СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект коррекционно-развивающей интерактивной игры "У порога в космос"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные школьники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данное занятие знакомит обучающихся сОВЗ с первыми шагами человека в космосе, помогаетсистематизировать полученные знания и применять их в различных видах детской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект коррекционно-развивающей интерактивной игры "У порога в космос"»

Коррекционно-развивающая интерактивная игра «У порога в космос»


Учитель: Данилина Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы КОУ ВО «Елань-Коленовский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Категория участников: учащиеся 3-5 классов (VII вид).


Цель: коррекция процессов общей активации внимания, его объёма, переключения, распределения, концентрации.

Задачи:

  • развитие восприятия через игру;

  • развитие навыков активного слушания:

  • повышение уровня работоспособности.

Оформление: выставка литературы на тему «Человек. Вселенная. Космос».

Оборудование: 2 иллюстрации солнышка (грустное и весёлое); небольшие коробочки по количеству детей; карманные зеркальца по количеству детей; таблички со словами «Да», «Нет», «Может быть»; портрет Ю.Гагарина; фото Земли из космоса; карточки, на которых перечислены черты характера человека (положительные и отрицательные); «схема» космического корабля; (Приложение 1); анаграммы (Приложение 2); названия космических кораблей «Восток», «Союз», «Полёт», написанные на карточках (Приложение 2); иллюстрация космического корабля;

раздаточные материалы: «Шифрограмма» (Приложение 3), «Чемодан в дорогу» (Приложение 4), бланк для задания «Инопланетянин» (Приложение 5).

Музыкальное сопровождение: аудиозаписи групп «Zodiac», «Space».


Ход занятия.

I. Организационный момент. Настрой на занятие.

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Начинаем наш урок. Сегодня вас ждут открытия: у кого-то они будут большие, у кого-то маленькие, но у каждого свои. В пути нам пригодятся успех, улыбки и, конечно же, хорошее настроение. Посмотрим, какое оно у нас перед дорогой. У меня в руках 2 нарисованных солнышка - грустное и радостное. Похлопайте в ладоши те, у кого грустное настроение. (Детям показывается рисунок грустного солнышка.) Похлопайте в ладоши те, у кого радостное настроение. (Показывается рисунок улыбающегося солнышка.)

(Ведущий делает вывод о том, какое настроение преобладает у учащихся группы).

- Я надеюсь, что грустное настроение сменится радостным, а хорошее - станет ещё лучше.
А я вам в этом постараюсь помочь. Посмотрите, на ваших столах находятся волшебные
коробочки. В них вы увидите самых умных, сообразительных, самых находчивых детей.
Откройте осторожно эти коробочки. (в коробочках лежат карманные зеркала) Кто же эти дети? (Ответы детей: Это мы сами.)

Давайте улыбнёмся друг другу и скажем громко и уверенно: «Мы - самые лучшие дети на свете!». С таким приподнятым настроением мы и начнём занятие.

II. Вхождение в тему занятия.

- Для начала я предлагаю вам поиграть со мной в игру, которая называется «Да, нет,
может быть». Сейчас я буду задавать вам вопросы на самые разнообразные темы.
Если вы: согласны с моими словами, то должны будете подойти к табличке, на которой написано слово «Да»; если вы со мной не соглашаетесь - подойдите к табличке с ответом «Нет». Есть ещё третий вариант ответа «Иногда, не всегда, может быть». Если вы сомневаетесь, не знаете точно, как ответить на мой вопрос, встаньте возле третьей таблички. Правила игры понятны всем? Тогда начинаем!

1. Вы любите ходить на прогулки?

2. Вы чистите зубы каждый день?

3. Вам нравится слушать музыку?

4. Вы умеете играть на пианино?

5. Вы - ученики 5 класса?

6. Вы умеете говорить на китайском языке?

7. Вы не хотите учиться?

8. Вы любите мороженое?

9. На каникулах вы прочитали какую-нибудь книгу?

10. Вы хотите полететь в космос?

III. Работа по теме занятия.

  • Отлично. Сегодня у нас будет необычное занятие, занятие - игра на тему «У порога в космос». Скажите мне, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?

  • Правильно. 12 апреля наша страна отмечает праздник «День космонавтики».

  • Вспомните, кто был первым космонавтом? (дети отвечают, показываю портрет.) Взгляните в окно. В один из таких же весенних, радостных дней произошло необыкновенное событие. 12 апреля 1961 года наш соотечественник, советский гражданин Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос. Этот полёт длился всего 108 минут. Вся страна ликовала, весь мир рукоплескал, ведь это был первый космический полёт человека.

Прошло почти 50 лет. Сейчас для нас кажется привычным, что стартуют с земли космические корабли. Месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты. Происходят стыковки космических аппаратов. В космос можно полететь даже туристам. Но имя первого космонавта - Ю.Гагарина навсегда останется в истории, потому что он -первый... И имя это тесно связано с Россией. Мы гордимся тем, что именно россиян доказал главное: «Полёты в космос возможны».

- Ребята, я тоже в детстве мечтала полететь в космос. Да и сейчас, если бы мне
предложили, с удовольствием посмотрела на нашу красавицу - Землю и отправилась
погулять на Луну. Но, видимо, моя мечта уже не осуществится, потому, что прежде, чем
полететь к другим планетам, нужно очень долго готовиться.

А вот у вас всё впереди! И вы можете стать космонавтами. Но космонавтом, увы, может стать не каждый. Вот я и предлагаю вам сегодня попробовать, готовы ли вы полететь в космос. Согласны? (дети отвечают.) Для начала я должна познакомить вас с правилами поведения настоящего космонавта:

  • Работай внимательно, не отвлекайся.

  • Сиди правильно.

  • Хочешь сказать - подними руку.

  • Во всём слушайся своего командира (т.е. меня).

А) Работа с карточками (на доске).

- Итак, первое задание. Ребята, давайте подумаем, какими качествами должен обладать
настоящий космонавт?

Инструкция: из списка качеств, выберите те, которые нужны настоящему космонавту.

(На доске в хаотичном порядке располагаются карточки с положительными и отрицательными чертами характера: внимательный, сильный, смелый, надёжный, весёлый, активный, справедливый, любознательный, общительный, вежливый; слабый, скучный, жестокий, глупый, жадный, лживый, злой, хвастливый, ленивый).

Вывод: самое главное в космосе - быть в команде, поддерживать, помогать и выручать друг друга.

Б) Строительство космического корабля.

- Космонавтам для полёта необходим космический корабль. У нас его нет, к сожалению...
Придётся нам самим его построить с помощью специального чертежа.

(Каждому выдаётся квадрат из плотной бумаги размером 20*20 см).

Сейчас я на 30 сек. покажу вам схему нашего космического корабля. (Приложение 1)

Ваша главная задача - внимательно рассмотреть её и запомнить. Затем я убираю схему, а вы должны из своих квадратов построить корабль по схеме, которую вы запомнили.

(Если задание выполнено неправильно, дети вновь садятся на свои рабочие места, и схема предъявляется ещё на 30 сек.)

- Итак, строительство космического корабля закончено. Замечательная получилась
ракета! (Детям показывается красочная иллюстрация космического корабля.) Примерно вот такой корабль у нас получился... (иллюстрация вывешивается на доске.)

В) Придумываем название для космического корабля.

- Теперь мы должны придумать название для нашего корабля. Для этого я предлагаю вам отгадать анаграммы. (Приложение 2)

Инструкция: переставьте буквы так, чтобы получилось слово. (Дети выполняют задание)

  • Ребята, кто из вас знает, как назывался первый космический корабль?

  • Самый первый космический корабль также был построен и запущен именно в нашей стране, в России. Он назывался «Восток». Именно на нём 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин поднялся в космос. Я предлагаю наш космический корабль назвать так же - «Восток».

  • А вот так выглядит наша Земля из космоса. (показывается фото) Именно такой её увидел Юрий Алексеевич Гагарин. Он написал в своём блокноте: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её».

  • Я думаю, что это обращение в полной мере относится и к каждому из нас!

-Ну, что ж, наша ракета к полёту готова.

- Вы знаете, как космонавты называют свой корабль?
Они называют его очень красиво и ласково «Звёздный дом».

Г) «Шифрограмма».

- Вот только пока неизвестно, на какую планету предстоит держать путь нашему
«Звёздному дому». Но из Центра управления полётами нам пришла шифрограмма. Чтобы
узнать, куда мы держим путь, нужно расшифровать её. (Каждому ребёнку выдаётся отпечатанный бланк «Шифрограмма» (Приложение 3) и карандаш.) Сначала нужно закрасить те знаки, которые не обозначены внизу, под схемой. Остальным знакам нужно присвоить букву по схеме, приведённой ниже. Буквы вписываются в фигуры. (Если всё сделано правильно, то должна получиться фраза «Мы летим на Плутон»).

Д) Тренинг мышечного расслабления «Невесомость». (выполняется по музыку)

- А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза и попробуйте представить себя на этой
планете. Что на вас надето, как вы себя там чувствуете, какой там воздух, что вас
окружает. Представьте, что на вас дует лёгкий ветерок, и вы становитесь практически
невесомыми. Постарайтесь расслабить руки, ноги, плечи.

Е) Упражнение «Чемодан в дорогу».

- Корабль построен, название у корабля есть, мы знаем маршрут. Но у нас есть ещё одно
очень важное дело – сборы в дорогу, ведь никто не отправляется в путь с пустыми
руками. Нам нужно собрать чемодан. (Каждому ребёнку выдаётся бланк «Чемодан в дорогу» - Приложение 4) Вам необходимо в хаосе букв найти слова и выписать их. (В таблице можно найти следующие слова: вода, хлеб, молоко, одежда, посуда, конфеты, игрушки, книга, обувь.)

Ж) Физ. минутка. Игра «Четыре стихии».

- На таком сложном и дальнем пути мы можем повстречать все 4 стихии, которые

существуют. Давайте потренируемся, какими жестами мы будем подавать друг другу

сигнал об опасности. (Играющие стоят в кругу. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз; если слово «вода» - вытянуть руки вперёд; слово «воздух» - поднять руки вверх; слово «огонь» - произвести вращение руками.) Хорошо отдохнули, выполнили тренировочное упражнение. Но подготовка к полёту ещё
не закончена. Нам предстоит очень долгий путь, таящий в себе много нового и интересного.

3) Упражнение «Инопланетянин».

- Сейчас уже достоверно известно, что на других планетах существует жизнь, но в каких
формах, пока неизвестно. Т.е., учёные пока не знают, как же выглядят жители других
планет. Давайте попытаемся сейчас себе их представить. Посмотрите на изображение на доске – это обитатель планеты Плутон, на которую мы собираемся отправиться. (На доске заблаговременно нарисована фигура инопланетянина, состоящая из геометрических фигур: кругов, квадратов, треугольников и прямоугольников.) Познакомимся с ним поближе. Ребята, посчитайте, из скольких кругов состоит фигура этого инопланетянина? Сколько треугольников? Квадратов? Прямоугольников? Количество фигур отметьте в специальном бланке, который вы видите перед собой. В дальнейшем все эти бланки пригодятся нам для оформления специального «Бортового журнала», который ведётся на всех космических кораблях.

IV. Заключительная часть.

  • К сожалению, на нашем космодроме заканчивается рабочий день. Все остальные приготовления мы продолжим на следующем занятии. А сейчас мне очень хочется, чтобы каждый пожелал своему соседу слева что-то хорошее и доброе. Например, «Я желаю Маше большой удачи». А теперь дальше, пока не замкнётся круг.

V. Рефлексия. Упражнение «Выбрасываем пальцы».

- На счёт «1-2-3» покажите столько пальцев, на сколько вы оцените на сегодняшнее занятие.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!