10.01.2023 Конспект коррекционно-развивающего урока по установлению причинно-следственных отношений
Тема: Установление причинно-следственных отношений
Цель: Развитие мышления и других познавательных способностей.
Задачи:
Образовательная – формирование мыслительных операций (установление отношений между понятиями), интеллектуальных действий и речевых умений;
закрепление умения устанавливать причинно-следственные отношения между понятиями, упражнять детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;
закрепление отношений «род-вид», «целое-часть», отношений противоположности.
Коррекционно-развивающая – развитие мышления, зрительно-пространственного восприятия, мелкой моторики, памяти, слухового внимания, воображения, развитие способности к самоанализу поведения.
Закрепление приемов релаксации, достижение психомышечного покоя.
Воспитательная - воспитывать в детях дисциплину, сдержанность, самоконтроль, умение слушать товарища и учителя.
Оборудование: телевизор, картинки с изображением ситуаций,
Возрастная группа: младший школьный возраст.
План.
Ритуал приветствия.
Сообщение темы, задач, целей
Игра «Почему это произошло»
Упражнение «Восстанови последовательность событий»
Игра «Установи причину и следствие»
Релаксация
Рефлексия
Организационный момент
Психолог: Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу и улыбнемся солнышку. Ребята сегодня на уроке мы будем учиться устанавливать причинно следственные связи. Я уверена, что все вы будете еще более внимательными, старательными, чем обычно. Каждому из вас есть, что показать нашим гостям.
Ребята сегодня к нам на урок пришел необычный гость, давайте посмотрим кто это? Совершенно верно это Незнайка, а пришел он к нам не просто так. Он просит нас о помощи. Незнайка очень хочет пойти в гости к своему другу. Но мама сказала, что сможет его отпустить только после того, как он выполнит задания. Давайте поможем Незнайке, справится со всеми заданиями и пойти в гости к своему другу.
Для начала нам нужно поприветствовать друг друга.
Выполним ритуал приветствия.
Доброе утро, солнце (поднять руки над головой),
Доброе утро, небо (поднять руки над головой),
Доброе утро, нам (руки в стороны, посмотреть друг на друга),
(Повернуться к гостям)
Доброе утро нашим гостям (кивнуть).
Основная часть
Первое задание, которое нам нужно помочь выполнить Незнайке называется:
Игра «Почему это произошло»
Цель: научить детей находить причину событий.
Продолжите предложения.
Утром на земле появились лужи, потому что …
Мальчик попал под машину, потому что …
У девочки заболело горло, потому что …
Мама похвалила сына, потому что …
Лёд на реке растаял, потому что …
Ученик получил двойку, потому что …
Птицы улетают на юг, потому что …
Человеку нужна разная обувь, потому что …
Прохожие вышли на улицу с зонтиками, потому что …
Мама рассердилась на детей, потому что …
Сегодня дети надели резиновые сапоги, потому что …
Мальчик шёл по улице и упал, потому что …
Настольная лампа не горит, потому что …
В саду яблоки упали на землю, потому что …
В доме нет чистой посуды, потому что …
Вы отлично справились, молодцы, а теперь давайте посмотрим, чем мы сможем еще помочь Незнайке.
Упражнение «Восстанови последовательность событий»
Цель: закрепить понимание причинно-следственных отношений в живой и неживой природе.
Миша неаккуратно наливал сок» и «На столе лужа».
«Маша ест снег» и «У Маши болит горло».
«Мальчик попал под дождь» и «мальчик мокрый».
«Маша упала» и «Маша плачет».
«Маше подарили куклу» и «Маша рада».
«Миша и Сережа подрались» и «Миша и Сережа в синяках».
«Петя едет на велосипеде и смотрит на ворону» и «Петя упал с велосипеда».
Молодцы ребята, мы справились со вторым заданием и пришло время отдохнуть и сделать физкультминутку
Физкультминутка
Мы с вами отлично отдохнули и продолжаем помогать Незнайке.
Игра «Установи причину и следствие»
Цель: научить детей устанавливать причину и следствие.
Психолог читает небольшое стихотворение, дети отвечают на вопросы, устанавливают причину и называет следствие.
Цветы.
Забыли дети про цветы
И их не поливали.
А к концу недели
Все цветы завяли.
- Почему завяли цветы?
- Что дети должны были делать, чтобы цветы не завыли? Назовите причину и следствие.
Авария.
Перебегал дорогу мальчик
Не там, где светофор стоит.
Машины ехали так быстро,
Что не смогли затормозить.
Попал тот мальчик под машину.
Найди аварии причину.
- Почему мальчик попал под машину? Почему машина не смогла затормозить? Что должен был сделать мальчик, чтобы не попасть под машину? Назовите причину и следствие
Пожар.
Мальчик дома развлекался,
Спички чиркал, любовался.
Вот одна упала на пол,
Не заметил её он.
И сгорел от этой спички
Деревянный старый дом.
- Почему сгорел дом? Почему нельзя играть со спичками?
Как надо обращаться с огнеопасными предметами?Назовите причину и следствие
Засуха.
Всё лето не было дождя.
Трава вся пожелтела.
Потрескалась кругом земля.
И листья облетели.
- Почему пожелтела трава, и облетели листья? Почему потрескалась земля? Что ещё может случиться в засушливое лето?Назовите причину и следствие
Мама спит
Мама спит, она устала,
Ну и я играть не стала.
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
- Почему девочка не стала играть? Почему она не стала заводить волчка? Назовите причину и следствие
Мороз
На улице такой мороз,
Что щиплет уши он и нос.
На улицу Наташа вышла
Без шапки, шарфа, нараспашку.
А вскоре Наташа заболела.
Лежит теперь, хрипит и кашляет.
-Почему Наташа заболела? Как надо одеваться в мороз?Назовите причину и следствие
Пришла весна.
Пришла весна, и птицы прилетели.
Им вновь пора детишек заводить.
Скорее стали гнёзда себе вить,
Чтоб в них яички отложить.
- Почему прилетели птицы с юга? Почему стали вить гнёзда?Назовите причину и следствие
Шла по улице Алёна
Шла по улице Алёна и бананы уплетала.
Кожура упала наземь, поднимать её не стала.
За Алёной шёл прохожий,
Не заметил кожуру. Наступил
И поскользнулся, и коленку в кровь разбил.
-Почему прохожий разбил коленку? Почему он упал? Как кожура попала на тротуар?
Какие правила поведения на улице вы знаете? Назовите причину и следствие
Заключительная часть
Психолог: верно, молодцы. Ребята мы выполнили все задания и Незнайка просто счастлив, ведь он многое узнал сам и сможет рассказать своему другу. А еще он очень благодарен вам за помощь! И напоследок хочет с вами поиграть.
“Воздушные шарики”
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик. Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу
Ритуал прощания «До свиданья, милый друг ».
Психолог: молодцы ребята, замечательно сегодня поиграли, помогли Незнайке. Скажите мне, что мы делали на занятии? Кто к нам приходил в гости за помощью? Какой был Незнайка, когда ему требовалась помощь? (грустный, печальный). А какой теперь когда мы выполнили все задания и он сможет пойти к другу (радостный, веселый). Молодцы. А теперь, давайте возьмемся за руки и скажем напоследок такой стих:
До свиданья, милый друг.
Оглянись скорей вокруг.
Здесь все наши дети
Солнышком согреты.
Психолог: на этом занятие наше заканчивается. До свидания!