Задачи:
Развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов;
Расширять и уточнять словарь детей по лексической теме "Первоцветы";
Развивать общую моторику у детей;
Развивать неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, логическое мышление).
Закрепить знания детей о первоцветах.
Знакомство со звуком [ч]
Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности;
Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий.
Оборудование: Разрезные картинки цветов, макет паровозика из Ромашкова, раскраски; изображение буквы ч.
Ход работы
Здравствуйте ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на лесную поляну, где познакомимся с первоцветами.
Ребята, знаете ли вы, что такое первоцвет? (Логопед разъясняет новую тему)
Для того, чтобы узнать, кто нас отвезет на лесную полянку, мы должны отгадать загадку!
«Печь по рельсам быстро мчит
Громыхает и стучит.
За собою тащит воз,
То не печь, а…»(Паровоз)
Молодцы, сегодня к нам в гости приехал паровозик из Ромашкова!
Давайте-ка вспомним, с каким звуком у нас едет паровоз?
(Дети произносят звук [ч]).
Правильно! Это звук [ч], а теперь давайте охарактеризуем его!
(согласный, глухой, мягкий.)
Давайте-ка вспомним какие-нибудь слова, где этот звук будет в начале слова? (Чашка, чай, человек, чулок, и т.д.)
Физкультминутка
Ветер веет над полями,
И качается трава.
(Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора.
(Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм,
(Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём.
(Дети садятся.)
Игра "Найди свой вагон".
- Ребята, мы с вами поедем на паровозике, только вот он не простой, а волшебный! (Логопед достает карточки и макет поезда.)
Он повезет нас только тогда, когда все картинки смогут занять свои места. Для начала нужно назвать слова, а потом ориентироваться на число слогов (на вагоне указаны цифры).
Перед детьми лежат картинки: чашка, чайник, бочка, очки, печь, мяч, мочалка, кисточка. Ура! Отправляемся в путь!
Дыхательное упражнение «Цветочек»
Вот мы и приехали в лес. Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).
Составить предложения из рассыпанных слов:
- У, аромат, ландыш, нежный.
- Весна, цветы, распускаются, первые.
- мать-и-мачеха, солнышко, похож, на.
- Я, любуюсь, медуница, красивый.
- Лес, ландыш, расти, в.
Про первоцветы можно сказать, что они красивые, а еще (подбор синонимов)
Д. - Привлекательные, прекрасные, чудесные, милые, приятные.
Л. -Они бывают маленькие.
Д. -Мелкие, изящные, миниатюрные.
Л. –Ароматные
Д. - Душистые, пахучие.
А сейчас, Ребята, я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. Какие первоцветы вы теперь знаете?
(Логопед раздаёт детям нарисованные, первоцветы, дети их раскрашивают и называют).
Подведение итогов.
Что мы сегодня проходили? Логопед отмечает работу каждого ребенка.