Конспект коррекционно- развивающего занятия с учащимся начальных классов
Тема: Автоматизация звука Р в слогах и словах.
Лексическая тема: Фрукты- овощи.
Шастина Мария Григорьевна учитель-логопед
Цель: Постановка и закрепление произношения звука «Р»
Задачи:
Коррекционные:1 развитие мелкой моторики.
2. развитие слухового внимания и памяти.
3. развитие фонематического слуха.
4. расширение знаний и представлений об овощах и фруктах.
5. Развитие силы голоса и ротового выдоха.
Развивающие: 1 Работа над звуком, слогом, словом.
2. Уточнение и обогащение словарного запаса по теме: «фрукты- овощи».
Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к растительному миру.
2.Воспитание усидчивости на занятии.
Оборудование: зеркала, разрезная картинка, картинки с изображением овощей и фруктов, профиль артикуляции звука, вата, компьютер, презентация на тему: специальные артикуляционные упражнения на звук «Р».
Ход занятия
Организационный момент.
ЛОГОПЕД: Здравствуй Андрей. Как самочувствие? Как настроение? Тогда начнем занятие!
Сядь красиво перед зеркалом, слушай меня внимательно и постарайся все выполнять правильно.
2. ЛОГОПЕД: Сложи картинки и скажи, что получилось? (груша и морковь)
Какой звук ты услышал в этих словах?
3. Объявление темы занятия.
Сегодня мы с тобой продолжим знакомство со звуком «Р».
4. Дыхательная гимнастика для звука Р
«Забей мяч в ворота». Возьми поролоновый мячик. Положи перед футбольными воротами. Забивай гол плавной струёй воздуха.
Теперь забивай гол резкой, отрывистой струёй воздуха. Посчитай, сколько голов ты забил.
5 .Артикуляционная гимнастика (Демонстрация мультимедийного проекта со специальными артикуляционными упражнениями для звука «Р»).
Упражнения для губ:
Лягушка – хоботок – на счёт “раз-два” чередовать упражнения.
Упражнения для языка:
Чищу зубы- Улыбнись. Приоткрой рот. Почисти кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону.
Качели – улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт “раз-два” из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.
Маляр – улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Лошадка – пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыть, кончик языка не вытянут и не заострён.
Барабанщик- Улыбнись. Открой рот. Постучи кончиком языка за верхними зубами, отчётливо произнося твёрдый звук Д. Делай удары медленно, следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
6. Постановка звука
ЛОГОПЕД: Давай вспомним как у нас рычит тигр (ррррр), а как мурлычет ласковый котенок (МУР), а как каркает ворона (кар).
Давай заведем мотор у машины (рррррр, рррр,рррррр).
7. Закрепление изолированного звука.
ЛОГОПЕД: Давай громко произнесем звук Р, а теперь тихо. А теперь громко-громко, а потом все тише и тише.
8. Анализ артикуляции.
ЛОГОПЕД: Как расположены губы когда мы произносим Р (полураскрыты), зубы (разомкнуты), язык поднят (дрожит), воздушная струя (сильная).
9. Характеристика звука.
ЛОГОПЕД: Скажи мне какой у нас звук Р гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий.
10. Развитие фонематического слуха.
ЛОГОПЕД: Поиграем в игру, хлопни в ладоши, если услышишь звук «Р» среди других звуков. (га, ра, ли, но, ро, ри, ру, ля, рэ, ря).
ЛОГОПЕД: Топни правой ногой если услышишь звук «Р» в словах. (горох, бобы, капуста, груша, помидор, персик, мандарин, яблоко).
11. Закрепление звука в слогах.
ЛОГОПЕД: Следующая игра. Звук «Р» здоровается с гласными звуками, со звуком А получается РА, ОРО, ЫРЫ, УРУ, ЭРЭ. Давай еще раз повтори за мной РА-РО-РЫ; РУ-РЭ-РО; АР-ОР-ЫР; УР-ЭР-АР.
12. Физ. Минутка.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
13. Закрепление звука в предложении.
ЛОГОПЕД: Разложи картинки по корзинкам, в одну сложим овощи, в другую фрукты. Проговаривай, что ты сложишь и куда. (Н-р грушу я положу в корзинку с фруктами и т.д.)
14. Итог занятия.
ЛОГОПЕД: С каким звуком мы сегодня работали? Давай вспомним, как рычит тигр, мурлычет котенок, каркает ворона? Давай скажем звук Р какой?
Молодец! Мне понравилось, как ты сегодня занимался! За это ты награждаешься медалью!
До свидания.