Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Ачитская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию мелкой моторики рук
с применением здоровьесберегающих технологий
для обучающихся 1-4 класса школы VIII вида (вариант 2)
на тему «Цветы», «Розовая роза».
Автор: Муллахметова
Алена Анатольевна
п. Ачит
2020 г.
Возрастная группа: 1-4 класс 8 вида (вариант 2)
Длительность деятельности : 30 минут.
Форма совместной деятельности: интегрированная деятельность.
Форма организации: групповая, индивидуальная, парная.
Интеграция областей: «окружающий природный мир», «окружающий социальный мир», «язык и речевая практика», «искусство», «физическая культура», «предметно-практические действия», «развитие эмоционально-волевой сферы», «сенсорное развитие».
Учебно-методический комплект: Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / Сост. М.А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. -349; Музыкальное сопровождение – Чайковский «Вальс цветов».
Средства:
наглядные – живой цветок «Розовая роза»;
мультимедийные –презентация цветов;
музыкальные – Чайковский «Вальс цветов»;
оборудование для педагога - ИКТ; Сд-проигрыватель; флешка с презинтацией, диск с музыкой; живой цветок роза; ваза для розы; гуашь зелёная и розовая в блюдцах,; 2-а формата А 4 на мольберте; салфетки для вытирания рук;
оборудование для обучающихся на столах - гуашь зелёная в блюдце, красная и белая на одном блюде для смешивания; формат А 4 ; салфетки для вытирания рук.
Цель: создание психолого-педагогических условий для развития мелкой моторики рук через развитие художественно-творческих способностей обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с названиями цветов. Продолжать обучать смешивать цвета. Познакомить с розовым цветом. Обучить рисованию кулачком, ребром ладони, пальцами руки.
Коррекционно-развивающие:
Развивать художественно-творческие способности и творческую активность.
Развивать активную речь детей.
Развивать способности к вербальному выражению эмоций, чувств.
Развивать слухо-моторную и зрительно-моторную координацию ребёнка.
Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности цветов.
Воспитательные:
Воспитать интерес к миру цветов, к живой природе.
Способствовать проявлению положительных эмоций.
Воспитывать культуру общения, желание делать друг другу приятное, дарить подарки, цветы.
Задачи с учётом индивидуальных особенностей обучающихся:
Показать индивидуально, медленнее приём кинесиологии.
Обратить внимание на нерешительность ребёнка, боязнь запачкать руки.
Планируемый результат:
БУД формируемые на уроке |
Нахождение и обучение в среде сверстников, эмоциональное, коммуникативное взаимодействие с группой обучающихся. | Активность в продуктивной деятельности, в разговоре. Проявление эмоционального отношения к поведенческим поступкам детей, взрослых. Умение внимательно слушать и активно отвечать на вопросы в пределах своей осведомлённости и опыта; умение культурно общаться, делать приятные вещи сверстникам и взрослым. |
Формирование учебного поведения | Умение выполнять инструкции педагога. Умение выполнять действие по образцу и по подражанию. |
Формирование умения выполнять задания | Умение выполнять действие, рисунок от начала до конца, с заданными качественными параметрами. Стремление создавать интересный, выразительный образ, выбирая самостоятельно способы для изобразительной деятельности. |
Формирование умения самостоятельно переходить от одного действия к др. в соответствии с алгоритмом действия | Способность замечать характерные особенности цветов, размышлять, обобщать. Применение усвоенных способов рисования кулачком, пальчиками, ребром кисти в самостоятельной деятельности. |
Ход деятельности |
Этапы деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 | 2 | 3 |
Организационная часть |
Мотивационно-проблемный этап. Задача: адаптировать детей к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию. Приёмы цветотерапии, музыкотерапии. Приёмы технологии исследовательской деятельности. Приёмы информационно-коммуникативной технологии. Приёмы игровой технологии | Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов.» Педагог показывает розу. Сегодня нас приветствует прекрасный цветок. Вы узнали его? Это роза. Посмотрите какая она красивая. Как только дети рассмотрели цветок мызыка заканчивается. А какие цветы вы знаете? Предлагаю устроиться удобно на диване и посмотреть фильм про цветы. Идёт показ слайдов. Какие цветы запомнила Маша? А сейчас мы встанем в круг и поиграем в игру «хлопни в ладоши». Когда я буду произносить название цветка, вы хлопните в ладоши. Молодцы! Хорошо знаете цветы. Эту розу я хочу подарить всем вам. Потому, что вы все мне нравитесь, и мне хочется сделать вам приятное. И Кристине хочу подарить и Маше и Алёше, всем хочу сделать приятно, но роза у меня одна. Что же делать мне, ребята? | - Это роза. Дети называют цветы Дети смотрят слайды. Маша отвечает. Дети играют в игру, хлопая в ладоши при произношении цветка, при другом произношении слова стоят беззвучно. Дети отвечают. |
Основная часть |
Деятельностный этап Задача: Организовать деятельность, направленную на решение проблемной ситуации. Приёмы технологии исследовательской деятельности Приёмы технологии «ТРИЗ» Приёмы технологии здоровьесбережения: приёмы самомассажа, точечного массажа, гимнастики мозга. | Давайте, каждый из вас нарисует эту красивую розовую розу и подарит своему лучшему другу. Но прежде чем нарисовать, рассмотрим из каких частей она состоит? У розы есть бутон, стебель, листья и шипы. Рисовать розу мы будем с верха, с бутона. Маша, какого цвета у розочки бутон? Возьмём розовую краску? Ой, но у меня нет кисти. Как же мы будем рисовать розу? Давайте что-нибудь придумаем. - Посмотрите, пожалуйста, все на свои кулачки. На что может походить бок кулака? Наш кулачок похож на лепесток розы. А стебель- это ребро ладони, А листья у розы похожи на наши ладошки. Поиграем в игру «Кулак, ребро, ладонь». А теперь попробуем на песочке нарисовать розу. Посмотрите как я буду рисовать: бутон составляю из отпечатки кулачком, ребром рисую стебель и ладонью печатаю листья. Теперь вы попробуйте нарисовать свои розы. Вот какой красивый сад цветов у нас получился. | Согласие детей. Да! Давайте! Собираемся вокруг вазы с цветком и рассматриваем его. - Розовый. Бутон у розочки розовый. -Да. (Версии детей). (Версии детей) На свернувшийся лепесток розы. - Стебель у розы находится внизу бутона (под бутоном). Готовим руки к гимнастике мозга (кинесиология). И выполняем гимнастику. |
Физкультминутка «На лугу растут цветы» |
Цель: Снять напряжение, обеспечить необходимую двигательную активность учащихся. Приёмы технологии здоровьесбережения | На лугу растут цветы Небывалой красоты. К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. Ветер дует иногда, Только это не беда. Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. А потом опять встают, И по прежнему, цветут. | Дети сидят на корточках. Встать на ноги, потянуться, поднять руки вверх Махи руками, покачивание туловища Наклоны Встать на ноги, повороты туловища влево-вправо. |
Продолжение основной части |
Приёмы технологии «ТРИЗ» | А сейчас вы можете написать розовые розы красками, чтобы подарить их своим друзьям. - Кристина, скажи, пожалуйста, с чего начнём писать цветок? Макаем кулак в розовую краску и начинаем писать бутон. (Дети замечают, что розовой краски на палитре нет). Как получить розовую краску? Если смешать красную и белую краски, то получим розовый цвет краски. Пальчиком смешиваем краски. Получаем розовый цвет. Макаем кулачок в розовую краску и пишем розовый бутон. Зелёной краской, пальчиком, пишем стебель сверху вниз. Макаем ладошку в краску и пишем листья, шипы прописываем пальчиком. | -Цветок начнём писать с лепестков, с бутона. - У нас нет розовой краски. - Смешать красную краску и белую. Дети смешивают краски. По окончанию рисования, дети вытирают руки салфетками или по возможности моют водой. |
Рефлексия |
Рефлексивный этап Задача: Организовать видение результата своей деятельности. Приёмы гуманно-личностной технологии психолого-терапевтической направленности. | У кого уже получилась розочка? Расскажи про свой цветок. Какой он? Сейчас мы с вами сделаем друг другу приятное, будем дарить наши розы. Звечит музыка Кристина, кто твой лучший друг? Подари, пож., свою розу Маше. (Подойди к Маше и скажи: «Пожалуйста, Маша возьми мой цветок. Я тебе его дарю».) Ты Маше сделала приятное, Маша улыбается, говорит спасибо и дарит свою розу тебе. А ты в ответ ей не забудь, тоже сказать спасибо. Давайте и мы друг другу улыбнёмся и подарим свои замечательные розы. | Дети отвечают. Ребёнок (пытается) составляет рассказ, про свой цветок. -Маша Дети друг - другу дарят рисунки «Розовых роз» |