СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект классного часа, приуроченного ко Дню учителя.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект поможет в подготовке к уроку самоуправления в День учителя, он является сопровждением к презентации под названием "Гордость России - учителя".

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа, приуроченного ко Дню учителя.»


Урок-конспект по теме: «Гордость России - учителя».

Тема: День Учителя.

Цели урока:

• Познакомить с историей возникновения праздника;


• Познакомить с историей зарождения и становления учительской профессии;

• Продолжить знакомить с выдающимися личностями - учителями и воспитателями, внесшими огромный вклад в историю нашей страны;

• Воспитывать уважение к труду педагогов, к старшему поколению;

• Продолжить работу по профессиональной ориентации учащихся;

• Развивать творческие способности учащихся;

• Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы;

• Развивать умение работать в команде;

• Работать над развитием речи.

Планируемые результаты:


• Иметь представление об истории праздника, о профессии учителя;


• Учиться работать над сбором информации;

• Учится формировать выводы на основе наблюдений;

•Учится грамотно и связно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

• Слушать и понимать речь других.

Оборудование: ПК, презентация, картинки, раздаточный материал.


Межпредметные связи: литература, история, русский язык.


Ход урока

I. Орг. Момент. Слайд 1. (Поздороваться. Представиться.)

II. Актуализация.

Мы уже знаем, что в нашем календаре есть дни, отмеченные красным цветом. Что это за дни?

- Да, это праздники. А что означает слово праздник?

  • Праздник — отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (небытовое, мифическое) значение и связанный с культурной или религиозной традицией.

- На какие группы делятся эти праздники?

  • (Государственные, семейные, религиозные, профессиональные)

III. Вступительная беседа.

Сегодня мы с вами познакомимся профессиональным праздником, который связан с оной из самых востребованных и распространенных профессий. Эта профессия необходима вне зависимости от географического положения, типа политического устройства, веяний моды.

Слайд 2.

«Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь»

А.С.Пушкин

- Догадались о какой профессии идет речь?

  • Да – это Учительство!

  • И хотя учителя известны с древнейших времён человечества, однако самой распространённой и востребованной профессией оно стало лишь сравнительно недавно.

Слайд 3.

- Что означает слово учитель? Кого мы называем учителем?

  • Это человек, который обучает других людей каким-либо научным дисциплинам или навыкам.

  • Это человек, способный увлечь, раскрыть потаенный потенциал в ученике.

  • «Учитель – это лицо, которое чему-либо обучает».

V. Объяснение новой темы

1) Беседа по теме: «Корни истории».

Уже в глубокой древности, когда люди жили племенами и охотились на мамонтов, самые опытные и мудрые воины становились воспитателями для младших, учили их премудростям охоты.

  • В глубокой древности учителей называли воспитателями.


  • В Древней Греции и Египте, например, главными учителями считались жрецы.


  • В Древнем Риме император сам назначал наставников. Ими становились люди ученые, много знающие и много путешествовавшие.

В Древнем Риме уже существовали школы, в которых учили мальчиков. Девочки учились дома.


Интересно: в Древнем Риме учителя литературы и языка называли "грамматик", а учителя математики – "калькулятор".

А вот раб, слуга, который отводил детей в школу, назывался "педагог".


- Правда, знакомые слова?


  • В древней Японии существовала даже специальная организация, которая по указу императора назначала учителей. Эти учителя отвечали за воспитание не только детей аристократов и богачей, но и строили школы для детей крестьян и бедняков. Учителей называли "сэнсей".


  • На Руси первые учителя появились еще при Владимире Красное Солнышко. Уже тогда великий князь издавал указы, согласно которым, на службу к князю принимали только тех, кто умел читать, писать и считать. Поэтому родители старались научить всему своих детей. А учителей в Древней Руси называли "мастер".



  • По мере развития общества представители данной профессии начали практиковать специальные навыки.

Таким образом, работа учителя превратилась в ремесло.


Слайд 4. 2) Беседа об истории праздника.

- Послушайте, что пишет об учителе поэт В. Тушнова.



Читает стихотворение В. Тушновой "Если б не было учителя"

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.


И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.


И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.


Без его бы сердца доброго.
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!


Слайд 5.

- Именно поэтому во многих странах отмечают день учителя. В этот день в школах устраивают дни самоуправления, поздравляют учителей и говорят им слова благодарности.


- В России день Учителя раньше отмечали в первое воскресенье октября.

Но в 1994 году всемирная организация ЮНЕСКО объявило дату 5 октября всемирным днем учителя.

С этого же года и в России День Учителя отмечают 5 октября.


-Вспомните, как в нашей школе отмечают день Учителя?

(устраивают день самоуправления).


3). «Галерея великих учителей».

Роль учителя в жизни каждого человека сложно переоценить.

Их вклад в историю России очень велик, хотя порой кажется незаметным.

Сегодня в честь праздника мы с вами вспомним имена лишь некоторых великих учителей, которые воспитывали наших князей, полководцев, императоров, помогали им проводить реформы, выигрывать битвы, влиять на ход истории.




Слайд 6. Сильвестр Благочестивый книжник

• Живший в XVI веке протопоп Сильвестр не был учителем в современном понимании этого слова, поскольку в то время на Руси еще не было школ, однако он вошел в историю как выдающийся педагог.


Священник получил хорошее образование и имел большую библиотеку. Свои знания он передавал самому царю – молодому Ивану Грозному! Известно, что Сильвестр сделал большой вклад в образование царя. Правда, через некоторое время между священником и Иваном Грозным произошла размолвка: царь тяготился чрезмерной опекой Сильвестра и стал называть его «попом-невежей», а затем сослал в Соловецкий монастырь, где тот и умер.


• Современники называют Сильвестра первым учителем этикета: еще находясь в расположении у царя, он стал редактором «Домостроя» – знаменитого свода правил по всем направлениям жизни человека, от семейного строя до религии.



Слайд 7.

Симеон Полоцкий
 (настоящее имя Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович
).


  • Деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах, московский придворный астролог. (17в)

  • Основатель школы при Заиконоспасском монастыре.

Учитель Сильвестра Медведева.

  • Наставник и воспитатель детей русского царя Алексея Михайловича от Марии Милославской: Ивана, Софьи и Фёдора.


  • Устроитель  бесцензурной типографии в Кремле.

  • Издатель книг, учебников, богословской литературы.

  • Первый в Московии профессионал-литератор.



Слайд 8. Лев Николаевич Толстой
Писатель, признанный ещё при жизни главой русской литературы


• Писателя Льва Толстого всегда волновали проблемы воспитания и образования детей. В 1859 он открыл в Ясной поляне собственную школу для крестьянских детей. Она располагалась во флигеле рядом с домом Толстого.


В школе велось обучение по 12 разным предметам – арифметике, чтению, географии, рисованию, пению и другим. Сам писатель вел, в основном, математику, физику и историю. Уроки начинались в 8-9 утра и длились до 15-16 часов с перерывом на обед. Порядки в учебном заведении были довольно лояльными: за прогулы никто не наказывал, за неуспеваемость не ругали, домашних заданий и вовсе не было, а в классе каждый мог сесть на любое место.

  • Просветитель, публицист, религиозный мыслитель.(19 в)


  • Член-корреспондент Императорской Академии наук, почётный академик по разряду изящной словесности.


  • Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Впоследствии отказался от дальнейшей номинации.


  • Создатель «Азбуки», «Новой азбуки» и четырёх «Русских книг для чтения», в качестве пособий для начальных учебных заведений.


  • Автор рассказов, басен и переложений, адаптированных для начальной школы, а так же педагогических статей.


Слайд 9. Василий Андреевич Жуковский

  • Незаконорожденный сын помещика Афанасия Бунина и турчанки Сальхи.
    Получил новую фамилию после усыновления крёстным –
    белорусским дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским.


  • Василий Жуковский известен как домашний педагог царской семьи. Он был учителем наследника престола Александра Николаевича – будущего императора Александра II. Жуковский лично разработал 12-летний план обучения, куда входили уроки по русскому языку, истории, географии, нравственности и другим дисциплинам. В образовании великого князя поэт добился больших успехов и был щедро награжден за свои труды.



  • Поэт, переводчик Шиллера, Мура, Байрона, Гомера.

  • Участник Народного ополчения в Отечественной войне 1812г..

  • Автор гимна «Боже, царя храни».

  • Учитель русского языка будущего царя Николая Первого.

  • Наставник - воспитатель наследника престола, будущего царя Александра Второго Освободителя. Своим примером сподвиг его к отмене крепостного права.

  • Гон будучи гуманистом, выкупил  из  крепостного рабства Тараса Шевченко и отпустивший на волю своих крепостных крестьян за 40 лет до отмены крепостного права в Российской империи.


Слайд 10. Михаил Михайлович Сперанский
родился в семье священнослужителя, поэтому он не получил фамилии от своего отца.
Она была ему дана при зачислении во Владимирскую духовную семинарию (в переводе с латинского speranta подающий надежды).


  • За четыре года благодаря своему уму и таланту он из простого преподавателя, домашнего секретаря превращается в статского советника, законотворца, реформатора, к советам которого прислушивается сам государь.


  • Николай I, сменив на престоле Александра I, попросил Сперанского остаться в правительстве. И принять непосредственное участие в верховном суде над декабристами. Это стало тяжким испытанием для Сперанского.

  • Некоторых из них он знал, а потому боялся оказаться пристрастным.


  • За титанический труд по кодификации законодательства, составлению 45 томного «Полного собрания законов» - «Свода законов Российской империи» Николай I наградил Сперанского Андреевской звездой, причем, сделал это, сняв с себя эту высокую награду.

  • Участвовал в воспитании цесаревича Александра 2 Николаевича,

который через полвека возобновил либеральные реформы в России.


Слайд 11. Константин Дмитриевич Ушинскийотец русских учителей.

  • Ушинский выступал за демократизацию народного образования. Особое внимание педагог уделял начальному образованию. Ушинский считал, что в процессе обучения должен быть элемент игры, а самим преподавателям нужно не зацикливаться на своих предметах, а заниматься еще и воспитанием детей.


  • Урок, писал Ушинский, это главная форма единства воспитания, образования и развития. Он разработал целый ряд методик – повторения учебного материала, формирования у детей общих представлений и понятий на основе наглядного материала и развития у детей мышления и речи. Некоторые консерваторы называли педагога вольнодумцем, однако Ушинский не прекращал развивать свою теорию о том, что воспитанием школьников должны не только родители, но и учителя.

Пытался дать ответы на вопросы:

  • Можно ли обучать, не воспитывая и воспитывать, не обучая?

  • Как и чему учить подрастающие поколения?

  • Каковы основные цели и задачи воспитания?

  • Что такое психологический подход к ученику - человеку.


Он считал:

«Основной закон детской природы состоит в том, что дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однородностью и однообразием».


Слайд 12. Илья Николаевич Ульянов (Ульянинов)
Он сменил фамилию, на более удобопроизносимую.
Отец Александра и Владимира Ленина, которые разожгли пожар мировой революции .

  • От простого учителя математики, дослужился до смотрителя, а потом и директора народных училищ.


  • Суть его должности состояла в надзоре за исполнением учебной части во всех народных училищах губернии.


  • К нему сходились все донесения о работе и выполнении своих обязанностей как простыми учителями, так и инспекторами. По сути он был главным «завучем» губернии.


Сторонник равного образования для всех, вне зависимости от пола, возраста, уровня достатка и национальности:

  • Благодаря его  энергии и настойчивости было построено 150 школьных зданий и в два раза возросло количество учащихся ( с 10 тыс. до 20).

  • Была открыта в Симбирске первая чувашская школа.

  • Созданы первые в губернии школы для мордовского населения и первые светские школы для татар.


Слайд 13. Николай Иванович Лобачевский


  • Шестикратный ректор Казанского университета, профессор, математик.

  • Создатель неевклидовой тригонометрии и геометрии с вычислением длин, объемов, площадей.

  • Первые изданные им учебники были осуждены за использование и продвижение  метрической системы мер.

До своего признания Лобачевский не дожил, но впоследствии именно его труды, дали толчок для новых мощных открытий и исследований в математике и физике.




Слайд 14. Макаренко Антон Семенович – легендарный советский педагог и писатель.

  • Согласно позиции ЮНЕСКО А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам, определившим способ педагогического мышления в XX веке. 

  • По поручению Полтавского Губнаробраза создал трудовую колонию имени М. Горького для несовершеннолетних правонарушителей, руководил детской трудовой коммуной ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского, где на практике воплощал разработанную им воспитательно-педагогическую систему в области воспитания и перевоспитания молодёжи (как из числа бывших беспризорников, так и из семей).

  • «Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».





Слайд 14. Януш Корчак (Генрих Гольдшмит). (1879–1942)

  • врач, детский писатель, польский педагог еврейского происхождения



  • Он верил в абсолютную ценность детства, отстаивал права детей, защищал их интересы.



  • Его самая известная книга для взрослых – "Как любить ребенка" (1918).

Книга "Право ребенка на уважение", написанная в 1929 году, стала манифестом гуманистической педагогики.



  • В 1942 году отказался покинуть своих учеников, воспитанников Дома сирот, и вместе в ними вошел в газовую камеру концлагеря Треблинка.

VII. Закрепление темы

Мы с вами узнали много нового. Давайте проверим ваши знания.

Мини-тестирование

(тесты представлены на интерактивной доске или слайдами в презентации)

1. Когда в России отмечают день Учителя?

А) 5 октября

Б) 8 ноября

В) 1 сентября

2. От какого слова происходит слово "воспитатель"?

А) питать

Б) кушать

В) пытать

3. Как называли учителя математики в Древнем Риме?

А) калькулятор

Б) компьютер

В) телевизор

4. Как японцы обращаются к своему учителю:

А) сэнсей

Б) самурай

В) камикадзе

5. В каком году ЮНЕСКО учредило Всемирный день учителя?

А) в 1994

Б) в 2004

В) в 2014

VIII. Рефлексия

• Что нового вы узнали на уроке?

• Какие задания были интересны?

• Что еще вы хотели бы узнать о великих учителях, о праздниках?

IX. Оценивание учащихся

X. Домашнее задание

1) Нарисуйте поздравительную открытку ко дню Учителя.

2) Напишите отзыв о своем учителе. (По своему выбору).

3) Выучите стихотворение об учителе.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!