Тема | «Киберугрозы: основные методы защиты». |
Цель | расширение знаний о киберугрозах, формирование навыков их распознавания и оценки рисков; обеспечение информационной безопасности обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в среде Интернета. |
Задачи | - формировать знания об основных рисках использования Интернета и путях их предотвращения; - развивать умение формулировать возникшую проблему; находить ответы на поставленный вопрос, развивать умение формулировать собственные мысли; - воспитывать информационную культуру личности. |
Планируемые результаты | Предметные - сформировать представление о киберугрозах, развивать умение предотвратить их, формировать навык защиты от киберугроз. Личностные - понимать социальную, общекультурную роль в жизни современного человека навыков ответственного и безопасного поведения в среде Интернет. Метапредметные - формировать умения и навыки безопасного использования средств информационных и коммуникационных технологий, развитие и обеспечение информационной грамотности. |
Класс | 5 класс |
Оборудование | Ноутбук, проектор, экран. |
Начнем с небольшой загадки: (Слайд 1)
Ученик: Интернет
Учитель: Поднимите руки те из вас, кто пользуется возможностями Интернета.
Действительно, сегодня многие люди не представляют свою жизнь без Интернета. Они общаются в сети, ищут необходимую информацию, смотрят фильмы и т.д. Обратите внимание на картинку, представленную на слайде .
Учитель: О чем хотел сказать автор этого рисунка?
Ученик 1: О том, что в интернете есть и хорошее, и плохое.
Ученик 2: О том, что интернет может быть опасен.
Учитель: Именно об этом мы сегодня и поговорим. Предложите варианты для темы нашего занятия
Ученики: Опасность в Интернете, безопасный Интернет, …
Учитель: Все молодцы!
Учитель: Какие опасности, по вашему мнению, поджидают вас в Интернете?
Ученики: Вирусы, ложная информация, преступники, …
Учитель: Для того, чтобы не попасть в плохую ситуацию при работе в глобальной сети, вы должны четко знать виды Интернет-преступлений и способы поведения при встрече с ними.
Учитель: Что хотели сказать авторы представленных на слайде рисунков?
Ученики: Сегодня многие люди зависят от устройств, компьютеров, телефонов, интернета. …
Учитель: Вы правы. Ситуация настолько серьезная, что психологи выделили виды зависимостей: финансовая, игровая и социальная. Посмотрите на слайды (Слайд 5-7) и определите, какой вид зависимости представлен на каждом из них. Расскажите, как проявляются эти зависимости у людей.
Ученики: Финансовая зависимость. Многие люди отдают свои деньги в Интернете. Игровая зависимость. Люди проводят много времени в играх. Социальная зависимость. Человек много времени проводит в социальных сетях, постоянно общается с друзьями.
Учитель: Поговорим о социальных сетях и друзьях. По каким признакам вы можете определить пол вашего собеседника, место, где он живет, его интересы?
Ученик 1: По аватарке, по личной информации,…..
Учитель: Как бы вы назвали такого собеседника?
Ученик 2: Невидимый, незримый, виртуальный, …
Учитель: Верно. Некоторые люди, проводя много времени в виртуальном общении, не обращают внимания на то, что они пишут. Иногда их слова могут обидеть собеседника. Сформулируйте правила общения в сети, которыми пользуетесь вы.
Ученики: Надо всегда здороваться, быть вежливым, …..
Учитель: Молодцы! Посмотрите на слайд, на нём представлены правила общения в сети. Поднимите руку те, кто согласен с этими правилами общения в сети.
Учитель: На слайде вы видите картинку, отражающую окно письма в электронной почте. Представим ситуацию: вам надо написать письмо классному руководителю, в котором сообщить, что вы заболели, используя набор словосочетаний, представленных справа и ниже. Посмотрите, какие графы нам надо заполнить.
Ученики: Получатель, Тема письма, Само сообщение.
Учитель: Определим порядок написания письма. Итак, что мы заполним в первую очередь?
Ученики: сначала заполним адрес получателя.
Учитель: дальнейшие предложения
Ученики: затем заполним тему, затем поздороваемся, введем текст сообщения далее подпишем «С уважением, Оля Иванова».
Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с нашим заданием. Только не забудьте проверить и отправить ваше сообщение!
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на этот слайд. Вы когда-нибудь встречали сообщения такого вида?
Ученики: да, встречали
Учитель: И как вы реагировали? Что делали?
Ученики: Ничего, переходили по ссылке, отправляли смс, …
Учитель: Что может произойти, если всё-таки вы отправите по указанному номеру заданный текст?
Ученики: Со счета будет списана некоторая сумма денег или все деньги.
Учитель: А приз вы получите?
Ученики: Нет, конечно.
Учитель: Зачастую авторами таких сообщений являются Интернет- мошенники.
Учитель: Рассмотрим пример: На слайде изображен Вася. Он очень расстроен, у него произошел несчастный случай. Со счета номера его телефона пропали деньги. Мальчик не понимает, как такое могло случиться. Предложите ваши версии произошедшего.
Ученики: Возможно, Вася скачивал файлы из ненадежных источников, открыл неизвестное ему вложение, а оно содержало вирусы, …
Учитель: Верно. Всё это Интернет-мошенничество. Ребята, я предлагаю вам помочь Васе и научить его простым правилам, которые обезопасят его в сети Интернет. Предложите ваши варианты таких правил.
Ученики: Не сообщайте никому свои пароли, не посылайте СМС в ответ на письма от неизвестных людей. Будьте осторожны с вложениями и ссылками в сообщениях электронной почты. Не скачивайте и не открывайте незнакомые файлы.
Учитель: Молодцы! Ребята, обратите внимание на картинку, представленную на слайде и описание тех проблем, с которыми столкнулась девочка Аня - хозяйка компьютера:
На компьютере появляются неожиданные сообщения, изображения или звуковые сигналы.
Программы самостоятельно могут запускаться или подключаться к Интернету.
Компьютер работает очень медленно.
При включении компьютера операционная система не загружается.
Файлы и папки исчезают.
Всплывает множество системных сообщений об ошибке.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что случилось с компьютером Ани?
Ученики: Компьютер Ани заражен вирусами.
Учитель: Совершенно верно! Ребята, давайте выручим Аню и подскажем ей, как обезопасить компьютер от вредоносных программ.
Ученики: Можно установить специальные программы, аккуратно работать в в Интернете, е использовать флэшки, …
Учитель: Да, все верно! Лучшим способом, которым вы можете обезопасить компьютер, является применение специальных программ – антивирусных программ Сегодня их разработано очень много, на слайде представлены примеры таких программ. Можно отметить: Доктор Веб, Avast, Лаборатория Касперского и др. Такие программы не только обнаруживают вирусы, но и лечат зараженные файлы.
Ребята, все это время мы рассматривали опасности, с которыми можно столкнуться в Интернете, и методы борьбы с ними. В информатике есть термин, которым обозначают методы и способы, предназначенные для защиты компьютеров, компьютерных сетей, программ и данных от несанкционированного доступа к информации, от её копирования, изменения или уничтожения.
Сформулируем этот термин, для этого вы должны разгадать ребус? (Слайд 20).
Ученики: Кибербезопасность
Учитель: Молодцы!!! Итак, кибербезопасность – это набор методов и способов, предназначенных для защиты компьютеров, компьютерных сетей, программ и данных от несанкционированного доступа к информации, от её копирования, изменения или уничтожения.
Таким образом, этот набор методов и способов направлен на защиту компьютера и его пользователей в Интернете, или, как ещё говорят, в виртуальном мире. Прочитайте название этого мира со слайда .
Интерактивная игра А теперь я предлагаю вам немного поиграть. (Далее игра по командам «Игра - Безопасность в интернете https://и-риски.рф/
Учитель: Итак, сегодня наш классный час был посвящен очень важной теме, которая касается каждого человека. Что нового вы сегодня узнали? О чем бы вы хотели рассказать родителям, друзьям?
Учащиеся обсуждают.