все равно будет считать себя правым. На всех переменах он только и делает, что рассказывает Саньке о своих успехах, победах, хотя ничего особенного делать не умеет.

Игорек ни перед кем не пасует и никого не стесняется. С учителями разговаривает, как с равными, даже с директором не церемонится.

Санька рассказал маме, какой необыкновенный парень этот Игорек. А мама почему-то сказала: «Да что же в нем необыкновенного? Самый обыкновенный... (кто?)».

- Как вы думаете, какое слово произнесла мама? (Нахал.)

- А что думает о себе сам Игорек? Высокая у него самооценка или низкая?

- Как вы думаете, хорошо ли относятся к Игорьку одноклассники? Уважают ли его?

- Если бы Игорек увидел себя не в кривом, а в правильном зеркале, какие бы недостатки он в себе обнаружил? (Высокомерие, самоуверенность, наглость.)

- Что бы вы ему посоветовали, чтобы избавиться от этих недостатков? Захотел бы он услышать ваши советы?

- А что можно сказать о Саньке? Правильная ли у него самооценка?

- Хорошо ли он чувствует себя в коллективе одноклассников?

- Каким видит он себя в кривом зеркале? (Робким, неуверенным, глупым, неумелым, слабым.)

- Что посоветовать Саньке, чтобы он мог повысить самооценку?

(Дети высказываются.)

Психологи заметили, что большинство людей склонны к высокой самооценке, ведь каждому хочется уважать себя. Однако человек, считающий себя намного умнее других и намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. А люди с низкой самооценкой страдают от неуверенности в себе, робости, замкнутости, стеснительности. Только правильная самооценка вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

III. Самодиагностика «Какой я?»

Классный руководитель. Правильная самооценка может быть только у того, кто знает свои сильные и слабые стороны. Сейчас мы проведем самодиагностику. Нарисуйте такую табличку и оцените свои качества по десятибалльной шкале, только результаты никому не показывайте.

1 2 3 4 5

УМ

6 7 8 9 10

1 2 3 4 5

ДОБРОТА

6 7 8 9 10

1 2 3 4 5

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

6 7 8 9 10

Примечание. Качества, приведенные в таблице, ребята чаще всего указывают как самые важные. Вы можете заменить их теми, которые назовут ваши ученики. Это упражнение в сочетании со следующим формирует реалистичную самооценку. В редких случаях оно может быть травмирующим для учащихся с неадекватной завышенной самооценкой. Но для таких ребят оно как раз необходимо. Если в классе есть такие ученики, продумайте стратегию своего поведения в отношении их.

IV. Рейтинг «Самый-самый»

Классный руководитель. Накануне этого классного часа вам было предложено записать фамилии трех девочек и трех мальчиков, которых вы считаете самыми умными, самыми добрыми и самыми справедливыми. И теперь всем вам не терпится узнать, кто же возглавил этот рейтинг.

(Учитель называет три-четыре фамилии, которые встречаются чаще всего. Лидерам рейтинга можно вручить символические призы, грамоты, знаки отличия: «Госпожа справедливость, доброта», «Мистер ум» и т. п.)

- Я хочу задать вопрос лидерам рейтинга: «Совпадает ли ваша самооценка с высокой оценкой класса?»

(Дети высказываются.)

А теперь предлагаю всем посмотреть на свои оценки.

- Нет ли среди вас таких, кто оценил эти качества в себе очень высоко, а одноклассники не увидели ваших достоинств?

- Может быть, это говорит о явно завышенной самооценке?

(Дети высказываются.)

Ум, доброта, справедливость - эти и другие хорошие качества может воспитать в себе любой человек. «Мы имеем в себе силу сделать себя тем, кем хотим быть», - писал нобелевский лауреат, русский ученый-физиолог И.П. Павлов.

V. Беседа «Проект самосовершенствования»

Классный руководитель. Итак, по словам Павлова, мы можем воспитать себя такими, какими хотим быть. Для этого нужно сделать всего 5 шагов. Они записаны на доске. (Читает.)

1. Посмотреть на самого себя.

2. Увидеть свои сильные и слабые стороны.

3. Поставить цель - что именно ты хочешь изменить в себе.

4. Составить план действий по достижению цели.

5. Контролировать себя (самоконтроль).

Давайте поможем шестикласснику Саньке. Как ему с помощью этих советов повысить самооценку?

- Что значит «посмотреть на самого себя?» (Увидеть себя в правильном зеркале, а не в кривом.)

- Какие сильные и слабые стороны он мог бы увидеть? (Робость, неуверенность в себе, неумение постоять за себя, замкнутость; скромность, добросовестность, любознательность и т. п.)

- Что именно ему нужно изменить в себе? (Нужно победить свою робость и неуверенность в себе.)

- Что он должен делать, чтобы избавиться от этих качеств? (Каждый день поднимать руку и отвечать, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, записаться в драмкружок, участвовать в концертах и т. п.)

- Что такое самоконтроль? (Нужно записывать, что получилось, что нет, составлять графики, отчеты и т. п.)

Психологи еще советуют не бояться ошибок, быть терпеливым и обязательно каждый день хотя бы несколько минут мысленно представлять себе, каким ты станешь.

- Как вы думаете, зачем нужен этот совет? (Дети высказываются.)

VI. Упражнение «Мечтать не вредно»

Классный руководитель. Вспомните, о чем вы мечтали, когда ходили в детский сад. Запишите свои мечты на листочке. Вспомните, о чем вы мечтали в 1 классе, и запишите свои мечты. Подчеркните мечты, которые уже сбылись, и зачеркните то, о чем вы перестали мечтать. Насколько реалистичными вам кажутся ваши детские мечты сегодня? Подумайте, о чем вы мечтаете сейчас. Запишите, если хотите.

VII. Заключительная беседа «Формула счастья»

Классный руководитель. Ваши мечты говорят об уровне притязания. Осуществление мечты - это успех. От этих двух составляющих зависит наша самооценка.

Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:

Посмотрите на эту формулу.

- Как уровень притязаний влияет на самооценку? (Чем больше уровень притязаний, тем меньше самооценка.)

- А если притязания скромные, но достижения очень большие? Например, записался в секцию плавания для здоровья, а стал олимпийским чемпионом. Какова будет самооценка?

(Дети высказываются.)

Из этой формулы видно, что если мечты и притязания соответствуют возможностям, то человек правильно оценивает себя. Тогда и запросы у него разумные - человеку живется легко и спокойно, он уважает себя и других, открыт и доброжелателен, никого не трогает и ничего не боится. Он чувствует себя счастливым, знает себе цену и никому не завидует. Людей с правильной самооценкой отличают два качества: скромность и достоинство.

А если запросы превышают возможности («могу купить самокат, а хочу джип»), человек начинает страдать, одним - завидовать, других - унижать, чтобы хоть как-то возвыситься. Ему кажется, что все ему чего-то должны - родители, друзья. Человек с заниженной самооценкой отравляет жизнь себе и близким.

- Есть только два способа повысить самооценку. Попробуйте найти их, используя в качестве подсказки формулу Джеймса. (Или добиться успеха в какой-нибудь деятельности, или снизить уровень притязаний, уменьшить запросы.)

Познать себя, дать себе объективную оценку - это совсем не просто. Ведь, как говорил В. Гюго, «у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности». Чтобы понять, какой же ты в действительности, дать себе правильную самооценку, иногда может понадобиться целая жизнь. Но не нужно забывать, что главными показателями правильной самооценки являются скромность и чувство собственного достоинства.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Самооценка, уровень притязаний, успех - важны ли для вас эти понятия?

- Что нового вы узнали о себе в ходе классного часа?

- Захотелось ли вам стать лучше, изменить себя?

(Дети высказываются.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!