Занятие на тему: «Откуда хлеб пришёл?»
Цели:
-коррекционно-образовательные: уточнить и закрепить знания детей о том, что что хлеб — ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб; воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих; обогатить знания о том, как на столе появляется хлеб, какой путь он проходит, прежде чем его съедим; закрепить знания пословиц и поговорок о хлебе; образовывать существительные родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; согласовывать числительные с существительными; учить составлять описательные рассказы.
- коррекционно-развивающие: обогащать и активизировать словарь по данной теме; развивать внимание, мышление, память.
- коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа, воспитывать усидчивость, сосредоточенность, положительные эмоции, умение слушать собеседника не перебивая.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки по данной теме; раздаточный материал – листочки с заданием, цветные карандаши.
Ход занятия:
Организационный момент.
Он и черный, он и белый,
И всегда он загорелый.
Мы как кушать захотим,
То всегда садимся с ним (хлеб) Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (о хлебе.)
Без хлеба мы не сможем полноценно завтракать, обедать, ужинать. Без хлеба человеку трудно прожить.
И поэтому говорят, хлеб - всему голова.
Мы сейчас отправимся в путешествие и вспомним, откуда и как хлеб попадает к нам на стол.
Ребята, и начнем мы своё путешествие с поля.
Сначала хлебороды готовят поле к посеву. Осенью специальными машинами -разбрасывателями вносят в почву удобрения. Потом тракторами вспаивают землю, перемешивая её с удобрениями и одновременно боронуют – рыхлят почву, чтобы не было комков.
Для чего он это делают?
Чтобы земля была мягкая, чтобы зернам было уютно, и они не остались на поверхности. Землю вспахали, а потом что делают в поле? Нужно посеять зёрна. Здесь помогают машины сеялки.
– А что нужно для того, чтобы зерна проросли? (Солнце, вода, удобрения).
Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что?
В колосья. Хлебное поле ещё называют нивой.
Когда колосья созреют нужно и убирать и выходят в поле машины – комбайны. Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна.
И эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые едут рядом с комбайном.
Затем зерно везут в зернохранилище (амбар, элеватор) Там при определенной температуре и влажности ранят зерно.
А дальше зерно попадает на мукомольный завод. Из зерна там делают муку.
Дальше везут муку на хлебокомбинат. Замешивают тесто, пекут хлеб.
А затем хлеб везут в магазин, где мы его и покупаем. Как называется магазин, где мы покупаем хлеб? (хлебный)
Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый?
Черный хлеб получается из ржаной муки, а получают её из ржи. Белый хлеб пекут из пшеничной муки, а получают её из пшеницы. Значит сеют зерна ржи и пшеницы.
Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую сеют осенью, яровую — весной.
Из чего состоит колос? (Стебель, зерно, усики.) Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи — длинные.
Вот мы сейчас увидели, как трудно вырастить хлеб? Это огромный труд людей разных профессий.
- Чьи же руки прикасались к хлебу? (Руки, тракториста, агронома, комбайнера, шофера, грузчика, мельника, пекаря, кондитера, продавца).
- Что делают трактористы? (Трактористы пашут землю, сеют зерно).
- Что должен знать агроном? (Агроном должен знать, когда начинать сеять зерно и убирать урожай, как удобрять землю, как уберечь урожай от вредителей и болезней, сорняков).
- Что делают комбайнеры? (На комбайнах срезают колосья и обмолачивают).
- Что делают шоферы? (Везут зерно на элеватор, где оно хранится. Потом зерно везут на мукомольные заводы. Потом муку в специальных машинах везут на хлебозаводы и в пекарни).
- Что делают пекари? (Пекари пекут из муки хлеб, батоны, булки).
- Что делают продавцы? (Продавцы в магазинах продают хлеб).
- Вот какой длинный путь проходит хлеб от поля до нашего стола.
- Но не всегда так было…
В давние времена крестьяне в соху запрягали лошадь и пахали землю. Ко дню сева готовились особенно: надевали праздничные рубашки и с лукошками на груди выходили в поле. Из лукошка семена пшеницы разбрасывались по полю равномерно. Посеяли семена в землю. Идёт время, зёрна прорастают из земли, появляются всходы и вот уже всё поле в золотых колосьях. Созрела рожь, пшеница, колосья стали золотыми. Пришла пора убирать урожай. Медлить нельзя: колосья могут осыпаться и зёрна упадут на землю. Убирали урожай косами и серпами: колосья срезали, да в снопы вязали. Работа была очень трудная. Срезанные колоски собирали в снопы. А как же из колосьев хлеб получить? Брали крестьяне цепы и молотили ими колосья, зернышки из колосьев и вылетали. Молотить цепами - это тяжелая работа. После обмолота зерно веяли, стоя на ветру, с помощью лопаты. Потом зерно везли на мельницу. Мельники с помощью ветряных и водяных мельниц мололи муку. Обмолоченное зерно везли на мельницу. В далеком прошлом хлеб не покупали в магазине, а пекли хозяйки в русской печи. Тесто начинали замешивать ещё на рассвете.
- Хлеб – наше богатство! Хлеб даёт здоровье и силу людям. Хлебом – солью встречают гостей. С хлебом связаны традиции и обычаи русского народа. О хлебе сложено много песен, стихов, сказок, пословиц и поговорок.
Пословицы про хлеб.
-Хлеб – всему голова
-Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
- Будет хлеб- будет и песня
- Хлеб батюшка, вода-матушка
- Без хлеба – нет обеда
- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
- Берегите хлеб, он наше богатство.
Вот он хлебушек душистый,
Как люди должны относиться к хлебу?
Дидактическая игра «Какой бывает хлеб?»
(Вкусный, мягкий, пышный, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный, хрустящий,)
Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. А какие вы знаете хлебобулочные изделия? (Булочки, рогалики, плетенки, пряники, печенье, сушки, баранки, пирожные, кулебяки, пироги, пирожки, калачи, ватрушки, блины, оладьи).
Дидактическая игра «Добавь слово»
В предложениях потерялось слово ХЛЕБ, нам нужно его вернуть на место, чтобы получилось правильное предложение.
У нас дома нет … (хлеба).
Я люблю черный … (хлеб).
Мама попросила меня сходить за … (хлебом).
Катя любит есть суп с … (хлебом).
Мы очень рады вкусному … (хлебу).
Я знаю пословицу о … (хлебе).
Дидактическая игра «Есть – нет – много»
Например: есть хлеб, нет хлеба, много хлеба.(баранки….)
Дидактическая игра «Назови ласково»
Например: хлеб - хлебушек
пирог
калач
блин
булка
батон
пряник
торт
баранка
ватрушка
бублик
Дидактическая игра «Назови какой, какая, какое?»
Например: печенье из овсянки. Какое печенье? — Овсяное.
Хлеб из ржи – ржаной;
Хлеб из пшеницы – пшеничный;
Каша из овса – овсяная;
Каша из пшена – пшенная;
Каша из ячменя – ячневая;
Каша из кукурузы - кукурузная;
Каша из гречихи – гречневая;
Поле с рожью – ржаное;
Поле с пшеницей – пшеничное;
Поле с овсом – овсяное;
Поле с ячменем – ячменное;
Поле с кукурузой – кукурузное;
Поле с гречихой – гречишное;
Поле с просом - просяное
Дидактическая игра «Сосчитай»
Например: одно зернышко, два зернышка, три ..., четыре ..., пять зернышек, и т.д.
(колос, кукуруза, початок, урожай, стебель).
Физкультминутка
Едем в поле. дети встают друг за другом «едут» в поле на машинах.
На кочку наехали подпрыгивают,
В яму заехали приседают,
Горки объехали делают повороты вправо и влево.
и на поле приехали.
Вот он хлебушек душистый,
С хрусткой корочкой витой
Вот он тёплый, золотистый.
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
Выполнение задания на листочках.
Итог занятия.