СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе по теме "Первоцветы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе по теме "Первоцветы"

Просмотр содержимого документа
«Конспект комплексного занятия в подготовительной группе по теме "Первоцветы"»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №84»























Конспект комплексного занятия в подготовительной группе по теме "Первоцветы"



















Воспитатель: Никифорова Марина Александровна











Курск 2022 год


Цель: Развитие познавательного интереса к родной природе.

Задачи:

  • расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни;

  • познакомить с первоцветами Курской области, занесёнными в Красную книгу;

  • вызвать у детей интерес к окружающему миру;

  • формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее;

  • развивать речь детей, активизировать внимание, память.


Обогащение словаря: медуница, ветреница.

Активизация словаря: первоцветы.


Ход занятия

– Отгадайте загадку:

Стала тёплою погода,

Светит солнце, и природа

Пробудилась ото сна.

Это к нам пришла.../весна/.


– Подумайте и скажите, какая весенняя примета самая первая, самая главная? /Начинает ярче светить и пригревать солнце.

– Скажите, какое весеннее солнце? (Весеннее солнце теплое, ласковое, яркое, лучистое и т. д.)

– Всё живое пробуждается от зимнего сна, тянется к теплу, к солнечному свету.

– Какие ещё весенние изменения в природе вы можете назвать? (Ответы детей)

– Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег, и проявятся первые проталины).

– Сегодня мы поговорим с вами о весне травы и цветов. В народе говорят: «Весна цветами красна». Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

– Правильно, весной в лесах, лугах, садах распускаются первые весенние цветы. Их называют первоцветами. Одни первоцветы зацветают в начале весны, когда появляются первые проталины, другие позже – в середине, в конце весны.

– Какие первоцветы вам знакомы. (Ответы детей).

– Необычной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут первоцветы.

– Прослушайте, пожалуйста, загадку. О каком цветке в ней говориться?


Подснежник, Галантус

У занесённых снегом кочек

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек

Полузамёрзший, чуть живой.

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

(Дети рассматривают иллюстрированный материал)


Фиалка

На солнечной опушке

В траве стоит она.

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

И тут поможет нам смекалка

– Все зовут цветок … (Фиалка)


Физкультминутка «Подснежники просыпаются».

Дети садятся на корточки и закрывают глаза.

Вот подснежники проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись.

Два – изящно покружились.

Три – нагнулись и присели.

И на солнце поглядели.

(Выполняют движения по тексту)


– Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?


Медуница.

Шмель цветку очень рад.

Ах, медовый аромат!

И цветки красивые

– Розовые, синие.


– Как вы думаете, почему этот цветок называют медуницей? (Потому что в её цветках много сладкого сока – нектара)

Когда она распускается, цветки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.

Еще медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара.


Прострел (Сон-трава)

«Усни-трава»

Дальний лес стоит стеной,

А в лесу, в глуши лесной,

На суку сидит сова.

Там растет усни-трава.

Говорят, усни-трава

Знает сонные слова:

Как шепнет свои слова,

Сразу никнет голова.

И. Токмакова


Хохлатка

Вот сиреневый цветок,

Словно птичий хохолок,

И резной листочек,

Тонкий стебелёчек.

– Почему этот цветок так называется? (Потому что каждый цветочек имеет, будто небольшой хохолок)

– Это растение маленькое, хрупкое, нежное. Листья у него тонкие и мягкие, фиолетовые цветки имеют небольшие хохолки.


Первоцвет (Примула)

Это растение называют «золотыми ключиками весны». Первоцвет (примула) настоящий, или весенний, или лекарственный - многолетнее травянистое растение из семейства первоцветных. Листья - продолговатые, венчик 5-лепестный, ярко-желтой окраски. Плод - яйцевидная коробочка длиной до 1,5 см, с многочисленными мелкими семенами. Цветет первоцвет в мае, а в июне уже поспевают плоды и происходит обсеменение. Оставшуюся часть лета у растения на поверхности имеются только листья.



Мать-и-мачеха

Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха.


Ландыш

Этот цветок распускается в мае

Белые бусинки он одевает.

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Пусть дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят.

Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки.


–Все эти цветы растут на территории нашего Курского края. Но их очень мало осталось в природе. Поэтому они занесены в Красную книгу. Эти редкие растения можно увидеть в Центрально-черноземном Государственном Природном Заповеднике Имени Профессора В. В. Алехина.

– Какие цветы можно увидеть в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы)

Из луковки вырос,

Но в пищу негож.

На яркий стаканчик

Цветок тот похож… (Тюльпан)


Самый первый и красивый,

Цвет бывает, как у сливы!

Розовый и белый тоже,

На сирень ещё похожий!

Я вот отгадать не смог,

Что же это за цветок?! (Гиацинт)


Листья выпустил, как стрелы.

Он цветёт цветочком белым,

В серединке жёлт цветок,

Голову склоняет вбок,

Смотрит скромно-скромно вниз.

Как красавца звать? (Нарцисс)


– Скажите, можно ли рвать первые весенние цветы? (Нельзя)


Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.


– К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.


«Букет фиалок»

Сквозь иглы темной хвои веселый лился свет.

Я шла лесной тропою и вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко, и грустно стало мне.

Цветы уже увяли, поникли лепестки.

Зачем же их сорвали, сломали стебельки?

Казалось мне, я слышу фиалок слабый стон,

Он делался все тише, но сердце ранил он.


– Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, чтобы они нам сказали? Что мы можем им пообещать?

– В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».


Помни правила:

Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.

Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.


– Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов.

– А что можно сделать, чтобы сохранить жизнь цветов? (Можно его нарисовать, сделать из бумаги)

– Ребята, я предлагаю вам сделать картинку с изображением ландыша. /Дети проходят за столы. /


Проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчики сожмём в кулак – вот так,

А потом раскроем так – вот так,

Чтоб цветочки получились,

Надо чтоб пальчики потрудились.


– Вспомните и скажите, какие части есть у растения? (У растения есть корень, стебель, листья, цветок).

– Подумайте, с чего мы начнём выполнять работу? (ответ детей).

– Правильно, возьмём фломастер и нарисуем стебли.

– Что будем делать дальше? (ответ детей.)

– Скажите, как из зелёной бумаги вырезать два одинаковых листа ландыша, используя трафарет. (Надо лист бумаги согнуть пополам, сверху положить трафарет, обвести его и по нарисованному контуру вырезать.)

– Из какого материала мы будем делать цветочки ландыша? (из ватных дисков)

– Вспомнить приём приклеивания. Дети выполняют работу, оформляют её в рамку. Воспитатель осуществляет индивидуальный подход во время выполнения работы.

– Молодцы! Давайте сейчас возьмём свои работы, присядем на нашей полянке и полюбуемся красивыми ландышами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!