СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект комплексного фронтального занятия на тему “Посуда” для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект комплексного фронтального занятия на тему “Посуда” для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

Сивцова В.А., учитель – логопед МБДОУ “Детского сада комбинированного вида № 18” г.о. Самара.

 

 

Цель. Обогащение словаря детей на тему “Посуда”.

Программное содержание:

1) коррекционно-образовательные задачи:

- обогащать знания детей по теме “Посуда”;

- продолжать учить детей отвечать предложением;

- продолжать учить детей образовывать слова неморфологическим способом;

- формировать умение образовывать относительные прилагательные;

- упражнять детей в практическом использовании данных существительных в винительном, родительном, предложном падежах;

- продолжать учить детей согласовывать движения с т

Просмотр содержимого документа
«Конспект комплексного фронтального занятия на тему “Посуда” для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.»

16



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»


Институт педагогики

Кафедра теории и методики дошкольного, начального и специального образования





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


на тему:


ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗВУЧНОЙ РЕЧИ ПОСЛЕ ПОЛНОГО УДАЛЕНИЯ ГОРТАНИ






Контрольная работа по дисциплине «Логопедия. Модуль нарушение голоса» обучающейся

по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», профилю подготовки «Логопедия»

Глуховой И.Г.

Проверил:

к. пед. н., доцент

Буслаева Е.Н.






Калуга 2017



СОДЕРЖАНИЕ


1. Терминология 3

2. Восстановление звучной речи после полного удаления гортани 4

4. Список литературы 16




































ТЕРМИНОЛОГИЯ

Голос - совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата; Голос является одним из компонентов речи, вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова) и контролируется корой головного мозга [3, 108].

Ларинг - [греч. laryngos гортань] – составная часть сложных слов, означающая, «относящийся к гортани» [3, 91].

Нарушения голоса определяются как отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата [3, 104].

Фониатрия - раздел оториноларингологии, изучающий физиологию и патологию голосового аппарата человека [3, 174].

Фонопедия - раздел логопедии, предусматривающий формирование навыка правильного голосообразования с помощью педагогических приемов при постоянной активизации мышечного аппарата с минимальной на него нагрузкой [3, 174].
















ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗВУЧНОЙ РЕЧИ ПОСЛЕ ПОЛНОГО УДАЛЕНИЯ ГОРТАНИ

Удаление гортани (экстирпация) при злокачественной опухоли нарушает естественный дыхательный путь и лишает полностью голоса при сохраненном артикуляционном аппарате и нейрофизиологических механизмах речи. С удалением гортани создается тяжелая психотравмирующая ситуация. Человек лишается коммуникативных возможностей, возникают серьезные опасения по поводу прогноза заболевания и соматическая ослабленность после операции и лучевого лечения. Все это вызывает не только естественные реакции на болезнь, но и собственно психические нарушения, обусловленные заболеванием и особенностями личности.

Общим для всех лиц с удаленной гортанью является сознание собственной неполноценности, бесперспективности и страха за свою дальнейшую жизнь. Подавляющее большинство нуждается в лечении у психиатра. Удаление гортани влечет за собой целый ряд патологических изменений - человек лишается возможности общения с окружающими, изменяется дыхание, возникают психологические изменения. Люди, перенёсшие такие операции, становятся инвалидами, отходят от трудовой деятельности и активной социальной жизни. Восстановление голоса возвращает утраченную коммуникативную функцию, часто позволяет вернуться к труду, ускоряет процесс психологической и социальной реабилитации, что делает проблему на сегодняшний день весьма актуальной. Занятия по восстановлению голоса переключаются на активную деятельность, появляется возможность вернуться к общественно полезной работе, создается социальная доминанта, значимость которой способствует тому, что проявления витальных чувств отходят на второй план.
Первое удаление гортани было произведено в 1873 году. С этого момента возникла необходимость искать заместительный механизм для образования голоса. Таким механизмом мог стать пищевод, обладающий достаточно подвижными стенками и инервируемый веточками возвратного нерва. Голос, замещающий фонацию, получил название эзофагальный, то есть пищеводный.

В России С. Л. Таптапова в 1963 году провела клинико-экспериментальное изучение данного контингента и разработала методику обучения пищеводному голосу больных после удаления гортани.

В настоящее время проблема лечения злокачественных новообразований является не только актуальной в медицине, но и касается многих аспектов социальной жизни оперированных больных.

В мире ежегодно заболевает онкологией около 6 млн. человек и наблюдается значительная тенденция к увеличению числа онкологических заболеваний.
Восстановление голоса у лиц без гортани возможно только при создании компенсаторного органа голосообразования. Этим органом может быть физиологическое сужение в пищеводе на уровне IV-VI шейных позвонков, называемое псевдоголосовой щелью. При фонации происходит смыкание стенок пищевода протяженностью до 3,5 см. Ниже псевдоголосовой щели находится воздушный пузырь, который и является энергетической базой голосообразования. Образующийся таким способом голос принято называть пищеводным или псевдоголосом. Однако им могут овладеть только 40 % больных [2, c.217].

Курс восстановления голоса при этом состоит из четырех этапов: Весь курс восстановления звучной речи делится на 4 этапа с учетом задач и особенностей каждого периода обучения:

Первый этап - подготовительный. Его основная задача - тренировка шейной мускулатуры, верхнего отдела пищевода и диафрагмы. Особое внимание следует обратить на занятия лечебной физкультурой по специальному комплексу для адаптации к новому типу дыхания (дыхание через трахеостому).

Второй этап - создание благоприятных условий для образования псевдоголосовой щели и вызывания псевдоголоса. Вновь образованный голос (псевдоголос) вводится в слоги, слова, короткие предложения.

Третий этап - начало общения псевдоголосом, работа над звучностью и внятностью речи больного.

Четвертый этап - расширение диапазона и работа над тембром псевдоголоса. Больной работает над увеличением силы звука, улучшением тембра и модуляций имеющегося псевдоголоса [2, c.218].

Приступая к проведению курса восстановительного обучения, необходимо учитывать, что его эффективность зависит от состояния психики больных, так как все они тяжело травмированы наличием злокачественного новообразования, потерей звучной речи в послеоперационном периоде и угрозой социальной дезадаптации - нарушением трудоспособности. Учитывая, что наличие патологических психических состояний тормозит восстановление звучной речи, всех больных следует консультировать у врача-психиатра (психоневролога). Отмечающиеся психические отклонения у этой группы больных являются результатом совместного воздействия соматогенных и психогенно-травмирующих факторов.

Необходимо обращать внимание на состояние зубов у лиц, перенесших полное удаление гортани и лучевую терапию. Нарушения зубных рядов мешают обучению, поэтому нуждающихся следует направлять к стоматологу для заблаговременного протезирования во избежание удлинения курса восстановления звучной речи. Съемные зубные протезы, которые были удобны до операции, во время занятий по образованию псевдоголоса оказываются нередко плохо фиксированными, что также затрудняет обучение.

На первом занятии должна проводиться психотерапевтическая беседа с больным. В целях тренировки шейной мускулатуры и остатков мышц гортаноглотки, а также верхнего и среднего отдела пищевода применяются несложные для выполнения упражнения.

Для этого предлагается упражнение-игра на губной гармошке. Дуть в губную гармошку рекомендуется медленно, спокойно. Очень ослабленным больным в качестве предварительного упражнения предлагается дуть на вату, а затем при появлении воздушной струи, колеблющей кусочек ваты, дуть в губную гармошку по 0,5 минуты 10-12 раз в день, с интервалами по 20 минут.

На подготовительном этапе большое внимание уделяется систематическим занятиям лечебной физкультурой по специальному комплексу [1, c.79].

На втором этапе основной задачей является формирование псевдоголосовой щели на уровне 5-6-го шейных позвонков.

Для этого имеется ряд упражнений, целью которых является условнорефлекторное усиление первого сужения пищевода на уровне 6-го позвонка и создание таким образом благоприятных условий для образования псевдоголосовой щели на оптимальном уровне.

Упражнение А. Стоя, слегка наклонив корпус вперед и свободно опустив руки, больной с открытым ртом при напряжении мышц живота и подъеме диафрагмы подражает рвотному движению, задержав дыхание.

Данное упражнение рекомендуется повторять не более 3 раз подряд. Звук псевдоголоса может появиться не сразу, а через некоторое время после выполнения упражнения.

Упражнение Б. Больной ложится на кушетку без подушки. Ему предлагается сначала отдохнуть и спокойно дышать 2-3 минуты, а затем уже приступать к выполнению упражнения: лежа, с открытым ртом втянуть живот, тем самым поднять диафрагму и попытаться сделать подобие рвотного движения, задержав дыхание.

После 3-кратного повторения в течение нескольких дней описанных выше упражнений у больных, правильно их выполняющих, появляется звук псевдоголоса однократно или двукратно, что имеет и большое психотерапевтическое значение.

Упражнения А и Б рекомендуются больным с учетом их общего состояния, причем более ослабленным и выполняющим упражнения с большим напряжением следует применять упражнение Б.

Убедившись, что пациент правильно выполняет упражнение А или Б, ему рекомендуется повторять его дома 3 раза в день и посещать логопеда через день (при амбулаторных занятиях).

После того как больной в течение дня самостоятельно повторял упражнение 3 раза, увеличивая время дутья в губную гармошку до 1,5 минуты, можно приступать к выполнению упражнения для вызывания звука псевдоголоса 4 раза в день, а в дальнейшем 5-6 раз.

Упражнения проделываются в течение недели ежедневно, причем нагрузка увеличивается через день.

Чаще всего на 5-7-й день выполнения упражнений А или Б, а иногда того и другого обучающиеся отмечают появление звука псевдоголоса и возможность произнесения словесного материала.

Одним из принципов восстановительной терапии является постепенность перехода от простого к сложному. Поэтому при обучении следует остановиться в своем выборе в первую очередь на таких согласных звуках, которые образуются от смыкания артикуляционных органов без участия голоса. Такими взрывными, мгновенными, глухими звуками являются к, т, п.

При появлении звука псевдоголоса обучающиеся легче произносят доступные слова, а не слоги и звуковые сочетания. Это можно объяснить выработанными с детства речевыми навыками произнесения слов, имеющих конкретное содержание, а не слогов и звукосочетаний, лишенных смыслового значения [1, c.80].

Упражнение 1. Как, Катя, Капа, каток, какао.

Упражнение 2. Кот, ком, кок, Коля, кофе.

Упражнение 3. Там, так, ток, Толя, таз, Том.

Занимаясь упражнениями 1-3, необходимо соблюдать паузы между словами и интервалы между упражнениями.

В начале занятий обучающиеся обычно быстро утомляются, поэтому на данном этапе не рекомендуется произносить псевдоголосом упражнения более 5-8 раз, следует учитывать, что занятия более 10 минут малоэффективны. Наиболее рационально проведение 2-3 занятий в день с перерывами по полчаса. Самостоятельные тренировки проводятся 5-8 раз в день продолжительностью от 5 до 8 минут.

Цель 4-го упражнения - обучение произнесению простейших словосочетаний без пауз между словами.

Словосочетания состоят из слов, уже доступных обучающимся. К каждому слову упражнений 1-3 рекомендуется прибавлять слово как, избегая пауз между словами. Упражнение повторяют 4-6 раз в день по 2-3 минуты, например: Как кот, а не: Как (пауза) кот; Как Катя, а не: Как (пауза) Катя.

Далее обучающиеся приступают к аналогичным упражнениям со звуками «п» и «т», например: Там Толя, Там палка, Там пальто, Пальто там? И т. д.

Задерживаться на произнесении отдельных слов долго не следует, рекомендуется переходить к фразам, состоящим из 2 или 3 слов.

Целью упражнений 5-6 является обучение произнесению фразы из трех слов, без паузы между ними. Однако, учитывая, что обучающийся испытывает трудности при произнесении такой фразы, каждое предложение сначала разбивается на словосочетания с повторением одного из слов.

Упражнение 5. Кот катает, катает клубок. Ким кормит, кормит кур. Кот катает клубок. Ким кормит кур. Ким ел котлеты. Коля ел кисель. Катя была в кино. Капе купили куклу. Коле купили коньки. Кира купила какао. Коля купил кекс.

Упражнение 6. Толя тянет, тянет Таню. Тимка тащит, тащит таз. Толя тянет Таню. Тимка тащит таз. Толя играет в теннис. Тося катает клубок. Толя читает толстый том. Там живет Таня.

Логопеду не следует обращать внимание больного на недостаточную громкость и внятность произносимых им слов.

Упражнения 5-6 имеют и большое психотерапевтическое значение: они вселяют уверенность в успешность дальнейших занятий и в возможность произнесения длинных фраз.

Произнесение фразы, состоящей из 3 слов, вызывает затруднения. Поэтому следует в течение нескольких занятий спокойно повторять упражнения 5-6. После того как указанные упражнения перестанут вызывать затруднения, следует предлагать обучающемуся переходить постепенно на звучную речь в быту.

Произнесение слов, начинающихся с согласных звуков, на этом этапе трудностей обычно не вызывает, однако почти у всех обучающихся отмечается некоторый страх при переходе на звучную речь в быту [1, c.81].

Они боятся быть непонятыми окружающими и стесняются говорить псевдоголосом. Большую роль в этот период играет общее состояние пациента, состояние его психики.

В период, когда обучающийся уже начинает в повседневной жизни переходить на звучную речь, можно увеличивать время занятий с логопедом до 20 минут. Самостоятельно же следует рекомендовать упражняться 5-6 раз в день от 10 до 15 минут. В период работы над введением псевдоголоса в спонтанную речь (третий этап) уделяется наибольшее внимание произнесению употребительных слов, выражений.

Произнесение только специально подобранного, фонетически облегченного словесного материала, чтение его вслух и пересказ могут не стимулировать введение псевдоголоса в спонтанную речь.

Больше всего затрудняет обучающихся изолированное произнесение гласных звуков.

Начиная работу с гласными, подготовительные упражнения следует проводить с подкреплением эмоционально окрашенных и доступных предложений.

Упражнение 7. Звук произносится кратко:

ка-ак та-ат па-ап

ко-ок то-от по-оп

ку-ук ту-ут пу-уп

ки-ик ти-ит пи-ип

Упражнение 8. Звук произносится протяжно:

каак тааг

коок тоот

куук туут

киик тиит

кеэк кээк

Упражнение 9.

а - о - у - э - и

Упражнения 7-9 повторять подряд не более 2-3 раз.

Сразу же после выполнения упражнения 7 можно предложить больному произносить часто употребляемые в быту выражения: да, привет, дайте, получите, спасибо и т. п. Это позволит начинать полнее общение в быту и незаметно для обучающегося будет тренировать возможность произнесения слов, начинающихся со звонких согласных, а также создает предпосылки для выполнения упражнения 9, т. е. произносить изолированных гласных звуков [1, c.82].

Логопедам в этот период занятий приходится особенно учитывать интересы больного, его профессию, бытовое окружение и необходимость устного общения на работе. Это стимулирует их переход на звучную речь в быту.

Определение акустических параметров псевдоголоса позволило сделать вокальные упражнения целенаправленными. Псевдоголос ниже нормального на 0,5-1 октаву, а часто опускается и до звуков контроктавы.

Для увеличения силы псевдоголоса и расширения его диапазона и рекомендуется проводить вокальные упражнения. Для этого применяется следующее: пение терции, кварты, квинты малой и первой октавы, причем основное внимание уделяется длительному пению первого звука, а затем плавному переходу ко второму, что вначале вызывает затруднения.

У больных отмечается возможность протянуть, пропеть только первый звук, и только после двух или трех занятий у них появляется возможность пропеть квинту малой и терцию первой октавы.

Вокальные упражнения не представляют трудностей для выполнения (как логопеду, так и больному) и составлены с учетом голосовых возможностей обучающихся.

Однако во время занятий часто изменяется порядок упражнений из-за индивидуальных особенностей больных.

Упражнения для мужского псевдоголоса.

Упражнение 10.

Соль малой октавы

Си малой октавы

Упражнение 11.

До первой октавы

Ми первой октавы

Упражнения 10-11 можно варьировать: начав с упражнения 11, перейти к упражнению 10. Вокальные упражнения должны не вызывать большого напряжения, т. е. из двух предложенных следует выбирать сначала наиболее доступное для обучающегося.

После того как эти два упражнения не будут вызывать затруднений, следует приступать к упражнению 12.

Упражнение 12.

Это упражнение выполняется медленно, после каждого раза паузы 2-3 минуты [1, c.83].

В это же время рекомендуется длительное пение одного звука в доступном диапазоне.

Когда не будет возникать затруднений при выполнении указанных упражнений, рекомендуется переходить к исполнению знакомых мелодий в доступных диапазонах.

Исполнение музыкальных фраз из знакомых популярных песен стимулирует плавность и появление модуляций в псевдоголосе.

Упражнение 13. Мелодии В. Соловьева-Седого «Подмосковные вечера».

Необходимо отметить, что для большей эффективности и стабильности тембра некоторым пациентам, у которых особенно часто ухудшается звучание псевдоголоса в зависимости

Упражнение 15.

Упражнение 14. Мелодия И. Дунаевского «Широка страна моя родная».



Упражнения для женского псевдоголоса

Работа над женским псевдоголосом ставит дополнительные трудности. Отсутствие модуляций и низкий тон псевдоголоса крайне травмируют женщин. Для них предлагаются упражнения для увеличения модуляции, а затем уже для расширения диапазона псевдоголоса.

Диапазон женского псевдоголоса должен быть не менее кварты, квинты первой октавы, поэтому упражнения, а также мелодии следует предлагать в указанных диапазонах.от их настроения, общего состояния, рекомендуется самостоятельно повторять необходимые упражнения длительное время, уже не посещая занятий с логопедом.

Курс вокальных упражнений рассчитан на 2-3 недели (при ежедневных занятиях).

Время обучения звучной речи лиц, перенесших расширенную экстирпацию гортани и операцию по тину Крайля (с резекцией корня языка), по сравнению с обучением больных, перенесших обычное удаление гортани, является более продолжительным. Это объясняется тем, что после резекции корня языка утрачивается его подвижность, что крайне затрудняет, а порой и делает невозможным движение языком.

Некоторые больные испытывают трудности при движении головой вправо и влево. Они не могут нагнуть ее вперед или отвести назад, порой бывает даже невозможно поднять руки вверх. Занятия с такими больными начинаются с артикуляционных упражнений: движения языком вправо, влево, вверх и вниз; пощелкивания; поднимание языка к верхнему альвеолярному отростку [1, c.84].

Указанные упражнения обучающийся повторяет самостоятельно по 5-6 раз в день от 3 до 5 минут. Одновременно он приступает к занятиям лечебной физкультурой. Только после 2-3 недель занятий лечебной физкультурой и артикуляционными упражнениями, когда увеличивается объем движений языка, предлагают приступать к упражнениям первого этапа.

У этой группы обучающихся отмечается более быстрая утомляемость, чем у тех, кто перенес обычную экстирпацию гортани. Поэтому к упражнениям по вызыванию звука следует переходить осторожно. В дальнейшем обучение этой группы больных проводится по уже изложенной методике [1, c.85].























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Книга для логопеда / Под ред. С.Л. Таптаповой. - М.: Просвещение, 1984. -112 с.

2.Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

3.Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!