Тема 2 «Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации (Приложение 7 к ПТЭ» - 6 часов
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ - №7
ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ - Сигналы, применяемые при маневровой работе. Сигналы для обозначения подвижного состава. Звуковые сигналы. Сигналы тревоги- 2 часа
ЦЕЛИ УРОКА:
1.донести до сознания каждого обучающегося меру личной ответственности за безопасность движения поездов;
3.изучить ручные и звуковые сигналы, применяемые при маневровой работе; сигналы для обозначения поездов, локомотивов и другого подвижного состава; звуковые сигналы (оповестительный, бдительности, о приближении поезда); сигналы тревоги.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА:
1.Ручные и звуковые сигналы, применяемые при маневровой работе.
2.Сигналы для обозначения подвижного состава.
3.Звуковые сигналы: оповестительный, бдительности, о приближении поезда.
4.Сигналы тревоги.
1. РУЧНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ МАНЕВРОВОЙ РАБОТЕ
8
3. При маневрах подаются ручные и звуковые сигналы:
1) разрешается локомотиву следовать управлением вперед – днем движением поднятой вверх руки с развернутым желтым флагом; ночью – ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 184) или одним длинным звуком;
Рис. 184
2) разрешается локомотиву следовать управлением назад – днем движением опущенной вниз руки с развернутым желтым флагом; ночью – ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 185) или двумя длинными звуками;
Рис. 185
3
) тише – днем медленными движениями вверх и вниз развернутого желтого флага; ночью – ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 186) или двумя короткими звуками;
Рис. 186
4
) Стой! – днем движениями по кругу развернутого красного или желтого флага; ночью – ручного фонаря с любым огнем (рис. 187) или тремя короткими звуками.
Звуковые сигналы при маневрах подаются ручным свистком или духовым рожком.
Рис. 187
84. Сигналы при маневрах должны повторяться свистками локомотива, МВПС, ССПС, подтверждающими принятие их к исполнению.
Задание сигналисту или дежурному стрелочного поста установить стрелку на тот или иной путь может подаваться звуками различной продолжительности (свистками локомотивов и свистками руководителей маневров) или другими средствами в зависимости от технического оснащения станции в соответствии с порядком, установленным ТРА.
Порядок применения сигнальных устройств большой и малой громкости устанавливается владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
VIII. Сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и другого железнодорожного подвижного состава
85. Все указания по размещению сигналов с правой или левой стороны даны по направлению движения.
8
6.Голова поезда при движении на однопутных и по правильному железнодорожному пути на двухпутных участках обозначается: днем и ночью одним прозрачно-белым огнем прожектора и двумя прозрачно-белыми огнями фонарей у буферного бруса (рис. 188). Рис. 188
Г
олова поезда при движении по неправильному железнодорожному пути обозначается: днем и ночью – красным огнем фонаря с левой стороны, с правой стороны – прозрачно-белым огнем фонаря, а так же сигнальным прозрачно-белым огнем прожектора (рис. 189). Рис. 189
На локомотиве, следующем в голове поезда или без вагонов, моторвагонном поезде при движении по путям общего пользования на однопутных и по правильному пути на двухпутных участках днем и ночью должен быть включен сигнальный прозрачно-белый огонь прожектора и два прозрачно-белых огня фонарей у буферного бруса.
8
7. Голова грузового поезда при движении вагонами вперед на однопутных и по правильному железнодорожному пути на двухпутных участках днем сигналами не обозначается, ночью обозначается прозрачно-белым огнем фонаря у буферного бруса (рис. 190). Рис. 190
П
ри движении вагонами вперед по неправильному пути голова грузового поезда обозначается: днем – развернутым красным флагом, показываемым с левой стороны сопровождающим поезд работником, находящимся на передней переходной площадке; ночью – прозрачно-белым огнем фонаря у буферного бруса и красным огнем ручного фонаря, показываемым с левой стороны сопровождающим поезд работником (рис. 191).
8
8. Хвост поезда при движении на однопутных и по правильному и неправильному пути на двухпутных участках обозначается:
1) грузового и грузопассажирского днем и ночью – красным диском со светоотражателем у буферного бруса с правой стороны (рис. 192);

2) пассажирского и почтово-багажного днем и ночью – тремя красными огнями (рис. 193).
Л
окомотив, находящийся в хвосте грузового поезда, а также локомотив, следующий без вагонов, сзади обозначаются: днем и ночью – красным огнем фонаря у буферного бруса с правой стороны (рис. 194).
Рис. 194
89. Подталкивающий локомотив и ССПС обозначаются сигналами так же, как и локомотив без вагонов.
Подталкивающий локомотив и хозяйственный поезд при возвращении с двухпутного перегона по неправильному пути обратно на железнодорожную станцию отправления обозначаются сигналами следования по неправильному железнодорожному пути.
9
0. В случае разрыва на перегоне грузового поезда хвост части поезда, отправляемой на ж/д станцию, обозначается: днем – развернутым желтым флагом у буферного бруса с правой стороны; ночью – желтым огнем фонаря (рис. 199).
Последняя убираемая часть поезда обозначается так же, как хвост грузового поезда.
91. Поезда на многопутных участках обозначаются так же, как на однопутных и двухпутных в зависимости от установленного порядка движения по одному или другому железнодорожному пути многопутного участка.
9
2. Снегоочиститель при движении на однопутных и по правильному железнодорожному пути на двухпутных участках обозначается:
1) если в голове снегоочиститель:
днем – два желтых развернутых флага на боковых крюках;
ночью – два желтых огня боковых фонарей, а в сторону локомотива – два прозрачно-белых контрольных огня (рис. 200);

2) если в голове локомотив:
днем – два желтых развернутых флага у буферных фонарей;
ночью – два желтых огня буферных фонарей (рис. 201).
Хвост снегоочистителя обозначается как хвост одиночно следующего локомотива.
93. Снегоочистители при движении их в голове по неправильному железнодорожному пути на двухпутных участках обозначаются:
д
нем – два желтых развернутых флага и красный развернутый флаг под желтым слева на боковых крюках;
ночью – соответственно два желтых и один красный огни фонарей, а в сторону локомотива – три прозрачно-белых контрольных огня (рис 202).
Если в голове локомотив, то он обозначается так же, как снегоочиститель при движении в голове (рис. 202).
94. Локомотив и ССПС при маневровых передвижениях, в том числе при следовании к составу и от состава поезда, днем и ночью должен иметь по одному прозрачно-белому огню впереди и сзади на буферных брусьях со стороны основного пульта управления локомотивом или ССПС, а МВПС должен иметь днем и ночью в голове поезда два прозрачно-белых огня, в хвосте поезда – три красных огня.
95. Дрезины съемного типа, путевые вагончики и другие съемные подвижные единицы при нахождении на перегоне должны иметь:
на однопутных и при движении по неправильному пути на двухпутных участках: днем – прямоугольный щит, окрашенный с обеих сторон в красный цвет, или развернутый красный флаг на шесте; ночью – спереди и сзади красный огонь фонаря, укрепленного на шесте;
на двухпутных участках при следовании по правильному пути: днем – прямоугольный щит, окрашенный с передней стороны в белый и с задней в красный цвета; ночью – впереди прозрачно-белый огонь и сзади красный огонь фонаря, укрепленного на шесте.
Путевые вагончики на перегоне должны быть, кроме того, ограждены с обеих сторон переносными или ручными красными сигналами, переносимыми одновременно с передвижением ремонтной вышки и вагончика, на расстоянии Б, в зависимости от руководящего спуска и максимальной допускаемой скорости движения на перегоне.
При работе на железнодорожной станции:
путевой вагончик: днем – щит, окрашенный с обеих сторон в красный цвет, или красный флаг на шесте; ночью – спереди и сзади красный огонь фонаря, укрепленного на шесте.
При движении по станционным путям и стрелочным переводам путевой вагончик, кроме того, должны быть ограждены на расстоянии не менее 50 м с обеих сторон переносными или ручными красными сигналами, переносимыми одновременно с передвижением съемной ремонтной вышки и путевого вагончика.
Ограждение с обеих сторон путевых тележек разного типа и других съемных подвижных единиц, применяемых при работах, производится в случаях, установленных владельцем инфраструктуры.
Если на двухпутном или многопутном участке по смежному пути будет следовать встречный поезд, то красный сигнал, ограждающий съемную ремонтную вышку, путевой вагончик или другую съемную подвижную единицу с передней стороны, до прохода поезда снимается.
Работники ограждающие съемные подвижные единицы, а также работники, руководящие передвижением съемных единиц, должны быть снабжены, кроме переносных щитов, ручных флагов и сигнальных фонарей, петардами и духовыми рожками для подачи сигналов о приближении поезда, а также сигналов для остановки поезда, если это потребуется.
IX. Звуковые сигналы на железнодорожном транспорте
96. Звуковые сигналы при движении поездов подаются свистками локомотивов, мотор-вагонного поезда, ССПС, духовыми рожками, ручными свистками.
Сигнал | Значение сигнала | Кто подает |
Три коротких | «Стой!» | Локомотивная бригада, главный кондуктор, станционные и другие работники |
Один длинный | «Отправиться поезду» | ДСП или по его указанию дежурный по парку, сигналист, дежурный стрелочного поста или главный кондуктор; отвечает машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист второго локомотива при двойной тяге. Если поезд отправляется с пути, имеющего выходной светофор, этот сигнал подает машинист ведущего локомотива после открытия выходного светофора; повторяет сигнал машинист второго локомотива при двойной тяге |
Три длинных | Требование к работникам, обслуживающим поезд, «Тормозить» | Машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист второго локомотива при двойной тяге |
Два длинных | Требование к работникам, обслуживающим поезд, «Отпустить тормоза» |
Три длинных и один короткий | О прибытии поезда на станцию не в полном составе | Машинист ведущего локомотива |
Три длинных и два коротких | Вызов к локомотиву помощника машиниста, главного кондуктора, начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда, руководителя работ хозяйственного поезда | Машинист ведущего локомотива остановившегося на перегоне поезда |
97. Оповестительный сигнал – один длинный свисток, а при движении по неправильному пути – один длинный, короткий и длинный свисток локомотива, мотор-вагонного поезда, ССПС подается:
1) при приближении поезда к ж/д станциям, путевым постам, пассажирским остановочным пунктам, переносным и ручным сигналам, требующим уменьшения скорости, сигнальным знакам «С», выемкам, кривым участкам, тоннелям, железнодорожным переездам, съемным дрезинам, съемным ремонтным вышкам, путевым вагончикам и другим съемным подвижным единицам, а на железнодорожных путях необщего пользования, кроме того, при приближении к вагоноопрокидывателям, бункерам, эстакадам, вагонным весам, устройствам восстановления сыпучести грузов, гаражам размораживания грузов, а также иным объектам, расположенным на железнодорожных путях необщего пользования;
2) при приближении поезда к месту работ, начиная с километра, предшествующего указанному в предупреждении, независимо от наличия переносных сигналов;
3) при восприятии ручного сигнала «Опустить токоприемник», подаваемого сигналистом;
4) при приближении к находящимся на пути людям и в других случаях, установленных ДИ.
При следовании во время тумана, метели и других неблагоприятных условиях, понижающих видимость, оповестительный сигнал повторяется несколько раз.
Составители поездов, прекратившие маневры из-за приема поезда, сигналисты и дежурные стрелочного поста по оповестительному сигналу обязаны каждый на своем участке проверить и убедиться в том, что безопасность движения принимаемого поезда обеспечена.
98. Сигнал бдительности подается одним коротким и одним длинным свистком локомотива, мотор-вагонного поезда, ССПС и периодически повторяется:
1) при подходе к проходному светофору с красным огнем, имеющему условно-разрешающий сигнал, и дальнейшем следовании по блок-участку;
2) при проследовании проходного светофора с красным огнем, а также с непонятным показанием или погасшим после стоянки перед ним и дальнейшем следовании по блок-участку;
3) при подходе к входному светофору с лунно-белым мигающим огнем пригласительного сигнала и во всех других случаях приема поезда на станцию при запрещающем показании или погасших основных огнях входного сигнала;
4) при приеме поезда по неправильному пути (при отсутствии входного сигнала по этому пути). Этот сигнал должен подаваться и при дальнейшем следовании по горловине станции.
99. При встрече поездов на перегонах двухпутных участков подаются оповестительные сигналы одним длинным свистком: первый сигнал – при приближении к встречному поезду, второй – при подходе к хвостовой части встречного поезда.
100. Звуковые сигналы о приближении поезда подаются:
1) на перегоне – обходчиками ж/д путей и искусственных сооружений, дежурными по ж/д переездам, руководителями путевых работ и работ на контактной сети или работниками, сопровождающими съемные ремонтные вышки и путевые вагончики;
2) на железнодорожных станциях – сигналистами и дежурными входных стрелочных постов.
Оповещение о приближении нечетного поезда производится одним, а четного поезда – двумя длинными звуковыми сигналами.
Сигналисты и дежурные входных стрелочных постов, услышав сигнал отправления поезда, подают один длинный звуковой сигнал.
101. На железнодорожных станциях и перегонах, расположенных в черте крупных городов и населенных пунктов, курортных мест, по перечню, установленному ДИ, подача звуковых сигналов локомотивами, мотор-вагонными поездами, ССПС должна производиться свистком малой громкости, за исключением случаев следования локомотивов в поездах с подталкиванием, возникновения угрозы наезда на людей или препятствия, а также необходимости подачи сигналов бдительности и тревоги.
На этих же станциях сигналы свистком локомотива, мотор-вагонного поезда, ССПС не подаются при отправлении поездов, опробовании автотормозов и при движении по деповским путям. Порядок оповещения пассажиров об отправлении поездов на таких станциях устанавливается ДИ.
Х. Сигналы тревоги и специальные указатели
102. Сигналы тревоги подаются гудками, свистками локомотивов, мотор-вагонных поездов, ССПС, сиренами, духовыми рожками, воинскими сигнальными трубами, ударами в подвешенные металлические предметы.
Звуки, обозначенные в схеме звуковых сигналов, в случае подачи их ударами воспроизводятся:
длинные – часто следующими один за другим ударами;
короткие – редкими ударами по числу необходимых коротких звуков.
103. Сигнал «Общая тревога» подается группами из одного длинного и трех коротких звуков в следующих случаях:
при обнаружении на Ж/Д пути неисправности, угрожающей безопасности движения;
при остановке поезда в снежном заносе, крушении поезда и в других случаях, когда требуется помощь.
Сигнал подается при необходимости каждым работником железной дороги.
104. Сигнал «Пожарная тревога» подается группами из одного длинного и двух коротких звуков.
Сигнал подается при необходимости каждым работником ж/д транспорта.
105. Сигнал «Воздушная тревога» подается протяжным звучанием сирен, а также рядом коротких звуков непрерывно в течение 2 – 3 минут.
На ж/д станциях и в других организациях ж/д транспорта, расположенных в городах, сигнал воздушной тревоги, поданный в городе сиренами или переданный по радиотрансляционной сети, немедленно повторяется сиренами, а также свистками локомотивов, мотор-вагонных поездов, ССПС и гудками.
На станциях и в других организациях ж/д транспорта, расположенных вне городов, сигнал воздушной тревоги подается этими же средствами по распоряжению уполномоченных работников владельца инфраструктуры, владельца железнодорожных путей необщего пользования.
На перегонах сигнал воздушной тревоги подается свистками локомотивов, мотор-вагонных поездов, ССПС:
в воинских поездах – по распоряжению наблюдателя, выделяемого из личного состава перевозимой воинской части;
в других поездах – машинистом локомотива, ведущего поезд.
При наличии ж/д радиотрансляционной сети (в поездах, на станциях и в других организациях ж/д тр-та) оповещение о подаче сигнала воздушной тревоги производится также через эту сеть.
106. Сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» подается в течение 2 – 3 минут:
на перегонах – свистками локомотивов, мотор-вагонных поездов, ССПС группами из одного длинного и одного короткого звуков;
на Ж/Д станциях и в других организациях ж/д транспорта – частыми ударами в подвешенные металлические предметы.
Подается по распоряжению уполномоченных работников, а на перегонах – машинистом ведущего локомотива, мотор-вагонного поезда, ССПС.
При наличии ж/д радиотрансляционной сети оповещение о радиоактивной или химической опасности производится также через эту сеть передачей текста указанных сигналов.
107. Об окончании воздушной тревоги, а также миновании угрозы поражения радиоактивными или отравляющими веществами работники ж/д тр-та и пассажиры оповещаются:
1) на ж/д станциях и в других организациях ж/д тр-та – по указанию уполномоченных работников ДИ через радиотрансляционную сеть и другие средства связи, включая и посыльных;
2) в пассажирских поездах – по указанию начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда, передаваемому через работников, обслуживающих поезд, и по поездной радиотрансляционной сети;
3) в людских и воинских поездах – по указанию начальника эшелона средствами связи эшелона при получении извещения от дежурного по железнодорожной станции;
4) в грузопассажирских, почтово-багажных и грузовых поездах – дежурным по железнодорожной станции.
1
08. Для предупреждения локомотивных бригад и других работников, обслуживающих поезд, о следовании поезда на зараженный участок, а также для предотвращения входа людей на него без индивидуальных средств защиты (противогазов, защитных костюмов и др.) такой участок ограждается специальными указателями «Заражено» (рис. 203).
Указатели «Заражено» на станциях и перегонах устанавливаются на расстоянии не более 50 м от границ зараженного участка. Перегоны, кроме того, с обеих сторон зараженного участка с правой стороны по направлению движения на железнодорожных путях общего пользования на расстоянии 1200 м, а на железнодорожных путях необщего пользования на расстоянии «Т», от первых указателей «Заражено» ограждаются вторыми такими же указателями. Указатели «Заражено» устанавливаются на обочине земляного полотна или в междупутье.
ВОПРОСЫ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ПРОЙДЕННЫХ ТЕМ:
1. Звуковые и ручные сигналы при маневрах: движение вперед, назад, тише и стой?
2. Как обозначается голова поезда при движении по 1-путному участку?
3. Как обозначается голова поезда при движении по неправильному пути?
4. Звуковые сигналы: оповестительный, бдительности, о приближении поезда?
5. Сигналы тревоги: общая, пожарная, химическая и воздушная?
6. В каких случаях подается сигнал общей тревоги?
7. Что должны делать работники, услышав сигнал общей тревоги?