СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект личностно - ориентированного классного часа "Лесенка достижений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у учащихся желания улучшить свои учебные достижения, освоение детьми приемов самоанализа и самооценки.

 

Технологическая цепочка подготовки и проведения личностно ориентированного классного часа «Лесенка достижений», План проведения,

ХОД ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Конспект личностно - ориентированного классного часа "Лесенка достижений"»













Конспект личностно ориентированного классного часа





Тема:

«Лесенка достижений»











Работу выполнила:


Базова Анастасия Сергеевна

Учитель начальных классов
















2016-2017 г.

Тема: «Лесенка достижений»

Класс: 3-ий класс

Цель: формирование у учащихся желания улучшить свои учебные достижения, освоение детьми приемов самоанализа и самооценки.

Задачи:

Воспитательные:

  • мотивировать детей к работе на результат;

  • побудить детей к улучшению своих учебных достижений;

Развивающие:

  • формировать регулятивные УУД: действие самооценки, постановки задач для будущего развития;

  • формировать коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли и идеи;

Образовательные:

  • сформировать представления учащихся о желаемых результатах в их учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные УУД – самоопределение: учащиеся осознают необходимость совершенствования своих учебных достижений и способны адекватно судить о своих успехах/неуспехах в учении; смыслообразование: у учащихся появляется стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и достижений

Метапредметные:

  • регулятивные УУД – учащиеся могут адекватно оценивать свои достижения и ставить задачи для своего будущего развития;

  • коммуникативные УУД – учащиеся могут выражать свои мысли и идеи.

Форма проведения: беседа

Методы и приемы: беседы, игры, выбора, самовоспитания, самоанализа и самооценки, коллективного анализа, рефлексивные.

Оборудование для учителя: вырезанные из бумаги солнце, лучики, тучки, фломастеры, зонтик.

Оформление классной доски:



Ученье – свет, а неученье - тьма



Технологическая цепочка подготовки и проведения личностно ориентированного классного часа «Лесенка достижений»

Название шага

Задачи и действия педагога на каждом из звеньев технологической цепочки личностно ориентированного классного часа (ЛОКЧ)

Действия коллектива класса, действия других взрослых

Применяемые методы для решения задач

1 шаг

Составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год.

1.Выявить проблемы жизнедеятельности классного коллектива, индивидуальные проблемы детей.

2. Обобщить проблемы и определить тематику ЛОКЧ.

3. Организовать совместное обсуждение предлагаемых тем с детьми и родителями, определить перечень тем ЛОКЧ на учебный год (5-8 тем).


С помощью метода коллективного анализа и мозгового штурма определить проблемы жизнедеятельности класса вместе с родителями и детьми. Из ряда проблем выбираем наиболее актуальные и важные. Составляем перечень этих тем.

1.Метод «брейнсторминга» («мозговой штурм»).

2. Метод коллективного анализа.

3.Метод выбора.


2 шаг

Уточнение темы личностно ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению.

1. Уточнить, остаётся ли проблема и тема ЛОКЧ актуальной.

2. Организовать высказывание детьми и родителями идей, создать банк идей по подготовке и проведению ЛОКЧ.

3. Убедить детей и родителей в важности решения проблемы в классе и важности темы ЛОКЧ.


К концу третей четверти узнаем у детей и родителей является ли тема «Лесенка достижений» актуальной и нужно ли вообще ее проводить (Нужен ли нам этот ЛОКЧ? Для чего? В чем он нам может помочь?) Она является актуальной, потому что нужно проанализировать результаты своей деятельности и выявить причины удач/неудач в учебной деятельности. Организуем с детьми диалог, где они высказывают свои идеи по подготовке и проведении ЛОКЧ.

1.Метод коллективного планирования.

2.Метод выбора.

3.Метод диалога.

3 шаг

Выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов.


1.Определить цель, задачи, планируемые результаты,

содержание, формы, дату и место проведения

ЛО классного часа.

2.Сформировать сообщество организаторов из числа детей и родителей класса: это может быть совет дела, или инициативная группа, творческая группа.

3. Побудить детей активно подключиться в подготовительную работу.

За 3 недели до проведения ЛОКЧ педагог собирает детей на классном часе и обсуждают его. Здесь педагог побуждает детей активно подключиться в подготовку ЛОКЧ (Как вы считаете, в чем вам может помочь этот ЛОКЧ? Поможет ли он нам стать более самостоятельными, успешными? Что вы можете сделать для классного часа? Может вы хотите проявить свои творческие способности и сделать свою оригинальную лесенку достижений?). Спрашиваем кто хотел бы помочь педагогу с оформлением (творческая группа из числа детей).

Вместе с детьми выбираем форму (беседа). Спрашиваем, что они ждут от классного часа и исходя из этого определяем содержание ЛОКЧ.

1.Метод коллективного планирования.

2.Метод выбора.

3.Метод поручения.

4.Метод диалога.


4 шаг

Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа.


1.Совместно определить и осуществить выбор группами тематических творческих поручений.

2. Определить и выбрать детьми индивидуальные поручения по подготовке ЛОКЧ.

3. Задача классного руководителя – мобилизовать усилия детей на подготовку к ЛОКЧ, консультировать и координировать совместные усилия детей и родителей по подготовке ЛО классного часа.

4.Определить целесообразность участия в классном часе других педагогов, роль родителей и специалистов по обсуждаемой теме.


Спрашиваем у детей, с чем у них ассоциируются знания (со светом, солнцем, книгами, школой и т.д.). Выбираем самый оригинальный ответ и предлагаем детям изготовить из картона солнышко с лучиками и тучки (трудности в учебной деятельности). Дети остаются после уроков, чтобы совместно сделать солнышко и тучки. Педагог поддерживает и помогает им в работе, если возникают трудности. Также здесь каждый ученик делает свою оригинальную лесенку достижений. Если у детей возникают трудности, он предлагает им идеи и поддерживает их начинания.

1.Метод поручения (коллективного и индивидуального).

2.Метод создания ситуации выбора (поручения выбирают).

3.Метод создания ситуации успеха и творчества.

4.Метод педагогической поддержки.


5 шаг

Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа.


Совместно с другими организаторами составить сценарный план ЛО классного часа.

Классный руководитель должен подумать и найти ответы на следующие вопросы:

  • Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и мотивационная готовность учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?

  • Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?

  • В какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности?

  • Каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность детей по самопознанию и саморазвитию?










Классный руководитель подводит учеников к теме, начиная с вводной беседы о результатах обучения в 3 четверти.










Дети на изготовленных

лесенках достижений в основной части отмечают свои достижения. А солнышко и тучки необходимо в задании Ассоциации.


Для дальнейшего самопознания и саморазвития детям будет задаваться «задание самому себе»


1.Метод диалога.

2.Метод коллективного анализа (сообщество организаторов анализирует результаты подготовительной работы групп и подготовленные материалы для включения в сценарный план).


6 шаг

Проведение классного часа.


Шестой шаг состоит из частей:

  • Вступительная;

  • Основная;

  • Заключительная.

Задачи вступительной части:

1.Мобилизовать внимание обучающихся, обеспечить достаточно серьёзное и уважительное отношение к теме обсуждаемой проблемы и темы.

2.Определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни ребенка.

3.Пробудить желание детей принять активное участие в нем.

4.Позаботиться о том, чтобы воспитанники стремились занять субъктную позицию на ЛО классном часе.

Задачи основной части:

1.Создать для членов классного коллектива максимальное количество возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей, ситуаций выбора.

Задачи заключительной части:

1.Проанализировать совместную деятельность и подвести ее итоги (рефлексия).

2.Составить план действий по решению обсужденных проблем, для этого определить индивидуальные и групповые задания.

3.Стимулировать желание детей внести изменения в работу класса.

4.Стимулировать потребность школьников в самовоспитании, индивидуальную деятельность детей по самообразованию и самовоспитанию.









Начинаем с вводной беседы о результатах обучения в 3 четверти. И определяем важность этого разговора и классного часа для каждого.

Беседа с детьми о том, для чего им нужна учеба и как добиться успехов в ней.

Совместное обсуждение целей и задач и выявление значимости темы для каждого.



Проведение различных форм деятельности:

работа с пословицей, зонтик откровений, ассоциации, работа в группах, оценивание себя по лесенке достижений.


Соотнести цели и задачи, которые мы вместе определили в начале ЛОКЧ с реальными результатами, которыми нам удалось достичь в конце (Какие задачи мы ставили? Что мы должны были определить? Удалось ли нам решить эти задачи?).

Дети подводятся к тому, что необходимо самим (или вместе с родителями) определить задачи на следующую четверть в учебной деятельности (задание самому себе).

1.Метод диалога.

2.Метод выбора.

3.Метод актуализации («вызова») субъектного опыта.

4.Метод игры и игрового тренинга.

5.Метод педагогической диагностики.

6.Метод рефлексии.

7.Метод коллективного анализа..

8.Метод самовоспитания (приём «Задание самому себе» и др.).


7 шаг

Анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.



Выделяют две стороны анализа:

Первая сторона - это совместный анализ учителя с воспитанниками (рефлексия).

Другая сторона - это педагогический анализ:

  • Почему? Зачем? - потребности, особенности, интересы.

  • Что? - цель

  • Как? – методы, формы работы. Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние обучающихся. Удачи, трудности.

  • И что мы с этого имеем? - результат, продолжение работы.



Учитель вместе с учениками подводит итоги и проводит рефлексию (вопросы даются ниже в ходе мероприятия).



Эта тема важна для учащихся, потому что дает им возможность проанализировать свою учебную деятельность и определить пути совершенствования.

1.Метод рефлексии.

2.Метод коллективного анализа.

3.Метод коллективной, само- и взаимооценки.




























План проведения

Название этапов и подэтапов


Предполагаемое время


1.Вступительная часть.

1.1. Вводная беседа о результатах обучения в 3 четверти

1.2. Определение цели и задач.

5 мин.

2 мин.

3 мин.

2. Основная часть

2.1. Работа с пословицей «Ученье- свет, а неученье- тьма».

2.2. Ассоциации.

2.3. Зонтик откровений.

2.4. Лесенка достижений

30 мин

4 мин.

13 мин.

7 мин.

6 мин.


3. Заключительная часть

3.1. Задание самому себе

3.2. Подведение итогов

3.3. Рефлексия

6 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.



Литература:

  1. Казакова ЕЖ, Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха.СПб., 1997.

  2. Фридман Л.М., Пушкина ТА., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.

3. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно ориентированного классного часа/ Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.








ХОД ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


Структурные этапы воспитатель

ного мероприятия

Воспитательные, образовательные, развивающие задачи, реализуемые на этапах

Методы и приёмы, используемые для

реализации задач и достижения результатов

Содержание этапа

Примечание

Планируемые результаты



1.Вступительная часть. МОТИВАЦИЯ



1.1. Вводная беседа о результатах обучения в 3 четверти


Выявление у детей действия самооценки.

Мотивация к разговору.

Беседа


Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о результатах обучения в 3 четверти и ваших успехах. Все ли из вас ставили себе цели и задачи на учебную четверть? И если да, то какие? (Мы ставили себе цель и задачи, например, подтянуться в русском языке, поучаствовать в олимпиаде по математике и т.д).

Как вы думаете смогли ли вы добиться своей цели? (Разные ответы: «да», «нет», «может быть»).

А что вам мешало добиться своей цели? (Нехватка времени, лень, нехватка ресурсов).



Мотивация, настроенность на обсуждение темы.

1.2. Определение цели и задач.


Беседа


Мы с вами проучились уже 3 четверти и каждый имеет свои успехи/неуспехи. Как вы считаете важно ли их обсудить и проанализировать? (Да, для того, чтобы разобраться в причинах успеха/неуспеха и знать, что необходимо нам корректировать).

Вы молодцы, что осознаете важность нашего классного часа.

Посмотрите на доску. Давайте хором прочитаем название нашего занятия. («Лесенка достижений»).

Как вы считаете, для чего нам нужна лесенка достижений? (Для того, чтобы знать на каком уровне в обучении мы находимся на данный момент и стремиться стать лучше и умнее).

Что нужно, для того чтобы добиться успехов в учебе? (Нужно трудиться, не лениться, участвовать в различных олимпиадах и конкурсах, развивать свои способности).

А какими качествами вы должны обладать, чтобы достичь успехов? (Ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, аккуратность).

Какие задачи на нашем занятии мы должны поставить перед собой? Что мы должны определить, узнать?

- проанализировать какие проблемы могут встречаться в учебной деятельности и как сними справляться;

- поставить перед собой задачи на следующую четверть.

И так, давайте вместе сегодня оценим и проанализируем свои достижения, успехи/неуспехи и поставим перед собой задачи на следующую четверть.

Задачи на занятии определяются вместе с детьми через беседу и высказывание детьми предположения о том, для чего нам нужна Лесенка достижений.

Действие целеполагания

2.Основная часть. ПОЗНАНИЕ И ДЕЙСТВО


2.1. Работа с пословицей «Ученье- свет, а неученье- тьма»


Актуализировать знания о том, для чего мы учимся.









Метод коллективного анализа

На доске записана пословица. Я буду открывать по нескольку букв, а вы попробуйте догадаться, какая пословица записана.

Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Учение дает нам знания, которые мы можем применять в своей жизни, мы будем образованными и грамотными). С чем здесь ассоциируются знания, учения? (Со светом). Что даёт нам свет? (Счастье, радость, уверенность в завтрашнем дне).

Какой из этого можно сделать вывод? (Учиться необходимо, без учения мы будем неграмотными людьми, которые не смогут выжить в данном обществе).



















2.2. Ассоциации

Формирование представления учащихся о проблемах, с которыми можно столкнуться в учении и выявление того, как сними можно бороться.

Умение работать в группе.






Метод игры, выбора

А теперь давайте представим, что наши знания и учеба — это солнышко. И на лучиках солнышка нам необходимо написать по одному слову, которое ассоциируется у вас с учебой, знанием, также можно написать, что нам дают учеба и знание. А для это я предлагаю вам разделиться на 4 группы из 5 человек по желанию. Каждая группа получит по 2 лучика и посовещавшись, напишет свои ассоциации. У вас есть 2 минуты на обдумывание.

Каждая группа выходит к доске и прикрепляет свои лучики с помощью магнитиков к доске и объясняет почему они написали именно эти слова.

Ребята, но мы же знаем, что иногда наше солнышко не всегда светит, его может закрыть туча. Как вы думаете с чем у нас будет ассоциироваться туча? (с неудачами в учебе, с проблемами).

Молодцы! А теперь каждая группа получит по тучке и напишет, что может мешать учебе и нашим достижениям в ней. На это у вас есть 2 минуты, после чего вы прикрепите свои тучки к доске и аргументируете то, что вы написали.

А что необходимо сделать для того, чтобы тучки не закрывали наше солнышко, чтобы солнышко светило всегда и везде? (Нам надо не лениться, а трудиться, ставить перед собой задачи и идти к поставленной цели, анализировать, что у нас получилось, а что нет, для того, чтобы в дальнейшем не допускать этих ошибок).


Учитель прикрепляет к доске солнышко, вырезанное из бумаги.

Учитель каждой группе раздает по 2 лучика, вырезанных из бумаги.

Учитель раздает по одной тучке каждой группе.









Учащиеся способны адекватно судить о своих (и не только) успехах/неуспехах в учении.

Дети учатся взаимодействовать в группе, принимать мнения других людей, слушать и слышать собеседника

2.3. Зонтик откровений









Формирование коммуникативных УУД - высказывать и аргументировать свое мнение по теме.





У нас в классе появился зонтик откровений.

Под ним нужно говорить откровенно, от всего сердца.

Кто хочет рассказать о чувствах, которые возникают, если вы получите хорошую отметку или решили трудное задание? Что вы чувствуете, если вы не выучили урок или получили плохую оценку?


Учитель достает зонтик и передает его тому, кто хочет высказаться.





Учащиеся учатся выражать свои чувства.

2.4. Лесенка достижений

Формирование регулятивные УУД: действие самооценки, постановки задач для будущего развития

Метод самоанализа и самооценки

А теперь попробуйте с помощью «лесенки достижений», изготовленной каждым из вас, оценить результаты своей уче­бы в прошлой четверти. Лесенка имеет десять ступенек. Обычно на нижнюю ступеньку становится тот ученик, который пло­хо учится, а на верхнюю — самый лучший учащийся. Вам необходимо подумать и решить: какую ступеньку каждому из вас позволяют занять итоги учебы в третьей четверти. Поставьте галочку на лесенке на том место, где вы находитесь, по вашему мнению, сейчас? Подумайте, устраивают ли вас ваши результаты? Поговорите с родителями, расскажите о своих достижениях, помехах, спросите совета у них или у меня.



Действие самооценки.

Учащиеся осознают необходимость совершенствования своих учебных достижений

3. Заключительная часть. РЕФЛЕКСИЯ


3.1. Задание самому себе

Определить задачи для себя в учении на следующую четверть










Метод самовоспитания

Ребята, мы с вами сегодня много говорили об учении, что нам помогает добиться успехов, а что нет. Как вы думаете, нужно ли вам определить задачи на следующую четверть? Ведь вы же все хотите чего-то добиться или улучшить в себе. (Да, мы должны поставить перед собой задачи, чтобы добиться результатов в учебной деятельности).

Я очень рада, что вы понимаете это, поэтому вы можете сами или вместе с родителями определить эти задачи и записать их на листочке и повесить перед своим рабочим столом.






Каждый ребенок сам определяет какие задачи перед собой поставить, исходя из своих достижений и знаний.

У учащихся появляется стремление в улучшении своих результатов

3.2. Подведение итогов




Обобщение и систематизация знаний, полученных на классном часе.



Ребята, вот наш классный час и подходит к концу. Какие задачи мы ставили перед собой? Что мы должны были определить, узнать?

- проанализировать какие проблемы могут встречаться в учебной деятельности и как сними справляться;

- поставить перед собой задачи на следующую четверть.

Решили ли мы эти задачи? (Да, мы проанализировали какие проблемы, которые могут встречаться в учебе, что нам мешает и как со всем этим справляться. Также оценили свои достижения и теперь мы сможем поставить перед собой задачи на следующую четверть).




3.3. Рефлексия


Организация осознания детьми результатов нашей беседы

Метод рефлексии

Понравился ли вам наш классный час?

Чем он был полезен?

Каковы ваши эмоции?

Какие новые желания появились у вас?

Как вы считаете нужно ли еще проводить такие классные часы?

Что мы сегодня для нас определили?

Ребята, вы все молодцы, спасибо, что вы сегодня были очень активные и смогли адекватно ценить свою учебную деятельность! До новых встреч!





Резервный материал:

Работа над пословицей «Корень учения горек, да плод его сладок».

-Как вы понимаете значение слов настойчивость, воля, терпение? Трудно ли воспитывать в себе эти качества? Как вы понимаете смысл пословицы «Корень учения горек, да плод его сладок»?

Совет другу.

-Мы хорошо знаем друг друга. Напишите своим одноклассникам пожелания и советы по поводу того, как лучше учиться. Пусть это будет маленькое письмо друзьям. Возможно, они многое не замечают в себе, а со стороны друг может дать хороший совет.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя