ТЕМА. Синонимы. Подбор синонимов к слову
ЦЕЛИ:
Коррекционно-образовательные:
Расширять и актуализировать знания учащихся о синонимах;
формировать умение подбирать синоним к словам различных частей речи;
расширять пассивный и активный словарный запас;
развивать навыки связного высказывания;
развивать слухоречевую память;
учить видеть оттенки значений слов;
развивать эмоциональное восприятие нового материала;
формирование навыка полного ответа на поставленные учителем вопросы.
Коррекционно-развивающие:
Активизировать знания учащихся в области лексикологии, познакомить с синонимической группой слов;
закрепить знания учащихся о частях речи;
развивать слуховое и зрительное внимание;
развивать пространственное ориентирование;
расширять и активизировать словарный запас;
активизировать мыслительную деятельность;
формировать слуховое восприятие.
Коррекционно-воспитывающие:
ОБОРУДОВАНИЕ: запись на доске, тетради, ручки, сюжетные картинки, запись на доске, «Словарик синонимов и антонимов. 1—4 классы». М.Р. Львова.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент
На доске:
Грустный, печальный, глубокий, унылый.
Звонкий, храбрый, смелый, отважный.
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
Запись числа, темы занятия
Логопед выслушивает, редактирует высказывания детей.
Подбор синонимов — имен существительных
Простое слово промежуток: В театре несколько минуток, Пока начнется новый акт, Называется... (антракт). | После урока непременно Нужна ребятам... (перемена). | На время дело прекратив, Мы объявляем... (перерыв). Когда в труде устали слишком — Дают уставшим... (передышку). |
Назовите все слова-синонимы.
На какой вопрос отвечают слова? (Что?)
Что обозначают эти слова? (Предмет.)
На карточке:
Пес, лошадь, собака, коза, корова, псина.
Одноклассник, друг, ровесник, товарищ, приятель.
Работа, дело, забота, труд, перерыв.
Сообщение, известие, рассказ, весть, событие.
Бездельник, лодырь, труженик, лентяй, помощник.
Подбор синонимов — имен прилагательных
Слон сильный ... (мощный).
Песня веселая... (радостная).
Урожай обильный ...(богатый).
Очень сильный мороз — трескучий.
Очень известный писатель — ... (знаменитый).
Очень маленькая туфелька — ... (крохотная).
Очень жаркое лето —,... (знойное).
Очень неаккуратный вид — ... (неряшливый).
Очень худой человек — ... (тощий).
Очень густой лес — ... (дремучий).
Очень холодная вода — ... (студеная).
Очень большой завод — ... (гигантский).
Физкультминутка
Солнце вышло из-за тучки, Мы протянем к солнцу ручки. Ручки в стороны потом Мы пошире разведем. | Потягивания — руки вверх |
Ежик топал по тропинке И грибочек нес на спинке. Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша. | Ходьба на месте |
А навстречу скачет зайка, Длинноухий попрыгайка. В огороде чьем-то ловко Раздобыл косой морковку. | Прыжки на месте |
Мы закончили разминку. Отдохнули ножки, спинки. | Дети садятся за парты. |
(Зайка, длинноухий попрыгайка, косой).
Работа над лексическим значением синонимов — глаголов
На доске:
РАЗМЫШЛЯТЬ, ДУМАТЬ, МЫСЛИТЬ
Прочитайте слова. На какой вопрос отвечают эти слова? (Что делать?)
Что обозначают эти слова? (Действие предмета.)
Как можно назвать эти глаголы? (Синонимы.) Почему?
Подберите глагол к толкованию лексического значения.
Учитель-логопед читает толкование слова, учащиеся подбирают глагол.
Думать о чем-нибудь определенном, стараясь прийти к каким-нибудь выводам. (Думать.)
Быть занятым какими-то мыслями (Мыслить.)
Сопоставлять мысли и делать из них выводы (Размышлять.)
На доске:
БОЯТЬСЯ, ОПАСАТЬСЯ, ПУГАТЬСЯ, ТРУСИТЬ
Подберите глагол к толкованию лексического значения.
Учитель-логопед читает толкование слова, учащиеся подбирают глагол.
Думать о возможной угрозе или несчастье. (Трусить.)
Испытывать страх неожиданно; человека может испугать то, чего он в обычное время не боится. (Пугаться.)
Испытывать небольшой страх. (Опасаться.)
Испытывать страх. (Бояться.)
СКАЗАТЬ — ... молвить, произнести, проговорить, лепетать, сообщать, заявлять, изрекать, разговаривать, толковать, беседовать, болтать.
ВИДЕТЬ — ... наблюдать, замечать, примечать, смотреть, глядеть, взирать, глазеть.
ДЕЛАТЬ — ... мастерить, сооружать, творить, создавать.
Итог занятия
Как называются слова, близкие по значению?
Какое задание было трудным?
Какое задание было интересным?