Конспект консультации для родителей и учителей начальных классов на тему: «Что такое ОНР? Пути и способы его коррекции»
Цель: систематизировать знания воспитателей по проблеме воспитания и обучения детей, имеющих общее недоразвитие речь, дать рекомендации по работе с такими детьми.
Задачи:
определить уровень родительской компетентности в способности оказать грамотную помощь в коррекции речи младшего школьника;
способствовать формированию необходимых знаний родителей и педагогов о понятии «Общее недоразвитие речи»;
раскрыть некоторые методы и приёмы обучения детей с ОНР;
создать условия для привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка; к оценке его достижений, учебных и коммуникативных навыков, выявить затруднения в учебном процессе.
содействовать формированию адекватной родительской оценки детских возможностей;
заинтересовать родителей в оказании своему ребёнку посильную помощь в проведении специальных игровых упражнений.
План консультации:
Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?
Причины общего недоразвития речи
Коррекция речи у детей с ОНР
Практичекие рекомендации: упражнения, способствующие развитию мышления, речи дошкольников:
Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости зачислять своего ребенка на логопедический пункт. Зачастую, это только верхушка айсберга, и коррекция речевого дефекта невозможна в полном объеме в условиях логопедического пункта общеобразовательного учреждения.
ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)?
В настоящее время дети с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключение ОНР - общее недоразвитие речи.
Под термином (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Для речи таких детей характерны следующие признаки:
-более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);
-экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);
-дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;
-у детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;
-речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.
Выделяют четыре уровня ОНР
1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;
2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;
3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;
4 уровень — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.
ПРИЧИНЫ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.
Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.
КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР
Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи. И исправить это нарушение самостоятельно невозможно. Коррекционная работа проводится комплексно. В зависимости от периода обучения, учитель-логопед ежедневно проводит групповые или подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи. Три раза в неделю с каждым ребенком проводятся индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.
При необходимости, наблюдение осуществляет врач-невропатолог, так как у некоторых детей для активизации речевых зон головного мозга и улучшения кровоснабжения применяется медикаментозное лечение.
Один раз в неделю учитель-логопед задает домашнее задание для повторения пройденного материала.
Такая структура коррекционной работы позволяет максимально исправить речевое нарушение и сформировать полноценную гармоничную личность.
4. ПРАКТИЧЕКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ,
РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ:
1.Развитие ассоциаций.
Говорим ребенку по 1 слову и просим назвать в ответ первое слово, которое
вспомнит (пришло в голову)
Например:
Стол, посуда, дерево, бабочка, заяц, смелость, цвет.
Стоит, горит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.
Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий,
деревянный.
Быстро, высоко, весело, два, летящий.
Можно задать вопрос: «Как ты думаешь, почему ты вспомнил именно это слово?
2. Классификация предметов по картинкам.
Предлагаются картинки и дается задание разложить их на 2 группы
(критерий классификации не называется).
3. Игра «Найди лишний предмет»
Предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает
предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы.
Ребенок покалывает (убирает) «лишнюю» картинку и объясняет, почему убрал именно ее.
4. Игра «Назови лишнее слово»
- Среди имен существительных
Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
Стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
- Среди имен прилагательных
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Желтый, красный, сильный, зелёный;
- Среди глаголов
Думать, ехать, размышлять, соображать;
Бросился, слушал, ринулся, помчался;
Ненавидеть, презирать, наказывать;
5. Игра «Найди отличия»
Объяснить, чем отличаются предметы (с использованием картинок).
Список использованной литературы
Глухов В. П. Формирование связной речи детей с общим речевым недоразвитием. — М.:АРКТИ, 2002. 144 с.
Ефименкова Е.Н. Формирование речи у младших школьников (Дети с ОНР). Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.
Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: ГНОМ и Д, 2000 - 128 с.