Тема: «Добрый человек в доброте проживает век».
Цель: воспитание чувства уважения, доброты и понимания к людям.
Задачи:
1. Помочь детям осмыслить духовно – нравственные категории такие, как доброта, добрые слова, добрые дела, доброжелательность.
2. Способствовать развитию внутреннего, духовного мира ради осознания своей полезности.
3. Воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения.
Ход классного часа.
Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь.
Добру человек у человека учится.
(Ч. Айтматов)
I. Введение в тему.
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и в хорошем настроении продолжим путешествие к нашим истокам.
- Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.
- Послушайте стихотворение и скажите, о каком качестве человека идёт речь?
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец … ДОБРОТА.
- Итак, тема нашего классного часа Слайд №1 – «Добрый человек в доброте проживает век».
II. Присоединение.
Слайд № 2 - Говорят, что доброта – это язык, на котором немые могут говорить, а глухие могут слышать.
- Можно ли доброту увидеть, почувствовать, услышать? (Можно увидеть, почувствовать и услышать.)
- Мы сегодня постараемся увидеть, услышать и почувствовать доброту и построить необычный город, в котором живут только добрые люди.
- И назовём его…… («Город Доброты»).
- Дети, а какого человека называют добрым? (Он говорит добрые слова, совершает добрые поступки, помогает слабым и взамен ничего не берёт.)
- Послушайте притчу, которую написал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский. Называется она «Обыкновенный человек».
В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро.
Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– Это не человек, – ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– И это еще не человек, – ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
– А это что за человек? – спросил внук.
– Обыкновенный человек, – ответил дед.
- Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?
- Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?
- Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком?
- Каким еще человеком его можно назвать?
-Ребята, как вы думаете, почему доброта необходима в каждой семье?
(в семье друг о друге заботятся, воспитывают добрых людей)
- Дети, только ли семье необходима доброта?
(доброту проявляем ко всему живому, ко всей природе)
Вывод: Доброта помогает человеку, животным, жизни.
- Что же такое доброта?
(склонность человека делать добро, любить, заботится о ближнем)
- В словаре С.И.Ожегова написано:
Слайд № 3
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим
Доброта - это проявление искренних чувств, полезных другим, и не требующих вознаграждения.
Проблемная ситуация.
- Каким образом можно почувствовать доброту?
(добрые слова, доброе отношение друг к другу, сочувствие, поддержка)
- Послушайте, что произошло в одной семье.
Сын вернулся из школы. Мама была расстроена, на её глазах блестели слёзы. Она сказала, что отец тяжело заболел, и его положили в больницу. Сын не встревожился, не заволновался. Он беззаботно сказал матери, что завтра их класс идёт в лес и утром надо быть в школе.
- Куда же ты пойдёшь? – спросила мама.
- В лес, ведь учительница сказала!
- А сердце тебе ничего не сказало? – тихо произнесла мама.
- Какие чувства уснули в сердце мальчика? (любовь к ближнему)
- Что мама хотела услышать в ответ от сына? (слова сочувствия)
- А где мы можем увидеть доброту? (улыбки людей, добрый взгляд)
- Посмотрите на фотографии Слайд № 4 - 9.
- Оглянитесь вокруг и вы увидите милые и радостные улыбки друзей, гостей, родителей книги, цветы, мебель, изготовленную заботливыми мастерами и многое другое.
- Значит, доброту можно увидеть.
- Каким же образом мы можем доброту услышать? (произносить добрые слова)
- Добрые слова неслучайно называют волшебными - в них заключена огромная сила.
-Дети, добрые слова – это цветы человеческой души.
И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
6. Активное занятие «Цветы души».
а) В парах.
– Перед вами карточки со словами. Выберите и отметьте добрые слова.
Спасибо, равнодушие, злобность, пожалуйста, благодарю, добрый день, извините, простите, доброй ночи, доброе утро, зависть, хвастовство. |
- Слово «добро» является исконно русским. Оно обозначает «благо». В русском языке очень много добрых слов и выражений. Некоторые из них даже начинаются со слова «добро».
- Какие из них вам знакомы? (ответы детей)
•Доброго пути! (провожая)
•Старательного человека называют добросовестным.
• Незлопамятного – добродушным.
• Русским народом всегда ценилась доброжелательность.
- А как узнать доброжелательного человека?
- К доброжелательному человеку всегда тянутся люди.
- Как его узнать среди людей?
(он совершает добрые поступки, говорит добрые слова, помогает)
Слайд № 10
• Если ты знаешь человека, который радуется твоим успехам, как собственным, то значит, ты его уже встретил.
• Если кто – то за тебя замолвил доброе слово или поручился, то это он.
• Если есть человек, который всегда встречает тебя доброй улыбкой и готов обсудить все твои дела, значит, у тебя есть доброжелатель.
- А что значит выражение: «У доброго человека и мысли добрые». (он думает о том, как бы кому помочь, кого поддержать)
- Дети, а как вы думаете, добрым человек рождается или становится? (становится)
- А кто вас учит добру? (родители, бабушки, дедушки, учителя)
- Слайд № 11 Эпиграфом к нашему уроку стали очень мудрые слова Чингиза Айтматова:
« Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится».
Физкультурная пауза.
https://yandex.ru/video/preview/3152507595371786700
III. Основной этап.
- Дети, что же украшает человека?
(Доброта, добрые поступки, добрые слова, добрые мысли)
- А какие добрые поступки вы уже успели совершить в своей жизни? (Я помогаю маме, бабушке, папе. Я гуляю с сестрёнкой. Я уступаю место в транспорте пожилым людям.)
- Я вам предлагаю – построить «Дом Мудрости».
- Для этого вам нужно составить пословицу и вклеить её в бревно дома.
Кто добро творит, | (будешь и сам без беды). |
Делай другим добро – | (того Бог отблагодарит). |
Жизнь дана на... | (а его добрые дела). |
Не одежда красит человека, | (добрые дела). |
Добрый человек | (добру и учит). |
На добрый привет... | (добрый ответ). |
- Молодцы! вот такой дом добра у нас получился.
IV. Рефлексия.
- Дети, что вы взяли для себя из нашего классного часа? (Нужно быть добрыми, совершать добрые поступки, говорить добрые слова)
- Слайд № 12 А. П. Чехов писал: «Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро».
- Что бы вы посоветовали всем окружающим вас людям? (Начинает круг, передавая сердечко.)
- Я бы посоветовала быть доброжелательными друг к другу.
- Мы завершаем наш урок замечательной песней.
- Кто знает её, подпевает.
https://yandex.ru/video/preview/17035950647439803211
Приложение.
1. «Перечень добрых дел»
• Помощь старикам в хозяйственных делах (покупка продуктов, уборка жилища и др.) • Защита и помощь младшим. • Забота о родителях, помощь по дому. • Работа в библиотеке по «лечению» книг. • Посадка и охрана деревьев, кустарников, цветов. • Помощь одноклассникам в учении. • Забота о заболевшем товарище. • Помощь учителям на уроках. • Уборка класса и т. д. | • Помощь старикам в хозяйственных делах (покупка продуктов, уборка жилища и др.) • Защита и помощь младшим. • Забота о родителях, помощь по дому. • Работа в библиотеке по «лечению» книг. • Посадка и охрана деревьев, кустарников, цветов. • Помощь одноклассникам в учении. • Забота о заболевшем товарище. • Помощь учителям на уроках. • Уборка класса и т. д. |
Кто добро творит, | (будешь и сам без беды). |
Делай другим добро – | (того Бог отблагодарит). |
Жизнь дана на... | (а его добрые дела). |
Не одежда красит человека, | (добрые дела). |
Добрый человек | (добру и учит). |
На добрый привет... | (добрый ответ). |