Конспект логопедического занятия для учащихся начальной школы
Наумова Василина Александовна
Тема урока: Развитие языкового анализа и синтеза.
Цель: совершенствование навыка чтения у учащихся
Задачи:
Формировать умение правильного чтения путем тренировочных упражнений.
Развивать зрительное внимание и восприятие.
Развивать языковой анализ и синтез на уровне слова, предложения, текста.
Совершенствовать лексико –грамматический строй речи учащихся.
Закрепить представления учащихся о предложении, тексте.
Совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.
Совершенствовать словарь учащихся, развивать речь через полные ответы на вопросы;
Развивать орфографическую зоркость при выполнении заданий;
Развивать логическое мышление при выполнении заданий.
Воспитывать интерес, к слову, через использование занимательного материала.
Совершенствовать навык самоконтроля при чтении.
Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.
Воспитывать познавательный интерес к занятиям;
Воспитывать уверенность в своих силах.
Оборудование:
карточки-лабиринты(карточка№1),
иллюстрации с отрывками из произведений А.С. Пушкина
индивидуальные листы с деформированными предложениями (карточка №2)
карточки с текстом-сказкой (карточка №3)
карточки с фразеологическими оборотами.
План урока:
1.организационный момент
2.Разминка
3.основная часть урока:
работа с деформированными предложениями.
работа с деформированным текстом.
4.Работа с фразеологизмами.
5 Рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный момент
Здравствуйте ребята. Посмотрите на доску и прочитайте сегодняшнее число. На доске записано число печатными буквами ( ярбяткоеотясеД) Что я сделала не так?
Да, сегодня на уроке мы будем разгадывать загадки, бороться с беспорядком и неразберихой.
Вы написали число наоборот.
2.Разминка
Начнем с разминки. Пройдем словесный лабиринт (выдается карточка №1).Стрелка показывает начало движения и его направление. Читаем только буквы русского алфавита.
На какой вопрос отвечают эти слова?
Какой частью речи они являются?
О каком явлении природы мы можем так сказать?
Какой еще бывает ветер?
Вы правы, а еще ветер бывает неугомонный, соленый, свирепый, озорной.
Ветер –один из любимых персонажей русских былин, сказок, пословиц, образных выражений.
Вспомните, в каких литературных произведениях есть герой-ветер? В какой сказке А.С Пушкина герой обращается к ветру за помощью? Логопед совместно с детьми ( или просит детей) читает отрывки из литературных произведений, где упоминается ветер.
И мы сегодня поговорим о ветре.
Читают по очереди слова:
Эти слова отвечают на вопрос: Какой? и являются прилагательными.
О ветре.
Ученики придумывают имена прилагательные ,характеризующие летний, осенний, весенний, зимний ветер.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
« Сказка о царе Салтане» дети цитируют отрывок из сказки или это делает логопед ,если они затрудняются.
Детям могут быть выданы картинки с отрывками из произведений.
3. Основная часть
- работа с деформированными предложениями
Посмотрите на листы с заданиями на ваших столах.(выдаются карты№2). При подготовке к уроку компьютер дал сбой и внес путаницу в задания. Мне нужна ваша помощь ,чтобы восстановить предложения.
Работать мы будем внимательно, не торопясь -это поможет нам выполнить задания правильно.
-Какое предложение вы видите под номером 1?
Посмотрите на 2 задание. Какая морфема пропущена в словах? Вставьте и выделите окончания. Прочитайте предложение.
Молодцы! Продолжим наши исправления.
Предложение под каким номером мы сейчас будем восстанавливать?
Зачеркните несуществующие слова. Прочитайте, что у вас получилось.
Как вы думаете, что нужно сделать в 4-ом задании?
Давайте вместе найдем первое слово, а дальше выполнение задания вы продолжите самостоятельно и очень внимательно.
Прочитайте, что у вас получилось? (вызывает одного ученика). Все согласны? Давайте запишем это предложение под строкой букв.
Найдите задание№5
Прочитайте предложение, написанное наоборот.
В следующем задании читаем через слово.
Сначала обведем нужные нам слова. Первое слово «имя».
Посмотрите внимательно на 7 задание. Прочитайте конец предложения справа. Прочитайте левый столбик. Какое начало нам подходит. Соедините половинки стрелкой.
Прочитайте.
Как вы думаете, что надо сделать в задании №8?
Прочитайте первую часть предложения. Прочитайте возможные варианты конца предложения.
Подчеркните выбранный вариант. Прочитайте.
Что нужно исправить в 9 задании?
Вы просто молодцы ,исправили путаницу. Найдется ли у нас такой смельчак ,который сможет прочитать весь текст целиком.(вызывает 1-2 учеников)
К какому жанру устного народного творчества можно отнести этот текст? Почему?
Один ученик четко читает «зашумленное» предложение: Осенью ветер был суровым и грустным.
В словах пропущено окончание.
Ученики самостоятельно дописывают окончания .1-2 ученика читают ,что у них получилось.
Луна дружит со звездами, туча с дождем, а у него нет друзей.
Предложение под номером 3
Сел на бугорок ветер и приуныл.
Найти в строчке букв предложение.
Первое слово-«рядом».Обводят слова.
Рядом цветок стоит и как будто кивает
У цветка этого крупные лепестки и тонкий стебелек.
Обводят слова ,после этого один ученик читает предложение вслух.
- ведь их имена так похожи.
Выполняют задание.
Читают получившиеся предложения.
Подобрать Конец предложения к началу.
Выполняют задание. Читают.
В 9 задании нужно разъединить слипшиеся слова . Разъединяют, читают.
Читают текст.
Остальные ученики следят за чтением по своим карточкам.
Это текст-сказка. т.к.
— Это вымысел.
-Реальные явления и предметы (ветер и ветреница) в сказках оживают, становятся одухотворенными, разговаривают, чувствуют и переживают
- работа с деформированным текстом
Выдается карточка№3
Как вы думаете, что перед вами? Можно ли это назвать текстом?
Давайте исправим это недоразумение.
Прочитаем первое предложение. Обозначим точку и заглавную букву.
Дальше работайте самостоятельно
Вам знаком этот текст? (после того как ученики заканчивают выполнять задание)
Сколько предложений в тексте-сказке?
Прочитайте 8 предложение.
Как вы понимаете выражение «родственные души»?
Что общего между выражением «родственные души» и понятием «родственные слова»?
Найдите в тексте родственные слова.
Это нельзя назвать текстом. Текст-группа предложений, стоящих в определенной последовательность и объединенных одной темой. Здесь нет предложений. Это надо исправить.
Читают. Обводят точку и заглавную букву.
Выполняют задание.
Да,
мы разбирали его в предыдущем задании.
В тексте 9 предложений.
Читают.
Это люди, который понимают друг друга, имеют общие черты характера , взгляды на жизнь и интересы.
Родственные души –это Близкие люди, родственные слова –это близкие похожие слова, имеющие один корень
Ветер и ветреница.
4. Работа с фразеологизмами
Предлагаются карточки с фразеологическими оборотами. Давайте прочитаем что написано на ваших карточках. Подумайте, что обозначают эти устойчивые выражения. Приведите пример из вашей жизни, который соответствует данному выражению.
Вариант выполнения задания№2.Работа с разрезными карточками: Логопед предлагает детям собрать разрезную карточку с фразеологическими оборотами. Далее работа ведется по предыдущей схеме.
Дети вытягивают карточки. Читают, объясняют, как они понимают этот оборот, рассказывают случаи из жизни.
Отвечают на вопрос. Приводят примеры.
Летит, как ветер-
Бросать слова на ветер-
Ветер в голове-
Как ветром сдуло-
Держать нос по ветру
Ученики собирают карточки на партах и читают, что на них написано. (возможен вариант: первую карту собирают совместно на доске.)
Далее работа ведется по предыдущей схеме.
5. Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Какое задание вам понравилось и вы хотели бы повторить такую работу?Что было легко? Какой вид работ вам запомнился и понравился больше всего?
Что вызвало затруднения?
Чему мы научились?
Оценка учащихся товарищами, логопедом.
Спасибо за урок!
Отвечают на вопросы
Мне было интересно...
Мне было трудно...
Я научился…
Я понял, что...
Теперь я могу.
У меня получилось ...
Я смог...
Оценка работы на уроке других учеников.