СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия на тему "Откуда хлеб пришёл?"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему "Откуда хлеб пришёл?"»

Занятие на тему: «Откуда хлеб пришёл?»


Цели:

-коррекционно-образовательные: уточнить и закрепить знания детей о том, что что хлеб — ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб; воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих; обогатить знания о том, как на столе появляется хлеб, какой путь он проходит, прежде чем его съедим; закрепить знания пословиц и поговорок о хлебе; образовывать существительные родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; согласовывать числительные с существительными; учить составлять описательные рассказы.


- коррекционно-развивающие: обогащать и активизировать словарь по данной теме; развивать внимание, мышление, память.

- коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа, воспитывать усидчивость, сосредоточенность, положительные эмоции, умение слушать собеседника не перебивая.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки по данной теме; раздаточный материал – листочки с заданием, цветные карандаши.


Ход занятия:

Организационный момент.

Он и черный, он и белый,

И всегда он загорелый.

Мы как кушать захотим,

То всегда садимся с ним (хлеб) Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (о хлебе.)

Без хлеба мы не сможем полноценно завтракать, обедать, ужинать. Без хлеба человеку трудно прожить.

И поэтому говорят, хлеб - всему голова.

Мы сейчас отправимся в путешествие и вспомним, откуда и как хлеб попадает к нам на стол.

Ребята, и начнем мы своё путешествие с поля.

Сначала хлебороды готовят поле к посеву. Осенью специальными машинами -разбрасывателями вносят в почву удобрения. Потом тракторами вспаивают землю, перемешивая её с удобрениями и одновременно боронуют – рыхлят почву, чтобы не было комков.

Для чего он это делают?

Чтобы земля была мягкая, чтобы зернам было уютно, и они не остались на поверхности. Землю вспахали, а потом что делают в поле? Нужно посеять зёрна. Здесь помогают машины сеялки.

– А что нужно для того, чтобы зерна проросли? (Солнце, вода, удобрения).


Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что?

В колосья. Хлебное поле ещё называют нивой.

Когда колосья созреют нужно и убирать и выходят в поле машины – комбайны. Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна.

И эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые едут рядом с комбайном.

Затем зерно везут в зернохранилище (амбар, элеватор) Там при определенной температуре и влажности ранят зерно.

А дальше зерно попадает на мукомольный завод. Из зерна там делают муку.

Дальше везут муку на хлебокомбинат. Замешивают тесто, пекут хлеб.

А затем хлеб везут в магазин, где мы его и покупаем. Как называется магазин, где мы покупаем хлеб? (хлебный)


Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый?

Черный хлеб получается из ржаной муки, а получают её из ржи. Белый хлеб пекут из пшеничной муки, а получают её из пшеницы. Значит сеют зерна ржи и пшеницы.

Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую сеют осенью, яровую — весной.

Из чего состоит колос? (Стебель, зерно, усики.) Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи — длинные.


Вот мы сейчас увидели, как трудно вырастить хлеб?  Это огромный труд людей разных профессий.

- Чьи же руки прикасались к хлебу? (Руки, тракториста, агронома, комбайнера, шофера, грузчика, мельника, пекаря, кондитера, продавца).

- Что делают трактористы? (Трактористы пашут землю, сеют зерно).

- Что должен знать агроном? (Агроном должен знать, когда начинать сеять зерно и убирать урожай, как удобрять землю, как уберечь урожай от вредителей и болезней, сорняков).

- Что делают комбайнеры? (На комбайнах срезают колосья и обмолачивают).

- Что делают шоферы? (Везут зерно на элеватор, где оно хранится. Потом зерно везут на мукомольные заводы. Потом муку в специальных машинах везут на хлебозаводы и в пекарни).

- Что делают пекари? (Пекари пекут из муки хлеб, батоны, булки).

- Что делают продавцы? (Продавцы в магазинах продают хлеб).

- Вот какой длинный путь проходит хлеб от поля до нашего стола.

- Но не всегда так было…

В давние времена крестьяне в соху запрягали лошадь и пахали землю. Ко дню сева готовились особенно: надевали праздничные рубашки и с лукошками на груди выходили в поле. Из лукошка семена пшеницы разбрасывались по полю равномерно. Посеяли семена в землю. Идёт время, зёрна прорастают из земли, появляются всходы и вот уже всё поле в золотых колосьях. Созрела рожь, пшеница, колосья стали золотыми. Пришла пора убирать урожай. Медлить нельзя: колосья могут осыпаться и зёрна упадут на землю. Убирали урожай косами и серпами: колосья срезали, да в снопы вязали. Работа была очень трудная. Срезанные колоски собирали в снопы. А как же из колосьев хлеб получить? Брали крестьяне цепы и молотили ими колосья, зернышки из колосьев и вылетали. Молотить цепами - это тяжелая работа. После обмолота зерно веяли, стоя на ветру, с помощью лопаты. Потом зерно везли на мельницу. Мельники с помощью ветряных и водяных мельниц мололи муку. Обмолоченное зерно везли на мельницу. В далеком прошлом хлеб не покупали в магазине, а пекли хозяйки в русской печи. Тесто начинали замешивать ещё на рассвете.

- Хлеб – наше богатство! Хлеб даёт здоровье и силу людям. Хлебом – солью встречают гостей. С хлебом связаны традиции и обычаи русского народа. О хлебе сложено много песен, стихов, сказок, пословиц и поговорок.

Пословицы про хлеб.

-Хлеб – всему голова

-Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

- Будет хлеб- будет и песня

- Хлеб батюшка, вода-матушка

- Без хлеба – нет обеда

- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

- Берегите хлеб, он наше богатство.

Вот он хлебушек душистый,

Как люди должны относиться к хлебу?

Дидактическая игра «Какой бывает хлеб?»

(Вкусный, мягкий, пышный, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный, хрустящий,)

Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. А какие вы знаете хлебобулочные изделия? (Булочки, рогалики, плетенки, пряники, печенье, сушки, баранки, пирожные, кулебяки, пироги, пирожки, калачи, ватрушки, блины, оладьи).

Дидактическая игра «Добавь слово»

В предложениях потерялось слово ХЛЕБ, нам нужно его вернуть на место, чтобы получилось правильное предложение.

У нас дома нет … (хлеба).

Я люблю черный … (хлеб).

Мама попросила меня сходить за … (хлебом).

Катя любит есть суп с … (хлебом).

Мы очень рады вкусному … (хлебу).

Я знаю пословицу о … (хлебе).

Дидактическая игра «Есть – нет – много»

Например: есть хлеб, нет хлеба, много хлеба.(баранки….)


Дидактическая игра «Назови ласково»

Например: хлеб - хлебушек

пирог

калач

блин

булка

батон

пряник

торт

баранка

ватрушка

бублик

Дидактическая игра «Назови какой, какая, какое?»

Например: печенье из овсянки. Какое печенье? — Овсяное.


Хлеб из ржи – ржаной;

Хлеб из пшеницы – пшеничный;

Каша из овса – овсяная;

Каша из пшена – пшенная;

Каша из ячменя – ячневая;

Каша из кукурузы - кукурузная;

Каша из гречихи – гречневая;

Поле с рожью – ржаное;

Поле с пшеницей – пшеничное;

Поле с овсом – овсяное;

Поле с ячменем – ячменное;

Поле с кукурузой – кукурузное;

Поле с гречихой – гречишное;

Поле с просом - просяное


Дидактическая игра «Сосчитай»

Например: одно зернышко, два зернышка, три ..., четыре ..., пять зернышек, и т.д.

(колос, кукуруза, початок, урожай, стебель).


Физкультминутка

Едем в поле.  дети встают друг за другом «едут» в поле на машинах.

На кочку наехали  подпрыгивают,

В яму заехали  приседают,

Горки объехали  делают повороты вправо и влево.

и на поле приехали.


Вот он хлебушек душистый,

С хрусткой корочкой витой

Вот он тёплый, золотистый.

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!


Выполнение задания на листочках.


Итог занятия.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!