Урок-конспект по теме: «Гордость России - учителя».
Тема: День Учителя.
Цели урока:
• Познакомить с историей возникновения праздника;
• Познакомить с историей зарождения и становления учительской профессии;
• Продолжить знакомить с выдающимися личностями - учителями и воспитателями, внесшими огромный вклад в историю нашей страны;
• Воспитывать уважение к труду педагогов, к старшему поколению;
• Продолжить работу по профессиональной ориентации учащихся;
• Развивать творческие способности учащихся;
• Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы;
• Развивать умение работать в команде;
• Работать над развитием речи.
Планируемые результаты:
• Иметь представление об истории праздника, о профессии учителя;
• Учиться работать над сбором информации;
• Учится формировать выводы на основе наблюдений;
•Учится грамотно и связно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
• Слушать и понимать речь других.
Оборудование: ПК, презентация, картинки, раздаточный материал.
Межпредметные связи: литература, история, русский язык.
Ход урока
I. Орг. Момент. Слайд 1. (Поздороваться. Представиться.)
II. Актуализация.
Мы уже знаем, что в нашем календаре есть дни, отмеченные красным цветом. Что это за дни?
- Да, это праздники. А что означает слово праздник?
Праздник — отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (небытовое, мифическое) значение и связанный с культурной или религиозной традицией.
- На какие группы делятся эти праздники?
III. Вступительная беседа.
Сегодня мы с вами познакомимся профессиональным праздником, который связан с оной из самых востребованных и распространенных профессий. Эта профессия необходима вне зависимости от географического положения, типа политического устройства, веяний моды.
Слайд 2.
«Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь»
А.С.Пушкин
- Догадались о какой профессии идет речь?
Слайд 3.
- Что означает слово учитель? Кого мы называем учителем?
Это человек, который обучает других людей каким-либо научным дисциплинам или навыкам.
Это человек, способный увлечь, раскрыть потаенный потенциал в ученике.
«Учитель – это лицо, которое чему-либо обучает».
V. Объяснение новой темы
1) Беседа по теме: «Корни истории».
Уже в глубокой древности, когда люди жили племенами и охотились на мамонтов, самые опытные и мудрые воины становились воспитателями для младших, учили их премудростям охоты.
В Древнем Риме уже существовали школы, в которых учили мальчиков. Девочки учились дома.
Интересно: в Древнем Риме учителя литературы и языка называли "грамматик", а учителя математики – "калькулятор".
А вот раб, слуга, который отводил детей в школу, назывался "педагог".
- Правда, знакомые слова?
В древней Японии существовала даже специальная организация, которая по указу императора назначала учителей. Эти учителя отвечали за воспитание не только детей аристократов и богачей, но и строили школы для детей крестьян и бедняков. Учителей называли "сэнсей".
На Руси первые учителя появились еще при Владимире Красное Солнышко. Уже тогда великий князь издавал указы, согласно которым, на службу к князю принимали только тех, кто умел читать, писать и считать. Поэтому родители старались научить всему своих детей. А учителей в Древней Руси называли "мастер".
Таким образом, работа учителя превратилась в ремесло.
Слайд 4. 2) Беседа об истории праздника.
- Послушайте, что пишет об учителе поэт В. Тушнова.
Читает стихотворение В. Тушновой "Если б не было учителя"
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго.
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
Слайд 5.
- Именно поэтому во многих странах отмечают день учителя. В этот день в школах устраивают дни самоуправления, поздравляют учителей и говорят им слова благодарности.
- В России день Учителя раньше отмечали в первое воскресенье октября.
Но в 1994 году всемирная организация ЮНЕСКО объявило дату 5 октября всемирным днем учителя.
С этого же года и в России День Учителя отмечают 5 октября.
-Вспомните, как в нашей школе отмечают день Учителя?
(устраивают день самоуправления).
3). «Галерея великих учителей».
Роль учителя в жизни каждого человека сложно переоценить.
Их вклад в историю России очень велик, хотя порой кажется незаметным.
Сегодня в честь праздника мы с вами вспомним имена лишь некоторых великих учителей, которые воспитывали наших князей, полководцев, императоров, помогали им проводить реформы, выигрывать битвы, влиять на ход истории.
Слайд 6. Сильвестр Благочестивый книжник
• Живший в XVI веке протопоп Сильвестр не был учителем в современном понимании этого слова, поскольку в то время на Руси еще не было школ, однако он вошел в историю как выдающийся педагог.
Священник получил хорошее образование и имел большую библиотеку. Свои знания он передавал самому царю – молодому Ивану Грозному! Известно, что Сильвестр сделал большой вклад в образование царя. Правда, через некоторое время между священником и Иваном Грозным произошла размолвка: царь тяготился чрезмерной опекой Сильвестра и стал называть его «попом-невежей», а затем сослал в Соловецкий монастырь, где тот и умер.
• Современники называют Сильвестра первым учителем этикета: еще находясь в расположении у царя, он стал редактором «Домостроя» – знаменитого свода правил по всем направлениям жизни человека, от семейного строя до религии.
Слайд 7.
Симеон Полоцкий
(настоящее имя Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович).
Деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах, московский придворный астролог. (17в)
Основатель школы при Заиконоспасском монастыре.
Учитель Сильвестра Медведева.
Устроитель бесцензурной типографии в Кремле.
Издатель книг, учебников, богословской литературы.
Первый в Московии профессионал-литератор.
Слайд 8. Лев Николаевич Толстой
Писатель, признанный ещё при жизни главой русской литературы
• Писателя Льва Толстого всегда волновали проблемы воспитания и образования детей. В 1859 он открыл в Ясной поляне собственную школу для крестьянских детей. Она располагалась во флигеле рядом с домом Толстого.
В школе велось обучение по 12 разным предметам – арифметике, чтению, географии, рисованию, пению и другим. Сам писатель вел, в основном, математику, физику и историю. Уроки начинались в 8-9 утра и длились до 15-16 часов с перерывом на обед. Порядки в учебном заведении были довольно лояльными: за прогулы никто не наказывал, за неуспеваемость не ругали, домашних заданий и вовсе не было, а в классе каждый мог сесть на любое место.
Автор рассказов, басен и переложений, адаптированных для начальной школы, а так же педагогических статей.
Слайд 9. Василий Андреевич Жуковский
Василий Жуковский известен как домашний педагог царской семьи. Он был учителем наследника престола Александра Николаевича – будущего императора Александра II. Жуковский лично разработал 12-летний план обучения, куда входили уроки по русскому языку, истории, географии, нравственности и другим дисциплинам. В образовании великого князя поэт добился больших успехов и был щедро награжден за свои труды.
Поэт, переводчик Шиллера, Мура, Байрона, Гомера.
Участник Народного ополчения в Отечественной войне 1812г..
Автор гимна «Боже, царя храни».
Учитель русского языка будущего царя Николая Первого.
Наставник - воспитатель наследника престола, будущего царя Александра Второго Освободителя. Своим примером сподвиг его к отмене крепостного права.
Гон будучи гуманистом, выкупил из крепостного рабства Тараса Шевченко и отпустивший на волю своих крепостных крестьян за 40 лет до отмены крепостного права в Российской империи.
Слайд 10. Михаил Михайлович Сперанский
родился в семье священнослужителя, поэтому он не получил фамилии от своего отца.
Она была ему дана при зачислении во Владимирскую духовную семинарию (в переводе с латинского speranta подающий надежды).
За четыре года благодаря своему уму и таланту он из простого преподавателя, домашнего секретаря превращается в статского советника, законотворца, реформатора, к советам которого прислушивается сам государь.
Николай I, сменив на престоле Александра I, попросил Сперанского остаться в правительстве. И принять непосредственное участие в верховном суде над декабристами. Это стало тяжким испытанием для Сперанского.
Некоторых из них он знал, а потому боялся оказаться пристрастным.
За титанический труд по кодификации законодательства, составлению 45 томного «Полного собрания законов» - «Свода законов Российской империи» Николай I наградил Сперанского Андреевской звездой, причем, сделал это, сняв с себя эту высокую награду.
Участвовал в воспитании цесаревича Александра 2 Николаевича,
который через полвека возобновил либеральные реформы в России.
Слайд 11. Константин Дмитриевич Ушинский – отец русских учителей.
Ушинский выступал за демократизацию народного образования. Особое внимание педагог уделял начальному образованию. Ушинский считал, что в процессе обучения должен быть элемент игры, а самим преподавателям нужно не зацикливаться на своих предметах, а заниматься еще и воспитанием детей.
Урок, писал Ушинский, это главная форма единства воспитания, образования и развития. Он разработал целый ряд методик – повторения учебного материала, формирования у детей общих представлений и понятий на основе наглядного материала и развития у детей мышления и речи. Некоторые консерваторы называли педагога вольнодумцем, однако Ушинский не прекращал развивать свою теорию о том, что воспитанием школьников должны не только родители, но и учителя.
Пытался дать ответы на вопросы:
Можно ли обучать, не воспитывая и воспитывать, не обучая?
Как и чему учить подрастающие поколения?
Каковы основные цели и задачи воспитания?
Что такое психологический подход к ученику - человеку.
Он считал:
«Основной закон детской природы состоит в том, что дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однородностью и однообразием».
Слайд 12. Илья Николаевич Ульянов (Ульянинов)
Он сменил фамилию, на более удобопроизносимую.
Отец Александра и Владимира Ленина, которые разожгли пожар мировой революции .
Сторонник равного образования для всех, вне зависимости от пола, возраста, уровня достатка и национальности:
Благодаря его энергии и настойчивости было построено 150 школьных зданий и в два раза возросло количество учащихся ( с 10 тыс. до 20).
Была открыта в Симбирске первая чувашская школа.
Созданы первые в губернии школы для мордовского населения и первые светские школы для татар.
Слайд 13. Николай Иванович Лобачевский
Шестикратный ректор Казанского университета, профессор, математик.
Создатель неевклидовой тригонометрии и геометрии с вычислением длин, объемов, площадей.
Первые изданные им учебники были осуждены за использование и продвижение метрической системы мер.
До своего признания Лобачевский не дожил, но впоследствии именно его труды, дали толчок для новых мощных открытий и исследований в математике и физике.
Слайд 14. Макаренко Антон Семенович – легендарный советский педагог и писатель.
Согласно позиции ЮНЕСКО А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам, определившим способ педагогического мышления в XX веке.
По поручению Полтавского Губнаробраза создал трудовую колонию имени М. Горького для несовершеннолетних правонарушителей, руководил детской трудовой коммуной ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского, где на практике воплощал разработанную им воспитательно-педагогическую систему в области воспитания и перевоспитания молодёжи (как из числа бывших беспризорников, так и из семей).
«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».
Слайд 14. Януш Корчак (Генрих Гольдшмит). (1879–1942)
Книга "Право ребенка на уважение", написанная в 1929 году, стала манифестом гуманистической педагогики.
VII. Закрепление темы
Мы с вами узнали много нового. Давайте проверим ваши знания.
Мини-тестирование
(тесты представлены на интерактивной доске или слайдами в презентации)
1. Когда в России отмечают день Учителя?
А) 5 октября
Б) 8 ноября
В) 1 сентября
2. От какого слова происходит слово "воспитатель"?
А) питать
Б) кушать
В) пытать
3. Как называли учителя математики в Древнем Риме?
А) калькулятор
Б) компьютер
В) телевизор
4. Как японцы обращаются к своему учителю:
А) сэнсей
Б) самурай
В) камикадзе
5. В каком году ЮНЕСКО учредило Всемирный день учителя?
А) в 1994
Б) в 2004
В) в 2014
VIII. Рефлексия
• Что нового вы узнали на уроке?
• Какие задания были интересны?
• Что еще вы хотели бы узнать о великих учителях, о праздниках?
IX. Оценивание учащихся
X. Домашнее задание
1) Нарисуйте поздравительную открытку ко дню Учителя.
2) Напишите отзыв о своем учителе. (По своему выбору).
3) Выучите стихотворение об учителе.