Классный час
«О правилах дружбы и общения»
Цель: создание дружного и сплочённого коллектива.
Задачи:
дать понятие дружбы; ознакомить с правилами общения и дружбы;
учить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях;
учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга;
воспитывать бережное и тёплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям;
развивать умения аргументировать свою точку зрения.
Ход классного часа
I. Организационный момент
II. Основная часть
1. Вступительное слово учителя
- Сегодня мы поговорим с вами об удивительном явлении в человеческих отношениях.
Я попрошу вас составить анаграмму из букв, которые вы видите на доске. (РДАЖБУ).
- Что получилось? (Дружба).
- Правильно – ДРУЖБА. Сегодня мы с вами поговорим о дружбе.
Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, как бы ни была редкой истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.
2. Актуализация знаний уч-ся (Обсуждение вопросов по раскрытию понятия «дружба»)
- Как вы понимаете слово «дружба»?
Возможные ответы детей: Когда между людьми возникают такие отношения, что они не предают, умеют друг друга слушать, не обижают, делятся чем-то. Вот такие отношения будут называться «дружбой».
- Ребята, как вы думаете, кто, по вашему мнению, считается настоящим другом?
Ответы детей: Настоящий друг также должен быть готовым прийти на помощь в трудную минуту.
Друг должен быть верным, добрым, сильным, честным, щедрым. Друга характеризуется наличием таких качеств, как искренность и открытость. Друг должен уметь сопереживать и сочувствовать своему другу, умение выслушать и проявить искренний интерес к делам своего друга.
Кроме того, умение признавать свои ошибки, принимать советы и хранить секреты, быть готовым простить – все это качества настоящего друга.
- Что значит дружить?
Ответы детей: Уважительно относиться к другу, доверять. Дружбе не помешает и наличие общих интересов и увлечений.
- Молодцы, ребята! Каждый человек должен понимать, что друзья - это очень важно.
Так как же надо «дружить»?
Ответы детей: Не предавать, не врать, не обижать, не ябедничать, не злиться, не бросать в беде, не грубить, не ссориться.
3. Викторина «Кто с кем дружит?»
1) Зеленый крокодил Гена и ... (Чебурашка).
2) Доверчивый Буратино и ... (Мальвина).
3) Смешной мишка Вини-Пух и … (Пятачок).
4) Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили - не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес, осел).
5) Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда).
- Ребята, а правда, что друзьями могут быть и животные? У кого дома есть питомцы? Вы за ними ухаживаете?
Ответы детей: Да, правда – животные могут быть друзьями. Да ухаживаем: кормим, выгуливать, ухаживать за ними.
4 . Игра «Собери пословицу»
- Теперь, мы с вами поиграем в познавательную игру, которая называется «Собери пословицу».
Я буду вам говорить начало пословиц и поговорок о дружбе, а вы, соответственно, должны продолжить. Все поняли задание?! Ну, тогда начали. Итак, первая пословица:
Нет друга – ищи (а нашел – береги)
Человек без друзей, что дерево ... (без корней).
Друга ищи, а найдешь ... (береги).
Новых друзей наживай… (а старых не забывай).
Дружба не гриб, в лесу ... (не найдешь).
Старый друг лучше... (новых двух).
Дружба, что стекло …… (сломаешь - не починишь).
5. Работа в группах «10 законов дружбы»
- Ребята! Оказывается, ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены десять законов дружбы.
Предлагаю каждой группе на листочках записать, а затем прочитать правила, законы дружбы.
Подумайте, какие из этих правил вы уже выполняете, а каким вам нужно научиться?
Законы дружбы:
доверять другу;
делиться новостями, успехами или неудачами;
уметь хранить чужие тайны;
радоваться вместе с другом его успехам;
предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций;
защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие);
не критиковать друга в присутствии других людей (если что-то не нравится, сказать другу об этом наедине);
уважать право иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым);
всегда выполнять свои обещания.
Учитель: Существует много законов о дружбе. Вы вспомнили и прочитали основные из них. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно!
III. Подведение итогов
- Скажите, ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
- Я очень рада, что вам было интересно! И в конце нашего классного часа я хотела бы добавить: помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей.
Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание. И мне думается, эту дружбу вы пронесете через всю школьную жизнь!
lV. Рефлексия. Игра на сплочение коллектива «Ниточка добра»
- Ребята, какое настроение у вас сейчас? На ваших столах лежат смайлики. Покажите тот, который соответствует вашему настроению. (Дети показывают смайлики).
- И в заключение давайте встанем в круг, улыбнемся друг другу и поиграем в игру, которая называется «Ниточка добра».
(Учитель дает в руки кому-то из учеников клубок с нитками, тот, намотав на ладонь нить, передает клубок другому ребенку и при этом говорит, за что он ему благодарен, и так далее, пока не будут охвачены все ребята класса).