Классный час
на тему
«Урок вежливости»
Подготовила: Шитая Ю. С.
учитель начальных классов
МОУ – СОШ д. Березина
Урок вежливости.
Цель:
Знакомство детей с правилами поведения.
Учить детей выражать чувства добрыми словами.
Формировать навыки вежливого обращения.
Воспитывать потребность в доброжелательном общении.
Задачи:
Воспитывать доброжелательность; умение дарить тепло и доброту;
способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;
развивать у учащихся эстетические и духовно - нравственные способности;
воспитывать у детей потребность в вежливом отношении.
Оборудование: ноутбук, проектор, карточки с заданиями, цветные карандаши, клей, клеенка.
Ход занятия
1. Организационный этап.
Учитель: Здравствуйте, ребята и дорогие гости!
Звучит песня «Улыбка»
Учитель: Ребята, сейчас прозвучала такая добрая, хорошая песенка, как вы думаете, почему мы начали именно с нее? Конечно, она помогла поделиться нам улыбкой друг с другом, а значит, проявить свое доброе отношение, расположение к другому. А от этого и настроение становится лучше. Давайте и мы поприветствуем друг друга своей улыбкой.
2. Сообщение темы урока.
А начнём мы со стихотворения, которое подскажет нам тему нашего занятия.
Слон муравью уступает дорогу:
- Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: - Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу!
Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
- Вы, орёл, устали, сядьте на скалу.
А орёл ответил: - Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я, -
Пусть тебе поможет вежливость твоя.
В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: - Уважаемый крот,
День угасает и ночь настаёт,
Скоро взойдёт золотая луна…
- Доброй вам ночи. Спокойного сна.
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии (о вежливости)
Учитель: Правильно. Сегодня у нас пройдет «Урок вежливости»
Сегодня мы поговорим о вежливости, о культуре общения, о поведении в школе.
3. Работа над темой урока
Учитель: - У вас на парте лежит листок с этим стихотворением и карандаши. Выберите понравившийся вам цвет и подчеркните те слова в стихотворении, которые вы считаете вежливыми.
-Перечислите их.
Учитель: Как вы думаете, для чего всем людям нужно знать вежливые слова?
Учитель: А всегда ли помним мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно и вежливо?
Учитель: не всегда.
Учитель: как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и поэтому всякому с ним легко и приятно.
Учитель: Верно, вежливым, воспитанным. Вежливость - это одно из важнейших качеств человека. До 16 века «вежа» означало «знаток» тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
-А теперь давайте проверим, что же вы знаете о вежливом поведении, для этого мы сыграем в игру "Хлопай, топай".
Если моё предложение говорит о вежливом поведении, то вы хлопаете в ладоши. А если нет, то тихонько топаете ногами.
Грубо отвечать
Благодарить маму за вкусный обед
Приходить в школу неопрятным
Помогать взрослым и малышам
Не обращать внимания, когда тебя зовут
С друзьями не обязательно быть вежливым
Уступать место в автобусе пожилым людям
Опаздывать на урок
Здороваться и прощаться
Выражать близким людям свою любовь и восхищение
«Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно».
- А сейчас я предлагаю собрать рассыпавшуюся пословицу о вежливости и объяснить её значение.
(Раздать рассыпавшиеся пословицы по словам и дать 2 минуты на сбор и обсуждения значения пословицы)
Учись доброму – дурное на ум не пойдёт
Ласковое слово лучше мягкого пирога
Жизнь дана на добрые дела
Про доброе дело говори смело.
- Давайте проверим, что у вас получилось. Называйте пословицу и объясните нам всем, пожалуйста её смысл.
Физминутка:
Мы знаем все правила! Мы их выполняем!
- Если вы услышите правило, которое обязательно нужно выполнять, вы красиво, гордо стоите. Если же это вовсе не правило и так мы не делаем – садимся на корточки.
- Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.
- Входящего в класс, взрослого приветствуй стоя (покажите).
- Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.
- Входящему в класс можно крикнуть “привет”.
- Бегать и шумно кричать можно только на игровой площадке.
- Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.
- В перемену можно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.
- Помогать друг другу нужно всегда и всюду “Один за всех и все за одного”.
- Не надо ябедничать.
- В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.
Учитель: Молодцы! Спасибо!
Учитель: Достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливыми?
Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос.
Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю, Витя просит:
- Извините,
Я ошибку признаю.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
- Извините, я немного опоздал.
- Тихомиров! Покажите
Нам на карте город Псков.
- Извините, – шепчет Витя, –
Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем,
И пришлите нам ответ!
- Чтобы вы ответили на вопрос?
(Рассуждения детей)
- Не достаточно знать вежливые слова, нужно знать и выполнять правила поведения.
Учитель: а теперь, чтобы эти правила не забывать мы с вами сделаем буклет.
А вы знаете что такое буклет? (Буклет (от англ. booklet) – это согнутый (сфальцованный) в два или более раз лист бумаги, на обеих сторонах которого размещена текстовая и/или графическая информация.)
4. Итог урока
- О каких словах, о каких поступках говорили мы сегодня на классном часу? (ответы детей)
- Может кто - нибудь из вас почувствовал в себе, что он стал сегодня немного добрее, вежливее к окружающим нас людям и впредь будет совершать хорошие поступки.
- Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по делам
Хочется нам попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаемся мы сейчас,
Добрый путь вам! В добрый час!
Звучит песня Б. Савельева «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда».