Парные звонкие и глухие согласные. (6кл.)
Задачи: совершенствовать умения учащихся выделять согласные в слове; развивать умения различать парные и непарные, звонкие и глухие согласные.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Сядет тот, кто правильно назовёт предмет, изображённый на картинке, выделит первый звук в данном слове и запишет на доске соответствующую букву. (Учитель демонстрирует предметные картинки с изображением арбуза, бочки, ведра, гуся, дудочки, енота, ежа, жука, замка, козы, лука, мухи, ножниц, осла, полки, ракеты, совы, топора, флажка, хлеба, цыпленка, черепахи, шаров, щетки, экскаватора, юлы, яблока.)
II. Введение в тему.
– Что вы записали? (Алфавит.) Каких букв не хватает? Допишите их в нужном месте.
III. Минутка чистописания.
IV. Изучение нового материала.
1. Беседа о парных и непарных согласных.
– Прочтите, что вы записали в тетрадь.
– Король Алфавит устроил сказочный бал, куда были приглашены все буквы. Там они разбились парами и стали танцевать: гласные с гласными, а согласные с согласными.
– Прочтите гласные буквы. Какие пары можем составить?
– Буквы а–я, у–ю, ы–и, э–е, о–ё танцевали вальс.
– Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели, свистели от усердия. Давайте найдём эти парные согласные и обведём их в кружочек.
Дети с помощью учителя находят парные согласные и обводят их в кружок.
– Сколько парных согласных вы нашли? (12.)
– А теперь построим их парами. (Учитель записывает на доске, дети – в тетрадях.)
– Звонкие буквы звонко отбивали ногами в такт музыке и весело выкрикивали свои имена. а вот глухие были глухи к музыке и поэтому робко шептали, как эхо, имена своих подруг.
Парные согласные ты в гости пригласи,
Чётко их по парам вслух произнеси:
п–б, ф–в, к–г, т–д, ш–ж, с–з.
Ладошку к горлу подставляй,
Глухой и звонкий различай.
– Назовите звонкие парные согласные. (Б, в, ж, г, д, з.)
– Назовите глухие. (П, ф, ш, к, т, с.)
– Вот какие это были странные пары. Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать, только стояли и смотрели.
– Посмотрите на записанный вами алфавит и постарайтесь назвать эти буквы. (Л, М, Н, Р, Й, Х, Ц, Ч, Щ.) Пар у них не было. Это непарные буквы. Хотя они такие скромные и не имеют пару – подругу, но среди них тоже есть звонкие и глухие.
– Давайте постараемся разбить эти буквы на две группы.
– Л, М, Н, Р, Й – звонкие, произносятся в нос. Х, Ц, Ч, Щ –
глухие.
– На какие группы мы разделили с вами все согласные? (На парные и непарные. Звонкие и глухие.) Назовите парные согласные.
2. Чтение, заучивание правила.
Физкультминутка
Работа с учебником.
V. Итог урока.
– На какие группы можно разделить согласные звуки?
– Назовите парные звонкие (глухие) согласные.