МБОУ Нововоронежская СОШ №1
Учитель-логопед Весельева Л.Н.
29.11.2017 год.
Конспект открытого логопедического урока: «Если добрый ты»
(в теме ознакомления со звуками д и д'. Буква Д.)
Цель:
познакомить со звуками д и д', их отличительной характеристикой, буквой Д;
развивать фонематический слух;
совершенствовать звукобуквенный анализ и синтез слов;
расширять понятийный словарь учащихся за счёт слов «толерантность»,
«комплимент», «добродушный»; «добросердечный»; «доброжелательный»; «добродетельный»;
учить правильно строить сложные предложения;
развивать связную речь, отвечая на вопросы текста;
формировать у учащихся представление о толерантности,
воспитывать чувство уважения друг к другу;
способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в
решении конфликтных ситуаций.
1. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите, как много пришло гостей, давайте будем вежливыми и поздороваемся. И покажем, как мы приветствуем друг друга.
-Я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас было всегда.
Сесть за парту может тот, кто скажет друг другу комплимент: добрые слова и пожелания. (работа в парах )
II. Введение в тему.
Ребята, как можно назвать детей, которые делают друг другу комплименты?
Дети: Добрые дети, внимательные, уважительные.
-А если человек обладает такими качествами, с ним хочется дружить, общаться, то как можно сказать одним словом, какой это человек? (толерантный). Найдите подсказку на стене и прочтите её.
Ответ детей.
- Главное качество толерантного человека – это доброта. Очень приятно наблюдать, когда общаются
добрые дети.
С какого звука начинается слово добрые? (д) Дайте характеристику звуку Д.
Покажите сигнальный значок.
С какого звука начинается слово дети? (Д'). Дайте характеристику звуку Д'. Покажите сигнальный значок.
Чем похожи и чем отличаются эти звуки? (Ответы детей).
А теперь поиграем в игру «Угадай звук».
(показ детьми сигнальных значков звуков д-д' в словах: нескандальный, сердечный, добрый, надёжный, душевный).
III. Работа в тетради.
Звуки д и дь обозначаются буквой Д. Прочтите Буку Д с первым рядом гласных. Какой мы слышим согласный звук? (Твердый).Теперь прочтём букву Д с о вторым рядом гласных. Какой мы слышим согласный звук? (Мягкий). Буква д бывает строчной и заглавной. Посмотрите на доску. Выполните работу на внимание, запишите буквы, правильно их чередуя: ДдД дДд ДдД дДд...
На доске буквы и цифры. Ваша задача расположить буквы в порядке числового ряда (1-5), и прочесть слово.
-Какое слово получилось? ( Добро).
Запишите это слово в тетрадь. Сделайте звуковой анализ этого слова. Разделите его на слоги и поставьте ударение.
Придумайте, пожалуйста родственные слова к слову – добро.
(добрый, доброта, добрейший, добренький).
Физминутка «От улыбки…»
IV. Работа со словом.
Дети, как одним словом можно назвать человека, если у него
добрая душа? Добродушный.
Доброе сердце? Добросердечный.
Добро желает? Доброжелательный.
Добро делает? Добродетельный.
V. Работа с предложением.
Детям предлагаются ситуации с 2мя вариантами ответов. Ребёнок должен составить ответ, выбрав свой вариант сложноподчинённого предложения, используя слова если…, то…
Младший брат сломал игрушку:
-я его постараюсь успокоить
-я ударю его
Я поссорился со своей сестрой:
-найду способ помириться
-буду обижаться и мстить
-
Саша плохо одет:
- для меня это неважно
-я буду подсмеиваться над ним
Мне не хочется идти на прогулку со своими близкими:
-я всё равно пойду гулять
-устрою истерику
Я недоволен собой:
-людей без недостатков не бывает
-я все свалю на других
VI. Работа с текстом (сказкой).
– Ребята, я хочу рассказать вам “Сказку о Необычном цветке” В одной стране, где днем светит яркое солнце, а по ночам редки холодные ветра, жили цветы. Они все были разные по характеру, но каждый из них был хорош по-своему. (Слайд)
Королевские лилии – всегда стремились во всем быть первыми, любили давать советы и делать замечания другим цветам. (Слайд)
Дикий шиповник – был слегка застенчив, но всегда доводил начатое дело до конца (Слайд),
а желтые ноготки очень дружелюбны и жизнерадостны, любили веселые приключения (Слайд).
Но в этой чудесной стране жил один необычный цветок – Синецветик, который боялся подружиться с остальными цветами, он считал себя некрасивым и безликим. И от этого он чувствовал себя несчастным, у него всегда было грустное настроение.(Слайд)
Однажды древний мудрый цветок, который рос высоко в горах, сказал Синецветику: “Ты очень красивый и необычный цветок! Посмотри, какие у тебя прекрасные лепестки, какой ты добрый и отзывчивый, у тебя все получится и все будет хорошо!”
(Слайд) Синецветик, услышав эти слова, расправил свои лепестки и широко улыбнулся всем другим цветам – жителям этой страны. Они тоже улыбнулись ему в ответ, и Синецветик был просто счастлив. (Слайд)
– Что делало Синецветика несчастным в начале сказки?
– Как вы думаете, что ему помогло стать счастливым?
VII. Итог занятия.
– Да, в нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы нуждаемся в чьей-то помощи и поддержке. Пусть она выражается просто в приятных добрых словах, но подчас многое значит для человека. Каждому человеку требуются любовь, признание, поддержка. Каждый человек вырастает в собственных глазах, когда его хвалят. Похвала – самое действенное средство. Но помните, похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации. Похвала должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерие.
И я хочу вам открыть секрет:
Кто умеет быть добрым, вежливым, внимательным и терпимым к другим, тот быстрее добивается успеха.