СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект коррекционно-развивающего занятия с обучающимися с ЗПР.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по развитию произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти у обучающихся с ЗПР.

Просмотр содержимого документа
«Конспект коррекционно-развивающего занятия с обучающимися с ЗПР.»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Убинская средняя школа №1»


Конспект группового открытого коррекционно-развивающего занятия с обучающимися с задержкой психического развития в среднем звене.

Дата: 12.12.2008г.

Подготовила и провела: педагог-психолог И.А.Желудова.

Тема: «Развитие произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти.

Цель: развитие произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти.

Задачи:

  1. Научить обучающихся концентрировать свое внимание на определенных предметах, объектах.

  2. Развивать навыки устойчивости, переключения и распределения внимания.

  3. Развивать волевую сферу

Коррекционно-развивающие цели:

1.  Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

2. Развивать слуховое восприятие.

3.Развивать внимание.

4. Развивать умение детей расслабляться.

Коррекционно-образовательные цели:

1. Расширять объём знаний

.2. Расширять лексический запас учащихся.

3. Совершенствовать навыки чтения и письма.

Коррекционно-воспитательные цели:

1.  Воспитывать речевую активность

2.  Воспитывать  интерес к занятию.

   Оборудование: Карточки, тетради, ручки, запись на доске, мяч, презентация, фишки.

Ход занятия:

Здравствуйте! Я рада приветствовать вас! Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей. Присаживайтесь.

I. Психологический настрой:

Педагог: “Дети, посмотрите друг на друга и подарите друг другу свои улыбки, затем закройте глаза. Повторяйте за мной: “Я сижу на уроке. Мне хорошо и спокойно. У меня хорошая память, я быстро все запоминаю. Сейчас я начну работа. У меня все получится”.

Мы сейчас с вами провели небольшое психологическое упражнение и настроились на работу в позитивном ключе, а сейчас мы с вами попробуем настроить на работу все клетки нашего головного мозга.

II. Разминка Упражнение “Ленивые” восьмерки”

Встаньте пожалуйста . Ученики “рисуют” поочередно две вертикальные “восьмерки” и две горизонтальные “восьмерки”:

  1. Указательным пальцем правой руки, следя глазами за кончиком пальца.

  2. Указательным пальцем левой руки, следя глазами за кончиком пальца.

  3. Указательными пальцами обоих рук, следя глазами за кончиками пальцев.

  4. Массаж БАТ - массировать точки по 10 сек (мочки ушей, крылья носа, за ухом ямочки, точка между глаз над переносицей «третий глаз», тремя пальцами (указательным, средним и безымянным).

Создаем хорошее настроение.

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомни доб­рые, хорошие слова на букву «У» (умный, убедитель­ный, уважаемый, уверенный, увлеченный, удалой, уме­лый, успешный).

Основная часть

  1. Вызов.

Педагог:– Ребята, вы, любите соревноваться? (Да!)

– Сегодня, предлагаю побороться вам за звание “Самого внимательного” и получить медаль за Внимание и хорошую память. Медаль получит тот, кто наберет больше жетонов за правильные ответы.

Упражнение, подводящее к теме урока: «Будь внимателен». У вас в руках я вижу карточки, они сейчас пригодятся вам.

Задание: «Я буду говорить предложения и если вы согласны со мной, вы должны поднять зеленую карточку, а если нет ,тогда красную»

Предупреждаю, что темп нашей разминки будет быстрый. Итак, начинаем!

Вопросы

  • Ворона - перелетная птица?

  • Осенью иногда идет дождь?

  • Мячик квадратный?

  • На улице лето?

  • Вода мокрая?

  • Два плюс два равно три?

  • Все птицы летают?

  • Соль сладкая?

  • Зимой постоянно идет снег?

  • Чай всегда горячий?

Обсуждение.

А теперь ответьте, что мы с Вами сейчас делали?

А как Вы думаете, мы просто играли, или у меня был скрытый интерес?

Да, вы правы: это было упражнение, направленное на развитие внимания.


-Какой процесс помог вам верно ответить на вопросы? (внимание, память). Тема нашего сегодняшнего занятия – развитие внимания. Развитие произвольного внимания тесно переплетается с развитием запоминания, поэтому в таких играх ставится задача и на запоминание.

Как вы считаете, каковы цели нашего занятия? Чем мы будем заниматься?

Верно, на сегодняшнем занятии продолжим развивать внимание, продолжим учиться его переключать, распределять, кроме того, будем развивать мелкую моторику, поработаем в парах.

- Назовите сегодняшнее число. Месяц (декабрь). Какой это месяц по счету? (12) От какого месяца мы ведем отчет? (январь). Какой месяц будет после февраля? (март). Какой по счету будет март? (третий)

Откройте тетради и запишите число и месяц.

1.Упражнение на развитие произвольного внимания «Запоминай порядок»

Цель: развитие зрительного внимания, наблюдательности, увеличение объема памяти. На столе перед ребенком расположены картинки с изображением предметов. Дети запоминают порядок расположения картинок 5-10 секунд. Картинки закрываются. И ученики должны расположить эти картинки по порядку. Выстраивают их в ряд 2.Упражнение на развитие произвольности внимания « Сосчитай все слоги» На листочках написаны различные слоги. Количество может меняться. Задание: найти все слоги, например, БА. Можно провести как соревнование «Кто быстрее?»


Физминутка. Зрительная гимнастика.

  1. Используйте свой нос в качестве карандаша и напишите в воздухе свое полное имя с закрытыми глазами

  2. Носом на потолке, затем на полу.

  3. Легкими прыжками восьмерками.

3Найду букву»

Детям раздаются по листку бумаги, на котором нарисованы хаотично согласные и гласные буквы, и выполняют следующие действия:

  • Подчеркнуть, синим карандашом согласные буквы, кранным гласные, цифры простым

  • Отметить сначала первую букву своего имени, своей фамилии,

  • Найди не правильную букву.



Упр. по методике Р.С. Немова «Запомни предложение». Пиктограммы

«Сейчас Я буду называть тебе разные слова и предложения, и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнесла. Постарайся рисунки делать как можно быстрее».

Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения:

Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Лодка плывет по реке.

5. Упражнение «Наблюдательность».

Ребёнку предлагается по памяти подробно описать то, что он видел много раз: школьный двор, путь из дома в школу и т.п. Тренируется внимание и зрительная память.

Упражнения, направленные на развитие мышления

7. «Превращения слов» Предлагается ряд слов, их нужно :

-превратить в «большие» (глаза - глазище), «маленькие» (стол – столик),

- превратить в похожие слова по смыслу ( алый-красный, бежать-нестись, мчаться, белый-белоснежный, бросать-кидать, метать.)

- превратить в «слова – наоборот» (близко-далеко, длинный-короткий, легкий-тяжелый, помнить-забывать)

8. «Разрезные картинки»

Дети собираю разрезные картинки, называют, какой предмет получился и говорят к какой профессии это предмет относится.

Задание 9.Расставь числа в порядке возрастания.


9

29

3

27





7

23

4

21





1

11

20

5





6

9

18

10






Задание 10Найди слова и подчеркни их:


АпарвпаекпвауккапустаимрспвкцаыфвсчждгшогородисмвакывуавкывмсрмиптобедимтспсарвнкпваукнастроениемсачвфцйыфчяыфйябедарптиьмлагкрвеуаыкрекламаимпспамэжхзъжэдхщзжджизньюбжлддлщшзодолкрасотамсавкупрарпэжхзъщшжлдздшлакждзщхджлэьюдобротабтьилоддхщжлзлдеревоьтбтдощгдоьзолжлдпожардюждзщхлжоэодлщштыкваблдлзшщгшщнрудцдцжцжыурокимрплдпнпнрерпнапдругжыавкуавсобакамвавкуавКазахстанмсавкуевнапанпрензоопарксчвысччасыимсавмчмррсрчокнгльтиакргддщборщувыцкепмиитворогдбоьлшщзхжъйфыцучясмпиттокарнаваллдш


Пар, капуста, город, настроение, беда, реклама, жизнь, красота, доброта, дерево, пожар, тыква, урок, круг, собака, Казахстан, зоопарк, часы, борщ, творог, карнавал


ФИЗМИНУТКА. Упражнение на коррекцию внимания и формирование межполушарного комиссура “ухо – нос” 3–4 раза (дети выходят в круг).

Учитель: Молодцы! А, сейчас будьте внимательны.

Упражнение 11Откройте тетради и возьмите карандаш.

– Нарисуйте гриб справа от домика, но левее цветка и ниже елочки (инструкция произносится 2 раза).

Дети рисуют, затем сверяют с эталоном, отмечают рисунок знаком “+”, если все изображено, верно, согласно инструкции, сверяют с эталоном. Учитель отмечает правильные варианты жетонами.

Упражнение 12   Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Учащимся раздаются карточки, они должны прочитать слова, написанные наоборот, записать их правильно в тетради.

Запись на доске

киньледенпо

кинротв

адерс

гревтеч

ацинтяп

амиз

атоббус

еьнесерксов

Дети записывают слова правильно и отвечают на вопросы педагога: Какое слово лишнее? (Зима.) Как  назвать эти слова вместе? (Дни недели.)

Упражнение 13 Внимательно слушай, думай, понимай, быстро отвечай:

- Какой день недели был вчера?
- Нынешний месяц, какой по счету в году?
- Где можно увидеть себя?
- Какова польза от коровы?
- Съедобный герой русской сказки?
- Из него видно, что делается на улице
- Чернильное пятно в тетради

Упражнение 14 Клоун-вычеслитель

Я приготовила для вас интересную  физ. минутку. Игра на внимание «Руки вверх – руки встороны».

 Верно - руки вверх, неверно – руки встороны.

Пр. Птицы бывают дикие, домашние и перелетные. (Проверка с доказательством).

Главные члены предложения бывают подлежащее и сказуемое. Книги бывают детские и взрослые.

Секунда, час, минута – определение времён года.

Часы бывают электронные и механические. Часы бывают механические и наручные.

15 “Кто играет с нами в прятки?”

На доске помещен плакат с 4-мя строчками букв, из которых ученики должны выбрать названия зверей.

КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕДЬ

СЯЮХДЯТЕЛИСААНИ

ЁСЛОНОТУШКАНЧИКМФ

ЭЬВОЛКУЛДГУСИНДЮК

Упражние 16 Разрезанные предложения.

Несколько коротких предложений оказались разрезанными на две части. Вот эти

предложения:

Барабан висел на стене.

-Пчела села на цветок.

-Грязь причина болезней.

-Москва –древний город.

-Железо и золото –металлы.

-Россия –великая держава. -

Мальчик принёс книгу.

Дети запоминают в течение 2 минут. Затем учитель раздаёт детям листочки с

разрезанными предложениями, которые они дополняют.


Упражнение 17«Мелькающие слова».

На доске написаны в столбик слова: лето , заяц, стол, куст, сила, дыня

Затем очень быстро открывать и закрывать слова. Дети читают их про себя, а потом записывают на листочке.

Упражнение 18 На развитие операций анализа и синтеза.

На доске запись:

Стрелка большая, стрелка маленькая, цифры.

Стены, окна, крыша, дверь.

Рама, стёкла, ручки, форточка.

Педагог предлагает ученикам угадать и записать, что это.

Записи в тетради у детей: часы, стул, дом, чайник, платье, окно.

Упражнение 19. Развитие слухового внимания

IV. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Психогимнастическое упражнение. Сделайте глубокий вдох. Руки медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе. Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаются. Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обнять себя за плечи, опустить голову на грудь.

Рефлексия

- что мы сегодня развивали?

- Что было трудным? с чем ты справился легко?

-Какие упражнения выполняли?

- Во время занятия я поняла, что...

- Самым полезным для меня было...

- Больше всего мне понравилось...   

Барометр настроения

Посмотри на стол, перед тобой лежат разные смайлики, выбери тот который соответствует твоему настроению после урока.

Педагог: Молодцы, справились со всеми заданиями! Посчитайте все свои жетоны. Определяется победитель, которому вручается медаль “Самый внимательный”. Остальные дети получают поощрительные призы (витамины).

- Мне понравилось работать с вами сегодня. Хочу поаплодировать вам! Спасибо.

Желаю вам успехов и на других уроках. Сегодняшний урок окончен. Спасибо за активную работу.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!